Научная статья на тему 'Особенности правового положения Генерального совета судебной власти Испании'

Особенности правового положения Генерального совета судебной власти Испании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
857
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПАНИЯ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СОВЕТ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ ИСПАНИИ / SPAIN / INTERNATIONAL EXPERIENCE / JUDICIARY / GENERAL COUNCIL OF THE JUDICIARY OF SPAIN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соловьев Андрей Александрович

Статья посвящена некоторым особенностям правового положения Генерального совета судебной власти Испании. Автор рассматривает вопросы, связанные с порядком формирования данного органа, его структурой и компетенцией. При этом особое внимание уделяется полномочиям Генерального совета судебной власти Испании, направленным на обеспечение независимости судебной системы этой страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of the Legal Status of the General Council of the Judiciary in Spain

The essay deals with certain specifics of the Legal Status of the General Council of the Judiciary in Spain. The author contemplates the issues relevant to the procedure for the formation of the said institutional body, it’s structure and authority. Whereas particular attention is focused towards the authorities of the General Council of the Judiciary of Spain supposed to ensure independence of the country's judicial system.

Текст научной работы на тему «Особенности правового положения Генерального совета судебной власти Испании»

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО СОВЕТА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ ИСПАНИИ

А.А. Соловьев

Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

ул. Садовая-Кудринская, 9, Москва, Россия, 123995

Статья посвящена некоторым особенностям правового положения Генерального совета судебной власти Испании.

Автор рассматривает вопросы, связанные с порядком формирования данного органа, его структурой и компетенцией. При этом особое внимание уделяется полномочиям Генерального совета судебной власти Испании, направленным на обеспечение независимости судебной системы этой страны.

Ключевые слова: Испания, зарубежный опыт, судебная власть, судебная система, Генеральный совет судебной власти Испании.

Продолжая разговор об органах, обеспечивающих функционирование судебной системы зарубежных государств [1; 2; 3; 4], рассмотрим особенности правового статуса Генерального совета судебной власти Испании, который является независимым коллегиальным конституционным органом, состоящим из судей и других юристов, и осуществляет полномочия по управлению судебной системой этой страны с целью обеспечения независимости судей при выполнении ими судебных функций [5].

Деятельность данного органа регулируется главным образом следующими нормативными правовыми актами:

- Конституцией Испании от 29 декабря 1978 г. [6];

- Органическим законом Испании от 1 июля 1985 г. № 6/1985 «О судебной власти» в редакции от 30.10.2014 (далее — Закон о судебной власти) [8].

Итак, Генеральный совет судебной власти Испании был учрежден для обеспечения независимости органов судебной власти.

Как устанавливает ч. 2 ст. 122 Конституции Испании, Генеральный совет судебной власти Испании является управляющим органом судебной системы, и его статус, а также функции его членов устанавливаются соответствующим органическим законом.

Генеральный совет судебной власти Испании не принадлежит к системе органов судебной власти Испании, поскольку, по сути, не осуществляет никаких судебных полномочий (по разрешению споров), а выполняет скорее политико-административные функции [7].

Генеральному совету судебной власти Испании посвящена Книга VIII Закона о судебной власти. Генеральный совет судебной власти Испании реализует полномочия по управлению судебной системой на всей территории данного государства в соответствии с Конституцией Испании и данным нормативным

правовым актом. Штаб-квартира Генерального совета судебной власти Испании находится в Мадриде.

Председатели и другие органы управления судов и трибуналов в Испании при осуществлении своих организационных функций подчиняются Генеральному совету судебной власти Испании.

Перечень основных полномочий Генерального совета судебной власти Испании включает в себя в том числе:

- предложение кандидатуры для назначения на должность Председателя Верховного суда Испании и Генерального совета судебной власти Испании;

- предложение кандидатур для назначения на должности судей, магистратов, а также магистратов Верховного суда Испании;

- предложение кандидатур для назначения на должности магистратов Конституционного суда Испании;

- подготовка заключения по вопросу о назначении на должность Генерального прокурора Испании;

- разрешение конфликтов полномочий, возникающих между конституционными органами Испании в соответствии с условиями, установленными Органическим законом Испании «О конституционном суде»;

- участие в отборе судей и магистратов;

- принятие по необходимости решений по вопросам, связанным с подготовкой и повышением квалификации, предоставлением рабочих мест, продвижением по службе судей и магистратов, а также принятие решений по административным и дисциплинарным делам с участием судей и магистратов;

- осуществление контрольных функций в судебной системе;

- обеспечение официального опубликования постановлений и других актов, выносимых Верховным судом Испании и другими судебными органами;

- регулирование деятельности и определение структуры Судебной школы, а также назначение директора и преподавателей данного учебного заведения;

- регулирование деятельности и определение структуры Центра судебной документации, а также назначение его директора и иного персонала;

- назначение заместителя председателя Верховного суда Испании, а также начальника Инспекторской службы;

- назначение директора Технического отдела;

- составление и исполнение собственного бюджета;

- осуществление сотрудничества с контрольным органом по вопросам защиты данных в области отправления правосудия Испании;

- принятие жалоб граждан по вопросам, связанным с отправлением правосудия;

- разработка и утверждение совместно с Министерством юстиции Испании, а в случае необходимости, с учетом мнения автономных сообществ Испании (если это затрагивает сферу их полномочий), систем организации, рационализации и измерения производительности труда, которые используются для определения рабочей нагрузки конкретных судебных органов;

- разработка мер по поддержке конкретных судебных органов.

Конституция Испании по вопросу перечня функций Генерального совета судебной власти устанавливает, что данный орган предлагает кандидатуру на должность Председателя Верховного суда Испании Королю Испании, который осуществляет его назначение.

Генеральный совет судебной власти Испании также высказывает мнение при назначении на должность генерального прокурора Испании, кандидатура которого предоставляется Правительством Испании Королю.

Кроме того, Генеральный совет судебной власти Испании предлагает две кандидатуры для назначения на должности членов Конституционного суда Испании Королем Испании.

Данный перечень функций не является исчерпывающим.

В частности, Генеральный совет судебной власти Испании принимает меры, предполагающие увеличение расходов в связи с их реализацией, необходимо получение положительного мнения об этих мерах от соответствующего компетентного органа, которому предстоит нести такого рода расходы.

На рассмотрение Генерального совета судебной власти Испании также представляются предварительные проекты законов и общих положений, которые касаются, в частности, следующего:

- внесение изменений в Закон судебной власти;

- определение и изменение судебных округов Испании;

- утверждение и изменение штата судей и магистратов, секретарей судов и персонала Службы управления юстиции Испании;

- изменение фундаментального статуса судей и магистратов;

- изменение фундаментального статуса секретарей судов и персонала Службы управления юстиции Испании;

- изменение положений, оказывающих влияние на устройство, организацию, функционирование судебной системы и управление судами Испании;

- внесение изменений в уголовное законодательство, а также в положения, касающиеся исправительных учреждений.

Генеральный совет судебной власти Испании в установленные сроки (не более чем в течение тридцати, в срочных случаях — пятнадцати дней с момента поступления проекта) представляет доклады по указанным вопросам. В исключительных случаях, с учетом конкретных обстоятельств, данный срок может быть продлен. При этом данные доклады представляются Правительством в Генеральные кортесы (Парламент) Испании совместно с соответствующим законопроектом.

Генеральный совет судебной власти также направляет в Парламент ежегодные доклады о состоянии, функционировании и деятельности Генерального совета судебной власти Испании, а также судов и трибуналов, которые при необходимости могут включать информацию о потребностях в персонале и ресурсах, необходимых для надлежащего исполнения функций, возложенных на органы судебной власти Конституцией Испании и иными нормативными правовыми актами.

Применительно к финансовой деятельности Генерального совета судебной власти Испании следует отметить, что для осуществления возложенных на него

полномочий (с учетом принципа автономности), как конституционный орган, он разрабатывает самостоятельно свой бюджет.

При этом внутренний контроль за расходованием средств в рамках Генерального совета судебной власти Испании осуществляется должностным лицом, которое принадлежит Высшему корпусу ревизоров и аудиторов Испании и функционально зависит от Генерального совета судебной власти Испании. Внешний контроль реализуется Счетной палатой.

Генеральный совет судебной власти Испании осуществляет свою деятельность в соответствии с принципами стабильности и устойчивости бюджета.

Если судьи и магистраты полагают, что их независимость умаляется или нарушается, они должны информировать об этом Генеральный совет судебной власти Испании для принятия необходимых процедурных мер реагирования.

В состав Генерального совета судебной власти входит Председатель Верховного суда Испании, который также председательствует и в данном органе, а также двадцать членов, назначаемых Королем Испании на пятилетний срок, в том числе:

- двенадцать судей и магистратов различных судов;

- четыре признанных адвоката и юриста, со стажем работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, которые выбираются Конгрессом депутатов Испании (нижней палатой Парламента), большинством голосов его членов (в размере трех пятых от общего количества голосов);

- четыре признанных адвоката и юриста, со стажем работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, которые выбираются Сенатом Испании (верхней палатой Парламента) большинством голосов его членов (в размере трех пятых от общего количества голосов).

Состав Генерального совета судебной власти Испании обновляется каждые пять лет с момента его учреждения. Председатель Конгресса депутатов Испании совместно с Председателем Сената Испании принимают все необходимые меры для того, чтобы обновление состава данного органа происходило в необходимые сроки. Соответственно, палаты Парламента Испании вправе инициировать этот процесс за четыре месяца до истечения срока действия полномочий членов Генерального совета судебной власти Испании.

Члены Генерального совета судебной власти Испании назначаются Королем Испании посредством изданиям им соответствующего королевского указа, и, вступая в должность, приносят присягу или торжественно дают обет перед Королем и проводят затем свое первое заседание в течение пяти дней с момента истечения срока действия полномочий предыдущих членов Генерального совета судебной власти Испании.

Законом о судебной власти предусматривается возможность досрочного прекращения полномочий члена Генерального совета судебной власти Испании, который подлежит замене в установленном порядке посредством выдвижения новой кандидатуры на замещение этой должности. При этом новый член Генерального совета судебной власти Испании занимает соответствующую должность лишь до конца срока действия всех остальных членов данного органа.

Закон о судебной власти предусматривает возможность самовыдвижения кандидатуры лицом на должность члена Генерального совета судебной власти Испании. Так, судья или магистрат, находящийся на действительной службе, вправе представить свою кандидатуру. При этом если такого кандидата избирают и осуществление полномочий члена Генерального совета судебной власти Испании оказывается несовместимым с его обычными служебными функциями, лицо обязуется подать заявление об уходе с занимаемой им в судебном органе должности.

Судья или магистрат, который желает самостоятельно представить свою кандидатуру, вправе представить поручительством за него двадцати пяти судей, состоящих на действительной службе, или Судебной ассоциации, законно действующей на момент выдвижения данным судьей или магистратом своей кандидатуры.

С другой стороны, члены Генерального совета судебной власти Испании, входящие в состав Постоянной комиссии данного органа, остаются при этом на действительной службе в системе правосудия или в иной области и продолжают свою профессиональную деятельность.

Члены Генерального совета судебной власти Испании обязаны присутствовать на всех его заседаниях, а также на заседаниях соответствующей комиссии, в состав которой они входят (кроме ситуаций, когда на то имеются уважительные причины).

Осуществление функций члена Генерального совета судебной власти Испании несовместимо с занятием иной государственной должности, выборной или невыборной, за исключением той, которую член данного органа занимал ранее до избрания его на должность.

Члены Генерального совета судебной власти Испании также не вправе ссылаться на свой статус или использовать его при исполнении профессиональных служебных обязанностей. Они привлекаются к гражданской и уголовной ответственности в соответствии с процедурами, предусмотренными для привлечения к таким видам ответственности магистратов Верховного суда Испании.

Председатель Верховного суда и Генерального совета судебной власти Испании является высшим представителем судебной власти страны, а также представляет судебную власть и руководит ей. Для того, чтобы быть избранным на эту должность, лицо должно состоять на действительной службе в должности магистрата Верховного суда Испании и соответствовать требованиям, предъявляемым к председателю палаты данного органа, либо быть признанным юристом с двадцатипятилетним опытом осуществления своих профессиональных обязанностей.

Генеральный совет судебной власти Испании осуществляет свои полномочия на заседаниях Пленума и через комиссии (Постоянную комиссию, Дисциплинарную комиссию, Комиссию по экономическим вопросам и Комиссию по равенству).

Председатель Генерального совета судебной власти Испании осуществляет, в частности, следующие функции:

- представляет Генеральный совет судебной власти Испании во внешних отношениях;

- созывает и председательствует на пленарных заседаниях и заседаниях Постоянной комиссии Генерального совета судебной власти Испании с правом решающего голоса;

- устанавливает порядок проведения пленарных заседаний и заседаний Постоянной комиссии Генерального совета судебной власти Испании;

- готовит и представляет материалы для принятия решений Генеральным советом судебной власти Испании;

- осуществляет высшее руководство деятельностью технических органов Генерального совета судебной власти Испании;

- осуществляет руководство институциональной коммуникацией.

На заседаниях Пленума Генерального совета судебной власти Испании, проходящих один раз в месяц, осуществляется рассмотрение в том числе следующих вопросов:

- внесение предложений большинством голосов (в количестве трех пятых от общего числа) о рекомендации к назначению двух магистратов Конституционного суда, назначение которых осуществляется Генеральным советом судебной власти Испании;

- внесение предложений о назначении Председателя Верховного суда и Генерального совета судебной власти Испании, а также подготовка заключения по вопросу назначения на должность Генерального прокурора Испании;

- назначение заместителя председателя Верховного суда Испании, генерального секретаря и заместителя секретаря Генерального совета судебной власти Испании;

- разрешение конфликтов полномочий, возникающих между конституционными органами Испании;

- назначение членов комиссий Генерального совета судебной власти Испании;

- утверждение бюджета Генерального совета судебной власти Испании;

- утверждение годовых отчетов Генерального совета судебной власти Испании.

Пленум ежегодно избирает членов Постоянной комиссии Генерального совета судебной власти Испании, в состав которой входит Председатель Верховного суда и Генерального совета судебной власти Испании, являющийся председателем данной комиссии, и пять других членов, трое из которых избираются из судей, а двое — из числа признанных юристов и адвокатов. Постоянная комиссия Генерального совета судебной власти Испании осуществляет все полномочия данного органа, которые напрямую не отнесены к компетенции его Пленума, Дисциплинарной комиссии, Комиссии по вопросам равенства или Комиссии по экономическим вопросам.

Дисциплинарная комиссия Генерального совета судебной власти Испании принимает решения по всем дисциплинарным делам, связанным с нарушениями, и в случае необходимости налагает соответствующие санкции на судей и

магистратов. Кроме того, дисциплинарная комиссия также рассматривает апелляции на решения, предусматривающие наложений санкций, выносимые внутренними органами судов. Дисциплинарная комиссия Генерального совета судебной власти Испании состоит из семи членов (четырех представителей судебной системы и троих юристов, обладающих признанной компетенцией).

Члены Комиссии по экономическим вопросам Генерального совета судебной власти Испании в количестве пяти человек ежегодно избираются Пленумом, который также назначает ее председателя. Данная комиссия осуществляет реализацию проектов финансового и экономического характера, а также осуществляет финансовый и административный контроль, необходимый для надлежащего осуществления Генеральным советом судебной власти Испании своих функций по экономическим вопросам.

Комиссия Генерального совета судебной власти Испании по равенству осуществляет исследование и мониторинг судебных решений по вопросам, связанным с домашним или гендерным насилием. Члены Комиссии по равенству Генерального совета судебной власти Испании ежегодно избираются Пленумом из числа своих членов с учетом принципа сбалансированного представительства в ней мужчин и женщин.

Законом о судебной власти предусматривается наличие в Генеральном совете судебной власти Испании технических органов, необходимых для надлежащего осуществления им своих полномочий с целью обеспечения рассмотрения и подготовки вопросов, которые будут рассматриваться Пленумом и комиссиями данного органа.

В частности, в состав Генерального совета судебной власти Испании входят следующие технические органы:

- Генеральный секретариат;

- Инспекторская служба;

- Технический отдел;

- Судебная школа;

- Центр судебной документации;

- Отдел связи.

Международная деятельность Генерального совета судебной власти Испании осуществляется в координации с Министерством иностранных дел Испании и в соответствии с руководящими принципами государственной внешней политики.

В заключение хотелось бы отметить, что испанский опыт функционирования Генерального совета судебной власти может быть полезен при работе над концепцией дальнейшего совершенствования судебной системы нашей страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Соловьев А.А. Высший совет магистратуры как орган судейского сообщества Французской Республики: монография / предисл. А.А. Евстифеева. — М., 2014.

[2] Соловьев А.А. Об основах правового статуса магистратов Французской Республики //

Закон. — 2014. — № 9. — С. 181-187.

[3] Соловьев А.А. Об особенностях формирования судебного корпуса Французской Республики // Право и образование. — 2015. — № 4. — С. 79-87.

[4] Соловьев А.А. Особенности правового положения Высшего совета магистратуры Французской Республики // Право и образование. — 2014. — № 7. — С. 56-71.

[5] Consejo General del Poder Judicial. URL: http://www.poderjudicial.es/cgpj/es/Poder-Judicial/Consejo-General-del-Poder-Judicial.

[6] Constitución Española // Boletín Oficial del Estado. — 29.12.1978. — № 311.

[7] El Consejo General del Poder Judicial. Estructura y Funcionamiento. URL: http://www.tirant.com/derecho/actualizaciones/Tema%2021_pags.%2010_22.pdf.

[8] Ley Orgánica № 6/1985, de 1 de julio de 1985, del Poder Judicial // Boletín Oficial del Estado. — 02.07.1985. — № 157.

PECULIARITIES OF THE LEGAL STATUS OF THE GENERAL COUNCIL OF THE JUDICIARY IN SPAIN

A.A. Solovyev

Moscow State University of Law named after O.E. Kutafin (MSLA)

9, Garden Kudrinskaya st., Moscow, Russia, 123995

The essay deals with certain specifics of the Legal Status of the General Council of the Judiciary in Spain.

The author contemplates the issues relevant to the procedure for the formation of the said institutional body, it's structure and authority. Whereas particular attention is focused towards the authorities of the General Council of the Judiciary of Spain supposed to ensure independence of the country's judicial system.

Key words: Spain, international experience, judiciary, General Council of the Judiciary of Spain.

REFERENCES

[1] Solov'ev A.A. Vysshiy sovet magistratury kak organ sudeyskogo soobschestva Francuzskoy Respubliki: monografiya / predisl. A.A. Evstifeeva. — M., 2014.

[2] Solov'evA.A. Ob osnovah pravovogo statusa magistratov Francuzskoy Respubliki // Zakon. — 2014. — № 9. — S. 181-187.

[3] Solov'evA.A. Ob osobennostyah formirovaniya sudebnogo korpusa Francuzskoy Respubliki // Pravo i obrazovanie. — 2015. — № 4. — S. 79-87.

[4] Solov'ev A.A. Osobennosti pravovogo polozheniya Vysshego soveta magistratury Francuzskoy Respubliki // Pravo i obrazovanie. — 2014. — № 7. — S. 56-71.

[5] Consejo General del Poder Judicial. URL: http://www.poderjudicial.es/cgpj/es/Poder-Judicial/Consejo-General-del-Poder-Judicial.

[6] Constitución Española // Boletín Oficial del Estado. — 29.12.1978. — № 311.

[7] El Consejo General del Poder Judicial. Estructura y Funcionamiento. URL: http://www.tirant.com/derecho/actualizaciones/Tema%2021_pags.%2010_22.pdf.

[8] Ley Orgánica № 6/1985, de 1 de julio de 1985, del Poder Judicial // Boletín Oficial del Estado. — 02.07.1985. — № 157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.