Научная статья на тему 'Краткая характеристика судебной системы королевства Испания'

Краткая характеристика судебной системы королевства Испания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2865
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / ЗАРУБЕЖНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОРОЛЕВСТВО ИСПАНИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ / ГРАЖДАНСКОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соловьев Андрей Александрович

Статья посвящена обзорному анализу судебной системы Королевства Испания. Автор останавливается на основных нормативных правовых актах, регулирующих ее организацию, рассматривает конституционные основы функционирования судебной власти, анализирует вопросы компетенции и исследует структуру системы судов Испании в зависимости от их состава, полномочий и административно-территориального деления страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRIEF ACCOUNT OF JUDICIAL SYSTEM OF KINGDOM OF SPAIN

The article deals with the survey of the judicial system in Spain. The author touches upon the main normative acts regulating its foundations, as well as the constitutional background of the judicial power in Spain. There is also an analysis of competence as well as that of the structure of Spanish courts based on their staff numbers, powers as well as administrative division of the territory.

Текст научной работы на тему «Краткая характеристика судебной системы королевства Испания»

1.1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ КОРОЛЕВСТВА ИСПАНИЯ

Соловьев Андрей Александрович, д-р юрид. наук, профессор. Должность: Заместитель председателя. Место работы: Арбитражный суд Московской области. E-mail: solov.arbitr@rambler.ru.

Аннотация: Статья посвящена обзорному анализу судебной системы Королевства Испания.

Автор останавливается на основных нормативных правовых актах, регулирующих ее организацию, рассматривает конституционные основы функционирования судебной власти, анализирует вопросы компетенции и исследует структуру системы судов Испании в зависимости от их состава, полномочий и административно-территориального деления

страны.

Ключевые слова: судебная система; зарубежное законодательство; Королевство Испания; конституционные основы; гражданское судопроизводство.

BRIEF ACCOUNT OF JUDICIAL SYSTEM OF KINGDOM OF SPAIN

Solovyev Andrey Alexandrovich, Dr of law, professor. Position: Deputy Chairman. Place of employment: State Commercial Tribunal of Moscow Region. E-mail: solov.arbitr@rambler.ru

Annotation: The article deals with the survey of the judicial system in Spain.

The author touches upon the main normative acts regulating its foundations, as well as the constitutional background of the judicial power in Spain. There is also an analysis of competence as well as that of the structure of Spanish courts based on their staff numbers, powers as well as administrative division of the territory. Keywords: judicial system, foreign laws, Kingdom of Spain, constitutional background, civil court procedure.

Продолжая серию публикаций, посвященных судебным системам современных зарубежных государств [1-10] становимся на Испании (полное официальное наименование - Королевство Испания) - стране, судебную систему которой можно определить как совокупность судов и трибуналов, состоящих из судей и магистратов, имеющих полномочия по отправлению правосудия именем Короля [16].

При этом суды рассматривают различные категории дел (гражданские, уголовные, административные, трудовые, социальные и военные). Помимо этого, в предусмотренных законом случаях, они также рассматривают дела, в которых отсутствует спор между сторонами (в основном, связанные с завещаниями, другими юридическими документами и актами гражданского состояния).

В настоящее время основы ее организации и функционирования закреплены в следующих нормативных правовых актах:

- Конституции Испании от 29 декабря 1978 года [11];

- Органическом законе Испании от 1 июля 1985 года № 6/1985 «О судебной власти» (с изменениями и дополнениями) [12];

- Органическом законе Испании от 15 июля 1987 года № 4/1987 «О полномочиях и организации военной юстиции» (с изменениями и дополнениями) [13];

- Законе Испании от 28 декабря 1988 года № 38/1988 «О разграничении компетенции и организации судебной системы» (с изменениями и дополнениями) [14].

Говоря о конституционных основах организации и функционирования судебной власти страны, отметим, что в части 1 статьи 1 Конституции Испании закреплено, что Испания является правовым демократическим социальным государством, которое провозглашает высшими ценностями своего правопорядка справедливость, равенство и политический плюрализм.

В соответствии с положениями статьи 24 Конституции Испании каждый имеет право на эффективную судебную защиту судьей и судом в осуществлении своих прав и законных интересов, и ни при каких обстоятельствах не допускается отказ в такой защите.

Закреплены также следующие основные права человека в области правосудия:

- на рассмотрение его дела тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом;

- на защиту и помощь адвоката;

- на информацию о предъявленном ему обвинении;

- на публичное разбирательство дела, осуществляемое в установленные сроки с соблюдением всех процессуальных гарантий;

- пользоваться всеми средствами доказательства, предусмотренными для защиты;

- не свидетельствовать против себя самого;

- не признавать себя виновным;

- на презумпцию невиновности.

Закон также определяет те случаи, когда в силу родственных связей или профессиональной тайны, человек не обязан свидетельствовать о действиях, которые предварительно могут быть рассмотрены как незаконные.

Данные принципы в полной мере реализованы в Разделе VI Конституции «О судебной власти (статьи с 117 по 127).

Статьей 117 Конституции Испании предусмотрено, что судебная власть исходит от народа и осуществляется от имени Короля судьями и магистратами, представляющими эту власть, которые являются независимыми, несменяемыми, ответственными и которые подчиняются исключительно закону.

Закреплен принцип независимости, предполагающий, что суды, при отправлении правосудия, независимы как от любой власти или лица, так и от вышестоящих судов и руководящих органов судебной власти.

Согласно принципу несменяемости, судьи и магистраты не могут быть сменены, уволены в отставку, переведены с одной должности на другую или на пенсию, кроме как в случаях и при соблюдении гарантий, предусмотренных законом. Соответственно, означает, что помимо указанных выше причин, и без соблюдения соответствующего порядка, никто не вправе воспрепятствовать, временно или постоянно, судье или магистрату, в свободном исполнении ими своих обязанностей (запрещена любая форма вмешательства в судебную сферу).

Принцип ответственности предусматривает, что судьи и магистраты несут личную ответственность за дисциплинарные правонарушения и преступления, совершенные при исполнении ими своих обязанностей. Вместе с тем, эта ответственность может применяться только в порядке, законодательно регламентированной дисциплинарной процедуры, без вмешательства

органов как законодательной, так и исполнительной власти, или в рамках уголовного процесса.

Принцип законности означает, что при отправлении правосудия судьи и магистраты, также, как все органы власти организации и граждане, подчиняются Конституции Испании и другим нормативным правовым актам.

Принцип исключительности судебной власти сформулирован как отнесение полномочий по осуществлению судебной власти на всех стадиях процесса, вынесению судебных решений и приговоров и обеспечению их исполнения исключительно к компетенции судей и судов, определенных законами, в соответствии с нормами о компетенции и процедуре, ими установленными. Кроме того, судьи и суды не осуществляют иных функций, и тех, которые специально отнесены к их ведению законом в целях гарантий любого права.

Принцип единства судебной власти - основа организации и деятельности судов. Закон регулирует осуществление военной юстиции исключительно в военной области, а в условиях осадного положения - в соответствии с принципами Конституции. Также запрещается деятельность чрезвычайных трибуналов.

Принцип обязательности судебных решений (статья 118 Конституции Испании) предполагает, обязательность исполнения приговоров и других принятых судебных актов, а также оказание содействия суду во время процесса и при исполнении судебных решений.

Принцип доступности судебной защиты, в частности состоит в том, что правосудие осуществляется бесплатно, когда это устанавливается законом, и во всех случаях для лиц, участвующих в судебном процессе и удостоверивших, что они не имеют достаточных средств для его ведения (статья 119 Конституции Испании).

Принцип публичности судебного разбирательства предполагает его открытость, за исключением предусмотренных процессуальным законом случаев. Судебное разбирательство является преимущественно устным, особенно по уголовным делам, а решения судов должны быть всегда мотивированны и объявлены публично (статья 120 Конституции Испании).

Принцип возмещения вреда, причиненного при отправлении правосудия, состоит в том, что ущерб, причиненный вследствие судебной ошибки или вследствие неправильных действий органов судебной власти, дает право на возмещение за счет государства согласно закону (статья 120 Конституции Испании).

Принцип объективности предполагает, что судьям и магистратам запрещается принимать участие в рассмотрении дел, в которых они могут быть заинтересованы как лично, так и в качестве представителей других лиц. В случае неисполнения этого требования, им может быть заявлен отвод. Причинами отвода, кроме прочих, могут быть дружеские или неприязненные отношения, проявленные судьей или магистратом по отношению к сторонам или их адвокатам, прокурорам, экспертам и свидетелям; а также состояние с этими лицами в кровном родстве.

Граждане могут оказывать влияние и участвовать в отправлении правосудия через институт присяжных в процессах по уголовным делам, в случаях и формах, предусмотренных законом, а также при отправлении правосудия в судах обычного права (статья 125 Конституции Испании).

Органом управления судебной системой Испании является Генеральный совет судебной власти, право-

вой статус которого будет нами подробно проанализирован.

Органический закон Испании «О судебной власти» определяет юрисдикцию испанских судов весьма обобщенно и говорит о судебных процессах, происходящих на территории страны между испанцами или испанцами и иностранными гражданами [12];

Однако в данном нормативном правовом акте содержится более точное и полное разграничение юрисдикции судов в зависимости от типа судопроизводства.

Так, применительно к гражданскому судопроизводству, помимо изложенного выше общего территориального принципа, выделяются случаи особой подсудности споров (компетенции), составляющие три категории:

- исключительная подсудность, которая включает многочисленные случаи, относящиеся к гражданским правоотношениям (например, споры о вещных правах в отношении недвижимого имущества, расположенного на территории Испании; дела о защите прав потребителей). Также к их компетенции испанских судов относится рассмотрение вопросов о применении временных (обеспечительных) мер в отношении лиц или имущества, находящихся на территории страны;

- общая подсудность включает случаи, когда ответчик проживает на территории Испании;

- добровольная (договорная) подсудность предполагает, что суды Испании рассматривают дела, которые сами стороны прямо или косвенно отнесли к испанской юрисдикции.

Касаемо структуры судебной системы Испании, необходимо отметить, что суды делятся как по территориальному (действующие на национальном уровне, в автономных сообществах, в провинциях, в судебных округах), так и по предметному признакам (суды гражданской, уголовной, административной, социальной, трудовой юрисдикции).

Кроме того, в зависимости от состава суда при отправлении правосудия судебные органы Испании разделяются на единоличные (мировые суды, суды первой инстанции и судебного следствия коммерческие суды; суды по уголовным делам; суды по защите от гендерного насилия; административные суды; социальные суды; суды по надзору за исправительными учреждениями; суды по делам несовершеннолетних) и коллегиальные (Верховный суд, Национальный суд, Высшие суды правосудия, Высшие суды провинций)

Помимо указанных выше судов, относящихся к общей (ординарной) юрисдикции, существуют также судебные органы специальной юрисдикции (например, суды обычного права, военные суды (трибуналы)).

Если кратко охарактеризовать административное деление Испании, то основной административно-территориальной единицей страны является автономное сообщество, каковых насчитывается 17. Автономные сообщества делятся на провинции (их в настоящее время 50), провинции - на округа, а округа - на муниципалитеты.

Важно отметить, что в судебную систему Испании не входит Конституционный суд (дословно именуемый Конституционным трибуналом), который компетентен рассматривать заявления о неконституционности законов и нормативных актов, имеющих силу закона (при этом, установление им неконституционности правовой нормы, имеющей силу закона, лишает ее таковой); принимать личные ходатайства в связи с нарушением прав и свобод гражданина; разрешать споры о компе-

тенции между государством и автономными сообществами или между последними; разрешать иные вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией и органическими законами. Правительство вправе обжаловать в Конституционный суд решения и постановления, принятые органами автономных сообществ.

Не включается в нее и Счетная палата (название которой дословно переводится как Счетный трибунал) являющаяся высшим контрольным органом за финансовой и экономической деятельностью государства и всего публичного сектора.

Судебную систему Испании возглавляет Верховный суд (в дословном переводе именуемый Высшим трибуналом), расположенной в столице Испании - городе Мадриде, чья юрисдикция распространяется на всю территорию страны.

Именно Верховный суд является высшей судебной инстанцией во всех областях, за исключением относящихся к конституционным гарантиям, что относится к компетенции Конституционного суда.

Касаемо структуры Верховного суда, отметим, что он включает в свой состав Председателя Верховного суда, пять председателей палат, семьдесят четыре судьи, которые входят в состав палат, рассматривающих гражданские, уголовные (в том числе, с участием присяжных), административные, социальные дела, как по первой инстанции (прежде всего в отношении государственных служащих высокого уровня, в том числе, Президента, министров Правительства страны, парламентариев, Председателя и магистратов Верховного суда, членов Генерального совета судебной власти, Председателя и магистратов Конституционного суда и других высших должностных лиц государства и автономных сообществ, а также дела о запрете деятельности политических партий), а также по жалобам (апелляционным и кассационным) на судебные акты нижестоящих судов. Кроме того Верховный суд является высшим органом судебного толкования нормативных правовых актов в стране [17].

В состав Верховного суда водят:

- Палата по гражданским делам;

- Палата по уголовным делам;

- Палата по административным делам;

- Палата по социальным делам;

- Палата по военным делам.

Кроме того, в составе Верховного суда действуют различные органы, компетентные рассматривать споры, связанные с разногласиями в компетенции между различными судами (юрисдикционные конфликты) и Особая палата.

Его юрисдикция Верховного суда распространяется на всю территорию страны, и все остальные судебные органы подчиняются ему при осуществлении своих полномочий.

На втором уровне судебной системы Испании находится Национальный суд (дословно именуемый Национальной аудиенцией), юрисдикия которого также распространяется на всю территорию страны.

В его компетенцию входит рассмотрение наиболее тяжких преступлений высокой социальной значимости, таких как, в частности, преступления против государства и против Короны (Монарха, его Супруги, его Наследника), терроризм, организованная преступность, незаконный оборот наркотиков, экономические преступления, которые наносят серьезный ущерб национальной экономике. Что касается административных споров, Национальный суд осуществляет надзор за

решениями органов государственной власти. В области социальной юрисдикции он рассматривает главным образом дела, касающиеся обжалования коллективных договоров, территориальный охват которых затрагивает более одного автономного сообщества [15].

Национальный суд состоит из:

- шести судебных органов по уголовным делам;

- четырех палат: апелляционная, по уголовным, административным и социальным делам.

Также к Национальному суду приписаны двенадцать центральных судебных органов арбитража, центральный судебный орган по уголовным делам и Суд по делам несовершеннолетних.

Высшие суды правосудия (в оригинале именуемые Высшими трибуналами правосудия) действуют на территории автономных сообществ и выносят решения их именем. Несмотря на то, что автономные сообщества Испании имеют собственные органы как законодательной, так и исполнительной власти, судебные органы всегда относятся только к единой судебной системе.

Соответственно в каждом автономном сообществе Испании учрежден Высший суд правосудия, который состоит из палат по гражданским, уголовным, административным и социальным делам [16].

К компетенции данных судов относится рассмотрение дел с участием должностных лиц соответствующих автономных сообществ высокого уровня: руководителей, членов правительств, парламентариев, судей и магистратов нижестоящих судов; рассмотрение кассационных жалоб на решения нижестоящих судов; рассмотрение иных дел, отнесенных законом к их компетенции (в частности, гражданские дела с большой суммой иска, споры по делам о патентах и торговых марках и др.).

Таким образом, эти суды являются последней инстанцией для всех дел, возбужденных на территории соответствующего автономного сообщества, за исключением отнесенных к компетенции Верховного суда либо Национального суда.

Высшие суды провинций (дословно именуемые Провинциальными аудиенциями) являются главными судебными органами каждой судебной провинции, которые рассматривают гражданские, уголовные и административные дела.

Суды провинций включают в свое название наименование столицы соответствующей провинции. По названию и территории судебные провинции совпадают с провинциями в рамках административного деления страны [16].

Касаемо компетенции данных судов следует отметить, что в порядке гражданского судопроизводства они рассматривают в основном дела по апелляционным жалобам на решения судов первой инстанции. Кроме того, они рассматривают уголовные (в том числе, с участием присяжных) и административные дела, не отнесенные к компетенции других судов, а также жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов.

Суды первой инстанции и судебного следствия действуют на уровне судебных округов и состоят из профессиональных судей, отправляющих правосудие единолично. Эти судьи рассматривают как уголовные, так и гражданские дела.

В каждом округе имеется один или несколько судов первой инстанции, местом их нахождения являются столицы этих округов, они называются как и город, в котором расположены.

В некоторых случаях, в интересах населения эти суды подразделяются на суды первой инстанции (по гражданским делам), которые также рассматривают жалобы на судебные акты мировых судей по гражданским делам и следственные суды, рассматривающие уголовные дела, которые в том числе контролируют производство дознания и следствия, пересматривают решения мировых судей.

В ведении судов первой инстанции находятся вопросы регистрации актов гражданского состояния. Так, в населенных пунктах, в которых имеется несколько судей первой инстанции, некоторые из них занимаются исключительно регистрацией таких актов.

Другие профессиональные органы правосудия

В столице страны, автономных сообществах или провинциях, в любом из крупных городов страны могут учреждаться коммерческие суды; суды по уголовным делам; суды по защите от гендерного насилия; административные суды; социальные суды; суды по надзору за исправительными учреждениями; суды по делам несовершеннолетних.

Компетенция этих судов определена законом (например, судьи судов по уголовным делам рассматривают единолично уголовные дела средней тяжести, в ряде случаем применяя процедуру заочного разбирательства) и в зависимости от объема работы, в автономном сообществе или провинции их может создаваться несколько и наоборот, юрисдикция одного такого суда может распространяться на несколько автономных сообществ или провинций или их частей.

К непрофессиональным органам правосудия можно отнести судей мировых судов, суды присяжных, а также суды обычного права.

Мировые суды имеются в муниципальных образованиях, где отсутствуют Суды первой инстанции и судебного следствия. Правосудие в них отправляют непрофессиональные судьи, которые рассматривают гражданские дела с небольшой суммой иска и уголовные дела по преступлениям небольшой тяжести. Кроме того, они выполняют функции по регистрации актов гражданского состояния.

Суд присяжных учреждается в рамках суда, который компетентен рассмотреть конкретное уголовное дело о преступлении, отнесенном к его компетенции (это может быть и Верховный суд или Высший суд провинции).

Суд присяжных формируется заново для каждого уголовного процесса из совершеннолетних граждан, обладающих полной дееспособностью. Он рассматривает и принимает решения по уголовным делам о преступлениях, совершенным против личности, чести и достоинства; против свободы и безопасности; совершенных государственными служащими при исполнении ими своих обязанностей; о поджогах и других преступлениях, указанных в законодательстве.

Эти суды выносят лишь обоснованный вердикт о виновности или невиновности лица, обвиняемого в совершении преступления. Правовые вопросы и приговор как таковой выносятся Председателем суда присяжных, который является профессиональным магистратом соответствующего судебного органа.

Говоря о судах обычного права, в качестве примера приведем Водный трибунал Валенсии. Этот суд, состоящий из непрофессиональных судей, рассматривает споры, связанные с водопользования для полива сельскохозяйственных угодий. Вопросы его правового статуса регулируются специальным законом.

Наконец, применительно к системе военной юстиции в Испании отметим, что в ее состав, помимо Палаты по военным делам Верховного суда входят: Центральный военный трибунал, Территориальные военные трибуналы; Военные суды; Центральный военный суд; Территориальные военные суды [13].

Список литературы:

1. Соловьев А.А. Австралийская система организации административной юстиции // Право и образование. -2014. - № 9. - С. 138-150.

2. Соловьев А.А. Англосаксонская модель административной юстиции: опыт Новой Зеландии // Вестник Арбитражного суда Московского округа. - 2014. - № 4. - С. 86-95.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Соловьев А.А. К вопросу о современной системе административной юстиции Великобритании // Вестник РУДН. Серия «Юридические науки». - 2014. - № 2. - С. 214-220.

4. Соловьев А.А. Некоторые особенности правового регулирования административного судопроизводства в Федеративной Республики Германии // Вестник Арбитражного суда Московского округа. - 2015. - № 4. - С. 92-100.

5. Соловьев А.А. Об истории судебной системы Бельгии // Право и образование. - 2015. - № 8. - С. 134-138.

6. Соловьев А.А. Общая характеристика системы административной юстиции Швейцарской Конфедерации // Вестник РУДН. Серия «Юридические науки». - 2014. -№ 3. - С. 153 -162.

7. Соловьев А.А. Общая характеристика французской модели административной юстиции // Вестник РУДН. Серия «Юридические науки». - 2013. - № 3. - С. 142 -151.

8. Соловьев А.А. Особенности организации системы административной юстиции Канады // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. - 2015. - № 3. - С. 4-8.

9. Соловьев А.А. Правовой статус отдельных органов судебной власти Французской Республики, обладающих особой компетенцией // Власть. - 2014. - № 1. - С. 109112.

10. Соловьев А.А. Современная система судов общей юрисдикции Франции и ее особенности // Юрист вуза. -2014. - № 1. - С. 47-58.

11. Constitución Española // Boletín Oficial del Estado. -29.12.1978. - № 311. <https://www.boe.es/buscar/ act.php?id=BOE-A-1978-31229>.

12. Ley Orgánica № 6/1985, de 1 de julio de 1985, del Poder Judicial // Boletín Oficial del Estado. - 02.07.1985. -№ 157. - <http://www.boe.es/buscar/act.php?id=BOE-A-1985-12666&tn=0&vd=&p=20141030&acc=Elegir>.

13. Ley Orgánica № 4/1987, de 15 de julio de 1987, de la Competencia y Organización de la Jurisdicción Militar // Boletín Oficial del Estado. - 18.07.1985. - № 171. -<http://www.boe.es/buscar/act.php?id=BOE-A-1987-

16791 >.

14. Ley № 38/1988, de 28 de diciembre de 1988, del e Demarcación y de Planta Judicial // Boletín Oficial del Estado. - 30.12.1988. - № 313. - <http://www.boe.es/ buscar/act. php?id=BOE-A-1988-29622>.

15. Audiencia Nacional // <http://www.poderjudicial.es/ cgpj/es/Poder-Judicial/Audiencia-Nacional/>.

16. Poder judicial España // <http://www.poderjudicial. es/cgpj/es/Poder_Judicial>.

17. Tribunal Supremo // <http://www.poderjudicial.es/ cgpj/es/Poder-Judicial/Tribunal-Supremo/>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.