Научная статья на тему 'О ПОЛНОМОЧИЯХ ГЕНЕРАЛЬНОГО СОВЕТА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ КОРОЛЕВСТВА ИСПАНИЯ'

О ПОЛНОМОЧИЯХ ГЕНЕРАЛЬНОГО СОВЕТА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ КОРОЛЕВСТВА ИСПАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРОЛЕВСТВО ИСПАНИЯ / KINGDOM OF SPAIN / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / ОРГАНЫ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА / JUDICIAL SYSTEM / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / JUDICIAL POWER / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / GLOBAL EXPERIENCE / КОМПЕТЕНЦИЯ / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СОВЕТ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ КОРОЛЕВСТВА ИСПАНИЯ / GENERAL COUNCIL OF THE JUDICIAL POWER OF THE KINGDOM OF SPAIN / JUDICIAL BODIES / SCOPE OF AUTHORITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соловьев Андрей Александрович

Статья посвящена основам правового положения органа судейского сообщества Королевства Испания - Генерального совета судебной власти. Автор анализирует конституционноправовой статус данного органа, останавливается на основных нормативных правовых актах, регламентирующих его деятельность, рассматривает кадровые, контрольные и надзорные, а также организационные полномочия Генерального совета судебной власти, связанные с обеспечением надлежащего функционирования судебной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scope of authority of the General Council of the Judicial Power of the Kingdom of Spain

The article is dedicated to the basics of the legal status of a judicial body of the Kingdom of Spain, namely the General Council of the Judicial Power. The author analyzes constitutional and legal status of the said body, focuses on the main legal acts regulating its activity, contemplates personnel-related, monitoring and supervisory, as well as organizational authorities of the General Council of the Judicial Power, which serve to secure proper running of the judicial system.

Текст научной работы на тему «О ПОЛНОМОЧИЯХ ГЕНЕРАЛЬНОГО СОВЕТА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ КОРОЛЕВСТВА ИСПАНИЯ»

Конституционное и муниципальное право

О ПОЛНОМОЧИЯХ ГЕНЕРАЛЬНОГО СОВЕТА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ КОРОЛЕВСТВА ИСПАНИЯ

СОЛОВЬЕВ Андрей Александрович,

доктор юридических наук,

профессор Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), профессор Московского педагогического государственного университета (МПГУ), заместитель председателя Арбитражного суда Московской области. E-mail: solov.arbitr@rambler.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена основам правового положения органа судейского сообщества Королевства Испания - Генерального совета судебной власти. Автор анализирует конституционно-правовой статус данного органа, останавливается на основных нормативных правовых актах, регламентирующих его деятельность, рассматривает кадровые, контрольные и надзорные, а также организационные полномочия Генерального совета судебной власти, связанные с обеспечением надлежащего функционирования судебной системы.

Abstract: The article is dedicated to the basics of the legal status of a judicial body of the Kingdom of Spain, namely the General Council of the Judicial Power. The author analyzes constitutional and legal status of the said body, focuses on the main legal acts regulating its activity, contemplates personnel-related, monitoring and supervisory, as well as organizational authorities of the General Council of the Judicial Power, which serve to secure proper running of the judicial system.

Ключевые слова: Королевство Испания, судебная система, судебная власть, органы судейского сообщества, зарубежный опыт, компетенция, Генеральный совет судебной власти Королевства Испания.

Keywords: Kingdom of Spain, judicial system, judicial power, judicial bodies, global experience, scope of authority, General Council of the Judicial Power of the Kingdom of Spain.

В настоящей статье, продолжая исследования, посвященные организации и функционированию органов судейского сообщества зарубежных государств [1-3], мы рассмотрим основные полномочия Генерального совета судебной власти Королевства Испания.

Деятельность данного органа регулируется главным образом Конституцией Испании от 29 декабря 1978 года [4] и Органическим законом Испании от 1 июля 1985 г. № 6/1985 «О судебной власти» [5] (далее - Органический закон о судебной власти).

При этом ранее вопросы правового статуса Совета регламентировались Органическим законом Испании от 10 января 1980 г. № 1/1980 «О Генеральном совете судебной власти» [6].

Согласно ч. 1 ст. 122 Конституции Испании, Органический закон о судебной власти регулирует структуру, деятельность, порядок управления судами и трибуналами, правовое положение судей и магистратов, составляющих единый корпус, и персонала, состоящего на службе судебной системе.

Итак, Генеральный совет судебной власти был учрежден для обеспечения независимости органов судебной власти.

Как устанавливает ч. 2 ст. 122 Конституции Испании, Генеральный совет судебной власти является органом управления судебной власти, и его статус, положения о несовместимости должностей для его членов, а также их функции, в том числе в области назначения, продвижения по службе, выполнения контрольных функций и дисциплинарной ответственности устанавливаются соответствующим Органическим законом о судебной власти.

Генеральный совет судебной власти не принадлежит к системе органов судебной власти этой страны, поскольку, по сути, не осуществляет никаких судебных полномочий (по разрешению споров), а выполняет скорее политико-административные функции[7].

Генеральному совету судебной власти посвящена Книга VIII Органического закона о судебной власти. Генеральный совет судебной власти реализует полномочия по управлению судебной системой на всей территории данного государства в соответствии с Конституцией Испании и данным нормативным правовым актом. Штаб-квартира Генерального совета судебной власти находится в городе Мадриде.

Председатели и другие органы управления

судов и трибуналов в Испании при осуществлении своих руководящих функций подчиняются Генеральному совету судебной власти.

Нормативное закрепление полномочий Генерального совета судебной власти содержится как в Конституции Испании, так и в Органическом законе о судебной власти.

Конституция Испании по вопросу функций Генерального совета судебной власти устанавливает, что данный орган предлагает кандидатуру на должность Председателя Верховного суда Испании Королю Испании, который осуществляет его назначение (ч. 2 ст. 124).

Генеральный совет судебной власти также высказывает мнение при назначении на должность Генерального прокурора Испании, кандидатура которого предоставляется Правительством Испании Королю (ч. 2 ст. 124).

Перечень основных полномочий Генерального совета судебной власти, определенных Органическим законом о судебной власти, весьма обширен и условно может быть разделен на следующие группы:

1. Кадровые полномочия, в том числе связанные с формированием судейского корпуса:

- рекомендовать к назначению на должность кандидатуру Председателя Верховного суда и Генерального совета судебной власти;

- назначать на должность заместителя Председателя Верховного суда;

- рекомендовать к назначению на должности судей, магистратов, а также магистратов Верховного суда;

- рекомендовать к назначению на должности двух магистратов Конституционного суда;

- выступать в Правительстве с мнением по вопросу о назначении Генерального прокурора;

- принимать участие в отборе судей и магистратов, в порядке, предусмотренным действующим законод ател ьство м;

- участвовать в принятии решений по вопросам, связанным с профессиональной подготовкой и повышением квалификации судей и магистратов, их назначением на должности, продвижением по службе, а также по административным и дисциплинарным делам с участием судей и магистратов.

2. Контрольные, надзорные полномочия, а также участие в разрешении конфликтов компетенций:

- осуществлять на высшем уровне контрольную и надзорную деятельность за судами, в том числе проводить общее инспектирование и координацию обычных плановых проверок, проводимых председателями, руководящими и административными органами судов;

- давать поручения руководящим органам судов и трибуналов по вопросам, относящимся к их компетенции, а также касающихся обжалования их актов;

- осуществлять надзор за официальным опубликованием приговоров, решений и других судебных актов, принимаемых Верховным судом и другими судебными органами;

- разрешать конфликты полномочий между конституционными органами государства в порядке, установленном Органическим законом о Конституционном суде.

3. Полномочия, связанные с организацией собственной работы, а также обеспечением надлежащего функционирования органов и структурных подразделений Совета:

- составлять и исполнять собственный бюджет;

- утверждать перечень должностей служащих аппарата и определять их должностные обязанности;

- определять структуру и устанавливать порядок осуществления деятельности Судебной школы, а также назначать ее Директора и преподавательский состав;

- определять структуру и устанавливать порядок осуществления деятельности Центра судебной документации, а также назначать его Директора и иной персонал;

- назначать Организатора дисциплинарного производства, Директора Инспекционной службы и Директора Канцелярии Генерального совета судебной власти.

- объявлять и проводить конкурсы на замещение вакантных должностей в юридическом аппарате Генерального совета судебной власти.

4. Иные полномочия, связанные с обеспечением надлежащего функционирования судебной системы:

- сотрудничать с органом управления в сфере защите данных в области отправления правосудия, выполняя соответствующие полномочия применительно к деятельности судей и магистратов, с возможностью пользования служебными информационными ресурсами;

- принимать и рассматривать жалобы по во-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2017. № 1(145)

просам, связанным с отправлением правосудия;

- разрабатывать и внедрять совместно с Министерством юстиции Испании, а в случае необходимости, с учетом мнения автономных сообществ, если это затрагивает сферу полномочий последних, системы организации, рационализации и измерения производительности труда, которые используются для определения рабочей нагрузки конкретных судебных органов. При этом определение рабочей нагрузки судей и магистратов, применительно к дисциплинарным целям, относится к исключительной компетенции Генерального совета судебной власти;

- предлагать меры, необходимые для структурного улучшения функционирования судебных органов, применительно к конкретным судам;

- осуществлять подготовку докладов о дисциплинарной практике и нарушениях, допускаемых в судебной деятельности.

Важно отметить, что перечень полномочий Генерального совета судебной власти является открытым, соответственно, он может выполнять иные полномочия, которые возлагаются на него в соответствии с Органическим законом о судебной власти.

В целях реализации данных полномочий Совет выполняет ряд организационных функций технического характера, таких как:

- обеспечение повседневной деятельности Генерального совета судебной власти;

- контроль за исполнением обязанностей служащими его аппарата в рамках законодательства о государственной гражданской службе;

- организация функционирования органов управления судами;

- придание публичного характера сведениям о работе судебной системы судебной деятельности;

- официальное опубликование судебных актов;

- установление расписания работы судов, а также регламентация времени проведения судебных заседаний;

- создание судебных органов вне мест их постоянного нахождения;

- определение специализации судебных органов, распределение функций и полномочий;

- регламентация деятельности службы охраны судебных органов;

- организация взаимодействия судебных органов Испании на международном уровне;

- установление правил и стандартов совместимости информационных систем, используемых при

отправлении правосудия;

- определение дополнительных условий для реализации прав и обязанностей, составляющих особый правовой статус судей и магистратов, а также установление правового режима различных ассоциаций судей.

Особо отмечено, что в любом случае регла-ментарные акты Генерального совета судебной власти не могут прямо или косвенно влиять на права и обязанности третьих лиц.

Важнейшей формой реализации полномочий Совета является подготовка единого доклада Генерального совета судебной власти, в который включаются все распорядительные документы, проекты законов и иных нормативных правовых актов, по следующим вопросам:

- внесение изменений и дополнений в Органический закон о судебной власти;

- установление и изменение границ судебных округов, а также их финансирование;

- установление и изменение штатного расписания судей и магистратов, секретарей судов, а также иных работников судебной системы;

- основы правового статуса судей, магистратов секретарей судов, а также иных работников судебной системы;

- нормативные акты, содержащие процессуальные нормы, относящиеся к конституционно-правовым гарантиям обеспечения судебной защиты основных прав и свобод;

- нормы, регулирующие порядок создания судов, их функционирования и управления судами;

- уголовно-правовые нормы, а также положения, касающиеся пенитенциарной системы и режима исполнения наказаний;

- любые другие вопросы, постановку которых Правительство, Парламент или, в случае необходимости, Законодательные собрания автономных сообществ сочтут целесообразным.

В данный доклад также включаются доклады и предложения по вопросам развития судебной системы, поступающие от ассоциаций судей и магистратов, а также иных профессиональных объединений или ассоциаций. Соответствующие доклады и предложения могут также поступать от Министерства юстиции, иных уполномоченных органов государственной власти, а также автономных сообществ, в случае, если содержащиеся в них вопросы относятся к компетенции указанных органов либо необходимо согла-

сование с Генеральным советом судебной власти. В любом случае должен быть подготовлен доклад о вопросах воздействия гендерных факторов.

Прокуратура готовит доклады по вопросам, относящимся к ее компетенции.

Генеральный совет судебной власти представляет единый доклад в тридцатидневный срок. При необходимости в срочных случаях доклад может быть подготовлен в пятнадцатидневный срок. Решение о продлении срока представления доклада, в соответствии со сложившимися обстоятельствами, может быть принято исключительно органом, осуществляющим его подготовку. Правительство, в свою очередь, предоставляет доклад Парламенту, в случае, если в нем содержатся материалы, касающиеся проходящих обсуждение проектов законов и иных нормативных правовых актов.

Кроме того, Генеральный совет судебной власти предоставляет Парламенту ежегодный доклад о статусе, функционировании и деятельности Совета, а также о судах и трибуналах. В этом отчете должны содержаться сведения, относящиеся к штатному расписанию, структуре и ресурсам, для эффективного исполнения функций, возложенных Конституцией и иным законодательством на органы судебной власти.

В вышеуказанном докладе должен также содержаться раздел, посвященный влиянию гендерных факторов в судебной системе.

Парламент, в соответствии с Регламентом его палат, вправе обсуждать содержание данного доклада и приглашать на заседание Председателя Верховного суда, для ответа на возникшие вопросы.

За исключением обозначенного выше случая, на Председателя Верховного суда (который

Библиография:

одновременно является Председателем Совета) и членов Генерального совета судебной власти не может возлагаться обязанность выступать публично по вопросам, связанным с исполнением их служебных полномочий.

Международная деятельность Генерального совета судебной власти осуществляется в координации с Министерством иностранных дел и согласно директивам в области внешней политики, которые издаются именно для этих целей, несмотря на особые полномочия Совета в области международного взаимодействия судебных органов, установленные Органическим законом о судебной власти.

Для осуществления возложенных на него полномочий, с учетом принципа автономности, как конституционный орган, Генеральный совет судебной власти самостоятельно разрабатывает свой бюджет.

Порядок разработки и исполнения бюджета Совета регулируется бюджетным законодательством.

Внутренний контроль за расходованием средств Генерального совета судебной власти осуществляется должностным лицом, которое принадлежит к Высшему корпусу ревизоров и аудиторов Испании и подчиняется Генеральному совету судебной власти. Внешний контроль осуществляется Счетной палатой. Генеральный совет судебной власти осуществляет свою деятельность в соответствии с принципами стабильности и устойчивости бюджета.

В случае, если при осуществлении полномочий, предусмотренных в настоящей статье, Генеральному совету судебной власти потребуется увеличение расходов, такая корректировка производится на основании положительного заключения компетентного органа.

1. Соловьев А.А. Особенности правового положения Высшего совета магистратуры Французской Республики // Право и образование. 2014. № 7. С. 56-71.

2. Соловьев А.А. Основы правового статуса Высшего совета юстиции Королевства Бельгия // Современное общество и право. 2016. № 1. С. 62-67.

3. Соловьев А.А. Основные направления деятельности Высшего совета юстиции Королевства Бельгия // Право и образование. 2016. № 6. С. 128-132.

4. Constitución Española // Boletín Oficial del Estado. 29.12.1978. № 311. <https://www.boe.es/buscar/act.php?id=BOE-A-1978-31229>.

5. Ley Orgánica № 6/1985, de 1 de julio de 1985, del Poder Judicial // Boletín Oficial del Estado. 02.07.1985. № 157. <http://www.boe.es/buscar/act.php?id= BOE-A-1985-12666&tn=0&vd=&p=20141030&acc=Elegir>.

6. Ley Orgánica № 1/1980, de 10 de enero de 1980, del Consejo General del Poder Judicial // Boletín Oficial del Estado. 12.01.1980. № 11. <http://www.boe.es/diario_boe/txt.php?id=BOE-A-1980-720>.

7. El Consejo General del Poder Judicial. Estructura y Funcionamiento // <http://www.tirant.com/derecho/actualizaciones/Tema%2021_pags.%2010_22.pdf>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.