Научная статья на тему 'Проблемы и принципы функционирования судебной системы Испании'

Проблемы и принципы функционирования судебной системы Испании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
845
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЮСТИЦИЯ / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СОВЕТ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ / ИСПАНИЯ / ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ СУДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шашкова Анна Владиславовна

Настоящая статья посвящена анализу принципов осуществления правосудия в Испании. Автор анализирует применение принципа разделения властей при формировании испанских судов и вынесении судебных решений. В статье ставится проблема организации и деятельности различного рода судов в Испании: мировых судов, судов первой инстанции, провинциальных судов, высоких судов правосудия, национальных судов, Верховного суда. Наиболее значимому анализу в настоящей статье подвергаются суды первой инстанции, представленные в своем разнообразии: по коммерческим спорам, спорам в отношении нарушения прав женщин, по претензионно-административным спорам, по социальным спорам, по спорам в отношении несовершеннолетних, в отношении контроля за пенитенциарной деятельностью. Автор приходит к выводу о необходимости создания дополнительных рабочих мест для судей в наиболее загруженных регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and Principles of the Spanish System of Justice

The present article analyses the problem of mechanism of justice in Spain. The author reviews the principle of separation of powers while formation of courts in Spain and passing judgment. The article rises a problem of the organization and functioning of different types of courts in Spain: the justice of the piece, the courts of the first instance, the provincial courts, the high courts of justice, the national courts, the Supreme court. The core part of the research is dedicated to the analysis of the system of courts of the first instance the variety of which is very representative: commercial courts, courts considering women rights’ violations, administrative suits, suits on social issues, suits concerning minors, suits concerning execution of punishment. The author comes to the conclusion on necessity of creation of new working places for judges in the most occupied regions.

Текст научной работы на тему «Проблемы и принципы функционирования судебной системы Испании»

Шашкова А. В.

ПРОБЛЕМЫ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ ИСПАНИИ

3.4. ПРОБЛЕМЫ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ ИСПАНИИ

Шашкова Анна Владиславовна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного права, адвокат, почетный консул Сент-Винсента и Гренадин

Место работы: Московский государственный институт международных отношений (университета) МИД России

a.shashkova@inno.mgimo.ru

Аннотация: настоящая статья посвящена анализу принципов осуществления правосудия в Испании. Автор анализирует применение принципа разделения властей при формировании испанских судов и вынесении судебных решений. В статье ставится проблема организации и деятельности различного рода судов в Испании: мировых судов, судов первой инстанции, провинциальных судов, высоких судов правосудия, национальных судов, Верховного суда. Наиболее значимому анализу в настоящей статье подвергаются суды первой инстанции, представленные в своем разнообразии: по коммерческим спорам, спорам в отношении нарушения прав женщин, по претензион-но-административным спорам, по социальным спорам, по спорам в отношении несовершеннолетних, в отношении контроля за пенитенциарной деятельностью. Автор приходит к выводу о необходимости создания дополнительных рабочих мест для судей в наиболее загруженных регионах.

Ключевые слова: юстиция, судебная система, генеральный совет судебной власти, Испания, провинциальные суды

PROBLEMS AND PRINCIPLES OF THE SPANISH SYSTEM OF JUSTICE

Shashkova Anna V., PhD in Law, associate professor, department of constitutional Law, Honorary Consul for St. Vincent and the Grenadines

Place of employment: Moscow State Institute of International Relations (University), Moscow Region Bar Lawyer

a.shashkova@inno.mgimo.ru

Abstract: the present article analyses the problem of mechanism of justice in Spain. The author reviews the principle of separation of powers while formation of courts in Spain and passing judgment. The article rises a problem of the organization and functioning of different types of courts in Spain: the justice of the piece, the courts of the first instance, the provincial courts, the high courts of justice, the national courts, the Supreme court. The core part of the research is dedicated to the analysis of the system of courts of the first instance the variety of which is very representative: commercial courts, courts considering women rights' violations, administrative suits, suits on social issues, suits concerning minors, suits concerning execution of punishment. The author comes to the conclusion on necessity of creation of new working places for judges in the most occupied regions.

Keywords: justice, administrative tribunal, judicial system, General council of Judicial power, Spain, provincial courts

Основой испанской правовой системы является Римское право. Испания входит в романо-германскую правовую семью. На территории отдельных королевств средневековой Испании были изданы различные сборники законов1. Эти сборники законов имели местное значение. Аналогичным образом шло и развитие судебной системы: судебные органы существовали независимо и разрозненно в отдельных королевствах (Кастилия, Астурия, Наварра) и графствах (Арагон, Каталония).

В настоящее время судебная система Испании консолидирована и ей посвящен отдельный раздел в Конституции. При этом обозначились основные проблемы судебной системы: она перегружена исками при отсутствии адекватных ресурсов и политизирована. Кроме того, судебная система Испании регулируется преимущественно актами, принятыми в конце ХХ века пусть и с текущими изменениями. Это свидетельствует также об устаревшем регулировании судебной власти в Испании. Раздел 6 Конституции Испании 1978 года «О судебной власти» посвящен полномочиям компетенциям и функционированию испанских судов . Положения Конституции Испании развиваются Частью I Органического закона 6/1985 от 1 июля «О судебной власти». Данный органический закон регулирует границы полномочий,

1 Шашкова А. В. Конституционное право зарубежных стран, курс лекций // М.: Линкор, 2008. С. 188.

2 Шашкова А.В. Конституционное право зарубежных стран, учебник // М.: Издательство Юрайт, 2017. С. 189.

структуру и организацию судов и трибуналов, судебные округа, компетенцию соответствующих судебных органов и прокуратуры, статус судей и адвокатов. Более существенное развитие данные вопросы получили в Законе 38/1988 от 28 декабря «О разделении властей и о судебной власти». Периодически в данные законы вносятся изменения и дополнения.

Согласно ст. 117. 1 Конституции Испании судебная власть исходит от народа и осуществляется в судебном порядке судами и трибуналами. В состав судов входят судья и магистраты, которые осуществляют правосудие от имени короля.

Следуя концепции разделения властей, Конституция Испании устанавливает, что только суды и трибуналы могут осуществлять судебную власть, творя правосудие и вынося судебные акты, решения и приговоры. Осуществляя судебную власть, суды и трибуналы разрешают спорные гражданские, административные, уголовные, социальные и военные вопросы. Рассмотрение и разрешение данных дел происходит в состязательном процессе, обеспечивающим всестороннее рассмотрение дела по существу, кто бы не выступал сторонами по делу: государственные органы или частные лица.

В случаях, установленных законом, суды и трибуналы рассматривают вопросы договорной подсудности сторон. В таком случае согласно территориальной подсудности, либо подсудности в соответствии со сложностью дела, компетентный суд согласно букве

закона отличается от суда, обозначенного сторонами в договоре. Если закон не запрещает суду принимать к рассмотрению подобный вопрос, суд его должен принять к рассмотрению. К подобным вопросам также могут относится вопросы нотариального удостоверенного завещания, опеки, раздела имущества супругов и другие актов гражданского состояния, которые требуют судебного вмешательства.

Конституция гарантирует уважение основных принципов, необходимых для обеспечения надлежащего функционирования судебной системы. Данными принципами являются следующие:

- Принцип беспристрастности3. Судьям и магистратам запрещено рассматривать дела, в которых они могут быть заинтересованы в качестве стороны, в не зависимости от того, напрямую они представляют себя в процессе либо косвенно. Судьи и магистраты не должны принимать к своему рассмотрению и выносить решение по таким делам. В случае обжалования пострадавшим лицом данной заинтересованности со стороны судей и магистратов Верховный суд имеет право принять решение о дисквалификации таких судей и магистратов. Данный принцип правосудия в полной мере был введен Органическим законом 9/2003 от 15 июля, учредившим военные суды. Ранее все вопросы, касающиеся военной службы, рассматривались в дисциплинарном порядке тремя военными судьями.

- Принцип независимости. Суды и трибуналы в осуществлении своей судебной власти независимы ни от какого органа или лица, в том числе и от высших судов и руководящих органов судейского корпуса.

- Принцип несменяемости. Судьи и магистраты несменяемы и не могут быть переведены, их полномочия приостановлены, судебные составы разделены или уволены, за исключением случаев, установленных законом, и с гарантиями, установленными законом.

- Принцип ответственности4. Судьи и магистраты несут личную ответственность за дисциплинарные нарушения и уголовные преступления, совершенные ими в процессе осуществления своей профессиональной деятельности. Данная ответственность возникает исключительно на основании закона и путем применения процедуры наложения дисциплинарного взыскания, установленной законом.

- Принцип законности5. При осуществлении своих судебных функций, судьи и магистраты подчиняются Конституции и законам наравне с остальными подданными и должностными лицами.

- Принцип несовместимости. Судьи и магистраты беспристрастны, они по должности не могут быть связаны с политическими партиями и профсоюзами.

В соответствии с практическим применением принципа разделения властей Конституция Испании устанавливает независимость судебной власти от других властей: исполнительной и законодательной. Испания является регионализированным государством. Государство состоит из муниципалитетов, судебных округов, провинций и региональных автономных образований. Аналогичным образом организована судебная власть в Испании.

Суд муниципалитета соответствует регулируемой территории соответствующего муниципального круга. Судебный округ интегрирован в территорию провинции и располагается на территории одного или нескольких муниципалитетов. Количество судебных округов определяется в соответствии с необходимостью в той или иной провинции отдельно. Суд провинции соответствует регулируемой территории соответствующей провинции. Региональное автономное образование - вотчия

3 Шашкова А. В. Корпоративное право России. М. 2009. С. 25-27.

4 Shashkova A. V. Study Manual on Bases of Russian Law // Cambridge Scholars Publishing. - 2015. - p.374.

5 Shashkova A. V. Russian Business Law / А. В. Шашкова // Линкор. - М., 2007. С. 484.

высших судов правосудия. На всю территорию Испании распространяется юрисдикция следующих судов: Верховный суд, Национальный суд, Центральный следственный суд, Центральные суды по уголовным делам, Центральные суды по административным делам, Центральные пенитенциарные суды и Центральный суд по делам несовершеннолетних.

Суды и трибуналы имеют как территориальную организацию (по муниципалитетам, судебным округам, провинциям и региональным автономным образованиям), так и в зависимости от предмета спора. Таким образом, суды делятся на обыкновенные и специальные. К обыкновенным судам и трибуналам относятся гражданские, уголовные, социальные и административные. Специальные суды - военные и счетная палата. Счетная палата имеет также и судебное наименование: в испанском языке также употребляется термин «счетный суд».

В состав судов входят только судьи и магистраты. В состав трибуналов входят различные лица, которые принимают решение большинством голосов.

Гражданские суды и трибуналы рассматривают вопросы частного права, как гражданские, так и коммерческие, а также имеют остаточную компетенцию по вопросам, не входящим в компетенцию остальных судов и трибуналов Испании.

Суды и трибуналы по уголовным делам проводят расследования и осуществляют правосудие, заставляя приводить в исполнение решения по уголовным преступлениям.

В Испании также функционирует административная юстиция, представленная административными трибуналами. Предметом рассмотрения в данных трибуналах являются акты публичной администрации государства. Административные суды проверяют соответствие указанных актов закону.

В компетенцию судов и трибуналов по социальным вопросам входят трудовые споры, разногласия по коллективным трудовым договорам, выборы в профсоюзные органы, а также вопросы социального характера.

Суды и трибуналы по коммерческим вопросам рассматривают споры между юридическими лицами: договорные споры, имущественные споры, восстановление документов предприятия, вопросы административной ответственности юридических лиц, вопросы морского права, интеллектуальной собственности, выпуска ценных бумаг и иные вопросы.

Судьи в Испании занимаются своей деятельностью на профессиональной основе. Они избираются на основании свободного экзамена, в котором каждый совершеннолетний испанец, не имеющий судимости, имеющий высшее юридическое образование может принять участие. Судей отбирают по конкурсу с учетом опыта работы каждого кандидата. Они проходят обучение в специальной школе судей при Генеральном совете судебной власти сроком 2 года. Обучение включает в себя как теоретические, так и практические вопросы. Кандидаты, прошедшие вступительный экзамен, получают лицензию на занятие судебной деятельностью. Конституция 1978 года в статье 117 провозгласила принцип независимости и несменяемости судей. Они назначаются на свои должности королем по рекомендациям Генерального совета судебной власти, играющего важнейшую роль в управлении и контроле за деятельностью судов. В его состав входят председатель Верховного суда (председатель Совета) и 20 членов, избираемых на пять лет судьями всех категорий из своей среды и Кортесами из числа опыт-

Шашкова А. В.

ПРОБЛЕМЫ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ ИСПАНИИ

ных адвокатов и других юристов.

Магистратами являются судьи, выполняющие содействие обязанности в вышестоящих органах, таких как высшие провинциальные суды, высокие суды правосудия и национальный суд. Члены верховного суда также являются магистратами, но относятся к иной категории.

Места магистратов замещаются на основе квот, таки образом, что на каждые четыре квоты набираются:

- Два лауреата из судьей, отвечающие требуемому уровню.

- Один на основе конкурса между судьями по административным, социальным и коммерческим вопросам.

- Один из судей со стажем профессиональной работы не менее 10 лет. Третья часть этих мест резервируется за судебными секретарями первой или второй категории.

Магистраты присоединены к конкретному суду на основании тех технических норм, которые в таких судах предусмотрены.

Магистраты Верховного суда создают собственную категорию внутри судебной палаты. Принцип выборов магистратов Верховного суда сравним с выбором других магистратов, однако имеются и свои особенности. На каждые пять мест магистратов Верховного суда избираются:

- Четыре члена судебной палаты, имеющие минимум 10 лет профессиональной работы. Из этих четырех членов двое избираются по конкурсу между специалистами специального юридического направления, а двое по общему конкурсу.

- Одно место замещается почетным юристом, имеющим не менее 15 лет профессионального стража по специальности.

Председатель суда каждой конкретной категории выдвигается соответствующими судебными органами и назначается королевским декретом предложению Генерального совета судебной власти. Обычно они остаются в должности 5 лет.

Судебная власть в Испании осуществляется следующими судами:

- Мировыми судами;

- Судами первой инстанции по коммерческим спорам, спорам в отношении нарушения прав женщин, по претензионно-административным спорам, по социальным спорам, по спорам в отношении несовершеннолетних, в отношении контроля за пенитенциарной деятельностью;

- Провинциальными судами;

- Высокими судами правосудия;

- Национальными судами;

- Верховным судом.

Большинство судов рассматривает дела единолично. Однако в следующих судах предполагается коллегиальное рассмотрение споров:

- В провинциальных судах;

- Высоких судах правосудия;

- Национальных судах и

- Верховном суде.

Высшей судебной инстанцией является Верховный суд (Tribunal Supremo), в том числе и для судов региональных автономных образований. Руководит им назначаемый Королем председатель. Штаб-квартира Верховного суда находится в Мадриде. Верховный суд - это высший орган правосудия по всем вопросам, за исключением конституционных. Ни один другой суд не может иметь наименование «верховный». Юрисдикция Верховного суда распространяется на всю территорию Испании.

Верховный суд состоит из шести палат:

- по гражданским делам;

- по уголовным делам;

- по административным спорам;

- по социальным делам;

- по трудовым конфликтам; военной.

Данные палаты Верховного суда занимаются рассмотрением в качестве первой инстанции гражданских и уго-

ловных дел, прежде всего, в отношении высших чиновников и судей (палаты по гражданским и уголовным делам), жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов (военная палата и палата по социальным делам), жалобы по административным спорам (палата по административным спорам) и трудовым конфликтам (палата по трудовым спорам). Имеются также Особая палата и Палата по вопросам управления. В составе каждой из палат от 10 до 12 членов и председатель.

Военная палата Верховного суда была образована Органическим законом 4/1987. Данный закон внес важное значение в осуществление принципа разделения властей в Испании.

Верховный суд Испании рассматривает:

- апелляции на решения национального или регионального судов, кассации и иные особые акты, входящие в гражданскую, уголовную, административную, социальную либо военную компетенцию Верховного суда;

- Рассматривает дела и выносит решения по вопросам гражданской либо уголовной ответственности председателя правительства и других членов правительства Испании, членов сената и конгресса депутатов генеральных кортесов, магистратов и председателя Верховного суда и судей Генерального совета судебной власти, председателя и судей Конституционного суда, а также иных должностных лиц Испании или региональных автономных образований.

- Рассматривает дела и выносит решения по вопросу законности политических партий.

- Рассматривает дела и выносит решения по остальным вопросам, предусмотренным Конституцией Испании, либо относящимся к компетенции Верховного суда на основании закона.

Компетенция Верховного суда распространяется на всю территорию Испании и на все судебные органы, которые должны осуществлять свои полномочия в соответствии с иерархической системой и в подчинении Верховного суда Испании.

Судебная система Испании представляет собой единую систему. При этом проблемы дефицита ресурсов не позволяют оперативно решать многие стоящие перед ней задачи. Данную проблему можно решить созданием дополнительных рабочих мест для судей в наиболее загруженных регионах. Проблема также состоит и в том, что назначенные судьи долгое время не получают окончательного закрепления в должности. Убрав волокиту и установив контроль данного процесса задержек также можно избежать.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 80,86%.

Список литературы:

1. Kremyanskaya E. A. Russian Constitutional Law / Elena A. Kremyanskaya, Tamara O. Kuznetsova, Inna A. Rakitska-ya. - Cambridge Scholars Publishing, 2014. - 230 p.

2. Martinez M. A. A. El Recurso previo de in constitucionali-dad segun la ley organica 12/2015: Un regreso esperado, una reforma insuficiente. Revista de Derecho Politico (S7) p. SS - 140.

3. Regionini G. Governmentalities without political capacity. Policy Sciences. 2017. 50 (2). P. 163 - 17S.

4. Shashkova A. V., Rakittskaya I. A., Pavlov E. Ya. Emergence and Activity of Legal Entities in Russia in the Pre-Revolutionary Period (comparative analysis), in Bylye Gody, 2017, Vol. 46, Is. 4, pp. 1333-1344.

5. Shashkova A. V. Russian Business Law. M. Lincor. 2007. C. 4S3.

6. Shashkova A. V. Study Manual on Bases of Russian Law // Cambridge Scholars Publishing. - 2015. - p.374.

7. Водяницкая E. А. Конституционные основы судебной власти в Австрии / Конституционно-правовые основы су-

дебной власти в зарубежных странах // глава в монографии // И. А. Ракитская, М. А. Исаев, Ю. И. Лейбо и др.; отв. ред. К. В. Карпенко. - М.: МГИМО-Университет, 2017. - С. 292-314.

8. Карпенко К. В. Конституционный совет в судебной системе Франции // Право и управление XXI век. - 2013. -№ 3. - С. 32-41.

9. Кремянская Е. А. Распределение предметов ведения в современных государствах и особенности правового статуса регионов / Актуальные проблемы сравнительного, зарубежного и российского конституционного права : сб. науч. трудов / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, каф. конституционного права; [науч. ред.И. А. Ракитская; отв. ред. Н. Ю. Молчаков]. - М. : МГИ-МО-Университет, 2017.

10. Овсепян Ж. И. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах: Правовая защита конституции. Монография. Рост. гос. ун-т. Рост. н/Д.: Литера-Д, 1992. 318 с.

11. Ракитская И. А. Конституционные основы Российской Федерации = Constitutional Basics of the Russian Federation: учеб. пособие / И. А. Ракитская, Е. А. Кремянская, Т. О. Кузнецова. - Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет, 2014. - 230 С.

12. Савин В. А. Разумович Н. Н. Испания: Конституция и законодательные акты. М. Прогресс, 1982. -351 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Туманов В. А. Половченко К. А. Конституционные основы судебной власти. / Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. - 4-е изд., переаб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. С. 326.

14. Шашкова А. В. Проблемы денонсации международных договоров в Испании. / Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии №9 (ч. 4). 2017. с. 112 - 114.

15. Шашкова А. В. Новый закон о выборах в Италии // Сборник научных трудов по итогам II Международной научно-практической конференции (10 октября 2015г.)

«Основные проблемы и тенденции развития в современной юриспруденции», г. Волгоград, с. 25-27.

16. Шашкова А. В. Правительство Испании (органиаци-онно-правовые проблемы). Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. -М. 2001. - 162 с.

17. Шашкова А. В. Понятие механизма государственного управления. Высшие и центральные органы публичной администрации в Испании. Юрист. 1999. № 4. С. 6-12.

18. Шашкова А. В. Конституционное правосудие в Испании на примере процедуры ампаро. Право и государство: теория и практика № 5 (149). 2017. с. 49 - 54.

19. Шашкова А. В. Роль правительства Испании в имплементации международных договоров. Теории и проблемы политических исследований. 2017. № 5. - С. 148-155.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью А. В. Шашковой «Проблемы и принципы функционирования судебной системы Испании» Статья Шашковой А. В. посвящена анализу принципов осуществления правосудия в Испании. В указанной статье ставится проблема организации и деятельности различного рода судов в Испании: мировых судов, судов первой инстанции, провинциальных судов, высоких судов правосудия, национальных судов, Верховного суда.

Данная статья информативна и содержит как теоретические основы вопроса, так и практический анализ различного типа испанских судов. Она проработана и интересна как с точки зрения узких специалистов по проблематике исследования конституционного права Испании, так и с точки зрения специалистов, занимающихся общими вопросами конституционного права России и зарубежных государств, и может быть рекомендована к публикации.

Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры Конституционного права МГИМО (У) МИД России

Е. А. Водяницкая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.