УДК 342 ББК 67.400
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10395
О ПОНИМАНИИ ТЕРМИНА «ЛИЧНОСТЬ» В СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОВОЙ НАУКЕ
Елена Анатольевна КАПИТОНОВА, доцент кафедры уголовного права Пензенского государственного университета, кандидат юридических наук E-mail: e-kapitonova@yandex.ru
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.02 — конституционное право;
конституционный судебный процесс; муниципальное право
Аннотация. В статье анализируется определение понятия «личность» в российской юридической науке. Выделяются и характеризуются четыре различных подхода:
1) человек, наделенный определенными качествами;
2) человек в рамках социальных взаимодействий;
3) понятие, тождественное «человеку»;
4) способ институционализации человека.
Самым удачным признается четвертый подход. Предложена авторская дефиниция термина «личность». На ее основе определена новая для российского права категория «правовой модус личности».
Ключевые слова: субъект конституционного права, личность, правовой модус личности, понятийный аппарат конституционного права, институционализация человека.
Annotation. The article analyzes the definition of the concept of «individual» in the Russian legal science. 4 different approaches are distinguished and characterized:
1) a person endowed with certain qualities;
2) a person within the framework of social interactions;
3) a concept identical to «a person»;
4) a method of institutionalization of a person.
The fourth approach is recognized as the most successful. The author's definition of the term «individual» is proposed. On its basis, the new category of «legal modus of the individual» for the Russian law is defined.
Keywords: the subject of constitutional law, individual, legal modus of the individual, the conceptual apparatus of constitutional law, the institutionalization of person.
Термин «личность» в отличие от «человека» и «гражданина» вызывает в правовой науке наибольшее количество споров относительно его трактовки. Ситуацию осложняет тот факт, что, несмотря на его частое использование в текстах нормативно-правовых актов, это понятие не получило легальной дефиниции. Его употребление в целом достаточно нейтрально и не позволяет достоверно установить его значение.
В частности, в Конституции РФ личность упоминается дважды: в ч. 1 ст. 21 (в контексте
утверждения охраны государством достоинства личности) и в ст. 64, постулирующей, что положения главы 2 Конституции составляют основы правового статуса личности в РФ.
Полагаем возможным выделить четыре главных подхода к определению этого понятия в юриспруденции.
1. Личность — это не каждый человек, а лишь наделенный определенными качествами
Такая трактовка была широко распространена в советское время, когда в ходу был припи-
ЗАКОН И ПРАВО • 09-2019
сываемый А.Н. Леонтьеву афоризм: «Личностью не рождаются, личностью становятся».
Многие представители правовой науки того периода отказывали в праве именоваться личностью детям и умалишенным, поскольку они не обладали должной степенью «разумности» [12, с. 69-70].
Другие признавали необходимым внесение личностью вклада в общественное благо: «Личность — это человек, обладающий исторически обусловленной степенью разумности и ответственности перед обществом, пользующийся (или способный пользоваться) определенными правами и свободами, вносящий своей деятельностью вклад в развитие общества и ведущий образ жизни, соответствующий идеалам его эпохи или класса» [15, с. 88].
Третьи указывали на необходимость пройти соответствующие стадии природного и социального развития, результатом которых должна была стать выработка определенных качеств идеологической подкованности, ведь личность — это «индивид, сознательно определивший свое деятельное отношение к окружающему миру, к способу производства материальных благ, государственному устройству общества, политическому режиму, интересам и борьбе своего класса, деятельности общественных организаций, судьбе человечества и окружающих людей» [8, с. 21].
Так или иначе, этот термин признавался более узким по значению, по сравнению с «человеком», поскольку его содержание отличалось меньшим объемом за счет удаления из него тех или иных категорий людей. И если с кое-какими ограничениями в отношении детей и недееспособных лиц еще можно отчасти согласиться, то определение личности по признаку правильного понимания ею тех или иных вопросов общественно-политического устройства и готовности принимать участие в делах общества в настоящее время должно быть признано излишне идеологически детерминированным и устаревшим.
Несмотря на это, подобный подход до сих пор используется отдельными авторами (например, И.А. Умнова утверждает, что понятие «личность» «характеризует человека, осознающего свое место и роль в обществе, ответственность перед ним» [17, с. 9], а Н.В. Бутусова даже в поздних работах рассматривает формирование личности как процесс становления особых качеств человека и гражданина, который «должен стать сознательным и активным участником процессов перехода к устойчивому развитию, рассматривать это свое участие как обеспечение своих
собственных интересов, интересов своих детей и внуков» [5, с. 7]).
2. Личность как человек в рамках социальных взаимодействий
По мнению, К.В. Арановского, «личность складывается не иначе, как в обществе» [2, с. 26]. Суждение о том, что личность проявляет характеризующие ее качества исключительно в рамках социальных взаимодействий, распространено и среди советских правоведов [10, с. 8—9; 11, с. 13], и среди их более современных российских коллег [14, с. 11; 18, с. 15].
В частности, Ю.К. Волконский предлагает определение личности как «человека, обладающего индивидуальной системой социально значимых свойств, проявляющихся в отношениях между людьми в их деятельности» [7, с. 18].
Подобное суждение в настоящее время преобладает в российской правовой науке и уже больше 20 лет повсеместно используется в том числе в учебной литературе, навязывая будущим поколениям юристов необходимость понимать сущность личности как «совокупность общественных отношений» [6, с. 54] (иногда с оговоркой: «только тех из них, участником которых эта личность является» [3, с. 17]).
3. Личность как понятие, тождественное «человеку»
В отличие от вышеописанных точек зрения, Б.С. Эбзеев справедливо утверждает, что личность — это «не звание, присваиваемое некоторым людям, а сущность каждого человека» [19, с. 162].
В то же время из этой верной посылки он делает едва ли не парадоксальный вывод о том, что термины «человек» и «личность» по сути являются синонимами, поскольку «носят собирательный и обобщающий характер и подчеркивают наличие определенной связи между индивидом и государством, отличающейся взаимными правами и ответственностью» [19, с. 164].
Подобное суждение представляется неверным по причине отсутствия в нем учета истории формирования и развития понятия «человек», изначально введенного в оборот в качестве своеобразной антитезы «гражданину» как лицу, связанному с государством.
Научной абстракцией называл проведение грани между терминами «человек» и «личность» А.Г. Бережнов [4, с. 15]. Аналогичное суждение
ЗАКОН И ПРАВО • 09-2019
встречается также в терминологическом словаре С.А. Авакьяна [1, с. 421].
4. Личность как способ институционализации человека
Подобная трактовка имеет место в наименьшем числе научных работ, но представляется наиболее верной.
Так, С.В. Лаврентьев считает, что конституционный статус личности помогает увязать конкретного индивида с абстрактными правами, свободами и обязанностями человека и гражданина [9, с. 15-16].
В более размытой форме представляет эту мысль С.А. Тулапина, понимающая под личностью средство фиксации «социальных признаков, свойственных определенному типу людей и выражающихся в своеобразной индивидуальной форме» [16, с. 11].
Именно такой подход следует признать наиболее удачным для целей введения в понятийный аппарат юриспруденции новой категории «правовой модус личности». В его рамках уместнее всего будет обратиться к общему значению слова «личность» в русском языке и сформулировать на его основе новое определение.
В толковых словарях личность обычно определяется следующим образом: «человек как носитель каких-нибудь свойств» [13, с. 330] либо «совокупность свойств, присущих данному человеку» [20, с. 438].
Отталкиваясь от этого значения, мы предлагаем понимать под личностью совокупность антропологических и социокультурных свойств конкретного человека, позволяющих отнести его к одной или нескольким юридически значимым социальным группам, определяющим особенности его индивидуальных прав, свобод, обязанностей и ответственности.
Можно сказать, что личность представляет собой сочетание всех «социальных ролей» отдельно взятого лица.
Например, конкретный человек по имени Крыжовников Андрей Владленович играет в обществе «роли» 28-летнего мужчины, супруга и отца двоих несовершеннолетних детей, состоящего на госслужбе и имеющего на иждивении нетрудоспособного родителя.
Каждая из составных частей его личности в предложенном понимании этого термина определяет для него конкретный круг прав и обязанностей. Как мужчина он является участником отдельной группы правоотношений по поводу
обязательной военной службы, как супруг и отец он наделен предусмотренным законом кругом имущественных и неимущественных прав и обязанностей, в качестве госслужащего должен соблюдать особые требования, связанные с его должностью, а как сын нетрудоспособного родителя обязан проявлять о нем заботу.
Кроме того, любая личность включает все правовые качества человека и может включать качества гражданина (при условии наличия гражданства конкретного государства).
Подобная трактовка понятия «личность» позволяет использовать его при конструировании нового термина с наибольшей пользой.
При таком подходе правовой модус личности можно определить как сочетание предусмотренных законом обязанностей, ответственности и ограничений прав и свобод конкретного человека, посредством которых гарантируется его правомерное поведение в обществе.
В подобной трактовке правовой модус личности интегрирует относящиеся к конкретному лицу элементы специальных правовых статусов, не забывая про общий правовой статус, установленный Конституцией РФ.
Библиографический список
1. Авакъян С.А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь. М., 2015.
2. Арановский К.В. Конституционная традиция и ее распространение в российском обществе: Дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2004.
3. Афонин М.В. Права человека: Учеб. пособие. Ярославль, 2012.
4. Бережное А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М., 1991.
5. Бутусова Н.В. Государственно-правовые отношения между государством и личностью: Монография. М., 2018.
6. Воеводин Л.В. Юридический статус личности в России: Учеб. пособие. М., 1997.
7. Волконский Ю.К. Современные политико-правовые связи личности и государства в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2007.
8. Кучинский В.А. Личность, свобода, право. М., 1978.
9. Лаерентъее С.В. Основные принципы конституционного статуса личности (Теоретико-конституционный анализ): Дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2005.
ЗАКОН И ПРАВО • 09-2019
10. Лукашева Е.А. Социалистическое право и личность. М., 1987.
11. Мальцев Г.В. Социалистическое право и свобода личности (теоретические вопросы). М., 1968.
12. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 1972.
13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.
14. Разумовская Т.В. Правовая личность в условиях современного государства: Теоретико-правовой аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2004.
15. Тугаринов В.П. Личность и общество. М., 1965.
16. Тулапина С.А. Личность в системе государственно-властных отношений: теоретико-правовое исследование: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.
17. Умнова И.А. Конституционно-правовой статус личности в Российской Федерации: Учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. М., 2019.
18. Усимова И.П. Правовая социализация личности: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
19. Эбзеев Б.С. Конституция, власть и свобода в России: Опыт синтетического исследования. М., 2014.
20. Ширшов И.А. Толковый словообразовательный словарь русского языка. М., 2004.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Гражданское право. Общие положения об обязательствах и договорах. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / Под ред. Р.А. Курбанова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 175 с.
ISBN 978-5-238-03283-2
fc*******************
Общие положения об обязательствах и договорах
Учебник подготовлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавров по направлению 40.03.01 «Юриспруденция» и включает основные темы учебной программы по курсу «Гражданское право». Последовательно освещены основные положения обязательственного права, в том числе вопросы, касающиеся содержания, порядка заключения, изменения и расторжения договоров с опорой на действующее гражданское законодательство Российской Федерации с учетом последней актуализации и лучшие научные комментарии норм первой части ГК РФ.
Для бакалавров, магистров, аспирантов, преподавателей юридических факультетов, юристов-практиков, а также всем интересующихся вопросами гражданского права.
ЗАКОН И ПРАВО • 09-2019