Власть-конспект
Андрей СОЛОВЬЕВ
О ПОНЯТИИ «СПОРТ» С ПРАВОВОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Статья посвящена исследованию и выработке юридического содержания понятия «спорт».
The article is about the research and development the legal content of the concept of sport.
Ключевые слова:
спорт, профессиональный спорт, любительский спорт, спортивное право; sports, professional sports, amateur sports, sports law.
СОЛОВЬЕВ
Андрей
Александрович — к.ю.н., федеральный судья Арбитражного суда Московской области, мастер спорта России $рогЛа'м2014@ rambler.ru
Спорт (англ. — sport, сокращение от первоначального disport — игра, развлечение; фр. — sport; исп. — deporte; нем. — sport; порт. — esporte; итал. — sport), будучи многоаспектным и полисемичным (обладающим множественностью смыслов) понятием, представляет собой часть области человеческой культуры и неотъемлемую часть общественной жизни, политики, медийного пространства, составную часть физической культуры, выступает как средство и метод физического воспитания, система организации, подготовки и проведения соревнований, как средство улучшения здоровья, получения морального и материального удовлетворения, стремления к совершенству и славе.
Как обобщенно указывает С.В. Алексеев, спорт — это, собственно, соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней1.
В общепринятом понимании спорт трактуется как специфический род человеческой активности, характеризующейся состязательностью и реализуемой в целях определения наилучших результатов выполнения установленных упражнений или наиболее достойного участника таких отношений.
Основатель современных Олимпийских игр Пьер де Кубертен когда-то дал такое определение понятию спорта: «Спорт — добровольный и устоявшийся культ интенсивных мышечных упражнений, сопряженный с интенциями высоких достижений, со стремлением и допущением пойти на риск ради таких достижений».
Но сколько бы ни было красивых высказываний, поэтично описывающих ассоциации, связываемые со спортом, или точно указывающих те или иные его черты, в правоприменительной практике их использовать несколько затруднительно. Поэтому возникает необходимость формулирования юридической дефиниции понятия «спорт».
Сразу же считаем важным отметить, что правовая дефиниция понятия «спорт» претерпевала изменения в процессе совершенствования как мирового спорта, так и системы международного олимпийского движения.
Интересно, что в 1927 г. МОК опубликовал своего рода определение любительского спорта. Вначале формулировки были краткими и, по всей вероятности, ясно понимались всеми без особых разъяснений. Но с годами они обрастали дополнениями, пока, наконец, в 1966 г. Правила участия в Олимпийских играх не заняли трех страниц в Олимпийских правилах и разъяснениях к ним2. Если бы чле-
1 Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта : учебник / под ред. П.В. Крашенинникова. — 2-е изд., стереотип. — М. : Юнити-Дана; Закон и право, 2007, с. 82.
2 International Olympic Committee. Olympic Rules and Regulations. — Lausanne : The Committee, 1966.
ны МОК первых лет его существования узнали суммы разрешенной финансовой помощи спортсменам-олимпийцам, то они пришли бы в недоумение и негодование. Любительский спорт образца 1900 г. и образца 1979 г. имеют между собой мало общего. Даже при нынешней свободе толкований нетрудно доказать, что не так много спортсменов без натяжки отвечают требованиям к олимпийцам в изначальном понимании статуса и нравственных качеств таковых.
Во французском, да и международном спортивном праве Жан Луп был одним из первых, кто начал рассматривать понятие спорта комплексно — в институциали-зированном ракурсе, в рамках правовой регламентации и с точки зрения обеспечения состязательности. Как отмечается в учебнике «Спортивное право» (2009 г.), в тот период такая теория вызвала сильную негативную реакцию среди юристов-государствоведов. Более традиционным тогда считался подход на основе строгого видения, объединяющего четыре критерия определения понятия спорта: физическая деятельность, исследование достижения, состязательность, установленные правила. Позднее появлялись различные подходы к определению этого понятия, в каких-то во главу угла ставились физические упражнения при умалении роли организации состязаний и правил, в других, наоборот, артикулировалась идея о том, что спортивная деятельность является таковой постольку, поскольку она установлена правилами, определяющими рамки состязаний, в которых физическое достижение будет зафиксировано1.
Спортивный кодекс Франции определяет понятие «спорт» как важный элемент воспитания, культуры, интегрирования и общественной жизни, способствующий борьбе с неуспеваемостью, сокращению социального и культурного неравенства, а также укреплению здоровья (ст. L100-1). То есть, законодатель ушел от точного формулирования определения указанного понятия.
Китайский законодатель также постарался уйти от точного формулирования юридической дефиниции понятия «спорт», ограничившись упоминанием о
1 Jestaz P. Réflexions sur la nature de la règle sportive. Des chicanes sur une chicane [Размышления о природе спортивного правила. Кляузы на кляузе] // Rev. jur. éco. sport, 1990, № 13, p. 3.
том, что государство придерживается принципа, что физическая культура и спорт служат экономическому строительству, национальной обороне и социальному развитию согласно ст. 3 закона Китайской Народной Республики «О физической культуре и спорте» от 29.08.1995 (принят на 15-м заседании Постоянной комиссии 8-го Национального Народного Конгресса 29 августа 1995 г. и обнародован приказом № 55 Президента Китайской Народной Республики 29 августа 1995 г.).
Того же подхода придерживались законодатели Алжира, ограничившиеся общими декларациями: «Физкультура и спорт, фундаментальные элементы воспитания, способствуют физическому и интеллектуальному развитию граждан и профилактике их здоровья. Они представляют собой важный фактор для улучшения социального и культурного положения молодежи и усиления социальной сплоченности» (ст. 2 закона Республики Алжир № 04-10 от 14 августа 2004 г. относительно физкультуры и спорта). Правда, они уделили чуть больше внимания понятию элитарного спорта: «Элитарный спорт и спорт высокого уровня состоит в подготовке и участии в специализированных состязаниях, направленных на реализацию спортивных достижений, оцениваемых по отношению к национальным, международным и мировым техническим нормам» (ст. 22 указанного закона Республики Алжир).
В России законодатель избрал иной подход, сделав попытку юридически определить рассматриваемое понятие.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 (с последующими изменениями) спорт определяется как «сфера социальнокультурной деятельности, как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним» (п. 12 ст. 2); детализируется это определение через дополнительное дефинирование понятия «профессиональный спорт»: «часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату»
(п. 11 ст. 2) и понятия «спорт высших достижений»: «часть спорта, направленная на достижение спортсменами высоких спортивных результатов на официальных всероссийских спортивных соревнованиях и официальных международных спортивных соревнованиях» (п. 13 ст. 2).
Понятно, что эти формулировки не очень далеко ушли в своем уточнении рассматриваемого понятия от подходов в вышеупомянутых странах.
Но мы не находим более четкого определения ни в Олимпийской хартии от 7 июля 2007 г., ни в Спортивной хартии Европы от 1992 г.
Несколько более четко и развернуто дает определение понятия «спорт» кодекс спортивной этики Совета Европы «Справедливая игра — путь к победе»: «Спорт признается... как вид индивидуальной деятельности, которая, при ее справедливом проведении, предоставляет возможности самоусовершенствования, самовыражения и реализации личных достижений, приобретения навыков и демонстрации мастерства; социального взаимодействия, хорошего проведения свободного времени, здоровья и благополучия» (п. 7).
В общем-то, считаем, все это связано с тем, что и сама наука спортивного права не особенно много внимания уделяет определению этого понятия.
Даже известный теоретик спортивного права С.В. Алексеев определяет понятие «спорт» в широком значении, включая (методом простого перечисления) в него «физическое воспитание, детский и юношеский спорт, спорт инвалидов, спорт для всех, спорт высших достижений (олимпийский и профессиональный) и т.д.».
На основе проведенного нами анализа (коим изложенное в настоящей статье не исчерпывается) существующих подходов к определению понятия «спорт» считаем обоснованным предложить следующее авторское определение понятия «спорт».
Спорт — это организованная по определенным правилам индивидуальная и коллективная, профессиональная и любительская, систематическая и периодическая деятельность, сопряженная с состязанием совокупностей физических, психологических и интеллектуальных данных и способностей ее участников, а равно специальная практика подготовки к этой деятельности и общественные отношения, возникающие в связи с ними.