Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ШЕСТВИЙ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ШЕСТВИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
237
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
совершенствование / обеспечение общественной безопасности / шествия / правопорядок / публичные мероприятия / improvement / ensuring public safety / processions / law and order / public events

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Валерьевич Грамотеев

В статье рассматриваются предпосылки, являющиеся основанием для совершенствования обеспечения общественной безопасности при проведении шествий; предлагаются меры по повышению эффективности деятельности в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сергей Валерьевич Грамотеев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the provision of public safety during processions

The article examines the prerequisites that are the basis for improving public safety during processions, and proposes measures to improve the efficiency of activities in this direction

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ШЕСТВИЙ»

Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24412/2073-3313-2021-3-141-143

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ШЕСТВИЙ

Сергей Валерьевич ГРАМОТЕЕВ, адъюнкт Академии управления МВД России

gramserg@mail.ru

Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность,

правозащитная и правоохранительная деятельность

Аннотация. В статье рассматриваются предпосылки, являющиеся основанием для совершенствования обеспечения общественной безопасности при проведении шествий; предлагаются меры по повышению эффективности деятельности в данном направлении.

Ключевые слова: совершенствование, обеспечение общественной безопасности, шествия, правопорядок, публичные мероприятия.

Annotation. The article examines the prerequisites that are the basis for improving public safety during processions, and proposes measures to improve the efficiency of activities in this direction.

Keywords: improvement, ensuring public safety, processions, law and order, public events.

Рецензент: А.Г. Елагин, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры УДПОООП ЦКШУ Академии управления МВД России

Жизнь не стоит на месте; с течением времени все трансформируется, изменяется, совершенствуется, ненужное, неэффективное постепенно исчезает, забывается, остается в прошлом и, напротив, полезное, плодотворное, действенное функционирует, внедряется в практику, запоминается и, возможно, увековечивается.

Не исключением является и деятельность Министерства внутренних дел Российской Федерации по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности граждан в период подготовки и проведения публичных мероприятий с массовым участием людей, в частности, шествий.

В Основном законе РФ зафиксировано, что «граждане Российской Федерации имеют право

собираться мирно, без оружия, проводить... шествия...» [1].

Федеральный закон РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ (далее — ФЗ № 54) [4] за более чем 15-летний срок действия более десяти раз подвергался изменениям редакциями различных федеральных законов и постановлением Конституционного Суда РФ, что, бесспорно, свидетельствует о систематических изменениях в общественной жизни и своевременной адаптации положений ФЗ № 54.

На сегодняшний день, с учетом происходящих событий в политической, экономической, социальной, культурной и иных сферах жизни, на наш взгляд, существует объективная потребность в совершенствовании такой важной сфе-

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021

ры, как обеспечение общественной безопасности при проведении шествий.

В настоящее время существует так называемый шаблонный подход к процедуре охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности граждан в период подготовки и проведения публичных мероприятий и, в частности, шествий.

Шествия, с учетом динамического характера проведения, который из всего перечня публичных мероприятий характерен еще только для митингов, нуждаются в повышенном внимании к процессу обеспечения безопасности на территориях их прохождения. Данный факт, в свою очередь, обусловливает избрание определенных индивидуально выбранных способов обеспечения безопасности к каждой конкретной акции в указанном формате с учетом места, цели, периода и условий ее проведения. Исходя из этого полиции необходимо выполнять свои функции, принимая во внимание важность и первостепен-ность обеспечения повседневного функционирования жизнедеятельности областного центра, области, края, округа или целого субъекта РФ. В данном контексте видится целесообразным отражение изложенных критериев в определенном правовом алгоритме.

ФЗ № 54 определил шествие как «массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам» [4]. Однако эта форма публичного мероприятия нуждается в законодательном закреплении более расширенного определения с обязательным учетом характерных ему признаков и классификации. Подтверждением этому является тот факт, что шествия могут быть подвержены классификации по следующим критериям: «по территориальному признаку» [9], количеству участников мероприятия, содержанию, месту и периодичности проведения, возможности участия граждан, составу участников, способу возникновения, категориям и т.д.

Одновременно следует отметить, что в законодательстве не содержится каких-либо признаков шествия. На основе анализа этого, бесспорно, основного вида публичных мероприятий, на наш взгляд, возможно выделение и формулировка ряда следующих основных признаков, которые индивидуализируют и выделяют шествие из других форм публичных акций:

■ организуется по инициативе граждан РФ, политической партии, религиозного или общественного объединения;

■ обладает организованным (согласованным или несогласованным) мирным характером;

■ проводится в общественном месте путем передвижения массового количества граждан, в том числе с использованием транспортных и звукоусиливающих технических средств;

■ целью мероприятия является привлечение внимания к определенным конкретным вопросам или проблемам.

Также видится необходимым внесение определенных конкретных корректировок в ряд нормативных правовых актов РФ.

Во-первых, ФЗ № 54 предлагается дополнить положениями об обязательном участии сотрудников полиции в процедуре согласования уведомлений о проведении шествий.

Во-вторых, закрепить в ФЗ № 54 нормы о самостоятельном порядке принятия полицией соответствующих мер, адекватных сложившейся обстановке, по прекращению проведения несогласованных или запрещенных шествий.

В-третьих, дополнить Уголовный кодекс РФ [2] нормами, предусматривающими ответственность за грубые нарушения установленного порядка организации либо проведения шествия.

Кроме того, особого внимания заслуживает корректировка правового статуса народных дружинников, принимающих участие в деятельности по обеспечению правопорядка и общественной безопасности при проведении шествий. Данная процедура должна найти правовое отражение в УК РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях и, естественно, в Федеральном законе «Об участии граждан в охране общественного порядка» от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ [5].

Таким образом, для совершенствования обеспечения общественной безопасности при проведении шествий нужна разработка и формулирование нового категориально-понятийного аппарата, алгоритмов действий, корректировка, изменение, дополнение имеющихся норм и положений нормативно-правовых актов и их внедрение в практическую деятельность субъектов, участвующих в обозначенной сфере.

Библиографический список

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021

01.07.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 18.01.2021)

2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 30.12.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс»

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от

30.12.2020 г., с изм. и доп., вступ. в силу с

15.01.2021 г.) // СПС «Консультант Плюс»

4. Федеральный закон РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ (ред. от 11.10.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»

5. Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка» от 02.04. 2014 г. № 44-ФЗ (ред. от 31.12.2017 г.) // СПС «Консультант Плюс»

6. Головачев И.В. Особенности расчета сил ОВД при охране общественного порядка во время проведения массовых публичных мероприя-

тий // Вопросы совершенствования деятельности МОБ: Сб. № 9. ГУООП МВД РФ. М., 2002.

7. Елагин А.Г., Гугунский А.Н., Чистоборо-дов И.Г., Тулев В.О., Ларионов Б.И., Филиппов М.Д. Обеспечение правопорядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения протестных публичных мероприятий: методические рекомендации. М., 2016. 124 с.

8. Коркин А.В. Методика расчета сил и средств органов внутренних дел, привлекаемых для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении культурно-массовых и публичных мероприятий. Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 2008.

9. Мараев Т.И. К вопросу о разграничении понятий «массовое мероприятие» и «публичное мероприятие» // URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/k-voprosu-o-razgranichenii-ponyatiy-massovoe-meropriyatie-i-publichnoe-meropriyatie/ viewer (Дата обращения: 19.01.2021)

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Московская академия Следственного комитета Российской Федерации

Молодежный экстремизм. Понятие и противодействие: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», по специальностям « Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / под общ. ред. А.М. Багмета. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 319 с.

Молодежный экстремизм

Понятие и противодействие

Раскрываются понятие, причины и психология молодежного экстремизма, меры по противодействию молодежному экстремизму, роль правоохранительных органов, федеральных органов, органов местного самоуправления в предупреждении молодежного экстремизма. Рассматривается противодействие вовлечению молодежи в псевдоисламистские террористические и экстремистские организации и дается квалификация преступлений экстремистского характера. Освещаются особенности выявления, раскрытия и расследования преступлений экстремистской направленности.

Для курсантов, слушателей, студентов, аспирантов и преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку по направлению «Юриспруденция», специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность», а также научных и практических работников правоохранительных органов России.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.