Научная статья на тему 'О понятии, признаках и классификации шествий'

О понятии, признаках и классификации шествий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
149
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
публичные мероприятия / шествие / признаки / классификация / общественное место / дефиниция / передвижение / public events / procession / signs / classification / public place / definition / movement

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Валерьевич Грамотеев

В статье приведен исчерпывающий перечень признаков и оснований классификации шествий, а также сформулировано более расширенное и емкое определение этого понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the concept, signs and classification of processions

The article provides an exhaustive list of signs and grounds for the classification of processions, and also formulates a more extensive and compre hensive definition of this concept.

Текст научной работы на тему «О понятии, признаках и классификации шествий»

Закон и право. 2021. № 11. С. 206-208. Law and legislation. 2021;(11):206-208.

Научная статья УДК 343

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-206-208 NIION: 1997-0063-11/21-001 MOSURED: 77/27-001-2021-11-200

О понятии, признаках и классификации шествий

Сергей Валерьевич Грамотеев

Академия управления МВД России, Москва, Россия, gramserg@mail.ru

Аннотация. В статье приведен исчерпывающий перечень признаков и оснований классификации шествий, а также сформулировано более расширенное и емкое определение этого понятия.

Ключевые слова: публичные мероприятия, шествие, признаки, классификация, общественное место, дефиниция, передвижение.

Для цитирования: Грамотеев С.В. О понятии, признаках и классификации шествий // Закон и право. 2021. № 11. С. 206—208. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-206-208

Original article

On the concept, signs and classification of processions

Sergey V. Gramoteev

Academy of Management of the interior Ministry of Russia, Moscow, Russia, gramserg@mail.ru

Abstract. The article provides an exhaustive list of signs and grounds for the classification of processions, and also formulates a more extensive and comprehensive definition of this concept.

Keywords: public events, procession, signs, classification, public place, definition, movement. For citation: Gramoteev S.V. On the concept, signs and classification of processions // Law and legislation. 2021;(11):206—208. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-206-208

Гобытия в Российской Федерации начала 2021 г., выразившиеся в «протестах в под-'^»«'•держку российского оппозиционного лидера Алексея Навального» [8] и проводившиеся в основном в форме митингов и шествий, явились подтверждением того, что публичные мероприятия в форме шествия не только нуждаются в дополнительном углубленном исследовании, но и требуют повышенного внимания со стороны органов государственной власти.

Особенностью прошедших мероприятий является их непостоянный и непрогнозируемый характер, спонтанное изменение форм акций и мест их проведения, возникновение стихийных ше-

© Грамотеев С.В. М., 2021.

ствий огромных масс людей по улицам городов, что, несомненно, создавало угрозу сформулированному А. Г. Елагиным «закону общественной безопасности» [5] и требовало незамедлительного принятия мер по стабилизации ситуации.

На страницах своей книги «Права и свободы человека и гражданина» Ю.И. Лейбо, Г. П. Толстопятенко, К. А. Экштайн утверждают, что право граждан на проведение публичных мероприятий, в том числе шествий, относится к числу неотъемлемых и основополагающих функциональных элементов демократического общества [6].

По мнению английского специалиста по конституционному и международному частному праву A.B. Дайси, «право собираться есть не что иное, как результат взгляда судов на индивиду-

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021

альную свободу личности и индивидуальную свободу слова» [4].

В связи с отсутствием в Федеральном законе РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ (далее — ФЗ № 54) полного перечня признаков шествия представляется целесообразным определить следующие:

1. Проводится по инициативе граждан РФ, политической партии, религиозного или общественного объединения, их регионального отделения и иных структурных подразделений.

2. Имеет: открытый, мирный, организованный, согласованный или несогласованный характер.

3. Характеризуется участием массового количества граждан.

4. Проводится в общественном месте.

5. Осуществляется путем передвижения, в том числе с использованием транспортных и звукоусиливающих технических средств.

6. Цель данной акции — акцентирование внимания на определенные вопросы или проблемы.

Указанные характеризующие признаки, которые не обязательно являются исчерпывающими, позволяют без особого труда отграничить шествие от других публичных мероприятий.

В статье 2 ФЗ № 54 законодатель формулирует очень узкое определение понятия шествие [2]. Однако, учитывая перечисленные признаки данной формы публичного мероприятия, в настоящее время уместным будет обозначить более широкое и четкое определение шествия.

Таким образом, расширенную и более емкую дефиницию можно сформулировать как проводимое по инициативе граждан РФ, политической партии, религиозного или общественного объединения, их регионального отделения и иных структурных подразделений открытое, мирное, организованное, согласованное или несогласованное с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления передвижение массового количества граждан в общественном месте, в том числе с использованием транспортных и звукоусиливающих технических средств в целях акцентирования внимания на определенные вопросы или проблемы.

Кроме того, шествия могут быть классифицированы по следующим основаниям:

1. По порядку уведомления: согласованные и несогласованные. Обычно организаторы, по инициативе которых проводятся согласованные мероприятия, заблаговременно уведомляют органы исполнительной власти, предоставляют

необходимые данные и получают соответствующие уведомления о разрешении либо отказе в проведении мероприятия. Проведение несогласованных шествий, как правило, может сопровождаться различными действиями протестно-го характера, которые «используется политическими и гражданскими активистами для выражения своих требований и в попытках повлиять на текущие политические решения» [7].

2. По территориальному признаку: от районного до государственного масштаба, что в определенной мере существенно влияет на количество привлекаемых сил и средств для обеспечения общественной безопасности.

3. По количеству участников: крупные (от десятков до сотен тысяч участников), средние (несколько сотен человек) и малые (более десяти лиц).

4. По содержанию. Могут проводиться как: прохождения (в том числе болельщиков спортивных команд), процессии, траурные мероприятия (похороны известных лиц, криминальных авторитетов, видных политических деятелей), проведение ритуальных, церковных и культурных обрядов, рекламные акции, парады, флешмобы, передвижные цепочки и т.д.

5. По месту проведения. Возможно проведение в общественных местах, на открытой местности, на территориях различных организаций и учреждений.

6. По периодичности проведения: разовые (например, открытие различных мемориальных комплексов), повторяющиеся (всевозможные мероприятия спортивной направленности), повседневные.

7. По возможности участия: без ограничения доступа, имеющие количественный лимит участников или предполагающие наличие определенного социального статуса, не ограничивающие нахождение неорганизованного населения в зоне проведения.

8. По составу участников: смешанные и однородные (например, представленные одной из социальных категорий граждан: студенты, пенсионеры, трудящиеся).

9. По способу возникновения: носящие организованный или спонтанный характер.

10. По категориям: первая — обычное шествие, вторая — шествие, сопровождающееся активными и пассивными формами пропаганды и агитации (транспаранты, флаги, звуковое сопровождение).

Предложенная классификация, в зависимости от различного рода обстоятельств или конкретных исторических событий, происходящих в

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021

жизни общества и государства, безусловно, может быть расширена или дополнена соответствующими положениями.

Таким образом, формулирование исчерпывающего перечня признаков, оснований классификации, а также более расширенного и емкого определения понятия шествия позволяет под иным углом зрения посмотреть на данный вид публичного мероприятия.

Список источников

1. Федеральный закон РФ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 08.05.1994 № 3-Ф3 // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3466.

2. Федеральный закон РФ«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 № 54-ФЗ (ред. от 11.10.2018) // http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd= 102087370

3. Федеральный закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях» от 07.06.2017 № 107-ФЗ // СЗ РФ. 2017. № 24. Ст. 3476.

4. Дайси A.B. Основы государственного права Англии: Введение в изучение англ. конституции (Introduction to the study of the law of the constitution): / Пер. с 3-го англ. изд. О.В. Полторацкой. Под ред. П.Г. Виноградова. СПб.: Л.Ф. Пантелеев, 1891. [4]. VIII, VIII. С. 206.

5. Елагин А.Г. Некоторые законы безопасности и их характеристики // Тр. Академии управления МВД России. 2020. № 4 (56). С. 17.

6. Лейбо Ю.И., Толстопятенко Г.П., ЭкштайнS.A. Права и свободы человека и гражданина. М., 2000. 447 с.

7. Лобанова О.Ю., Семенов A.B. Репертуар протестных действий: опыт социокультурного

анализа // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2013. № 1 (20). С. 124.

8. Протесты в поддержку Алексея Навального (2021) // URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/ Протесты_в_поддержку_Алексея Навально-го_(2021) (Дата обращения: 09.03.2021)

References

1. Federal law of the Russian Federation «On the status of a Senator of the Russian Federation and status of Deputy of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation» dated 08.05.1994 № 3-FZ // SZ the Russian Federation. 1999. № 28. St. 3466.

2. Federal law «On assemblies, rallies, demonstrations, processions and picketing» from 19.06.2004 № 54-FZ (as amended on 11.10.2018) // http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody= &nd=102087370

3. Federal Law of the Russian Federation «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation regarding the improvement of legislation on public events» dated 07.06.2017 № 107 // SZ the Russian Federation. 2017. № 24. St. 3476.

4. Daisi A. V. Fundamentals of State Law of England: Introduction to the study of the English Constitution / Trans. from the 3rd English edition of O.V. Poltoratskaya. Edited by P.G. Vinogradov. St. Petersburg: L.F. Panteleev, 1891. [4]. VIII, VIII. P. 206.

5. Elagin A.G. Some safety laws and their characteristics // Tr. Academy of Management of the Ministry of internal affairs of Russia. 2020. № 4 (56). P. 17.

6. Leibo Yu.I, Tolstopyatenko G.P., Ekstein K.A. Human and civil rights and freedoms. M., 2000. 447 p.

7. Lobanova O. Yu, Semenov A. V. Repertoire of protest actions: experience of socio-cultural analysis // Bulletin of Archeology, Anthropology and Ethnography. 2013. № 1 (20). P. 124.

8. Protests in support of Alexei Navalny (2021) // URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Protests in Support of Alexey_ Bulk(2021) (Accessed: 03/09/2021)

Информация об авторе

Грамотеев С. В. — адъюнкт

Information about the author

Gramoteev S.V. — асУипс^

Статья поступила в редакцию 13.08.2021; одобрена после рецензирования 08.09.2021; принята к публикации 14.09.2021.

The article was submitted 13.08.2021; approved after reviewing 08.09.2021; accepted for publication 14.09.2021.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.