Научная статья на тему 'Судебная система Испании: общие вопросы функционирования'

Судебная система Испании: общие вопросы функционирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4117
373
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / ИСПАНИЯ / РЕФОРМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бригадин Иван Игоревич

Автор анализирует судебную систему Испании, которая в современном виде начала развиваться в конце 1970-х гг. Описаны регулярные, специальные, общенациональные и региональные суды. Рассмотрена деятельность Верховного и Конституционного судов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author analyzes the judicial system of Spain, which began to develop in modern variety in the late 1970 s. Regular, special, national and regional courts are described. Activity of the Supreme and Constitutional courts is considered

Текст научной работы на тему «Судебная система Испании: общие вопросы функционирования»

и. и. Бригадин*

CУДEБHAЯ система испднии: общие вопросы функционирования

Автор анализирует судебную систему Испании, которая в современном виде начала развиваться в конце 1970-х гг. Описаны регулярные, специальные, общенациональные и региональные суды. Рассмотрена деятельность Верховного и Конституционного судов.

Ключевые слова: судебная система, Испания, реформа

The author analyzes the judicial system of Spain, which began to develop in modern variety in the late 1970s. Regular, special, national and regional courts are described. Activity of the Supreme and Constitutional courts is considered.

Key words: judicial system, Spain, reform

Судебная система Испании регламентирована Конституцией 1978 г.1 (шестой и девятый разделы). По Конституции носителем правосудия является народ. «Судьи независимы, несменяемы, ответственны перед законом и подчиняются только закону» (ст. 117 Конституции); «судьи и члены судов не могут быть отстранены от должности, уволены в отставку, переведены с одной должности на другую или на пенсию, кроме как на основании причин и с соблюдением условий, предусмотренных законом».

Судебная власть в Испании осуществляется от имени короля. Поскольку Конституция составлялась в политически нестабильных условиях конца 1970-х гг., ее авторы закрепили, что «осуществление судебной власти на всех стадиях отправления правосудия» находится исключительно в «ведении судей и судов». Как пишет Х. Виллароя, Основной закон Испании был подчинен цели формирования открытого и демократического режима, включая судебную систему2.

Конституция запретила создание «чрезвычайных судов». В основу судопроизводства был положен принцип открытости, отраженный в ст. 120 Конституции.

Во исполнение положений ст. 122 был принят Органический закон «О судебной системе Испании» 1985 г.3 Он конкретизировал конституционные нормы, касающиеся судебной системы страны: основы ее структуры, порядок формирования судебных органов, принципы функционирования.

Как подчеркивают испанские авторы (E. Л. Диес-Писаро, П. де Леон и др.), судебная система государства основана на пяти принципах: справедливости, независимости, непрерывности, ответственности и законности4.

Принцип справедливости (Principio de imparcialidad) состоит в том, что суды должны действовать исключительно в соответствии с Конституцией и в интересах граждан Испании, а не различных политических партий и экономических групп, руководствуясь принципами объективности. Согласно принципу независимости (Principio de independencia) суды независимы как от органов государственной власти, так и от действующих на территории Испании политических партий. Принцип непрерывности (Principio de inamovilidad) означает, что судьи не могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей до истечения установленного срока полномочий. По принципу ответственности (Principio de responsabilidad) судьи несут ответственность за свои решения и за действия, совершенные в период исполнения своих обязанностей. В соответствии с принципом законности (Principio de legalidad) судьи в деятельности должны опираться на Конституцию государства5.

* Бригадин Иван Игоревич — аспирант Воронежского государственного университета (Воронеж). E-mail: ivanbrigadin87@yandex.ru.

Управление судебной системой возложено на Генеральный совет судебной власти (Consejo General del Poder Judicial de España6). Порядок формирования Генерального совета определен в ст. 122 Конституции: «Генеральный совет судебной власти образуется из Председателя Верховного Суда, который его возглавляет, и 20 членов, назначаемых Королем на пять лет. Из них 12 назначаются из числа судей и членов судов всех категорий в условиях, устанавливаемых законом; четыре — по предложению Конгресса депутатов, и еще четыре — по предложению Сената; в обоих случаях большинством в три пятых голосов». Члены Генерального совета должны быть адвокатами и юристами признанной компетентности и иметь стаж работы по юридической профессии более пятнадцати лет7.

В рамках судебной системы Испании есть несколько типов судов. Во-первых, выделяют регулярные (Ordinaria) и специальные (Especial) суды. Регулярными являются гражданские, административные и уголовные суды, специальным — Военный суд.

Кроме того, суды в Испании делятся на общенациональные и региональные. Первые представлены Верховным судом (Tribunal Supremo de España), Конституционным судом (Tribunal Constitucional de España) и Национальным судом (Audiencia Nacional).

Верховный суд — высший суд в Испании8. Период деятельности с 1939 по 1977 г. традиционно исключается из современной истории Верховного суда по причине политического характера его функционирования во время диктатуры Франко. Председатель и члены суда назначаются королем. Верховный суд состоит из пяти палат, которые созданы по функциональному принципу, представляя собой подразделения, занимающиеся соответственно гражданскими, уголовными, административными, социальными и военными делами. Согласно ч. 1 ст. 123 Конституции Верховный суд, юрисдикция которого распространяется на всю территории Испании, признается высшим судебным органом во всех делах, за исключением тех, которые относятся к конституционным гарантиям. В компетенцию Верховного суда входят также «европейские» дела.

Конституционный суд9 «состоит из двенадцати членов, назначаемых Королем; из них четыре по предложению Конгресса, четыре — по предложению Сената... два — по представлению Правительства и два — по предложению Генерального совета судебной власти» (ст. 159 Конституции). Члены суда назначаются «из числа судей и прокуроров, профессоров университета, государственных служащих и адвокатов», «все они должны быть общепризнанными компетентными юристами, имеющими стаж юридической работы не менее пятнадцати лет».

Компетенция Конституционного суда, который «обладает юрисдикцией над всей испанской территорией», закреплена в ст. 162 Конституции и специальном Органическом законе «О Конституционном суде» 1979 г.10 Суд полномочен рассматривать заявления о неконституционности законов и нормативных актов; принимать решения о защите прав и свобод граждан Испании; разрешать споры о разграничении полномочий между государством и автономными сообществами и между отдельными автономными сообществами; рассматривать прочие споры, предусмотренные Конституцией или конституционными законами.

Одной из отличительных особенностей судебной системы Испании является наличие процедуры конституционного ампаро (исп. amparo). Она применяется Конституционным судом и состоит в рассмотрении нарушения прав и свобод граждан в результате принятия судебных актов или распоряжений публичных служб государства, автономных сообществ и других юридических лиц, а также их агентов и чиновников.

В компетенцию Конституционного суда входят и «европейские» дела. Так, Суд проверил конституционность Маастрихтского договора. В противовес позиции правительства и парламента он установил, что ст. 93 Конституции недостаточна для преодоления имеющегося противоречия. Суд заключил, что необходимо внести изменения в Консти-

туцию перед ратификацией Договора о ЕС 1992 г. Результатом стало внесение первой в современной истории поправки в Конституцию Испании.

Особое место в современной судебной системе Испании занимает Национальный суд11, статус которого не прописан в Конституции. Национальный суд создан в соответствии с Законом от 1 июля 1985 г. № 612. Он является правопреемником Трибунала общественного порядка (Tribunal de Orden Público), который существовал в период диктатуры Франко и рассматривал преимущественно политические дела. Национальный суд представляет собой высший апелляционный суд, который рассматривает также дела, связанные с попытками насильственного нарушения Конституции (терроризм, покушения на высших государственных служащих). «Европейские» дела в компетенцию суда не входят.

Наряду с судами общегосударственного уровня в судебную систему Испании включены региональные суды:

1) высшие органы судебной власти автономных сообществ. Для примера рассмотрим функционирование Верховного суда Каталонии (El Tribunal Superior de Justicia de Cataluña13). Впервые Верховный суд на территории Каталонии был учрежден еще в 1812 г. Современная история Верховного суда Каталонии начинается с 1985 г., когда был принят Закон «О судебной системе Испании». Согласно ст. 26 Закона «на территорию АС Каталонии распространяется юрисдикция Верховного суда Каталонии, который действует в соответствии с Конституцией Испании, Статутом АС Каталонии и подчиняется Верховному суду Испании». Верховный суд Каталонии принимает к рассмотрению административные, гражданские и уголовные дела. В его структуре действуют три палаты (по гражданским, уголовным и административным делам);

2) провинциальные суды (Audiencias Provinciales). Они рассматривают дела уголовного, гражданского и административного характера, не находящиеся в ведении Верховного или Конституционного суда;

3) суды присяжных (El Tribunal del Jurado) и магистраты (Magistrates). Им, как правило, подсудны дела регионального или муниципального уровня;

4) специализированные суды. В настоящее время существует один суд такого рода — Водный трибунал Валенсии (El Tribunal de las Aguas de Valencia14). Он рассматривает преимущественно экономические и хозяйственные вопросы, связанные с использованием водных ресурсов в Валенсии.

С 2008 г. в испанском обществе идет дискуссия относительно необходимости реформы судебной системы15. Часть авторов (например, M. Беннет) полагают, что судебная система «потерпела провал»16 в связи с невозможностью государства предотвратить преступления (убийства, педофилию, преступления сексуального характера), которые традиционно вызывают значительный резонанс в испанском обществе. Как отмечают исследователи (Х. Банаклохе, Э. Валлинес), испанские средства массовой информации создали крайне негативный образ судебной системы в частности и политической системы в целом, которые контролируются политиками, склонными «похлопывать собственных граждан по спине, но оказавшихся не в состоянии решать реальные проблемы»17. В подобной ситуации граждане нередко предъявляют к судебной системе завышенные требования, сочетающиеся с периодически звучащими заявлениями о кризисе и «неспособности судебной системы нормально функционировать».

Однако можно сказать, что в Испании на протяжении последней четверти ХХ в. сложилась стабильная судебная система, основанная на Конституции 1978 г. Основой динамичного развития судебной системы являются демократический политический режим, сменивший диктатуру Ф. Франко, а также разделение властей и контроль гражданского общества за государством. Важным фактором развития судебной системы следует признать и процесс постепенной регионализации Испании, который выражается в развитии

автономных сообществ. В подобной ситуации вероятным представляется дальнейшее развитие судебной системы Испании на двух уровнях: общенациональном и региональном.

1 Constitucion Espanola // URL: http://constitucion.rediris.es/legis/1978/1978.html.

2 Villarroya J. Т. Breve historia del constitucionalismo español. Madrid, 1997. Р. 45.

3 Ley Orgánica 6/1985, de 1 de julio, del Poder Judicia // URL: http://noticias.juridicas.com/base_datos/ Admin/lo6-1985.html.

4 Escrito por Luis Diez-Picazo Y Ponce De Leon, Luis Díez-Picazo. Experiencias jurídicas y teoría del Derecho // URL: http://books.google.es/books?id=sTotCViosukC&printsec=frontcover&dq=inauthor:%22Luis+Diez-Picazo+y+Ponce +de+Leon%22&source=bl&ots=eB7KiYICHL&sig=AcZRu-94zE5drB2Bhfvw85ix47E&hl=es&sa=X&ei=249tUM3vL-fY4Q S0v4GYAw&ved=0CDQQ6AEwAA#v=onepage&q&f=false.

5 Jhering R. von, Posada A. La lucha por el derecho. L., 2008. Р. 78-82.

6 URL: http://www.poderjudicial.es/cgpj/es/Poder_Judicial.

7 URL: http://noticias.juridicas.com/base_datos/Admin/constitucion.html.

8 Официальный сайт Верховного суда Испании: URL: http://www.poderjudicial.es.

9 Официальный сайт Конституционного суда Испании: URL: http://www.tribunalconstitucional.es.

10 Organic Act 2/1979 on the Constitutional Court, of 3 October 1979 // URL: http://www.tribunalconstitucio-nal.es/en/tribunal/normasreguladoras/Lists/NormasRegPDF/LOTC-en.pdf.

11 Официальный сайт Национального суда: URL: http://www.audiencianacional.es.

12 Ley Orgánica 6/1985, de 1 de julio, del Poder Judicial // URL: http://noticias.juridicas.com/base_datos/ Admin/lo6-1985.html.

13 URL: http://www.poderjudicial.es/cgpj/es/Poder_Judicial/Tribunales_Superiores_de_Justicia/TSJ_Cata-luna/Jurisprudencia/Jurisprudencia_del_TSJ.

14 URL: http://www.tribunaldelasaguas.com.

15 URL: http://www.matthewbennett.es/1148/spanish-justice-system-is-collapsing-with-too-much-paperwork.

16 El sistema judicial en España es un auténtico fracaso: El nuevo padre coraje se enciende cuando ve con impotencia cómo el caos // URL: http://www.lavozdegalicia.es/espana/2008/05/07/0003_6795888.htm.

17 Me pregunto cuántas Mari Luz hacen falta para que los tribunales se pongan las pilas y funcionen como debe ser // URL: http://www.lavozdegalicia.es/espana/2008/05/07/0003_6795889.htm.

Ш S I

Ш

ci

Ш

m o

m <

a с

Ш

0

1 .0

Ш Is

I

m <

a

o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.