1.3. СОСТАВ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА ИТАЛИИ
Шашкова Анна Владиславовна, канд. юрид. наук, доцент, адвокат, почетный консул Сент-Винсента и Гренадин. Должность: доцент. Место работы: Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Подразделение: кафедра конституционного права. E-mail: ashashkova@inbox.ru
Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу проблемы состава Конституционного суда Италии. Автор рассматривает формирование и ротацию органа конституционного правосудия Италии. Наиболее значимому анализу в настоящей статье подвергается вопрос ответственности членов Конституционного суда. Автор приходит к выводу о полезности данного опыта ротации членов и председателей Конституционного суда для использования в других государствах.
Ключевые слова: Италия, Конституционный суд, Конституция, конституционный закон, состав Конституционного суда, председатель Конституционного суда.
ITALIAN CONSTITUTIONAL COURT COMPOSITION Shashkova Anna Vladislavovna, PhD at law, Associate Professor, Moscow Region Bar Lawyer, Honorary Consul for St. Vincent and the Grenadines. Position: associate professor. Place of employment: Moscow State Institute of International Relations (University). Department: Constitutional Law chair. E-mail: ashashkova@inbox.ru
Annotation: The present article analyses the problem of the composition of the Constitutional Court of Italy. The author reviews the formation and rotation of the constitutional control body. The core part of the research is dedicated to the problem of the responsibility of members of the Constitutional Court. The author resumes on the accusation of the President of the Republic. The author resumes on the availability of the Italian experience of rotation of members and the President of the Constitutional Court to be used in other countries. Keywords: Italy, Constitutional Court, Constitution, constitutional law, Constitutional Court composition, Constitutional Court President.
В соответствии со статьей 135 Конституции Италии Конституционный суд состоит из пятнадцати судей. Система назначений на должность в Конституционном суде Италии позволяет сохранять равновесие между различными ветвями государственной власти1: чтобы гарантировать беспристрастность и независимость судей; гарантировать необходимый уровень технической судебной экспертизы; привнести спектр различных знаний, опыта и политической культуры в Конституционный суд Италии.
Судьи Конституционного суда избираются из ограниченной категории практикующих юристов с высоким уровнем подготовки и опыта. Это - действующие судьи или судьи в отставке из самых высоких уровней судебной системы: Верховный суд (Corte di Cassazione), Государственный совет (Consiglio di Stato), и Счетная палата (Corte Dei Conti). Кроме того, судьями Конституционного суда становятся профессо-
1 Shashkova A.V. Study Manual on Bases of Russian Law // Cambridge Scholars Publishing. - 2015. - p.374.
ра права, и юристы с опытом работы не менее двадцати лет в юридической практике.
Судьям Конституционного суда Италии не установлен минимальный или максимальный возрастной предел, но, учитывая требование принадлежности к старшим магистратурам, наличие академической квалификации на высоком уровне, а также большой профессиональный опыт, средний возраст судей Конституционного суда составляет шестьдесят лет.
Каждый судья назначается на девятилетний срок полномочий (без возрастных ограничений) с мандатом, который не может быть продлен или расширен. По истечении срока полномочий судья уходит в отставку или возвращается к своей прежней профессии. Данный девятилетний срок судьи Конституционного суда больше, чем для любого другого выборного мандата, предусмотренного в Конституции Италии2. Это помогает гарантировать независимость конституционных судей, в частности, от политических органов, которые формируют часть Конституционного суда Италии. Если судья покинет свой пост до истечения своего мандата, по причине смерти, отставки или отстранения, лицо на его место также назначается на девять лет. Одной из основных характеристик Конституционного Суда является то, что он является коллегиальным органом, решения которого принимаются коллегиально, а не одним судьей или несколькими судьями.
Пять судей - треть Суда - избираются из членов трех высших судов (три - от Верховного суда, один - от Государственного совета, один - Счетной палаты) абсолютным большинством голосов3. Еще пять судей избираются обеими палатами парламента на совместном заседании двумя третями голосов. Последние пять судей назначаются Президентом Республики. Пять судей, назначенных главой государства, как правило, выбираются для достижения определенной степени баланса по отношению к выбору, сделанному в парламенте, вследствие чего Конституционный суд отражает политический, правовой и культурный плюрализм в Италии. При принятии решений все судьи равны, и каждый из них вносит свой собственный индивидуальный вклад в его работу. В течение всего срока полномочий судья не может осуществлять любую другую профессиональную деятельность. Это означает, что бывшие магистраты или университетские профессора (если еще не на пенсии) должны прервать свою карьеру на время мандата судьи Конституционного суда. Бывшие адвокаты не могут практиковать в течение всего срока полномочий или оставаться членами коллегии адвокатов. Все формы оплачиваемой деятельности, за исключением получения авторского вознаграждения, запрещены. Судьи Конституционного суда Италии не только отстранены от принадлежности к политическим партиям, но они не могут принимать участие в любой политической деятельности. По этой же причине члены Конституционного Суда должны воздерживаться от публичного выражения политических взглядов, или воздерживаться давать публичные интервью по политическим вопросам или по вопросам, находящимся на рассмотрении Конституционного су-
2 Шашкова А.В. Новый закон о выборах в Италии // Сборник научных трудов по итогам II Международной научно-практической конференции (10 октября 2015г.) «Основные проблемы и тенденции развития в современной юриспруденции», г. Волгоград, с. 2527.
3 Шашкова А.В. Судебная и нотариальная системы Италии // Нотариус. - 2017. - № 8. - С. 42-48.
2'2018
Пробелы в российском законодательстве
да. Единственным исключением является ежегодное Послание Председателя Конституционного суда4, а редкие публичные заявления он делает также от имени Конституционного суда.
Судьи Конституционного суда Италии не несут юридической ответственности за выражение своего профессионального мнения во время работы Суда. Они не могут быть привлечены к уголовной ответственности или лишены свободы без предварительного разрешения Конституционного суда. Судья не может быть переизбран. На пенсии судье присваивается звание «почетный судья». Он имеет право на получение пенсии.
Суд избирает своего Председателя из числа своих членов на трехлетний возобновляемый срок. Однако, так как ни один судья не может оставаться членом суда после истечения его девятилетнего мандата, часто случается, что самый старший по возрасту, избранный Председателем суда, покидает Конституционный суд по прошествии такого трехлетнего периода, а иногда и раньше. Этим объясняется тот факт, что семьдесят лет работы Конституционного суда Италии сменилось сорок Председателей Конституционного суда.
Председатель Конституционного суда избирается судьями тайным голосованием абсолютным большинством голосов. Председатель Конституционного суда имеет те же полномочия, что и другие судьи в процесса принятия решений. Однако при равенстве голосов, его голос является решающим. Он является первым среди равных. В основном его полномочия сводятся к функции докладчика по делу, составлению календаря судебных слушаний и созыва Конституционного суда Италии. Он также официально представляет Конституционный суд перед государственными органами и контролирует администрацию Конституционного суда. Председатель суда назначает одного или двух своих заместителей.
Процедуры, используемые для осуществления деятельности Суда регулируются конституционными и обыкновенными законами. Конституционный Суд организует собственную деятельность автономно и обладает необходимым бюрократическим аппаратом. Суд имеет свой собственный официальный штаб и самостоятельный бюджет (54,5 миллионов евро в 2015 году). Конституционный суд самостоятельно принимает решения о своих расходах, его внутренний административный аппарат свободен от любого внешнего финансового аудита или иного вмешательства.
Суд имеет административный аппарат, необходимый для целого ряда мероприятий. Работа административного аппарата Конституционного суда проводится по своими собственным внутренним правилам. Общее управление делами Конституционного суда осуществляется Генеральным секретарем5. Кроме того, каждому судье помогают три личных помощника. В Конституционном суде также имеются секретари суда, обеспечивающие административную поддержку. В целом, Суд имеет постоянный штат около 300 - 350 человек (на 2014 год состав Конституционного суда Италии составлял 312 человек)6. Суд пользуется автономией в определении правовых и экономических условий найма своих сотрудников.
4 Шашкова А.В. Конституционное право зарубежных стран, курс лекций // М.: Линкор, 2008. С. 188.
5 Шашкова А.В. Конституционное право зарубежных стран, учебник // М.: Издательство Юрайт, 2017. С. 189.
Bilancio della Corte Costituzionale // URL:
cortecostituzionale.it/documenti/composizione/bilancio.
Данные орган конституционного правосудия является важным регулятором правовой системы в Италии в настоящее время. Состав Конституционного суда Италии и ротация членов Конституционного суда делают данный государственный орган Италии образцом для аналогичных структур зарубежных стран.
Список литературы:
1. Конституция Италии 1947 г.
2. Atti della giornata in ricordo del Presidente emerito della Corte costituzionale. Vezio Crisafulli. Palazzo della Consulta, 5 novembre 2010.
3. Giurisprudenza Costituzionale del'anno 2013. Riunione straordinaria della Corte costituzionale del 27 febbraio 2014.
4. Legge costituzionale 11 marzo 1953 No.112/1953.
5. Legge costituzionale 9 febbraio 1948 No. 1/1948.
6. Legge costituzionale 11 marzo 1953 No.1/1953.
7. Legge 11 marzo 1953 No. 87/1953.
8. Legge 6 dicembre 1962 No.1643/1962.
9. Sentenza No.64 anno 1961.
10. Sentenza No.126 anno 1968.
11. Legge costituzionale 22 novembre 1999, No. 1 "Disposizioni concernenti l'elezione diretta del Presidente della Giunta regionale e l'autonomia statutaria delle Regioni", pubblicata nella Gazzetta Ufficiale No. 299 del 22 dicembre 1999.
12. Legge costituzionale 18 ottobre 2001, No. 3 "Modifiche al titolo V della parte seconda della Costituzione", pubblicata nella Gazzetta Ufficiale n. 248 del 24 ottobre 2001
13. Legge costituzionale 26 febbraio 1948, No.2 "Conversione in legge costituzionale dello Statuto della Regione siciliana, approvato col decreto legislative 15 maggio 1946, No. 455.
14. Legge 23 febbraio 1995, No. 43 "Nuove norme per la elezione dei consigli delle regioni a statuto ordinario", pubblicata nella Gazzetta Ufficiale No. 46 del 24 febbraio 1995.
15. Decreto-legge 13 agosto 2011, No. 138, pubblicato in Gazzetta Ufficiale - serie generale - No. 188 del 13 agosto 2011.
16. Decreto Legislativo 18 agosto 2000, No. 267 "Texto unico delle leggi sull'ordinamento degli enti locali".
17. La Sentenza della Corte Constituzionale № 313/2003. URL: http://www.giurcost.org/decisioni/2003/0313s-03.html
18. Kremyanskaya E.A. Russian Constitutional Law / Elena A. Kremyanskaya, Tamara O. Kuznetsova, Inna A. Rakitskaya. — Cambridge Scholars Publishing, 2014. -230 p.
19. Shashkova A.V., Rakittskaya I.A., Pavlov E.Ya. Emergence and Activity of Legal Entities in Russia in the Pre-Revolutionary Period (comparative analysis), in Bylye Gody, 2017, Vol. 46, Is. 4, pp. 1333-1344.
20. Shashkova A.V. Russian Business Law. M. Lincor. 2007. C. 483.
21. Shashkova A.V. Study Manual on Bases of Russian Law // Cambridge Scholars Publishing. - 2015. - p.374.
22. Барабанов О.В. Тенденции развития региональной политики Италии / О.В. Барабанов // Вестник МГИМО-Университета. - 2012. - №1. - С. 61-67.
23. Волеводз А.Г. XIII Конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию: некоторые итоги / Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2015. 6 (23). С. 268-282.
24. Иностранное конституционное право. Под редакцией В.В. Маклакова. Издательство «Юристъ», 1996.
25. Италия. Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 1988.
26. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. / Под ред. Баглая М.В., Лейбо Ю.И., Эн-тина Л.М. 3-е изд. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2010.{Глава 18. Основы конституционного права Италии.}
27. Карпенко К.В. Конституционный совет в судебной системе Франции // Право и управление XXI век. -2013. - № 3. - С. 32-41.
28. Попов Н. Ю. Судебная система Италии // Судебные системы западных государств. М.: Наука, 1991 (гл. VI).
29. Шашкова А.В. Проблемы примата международного права в итальянской конституционно-правовой доктрине на примере решения Европейского суда по правам человека от 23 февраля 2012 года // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии № 11 (ч. 3). 2017. с. 405 - 408.
30. Шашкова А.В. Новый закон о выборах в Италии // Сборник научных трудов по итогам II Международной научно-практической конференции (10 октября 2015г.) «Основные проблемы и тенденции развития в современной юриспруденции», г. Волгоград, с. 25-27.
31. Шашкова А.В. Правительство Испании (органиа-ционно-правовые проблемы). Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. -М. 2001. - 162 а
32. Шашкова А.В. Конституционное право зарубежных стран, курс лекций // М.: Линкор, 2008. С. 188.
33. Шашкова А.В. Конституционное право зарубежных стран, учебник // М.: Издательство Юрайт, 2017. С. 189.
34. Шашкова А.В. Понятие механизма государственного управления. Высшие и центральные органы публичной администрации в Испании. Юрист. 1999. № 4. С. 6-12.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат».
Оригинальность текста - 81,35%