С. В. Тихомиров
О ПОНЯТИИ ОБОРОНЫ КАК ПРЕДМЕТА ВОЕННОГО ПРАВА
Оборона представляет собой сложное, многогранное явление и исследуется представителями различных областей научного знания, которые изучают ее под своим, специфическим углом зрения, в рамках определенной области исследования (военного дела, права, военной истории, философии, политологии, социологии, экономики и других)1.
Исследование обороны как предмета военного права предполагает решение ряда задач. Во-первых, необходимо четко определить сущность и предназначение обороны страны, а также ее черты. Во-вторых, важной исследовательской задачей является определение отличий данного понятия от других смежных категорий.
При этом подход к исследованию обороны с точки зрения проблем военного права предполагает анализ ее понятия, содержания и структуры применительно к анализу Конституции Российской Федерации, норм международного права, Федерального закона "Об обороне" , других законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в данной области.
В соответствии с пунктом "м" статьи 71 Конституции Российской Федерации оборона находится в ведении Российской Федерации и, следовательно, является функцией государственной деятельности и одной из ее областей.
Раскрывая сущность обороны как области государственной деятельности и ее особенностей как предмета правового регулирования военного права, необходимо исходить из определения обороны, данного в статье 1 Федерального закона "Об обороне". В соответствии с этой статьей под обороной понимаются вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории, а также система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите. При научном анализе этого определения представляется необходимым отметить следующие сущностные черты этой категории.
Прежде всего, необходимо отметить, что оборона как область государственной деятельности и предмет военного права представляет собой совокупность политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и собственно вооруженной защиты Россий-
ской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. Эта совокупность определяется Федеральным законом "Об обороне" и другими законодательными актами Российской Федерации.
Давая анализ указанному определению, можно выделить несколько черт, определяющих сущность и понятие обороны как области государственной деятельности и отличающих его от других смежных областей государственной деятельности.
Во-первых, оборона связана с такой функцией Российской Федерации, как защита суверенитета, целостности и неприкосновенности ее территории (статья 4 Конституции Российской Федерации). Защита Российской Федерацией своих пространственных пределов, как выражения суверенитета в отношениях с другими государствами, предусмотрено многочисленными международно-
правовыми актами. В их числе - Устав ООН, Устав Совета Европы, основополагающие документы СНГ и другие. Защита и обеспечение целостности и неприкосновенности территории как своего суверенитета от опасности нападения со стороны других государств является одной из функций Российской Федерации, как и любого государства.
Общее понятие суверенитета выражается общепринятой в международном праве формулой: суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях3.
Во-вторых, чертой обороны, отличающей ее от других областей государственной деятельности, является то, что оборона связана с применением военной силы и подготовкой к применению военной силы.
По взглядам ряда военных теоретиков и в соответствии с Военной доктриной Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 7 064, современная война, если она случится, окажет влияние на все сферы жизнедеятельности человечества и будет носить коалиционный характер. В ней найдут свое отражение такие методы как широкое использование непрямых, неконтактных и других (в том числе нетрадиционных) форм и способов действий, дальнего огневого и электронного поражения, активное информационное противоборство, дезориентация общественного мнения в отдельных государствах и мирового сообщества в целом.
В-третьих, чертой обороны является также то, что оборона есть защита (подготовка к защите) от вооруженного нападения (агрессии) на Российскую Федерацию иностранного государства или группы государств.
Оборона (самооборона) в международном праве определяется как один из видов правомерного применения силы в международных отношениях. Самооборона государства определяется как одно из средств борьбы с вооруженным нападением, агрессией5.
Важнейшими международно-правовыми нормами, закрепляющими право государств, в том числе и Российской Федерации, на оборону, является пункт 4 статьи 2 и статья 51 Устава Организации Объединенных Наций.
В связи с изложенным, оборону необходимо отличать от других форм военной деятельности государства, и в частности, борьбы с терроризмом, а также от выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации, что в ряде случаев может рассматриваться как коллективная самооборона группы государств в соответствии с международным правом.
Следовательно, оборона как вид государственной деятельности и предмет военного права характеризуется следующими чертами:
оборона связана с реализацией такой функции Российской Федерации, как защита суверенитета, целостности и неприкосновенности ее территории (статья 4 Конституции Российской Федерации);
оборона связана с применением военной силы (военной организации государства) и подготовкой к применению военной силы (военной организации государства);
оборона есть защита (подготовка к защите) от вооруженного нападения (агрессии) на Российскую Федерацию иностранного государства или группы государств.
Таким образом, анализ черт обороны, определенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, позволяет определить ее как вид государственной деятельности, состоящей в вооруженной защите Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории от вооруженного нападения иностранного государства (группы государств), а также в подготовке к осуществлению такой защиты. Она играет важнейшую роль в обеспечении суверенитета, целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации. Оборона Российской Федерации включает применение средств вооружен-
ной борьбы, а также охватывает широкий спектр организационных, экономических, правовых, научно-технических и иных мер.
Для понимания сущности обороны Российской Федерации весьма важным является анализ соотношения понятия обороны с такими категориями, как защита Отечества, международная безопасность, а также с понятиями безопасности и военной безопасности, которые используются в нормативных документах, военной, политической и юридической литературе.
Говоря о соотношении понятий оборона и защита Отечества, следует отметить, что Конституция Российской Федерации рассматривает защиту Отечества только как долг и обязанность гражданина. В статье 59 Конституции прямо указывается, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом; в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях гражданин имеет право на замену военной службы альтернативной гражданской.
Оборона в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации является функцией Российской Федерации и одной из областей деятельности государства.
Следовательно, согласно положениям Конституции Российской Федерации понятия «оборона» и «защита Отечества» являются различными категориями: оборона - функция Российской Федерации, а защита Отечества - долг и обязанность граждан Российской Федерации.
В соответствии с положениями международного права под международной безопасностью следует понимать такое состояние международных отношений, при котором исключаются угрозы миру, - нарушения мира и акты агрессии - а отношения между государствами строятся исключительно на общепризнанных принципах международного права. Международная безопасность - это институт международного права, в котором проявляются специфические особенности этого права. Так, в международном праве в отличие от внутригосударственного права нет централизованного органа принуждения. Нормы международного права создаются самими государствами. Если какое-либо государство нарушает нормы международного права, то международное право предусматривает меры борьбы с этим нарушением. Государства на основании норм международного права кол-
лективно осуществляют принуждение в отношении государства, совершившего агрессию и нарушившего нормы международного права.
Следовательно, механизмы обеспечения международной (коллективной) безопасности (всеобщей и региональной) имеют определенные международным правом цели, субъектов и механизмы организации. Эти механизмы не исключают и не дублируют такой сферы государственной деятельности, как оборона страны.
Весьма важным представляется и анализ соотношения понятия обороны с понятиями безопасности, а также военной безопасности.
В настоящее время в законодательстве Российской Федерации и научной литературе сложилось два различных подхода к анализу сущности и содержания категории безопасности и соотношения с ним категории обороны.
Первый подход анализа данных категорий основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", Федерального закона «Об обороне», а также ряда других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "м" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся оборона и безопасность. Следовательно, в соответствии с данной статьей оборона и безопасность являются двумя различными сферами деятельности Российской Федерации. Исходя из этого, категорию "безопасность" в смысле этой статьи необходимо рассматривать как безопасность Российской Федерации (безопасность государства или государственную безопасность).
В Конституции Российской Федерации также выделяются общественная безопасность и экологическая безопасность, которые определяются частью 1 статьи 72 и относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Эти категории, следовательно, отличаются от категории безопасности, содержащейся в статье 71 Конституции Российской Федерации. В статье 56 Конституции Российской Федерации говорится об обеспечении безопасности граждан, как одной из целей для введения чрезвычайного положения.
Таким образом, в ряде норм Конституции Российской Федерации идет речь о различных значениях понятия безопасности. Какого-либо обобщающего поня-
тия, интегрирующего все понятия безопасности, в Конституции Российской Федерации не содержится.
Понятие безопасности в контексте безопасности государства содержится также в части 2 статьи 74 и в части 1 статьи 82 (присяга Президента Российской Федерации).
В ряде норм Конституции Российской Федерации (в части 5 статьи 13, части 3 статьи 55 и части 1 статьи 114) прямо говорится о безопасности государства (государственной безопасности). Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению обороны страны и государственной безопасности.
Представляется, что безопасность государства (государственную безопасность) с точки зрения права можно рассматривать как защищенность от преступных посягательств конституционного строя Российской Федерации. Основы конституционного строя определены главой 1 Конституции Российской Федерации. К ним относятся территориальная целостность Российской Федерации, ее суверенитет, форма государственной власти в Российской Федерации, политическое и экономическое устройство, обеспечение свободы личности и ряд других элементов.
Безопасность Российской Федерации как область государственной деятельности отличается от обороны, которая в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации является самостоятельной функцией государства, имеет собственный предмет и цели деятельности.
Обеспечение безопасности государства рассматривается как осуществление компетентными органами системы практических мер по ее охране, и в частности, по противодействию терроризму, по пресечению деятельности иностранных разведок, по охране государственной тайны и пр.
Анализ законодательных и нормативных правовых актов позволяет выделить основные задачи государства как в области обороны страны, так и безопасности государства.
Так, основные задачи государства в области обороны страны являются следующими: гарантированная защита целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации от вооруженного нападения (агрессии); предотвращение вооруженного нападения (агрессии) или угрозы агрессии против Рос-
сийской Федерации со стороны любого государства или группы государств; поддержание группировок войск (сил) общего назначения Вооруженных Сил Российской Федерации, способных совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами выполнить задачи по предотвращению, локализации и нейтрализации вооруженных конфликтов, инцидентов и других действий с применением оружия; сохранение и совершенствование мобилизационной базы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований и оборонной промышленности, обеспечивающей стратегическое развертывание и решение задач по отражению агрессии.
Основные задачи в области безопасности государства включают в себя такие задачи, как:
выявление, предупреждение, пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
выявление, предупреждение и пресечение актов терроризма;
борьба с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;
обеспечение безопасности объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасности в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;
защита сведений, составляющих государственную тайну;
осуществление разведывательной деятельности органами внешней разведки;
обеспечение безопасности органов власти и должностных лиц, а также ряд других мер.
Иной подход к определению сущности и содержания категории безопасности и его соотношения с категорией обороны связан с тем, что с конца 80-х годов XX века в СССР, а затем и в Российской Федерации в политологии, а затем и
в нормативных актах появилась категория национальной безопасности и была разработана ее научная концепция.
В соответствии с этой концепцией безопасность (национальная безопасность) рассматривается как универсальное понятие, вбирающее в себя всю совокупность видов безопасности. В ряде работ в области политологии и права с конца 80-х годов XX века в научный оборот вводится понятие национальной безопасности, как универсальное понятие, вбирающее в себя всю совокупность видов безопасности.
В современной отечественной научной литературе, в том числе и юридической, появился термин "национальная безопасность", а также другие связанные политологические термины, такие как "сдерживание", "угроза", "вызов", "соотношение сил", "национальные интересы", "национальная стратегия" и ряд других. Появляется и новая сфера научного знания, связанная с обеспечением национальной безопасности.
При анализе понятия национальной безопасности в отечественной литературе отмечается, что это понятие носит междисциплинарный, межотраслевой характер, позволяет объединить в себя все виды безопасности, защищаемые конкретным государством. В литературе было высказано мнение, что с теоретикоправовой точки зрения понятие национальной безопасности обнаруживает определенную универсальность, выражая собой правовую идею единства состояния безопасности. Правовая особенность понятия "национальная безопасность" состоит в том, что оно наделено свойствами выражать ненарушимое целое, предшествующее определенным состояниям опасности, содержать в себе условия для постоянного определения целого и места всякой части относительно к угрозам и опасностям. Национальная безопасность, как интегрированная категория, включает в себя различные виды и подвиды безопасности, защищаемые государством, которые связаны с жизнедеятельностью людей, общества и государства. Выделяются такие основные составные части национальной безопасности, как оборонная (военная) безопасность, общественная безопасность, международная безопасность, экологическая безопасность, экономическая безопасность и информационная безопасность6.
Свое правовое закрепление понимание категории безопасности через призму данной концепции получило в Законе Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-! "О безопасности" (принятом до вступления в силу Конституции Рос-
сийской Федерации), а также в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 , предметом которой является система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
Указанные Закон Российской Федерации и Концепция определяют безопасность как состояние защищенности охраняемых законом интересов личности общества и государства, то есть безопасность рассматривается как интегрирующее понятие в широком смысле слова. Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
Концепцией была введена категория военной безопасности Российской Федерации. Согласно концепции, обеспечение военной безопасности является важнейшим направлением деятельности государства. Главной целью в данной области является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI веке, при рациональных затратах на национальную оборону. В предотвращении войн и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам.
Категория военной (оборонной) безопасности рассматривается в ряде работ, выполненных юристами, как составная часть национальной безопасности.
Так, в частности, в работе В. А. Золотарева "Военная безопасность России: политико-правовые проблемы" отмечается, что военная (оборонная) безопасность предусматривает поддержание оборонного потенциала Российской Федерации на уровне, достаточном для обеспечения безопасности страны в случае возникновения кризисных ситуаций в непосредственной близости от границ России, обеспечения эффективной обороны (эффективной защиты интересов России), а также при необходимости для участия в коллективных международных акциях по сдерживанию потенциальной агрессии в отношении других госу-
9
дарств .
Таким образом, предмет обеспечения военной безопасности рассматривается в связи с предупреждением, пресечением и нейтрализацией военных угроз,
реализацией задач и функций по защите личности, общества и государства от военных угроз10.
В этой связи весьма важно отметить и то, что категория военной безопасности явилась базовой категорий для разработки Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 года № 706. Это во многом обусловлено тем, что Военная доктрина является, прежде всего, политическим документом и конкретизирует применительно к военной сфере установки Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Положения Военной доктрины опираются на анализ с точки зрения военной и политической науки состояния военно-политической обстановки и ее развития, текущих и перспективных задач военной организации государства, а также на анализ содержания и характера современных войн и вооруженных конфликтов, отечественного и зарубежного опыта военного строительства и военного искусства.
Таким образом, можно отметить, что оборона и безопасность государства (государственная безопасность) являются юридическими категориями, определяющими области государственной деятельности согласно Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации. Они имеют собственные предметы, а также меры по реализации, составляющие их содержание.
Национальная безопасность и военная безопасность могут рассматриваться как категории социально-политического характера, определенные Концепцией национальной безопасности Российской Федерации и Военной доктриной Российской Федерации, определяющие взгляды, представления и принципы о путях, средствах и механизме защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, в том числе и в военной сфере.
1 См.: Кривенко А.М. Военная организация государства. М.: 2001; Армия России: состояние и перспективы. М.: 1999; СеребрянниковВ.В. Социология войны. М. 1998; Военная политология. М.: 1996. Ч. 1; Каневский Б. Оборонная политика: особенности, структура и функции // Армия и общество. М.: 1990; Милованов В. К. вопросу о военной организации современного государства // Военная мысль. 1990. № 11.
2 Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 23. Ст. 2750.
3 См.: Ушаков Н.А. Государство в системе международно-правового регулирования. М., 1997. С. 11 - 19.
4 Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 17. Ст. 18.
5 Курс международного права. - М., 1968, т. 4, с. 391.
6 См.: Глебов И.Н. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы правового регулирования. СПб, 2000. С. 6 - 14.; Правовые основы обеспечения национальной безопасности. СПб., 2000. С. 8 - 12.
7 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 769.
8 Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 2. Ст. 170.
9 Золотарев В.А. Военная безопасность России: политико-правовые проблемы. Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 1999.
10 См.: Пузанов И.Е. Вооруженные Силы России: права, интересы и безопасность личности, общества и государства // Право и безопасность. 2002. № 4; Евтушенко С.Г. Правовое обеспечение военной безопасности России: Дис. ...канд. юрид. наук. М., 2000; Фатеев К.В. Военная безопасность Российской Федерации (теоретико-правовое исследование). М., 2004.