Закон и право. 2021. № 11. С. 206-208. Law and legislation. 2021;(11):206-208.
Научная статья УДК 343
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-206-208 NIION: 1997-0063-11/21-001 MOSURED: 77/27-001-2021-11-200
О понятии, признаках и классификации шествий
Сергей Валерьевич Грамотеев
Академия управления МВД России, Москва, Россия, gramserg@mail.ru
Аннотация. В статье приведен исчерпывающий перечень признаков и оснований классификации шествий, а также сформулировано более расширенное и емкое определение этого понятия.
Ключевые слова: публичные мероприятия, шествие, признаки, классификация, общественное место, дефиниция, передвижение.
Для цитирования: Грамотеев С.В. О понятии, признаках и классификации шествий // Закон и право. 2021. № 11. С. 206—208. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-206-208
Original article
On the concept, signs and classification of processions
Sergey V. Gramoteev
Academy of Management of the interior Ministry of Russia, Moscow, Russia, gramserg@mail.ru
Abstract. The article provides an exhaustive list of signs and grounds for the classification of processions, and also formulates a more extensive and comprehensive definition of this concept.
Keywords: public events, procession, signs, classification, public place, definition, movement. For citation: Gramoteev S.V. On the concept, signs and classification of processions // Law and legislation. 2021;(11):206—208. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-206-208
Гобытия в Российской Федерации начала 2021 г., выразившиеся в «протестах в под-'^»«'•держку российского оппозиционного лидера Алексея Навального» [8] и проводившиеся в основном в форме митингов и шествий, явились подтверждением того, что публичные мероприятия в форме шествия не только нуждаются в дополнительном углубленном исследовании, но и требуют повышенного внимания со стороны органов государственной власти.
Особенностью прошедших мероприятий является их непостоянный и непрогнозируемый характер, спонтанное изменение форм акций и мест их проведения, возникновение стихийных ше-
© Грамотеев С.В. М., 2021.
ствий огромных масс людей по улицам городов, что, несомненно, создавало угрозу сформулированному А. Г. Елагиным «закону общественной безопасности» [5] и требовало незамедлительного принятия мер по стабилизации ситуации.
На страницах своей книги «Права и свободы человека и гражданина» Ю.И. Лейбо, Г. П. Толстопятенко, К. А. Экштайн утверждают, что право граждан на проведение публичных мероприятий, в том числе шествий, относится к числу неотъемлемых и основополагающих функциональных элементов демократического общества [6].
По мнению английского специалиста по конституционному и международному частному праву A.B. Дайси, «право собираться есть не что иное, как результат взгляда судов на индивиду-
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021
альную свободу личности и индивидуальную свободу слова» [4].
В связи с отсутствием в Федеральном законе РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ (далее — ФЗ № 54) полного перечня признаков шествия представляется целесообразным определить следующие:
1. Проводится по инициативе граждан РФ, политической партии, религиозного или общественного объединения, их регионального отделения и иных структурных подразделений.
2. Имеет: открытый, мирный, организованный, согласованный или несогласованный характер.
3. Характеризуется участием массового количества граждан.
4. Проводится в общественном месте.
5. Осуществляется путем передвижения, в том числе с использованием транспортных и звукоусиливающих технических средств.
6. Цель данной акции — акцентирование внимания на определенные вопросы или проблемы.
Указанные характеризующие признаки, которые не обязательно являются исчерпывающими, позволяют без особого труда отграничить шествие от других публичных мероприятий.
В статье 2 ФЗ № 54 законодатель формулирует очень узкое определение понятия шествие [2]. Однако, учитывая перечисленные признаки данной формы публичного мероприятия, в настоящее время уместным будет обозначить более широкое и четкое определение шествия.
Таким образом, расширенную и более емкую дефиницию можно сформулировать как проводимое по инициативе граждан РФ, политической партии, религиозного или общественного объединения, их регионального отделения и иных структурных подразделений открытое, мирное, организованное, согласованное или несогласованное с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления передвижение массового количества граждан в общественном месте, в том числе с использованием транспортных и звукоусиливающих технических средств в целях акцентирования внимания на определенные вопросы или проблемы.
Кроме того, шествия могут быть классифицированы по следующим основаниям:
1. По порядку уведомления: согласованные и несогласованные. Обычно организаторы, по инициативе которых проводятся согласованные мероприятия, заблаговременно уведомляют органы исполнительной власти, предоставляют
необходимые данные и получают соответствующие уведомления о разрешении либо отказе в проведении мероприятия. Проведение несогласованных шествий, как правило, может сопровождаться различными действиями протестно-го характера, которые «используется политическими и гражданскими активистами для выражения своих требований и в попытках повлиять на текущие политические решения» [7].
2. По территориальному признаку: от районного до государственного масштаба, что в определенной мере существенно влияет на количество привлекаемых сил и средств для обеспечения общественной безопасности.
3. По количеству участников: крупные (от десятков до сотен тысяч участников), средние (несколько сотен человек) и малые (более десяти лиц).
4. По содержанию. Могут проводиться как: прохождения (в том числе болельщиков спортивных команд), процессии, траурные мероприятия (похороны известных лиц, криминальных авторитетов, видных политических деятелей), проведение ритуальных, церковных и культурных обрядов, рекламные акции, парады, флешмобы, передвижные цепочки и т.д.
5. По месту проведения. Возможно проведение в общественных местах, на открытой местности, на территориях различных организаций и учреждений.
6. По периодичности проведения: разовые (например, открытие различных мемориальных комплексов), повторяющиеся (всевозможные мероприятия спортивной направленности), повседневные.
7. По возможности участия: без ограничения доступа, имеющие количественный лимит участников или предполагающие наличие определенного социального статуса, не ограничивающие нахождение неорганизованного населения в зоне проведения.
8. По составу участников: смешанные и однородные (например, представленные одной из социальных категорий граждан: студенты, пенсионеры, трудящиеся).
9. По способу возникновения: носящие организованный или спонтанный характер.
10. По категориям: первая — обычное шествие, вторая — шествие, сопровождающееся активными и пассивными формами пропаганды и агитации (транспаранты, флаги, звуковое сопровождение).
Предложенная классификация, в зависимости от различного рода обстоятельств или конкретных исторических событий, происходящих в
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021
жизни общества и государства, безусловно, может быть расширена или дополнена соответствующими положениями.
Таким образом, формулирование исчерпывающего перечня признаков, оснований классификации, а также более расширенного и емкого определения понятия шествия позволяет под иным углом зрения посмотреть на данный вид публичного мероприятия.
Список источников
1. Федеральный закон РФ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 08.05.1994 № 3-Ф3 // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3466.
2. Федеральный закон РФ«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 № 54-ФЗ (ред. от 11.10.2018) // http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd= 102087370
3. Федеральный закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях» от 07.06.2017 № 107-ФЗ // СЗ РФ. 2017. № 24. Ст. 3476.
4. Дайси A.B. Основы государственного права Англии: Введение в изучение англ. конституции (Introduction to the study of the law of the constitution): / Пер. с 3-го англ. изд. О.В. Полторацкой. Под ред. П.Г. Виноградова. СПб.: Л.Ф. Пантелеев, 1891. [4]. VIII, VIII. С. 206.
5. Елагин А.Г. Некоторые законы безопасности и их характеристики // Тр. Академии управления МВД России. 2020. № 4 (56). С. 17.
6. Лейбо Ю.И., Толстопятенко Г.П., ЭкштайнS.A. Права и свободы человека и гражданина. М., 2000. 447 с.
7. Лобанова О.Ю., Семенов A.B. Репертуар протестных действий: опыт социокультурного
анализа // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2013. № 1 (20). С. 124.
8. Протесты в поддержку Алексея Навального (2021) // URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/ Протесты_в_поддержку_Алексея Навально-го_(2021) (Дата обращения: 09.03.2021)
References
1. Federal law of the Russian Federation «On the status of a Senator of the Russian Federation and status of Deputy of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation» dated 08.05.1994 № 3-FZ // SZ the Russian Federation. 1999. № 28. St. 3466.
2. Federal law «On assemblies, rallies, demonstrations, processions and picketing» from 19.06.2004 № 54-FZ (as amended on 11.10.2018) // http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody= &nd=102087370
3. Federal Law of the Russian Federation «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation regarding the improvement of legislation on public events» dated 07.06.2017 № 107 // SZ the Russian Federation. 2017. № 24. St. 3476.
4. Daisi A. V. Fundamentals of State Law of England: Introduction to the study of the English Constitution / Trans. from the 3rd English edition of O.V. Poltoratskaya. Edited by P.G. Vinogradov. St. Petersburg: L.F. Panteleev, 1891. [4]. VIII, VIII. P. 206.
5. Elagin A.G. Some safety laws and their characteristics // Tr. Academy of Management of the Ministry of internal affairs of Russia. 2020. № 4 (56). P. 17.
6. Leibo Yu.I, Tolstopyatenko G.P., Ekstein K.A. Human and civil rights and freedoms. M., 2000. 447 p.
7. Lobanova O. Yu, Semenov A. V. Repertoire of protest actions: experience of socio-cultural analysis // Bulletin of Archeology, Anthropology and Ethnography. 2013. № 1 (20). P. 124.
8. Protests in support of Alexei Navalny (2021) // URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Protests in Support of Alexey_ Bulk(2021) (Accessed: 03/09/2021)
Информация об авторе
Грамотеев С. В. — адъюнкт
Information about the author
Gramoteev S.V. — асУипс^
Статья поступила в редакцию 13.08.2021; одобрена после рецензирования 08.09.2021; принята к публикации 14.09.2021.
The article was submitted 13.08.2021; approved after reviewing 08.09.2021; accepted for publication 14.09.2021.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021