Государственная служба и кадры. 2023. № 4. С. 74—76. State service and personnel. 2023;(4):74 — 76.
Научная статья УДК 342
https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-74-76 NIION: 2012-0061-04/23-203
EDN: https://elibrary.ru/SGKRWZ MOSURED: 77/27-008-2023-04-403
О праве на предпринимательство в Российской Федерации (конституционно-правовой аспект)
Александр Николаевич Бровкин
НИИ образования и науки, Москва,
Россия, [email protected]
Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства о праве на предпринимательство в Российской Федерации обосновано несколько суждений: формирование рыночных отношений предполагает наличие эффективного предпринимательства в Российской Федерации; конституционно-правовой основой для предпринимательства являются положения Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. (статьи 1, 8 и другие); занятие предпринимательством является правом дееспособных граждан Российской Федерации; лица, осуществляющие предпринимательство, не освобождаются от юридической ответственности.
Ключевые слова: предпринимательство, малое предпринимательство, среднее предпринимательство, право на предпринимательство, имущественная ответственность гражданина, дееспособность.
Для цитирования: Бровкин А.Н. О праве на предпринимательство в Российской Федерации (конституционно-правовой аспект) // Государственная служба и кадры. 2023. № 4. С. 74—76. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-74-76 ЕЭЫ: https://elibrary.ru/SGKRWZ
Original article
On the right to entrepreneurship in the Russian Federation (constitutional and legal aspect)
Alexander N. Brovkin
Research Institute of Education and Science, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. Based on the analysis of legal literature and legislation on the right to entrepreneurship in the Russian Federation, several judgments are substantiated in the article: the formation of market relations presupposes the existence of effective entrepreneurship in the Russian Federation; the constitutional and legal basis for entrepreneurship are the provisions of the Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993 (Articles 1, 8 and others); entrepreneurship is the right of capable citizens of the Russian Federation; persons engaged in entrepreneurship are not exempt from legal liability.
Keywords: entrepreneur, small entrepreneur, medium entrepreneur, the right to entrepreneurship, property responsibility of a citizen, legal capacity.
For citation: Brovkin A.N. On the right to entrepreneurship in the Russian Federation (constitutional and legal aspect) // State service and personnel. 2023;(4):74—76. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-74-76 EDN: https://elibrary.ru/SGKRWZ
Предметом данной статьи является предпринимательство в Российской Федерации (конституционно-правовой аспект). Первоначально о состоянии теории. Так, И.Н. Плотниковой дается характеристика категории «конституционно-правовая политика», аргументируется необходимость применения идеолого-деятельностного подхода к определению ее сущности: «Оптимальная социально ориенти-
© Бровкин А.Н. М., 2023.
рованная модель развития российского общества должна определять четкие пределы государственного вмешательства в экономику, конкретные паритетные направления социальной защиты граждан, предусматривать стабильное экономическое развитие и рост благосостояния всех категорий российских граждан (один из примеров — реализация экономической доктрины Людвига Эр-харда, ставшая основой подъема немецкой экономики после Второй мировой войны). В выборе
№ 4/2023
Публично-правовые (государственно-правовые) науки
юридических средств, методов и направлений совершенствования конституционно-правовой политики в сфере обеспечения конституционных прав предпринимателей необходимо учесть научные наработки по данной проблематике, мнение самих бизнесменов, институтов гражданского общества (российских общественных объединений промышленников и предпринимателей) и в особенности актуальные и конструктивные предложения Уполномоченного по правам предпринимателей при Президенте РФ, отраженные в его докладах» [4].
С.С. Банковский «с позиций интересов предпринимательского сообщества в историческом ракурсе» рассмотрел «исходные положения советских и российской конституций»: «Сопоставительный анализ с позиций предпринимательства норм Конституции РФ, ГК РФ и не образующих системы нормативных правовых актов о государственном регулировании экономики создает впечатление о «недостающем звене» в правовой регламентации бизнеса — законодательном акте, который конкретизировал бы конституционные идеи в той мере, в которой они могли бы показать предпринимательскому сообществу нормативную картину его желаемого поведения и характер его взаимодействия с государством» [3].
Ю.С. Бурковой «представлена содержательная характеристика некоторых судебных и несудебных инструментов защиты прав предпринимателей и предпринимательских сообществ в рамках системы конституционно-правовых гарантий и государственной поддержки их деятельности»: «...защита прав и интересов предпринимателей может осуществляться как в судебном порядке (в порядке обращения в судебные органы), так и во внесудебном порядке (в порядке обращения в государственные и негосударственные органы). Возможность урегулирования конфликтов в бизнес-среде без обращения в суд свидетельствует о некоторых проявлениях тенденции развития гражданского общества в нашей стране, а также о достаточно высоком уровне гражданской культуры и сильной социальной политике государства» [1].
Е.М. Якимова исследование посвятила «проблеме выявления движущей силы общественного развития, воздействующей через систему правового регулирования, возможности придания роли такой силы равновесию как базовому аксиологическому императиву»: «Механизм обеспечения равновесия системы конституционного регулирования предпринимательской деятельности представляет собой взятые в единстве и взаимодействии правовые средства, применяемые в конституционном регулировании общественных отношений с целью обеспечить устойчивое развитие системы бизнес — общество — государство.
Данный механизм включает следующие базовые элементы:
1) установление конституционных принципов предпринимательской деятельности и обеспечение их применения в конкретных правоотношениях, закрепление конституционных прав и свобод в сфере предпринимательской деятельности, их допустимых ограничений, гарантий их реализации с целью обеспечить пропорциональность социально-экономических процессов, происходящих в обществе;
2) использование моделей участия субъектов предпринимательской деятельности в выработке экономической политики государства как гарантии поддержания непротиворечивости, гармоничности правового массива с целью сохранения стабильного развития системы бизнес — общество — государство;
3) функционирование государственного и негосударственного механизма защиты прав и свобод в сфере предпринимательской деятельности, а также деятельность публичных образований и институтов гражданского общества, направленная на обеспечение возможности реализации прав и свобод человека и гражданина» [6].
Разнообразие суждений о констититуционно-правовой основе предпринимательства во многом предопределено и несовершенством законодательства Российской Федерации.
В первую очередь обращаемся к Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. [об оценке неоднократности внесения извменений и дополнений в Конституцию РФ подроб. см. 2] как к нормативному правовому акту с наивысшей юридической силой на территории Российской Федерации, в которой обнаруживаем несколько принципиально важных положений:
«1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» — ч. 1 ст. 1.
«1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» — ст. 8.
Приведенные положения Конституции РФ о предпринимательстве детализированы в нормативных правовых актах с меньшей юридической силой.
Так, в Федеральном законе РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 6 июля 2007 г. урегулированы отношения, возникающие между юриди-
№ 4/2023
ческими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определены понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки — ст. 1.
Аналогичные нормативные правовые акты приняты и в отдельных субъектах Российской Федерации [о федеративном устройстве РФ под-роб. см. 5].
Так, в городе федерального значения — городе Москве как субъекте Российкой Федерации принят Закон г. Москвы «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве» от 26 ноября 2008 г., в котором урегулированы «отношения, возникающие между органами государственной власти города Москвы, юридическими и физическими лицами в сфере предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в городе Москве, в сфере предоставления поддержки физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». Закон определяет формы и виды такой поддержки, источники ее средств и ресурсов, а также цели и условия деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве.
Таким образом, исследования относительно предпринимательства, в том числе и его конституционно-правовой основы, в Российской Федерации необходимо продолжать.
Во-первых, формирование рыночных отношений предполагает наличие эффективного предпринимательства в Российской Федерации.
Во-вторых, конституционно-правовой основой для предпринимательства являются положения Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. (статьи 1, 8 и другие).
В-третьих, занятие предпринимательством является правом дееспособных граждан Российской Федерации.
В-четвертых, лица, осуществляющие предпринимательство, не освобождаются от юридической ответственности.
Список источников
1. Буркова Ю.С. Конституционно-правовые гарантии деятельности предпринимательских сообществ // Безопасность бизнеса. 2017. № 5. С. 13—17.
2. Галузо В.Н. Власть прокурора в Российской Федерации: Монография. Часть IV. Возрождение права. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021. С. 67—74.
3. банковский С.С. Конституционные основы предпринимательства в России // Предпринимательское право. 2014. № 1. С. 11—22.
4. Плотникова И.Н. Конституционно-правовая политика в сфере реализации права на предпринимательскую деятельность в России // Рос. юрид. журнал. 2020. № 2. С. 103—117.
5. Сухондяева Т.Ю., Галузо В.Н. О проблемах федеративного устройства, административно-территориального и военно-административного деления Российской Федерации // Сетевой электр. науч.-популярный журнал частного и публичного права. 2018. № 1. С. 83—89.
6. Якимова Е.М. Механизм обеспечения равновесия системы конституционного регулирования предпринимательской деятельности: понятие и содержательное наполнение // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 6. С. 37—41.
References
1. Burkova Yu.S. Constitutional and legal guarantees of the activity of business communities // Business security. 2017. № 5. Pp. 13—17.
2. Galuzo V.N. The power of the prosecutor in the Russian Federation: Monograph. Part IV. Revival of Law. Moscow: UNITY-DANA, 2021. Pp. 67—74.
3. Zankovsky S.S. Constitutional foundations of entrepreneurship in Russia // Entrepreneurial law. 2014. № 1. Pp. 11—22.
4. Plotnikova I.N. Constitutional and legal policy in the sphere of realization of the right to entrepreneurial activity in Russia // Russian Law Journal. 2020. № 2. Pp. 103—117.
5. Sukhondyaeva T.Yu, Galuzo V.N. On the problems of the federal structure, administrative-territorial and military-administrative division of the Russian Federation // Online electronic popular scientific journal of private and public law. 2018. № 1. Pp. 83—89.
6. Yakimova E.M. The mechanism of ensuring the balance of the system of constitutional regulation of entrepreneurial activity: the concept and content content // Constitutional and municipal law. 2020. № 6. Pp. 37—41.
Инфоромация об авторе
Бровкин А.Н. — научный сотрудник
Статья поступила в редакцию 09.10.2023; одобрена после рецензирования 08.11.2023; принята к публикации 14.11.2023.
Information about the author
Brovkin A.N. — research associate
The article was submitted 09.10.2023; approved after reviewing 08.11.2023; accepted for publication 14.11.2023.
№ 4/2023