Научная статья на тему 'О ПОНЯТИИ И СУЩНОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

О ПОНЯТИИ И СУЩНОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
кадровый потенциал / профессиональная подготовка / коммуникативная компетентность / уровень профессионализма / коммуникабельность.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Машекуашева М.Х.

В представленной статье раскрываются вопросы, касающиеся коммуникативной компетенции сотрудников органов внутренних дел, а так же процесс обучения коммуникативности его особенности. Автор отмечает, что в целях формирования профессиональной коммуникативной компетенции необходимо определить, какие приемы и методы педагогической практики необходимо применять. Решение профессиональных задач у представителей юридической сферы находится целиком в сфере коммуникации и зависит от их умения выстроить общение с коллегами и лицами, обратившимися к ним за юридической помощью. Успешность выполнения профессиональных обязанностей во многих сферах зависит от коммуникативной компетентности участников данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Машекуашева М.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПОНЯТИИ И СУЩНОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

ЛАМИИИСТРЛТИВИОЕ ПРАВО

DOI:10.24412/2224-9125-2022-5-55-57 МАШЕКУАШЕВА Маргарита Хасанбиевна

NIION: 2021-0079-5/22-045 доцент кафедры ГиГПД СКИ (ф) КРУ МВД РФ,

MOSURED: 77/27-025-2022-05-045 кандидат психологических наук,

e-mail: mail@law-books.ru

О ПОНЯТИИ И СУЩНОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация. В представленной статье раскрываются вопросы, касающиеся коммуникативной компетенции сотрудников органов внутренних дел, а так же процесс обучения коммуникативности его особенности. Автор отмечает, что в целях формирования профессиональной коммуникативной компетенции необходимо определить, какие приемы и методы педагогической практики необходимо применять. Решение профессиональных задач у представителей юридической сферы находится целиком в сфере коммуникации и зависит от их умения выстроить общение с коллегами и лицами, обратившимися к ним за юридической помощью. Успешность выполнения профессиональных обязанностей во многих сферах зависит от коммуникативной компетентности участников данного процесса.

Ключевые слова: кадровый потенциал, профессиональная подготовка, коммуникативная компетентность, уровень профессионализма, коммуникабельность.

MASHEKUASHEVA Margarita Khasanbievna

associate professor GIGPD SKI (f) of CREWE of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Candidate of Psychological Sciences, e-mail: mail@law-books.ru

ON THE CONCEPT AND ESSENCE OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN THE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

Annotation. The presented article reveals issues related to the communicative competence of employees of the internal affairs bodies, as well as the process of training the communicativity of its features. The author notes that in order to form a professional communicative competence, it is necessary to determine which techniques and methods of pedagogical practice should be applied. The solution of professional problems among representatives of the legal sphere is entirely in the field of communication and depends on their ability to build communication with colleagues and persons who applied to them for legal assistance. The success of professional duties in many areas depends on the communicative competence of the participants in this process.

Key words: personnel potential, professional training, communicative competence, level of professionalism, sociability.

Одним из основных направлений развития ОВД является кадровое обеспечение и социальный статус работников ОВД, что включает в себя воспитание интеллектуально развитых, стрессоустойчивых, коммуникабельных сотрудников, способных комплексно оценивать и прогнозировать все последствия принимаемых решений, эффективно работать в системе, действующей на основе принципов законности, гуманизма и уважения прав человека.

Сотрудник органов внутренних дел должен обладать профессиональной компетентностью юриста, позволяющей выполнять свои профессиональные обязанности с высокой продуктивностью.

Традиционно компетентность выступает предметом исследования в педагогической и психологической науках. «Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к

ней и к предмету деятельности. А компетенция в свою очередь включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов» [1].

По справедливому мнению А.Ю. Петрова, компетентность проявляется в практической деятельности и не сводится ни к знаниям, ни к умениям по каким-либо предметам: «компетентность представляет собой интегративное качество личности, сформированное на основе предметных знаний, индивидуально-психических качеств, а также практического опыта и проявляющееся в способности и готовности человека к практическому действию и решению практических проблем» [2].

Под понятием «компетентность» подразумевается личностное качество человека, его способность использовать определенный комплекс знаний, умений и навыков (не составляющий прямую производную от их суммы) для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.

Наряду с этим существует и иное понимание компетентности. В частности, Г.К. Селевко под компетентностью понимает «интегративное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе социализации» [3].

Данное понимание компетентности имеет существенное значение в рамках настоящего учебно-практического пособия, поскольку она рассматривается здесь как особое качество личности профессионала.

В наиболее общем понимании компетентность означает соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении определенного типа задач, обладание необходимыми активными знаниями, способность уверенно добиваться результатов и владеть ситуацией.

Компетентность в общении предполагает готовность и умение устанавливать контакт на разной психологической дистанции - как отстраненной, так и близкой, и связана с овладением не какой- либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру.

Критерием оценки компетентности является уровень образованности, проявленный в личностных характеристиках. Компетентность сотрудника ОВД приобретается в процессе обучения и формируется на основе решения задач на практике и в реальной ситуации.

Компетентность связывают с квалификацией специалиста, его профессиональным мастерством.

Профессиональная компетентность - это качество, свойство или состояние специалиста, которое обеспечивает одновременно или последовательно его физические, психические и духовные потребности, что соответствуют требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой служебной должности и т. д.

Профессиональная компетентность включает в себя набор компонентов, каждый из которых играет определенную роль в становлении личности профессионала. Одним из таких компонентов выступает коммуникативная компетентность, включающая владение как письменной, так и устной речью.

Необходимость изучения коммуникативной компетентности обусловлена происходящим в современном мире повышением требований к коммуникативным качествам, необходимым человеку во всех жизненных ситуациях, для успешного функционирования в профессиональной среде и обществе. В современном обществе коммуникативная компетентность становится одной из главных составляющих профессионализма.

Коммуникация является неотъемлемой частью формирования профессиональной компетентности специалистов в любой сфере деятельности.

Термин «коммуникация» в словарях трактуется как обмен информацией посредством общей системы символов. Коммуникация - это часть процесса общения, в котором взаимодействуют два и более участника. При этом они обмениваются информацией, поэтому особое внимание следует уделить способам обмена информацией и способам коммуникативной деятельности.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам и психологическим особенностям участников коммуникации.

Коммуникативная компетентность является сложным по структуре и целостным по организации образованием, которое обеспечивает успешность осуществления основных задач общения и самореализации личности и выражается во владении лингвистическими умениями, соблюдении специфических социокультурных норм речевого поведения и психологических законов установления контакта между общающимися, поддержания благоприятной атмосферы, развития эмоционально-чувственной сферы личности [4].

По мнению А.К. Марковой, коммуникативная компетентность является блоком в структуре общей профессиональной компетентности

специалиста и может быть причислена к ключевым компонентам, являющимся основой широкого круга профессий и не теряющим своего значения при изменениях в производстве, социальной практике.

Коммуникативная компетентность может также рассматриваться и как информированность индивида о целях, сущности, структуре, средствах общения (коммуникативные знания); владение технологией этой деятельности (коммуникативные умения и навыки); индивидуально-психологические качества человека, обеспечивающие осознание важности эффективного общения, стремление к постоянному совершенствованию коммуникативной стороны профессиональной деятельности (коммуникативная направленность), ориентацию на личность человека как на главную ценность (гуманистическая позиция); способность к нестандартному, творческому решению задач, возникающих в процессе общения (коммуникативная креативность).

Коммуникативная компетентность охватывает систему социально опосредованных информационных кодов, доступных каждой конкретной личности. Данная система представляет собой индивидуальный комплекс выработанных лично-

стью способов усвоения и преобразования информации в мыслительном процессе, влияющих:

1) на способы коммуникации (общения);

2) на способы психического отражения как «превращения энергии внешнего мира в факт сознания» [5].

Коммуникативная компетентность как часть культуры общения является необходимым социально-психологическим условием достижения профессионального мастерства и успешной профессиональной деятельности.

В заключение отметим, что коммуникативная компетентность является особо значимой психологической характеристикой личности, без которой успешное общение в современном мире невозможно. Коммуникативная компетентность включает когнитивный, эмоционально-мотиваци-онный и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент образует знания о ценностно-смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, об операциональной (поведенческой) стороне общения.

Список литературы:

[1] Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. М., 2005.

[2] Петров А.Ю. Компетентностный подход в непрерывной профессиональной подготовке инженерно-технических кадров: автореф. дис.... д-ра.пед. наук. Киров, 2005.

[3] Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб.пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации. М., 1998.

[4] Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. Ростов н/Д, 2003.

[5]Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

Spisok literatury:

[1] Hutorskoj A.V. Pedagogicheskaya innovatika: metodologiya, teoriya, praktika. M., 2005.

[2] Petrov A.YU. Kompetentnostnyj podhod v nepreryvnoj professional'noj pod-gotovke inzhener-no-tekhnicheskih kadrov: avtoref. dis.... d-ra.ped. nauk. Kirov, 2005.

[3] Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii: ucheb.posobie dlya ped. vuzov i in-tovpov-ysheniya kvalifikacii. M., 1998.

[4]Zanina L.V., Men'shikova N.P. Osnovypedagogicheskogo masterstva. Rostov n/D, 2003.

[5] Lomov B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii. M., 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.