Научная статья на тему 'О поликультурной направленности образования студентов вуза в процессе изучения иностранного языка'

О поликультурной направленности образования студентов вуза в процессе изучения иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА / ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / POLYCULTURAL EDUCATION / GLOBALIZATION / EDUCATION DEVELOPMENT / UNIVERSAL PROBLEMS / POLYCULTURE / POLYCULTURAL TREND OF THE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лешер Ольга Вениаминовна, Сафиуллина Луиза Михайловна

Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов, связанных с интернационализацией общественной жизни и все нарастающим сближением национальных экономик, ведущих к изменению парадигмы высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About polycultural trend of higher educational establishment students' education while foreign language studying

The article is dedicated to the consideration of the actual questions in connection with the internationalization of social life and the increasing drawing closer of the national economics which bring to change of higher education paradigm.

Текст научной работы на тему «О поликультурной направленности образования студентов вуза в процессе изучения иностранного языка»

УДК 378.1:316.77 ББК Ч 484-6

Лешер Ольга Вениаминовна

доктор педагогических наук, профессор, г. Магнитогорск Сафиуллина Луиза Михайловна кандидат филологических наук, доцент г. Сибай Lesher Olga Veniaminovna Doctor of Pedagogics,

Professor Magnitogorsk Safiullina Luisa Mikhailovna Candidate of Philology,

Associate Professor Sibay

О поликультурной направленности образования студентов вуза в процессе изучения иностранного языка About Polycultural Trend of Higher Educational Establishment Students’ Education While Foreign Language Studying

Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов, связанных с интернационализацией общественной жизни и все нарастающим сближением национальных экономик, ведущих к изменению парадигмы высшего профессионального образования.

The article is dedicated to the consideration of the actual questions in connection with the internationalization of social life and the increasing drawing closer of the national economics which bring to change of higher education paradigm.

Ключевые слова: поликультурное образование, глобализация, развитие образования, глобальные проблемы человечества, поликультурность, поли-культурная направленность образования.

Key words: polycultural education, globalization, education development, universal problems, polyculture, polycultural trend of the education.

Интеграция в мировое сообщество и процесс построения открытого демократического общества ставят перед российской системой образования новую цель - воспитание личности обучающихся, обладающих общепланетарным мышлением, то есть способных рассматривать себя не только как представителей национальной культуры, проживающих в конкретной стране, но и в качестве граждан мира, воспринимающих себя субъектами диалога культур и осознающих свою роль, значимость, ответственность в глобальных общечеловеческих процессах.

Актуальность выбранной темы обусловлена нарастающими изменениями в характере образования - в его направленности, содержании, задачах, ориентирующих его на мобильность будущих специалистов, их самостоятельность, конкурентоспособность и поликультурность. Имеются все основания считать проблему разработки и внедрения модели вузовского языкового поликультур-ного образования недостаточно исследованной, требующей более глубокого рассмотрения. И как отмечают многие исследователи данной проблемы, эти изменения означают, по сути, процесс смены образовательной парадигмы

[1,2,3].

В связи с этим перед высшим образованием встает комплекс проблем и соответствующих задач, которые включают следующие вопросы: развитие способности обучающихся к межкультурной коммуникации, повышение статуса студента в учебном процессе, понимание обучающими самодостаточности и самобытности культур, осознание роли личностно-ориентированной парадигмы в языковом образовании, восприятие себя субъектом диалога культур, рассмотрение толерантности как ценности современного общества, развитие поликуль-турной направленности в эпоху глобально-ориентированного мира.

Данные проблемы, преломляясь через контекст глобализации и культурной динамики, ставят в центр внимания новых стандартов высшего профессионального образования, а также - Болонских реформ, личностноориентированную стратегию обучения, студентоориентированный подход, обучающую миссию высшей школы. Основная цель, которую преследуют новые стандарты, сводится к тому, чтобы помочь студентам сформировать компетенции, необходимые в условиях изменяющегося рынка труда, и задать фундамент для становления их активными и ответственными гражданами. И эта цель оправдана. Вузам всего мира приходится работать в новых экономических условиях, так как на сегодняшний день мы имеем дело с новой экономикой, требующей постоянного обновления знаний. В свою очередь, спрос на высококвалифицированных работников, обладающих специфическими для XXI века умениями, диктует переосмысление таких традиционных понятий, как «преподава-

ние», «учение» и «навыки». В создавшихся условиях расширение международного сотрудничества требует от современного специалиста владения иностранным языком на принципиально новом уровне. Так, например, в основе переосмысленного понятия «знание» заложено ключевое отличие от его традиционного понимания, а именно: знание как инструмент для эффективных действий, а не просто знание как информация. А современный подход к «навыкам» и «умениям» предусматривает в них понятия, включающие комплекс общекультурных и профессиональных компетенций.

Считаем необходимым отметить, что эффективная межкультурная коммуникация возможна только в том случае, если специалисты могут сделать правильный, разумный выбор относительно уместной в каждом конкретном случае общения коммуникативной роли, которая и определяет целесообразность использования тех или иных вербальных и невербальных средств. Однако выбрать эту роль невозможно без понимания особенностей своей национальной культуры и ее отличий от культуры страны изучаемого языка, без проявления терпимости к межкультурным различиям и готовности адаптировать свои поведенческие стратегии в зависимости от задач межкультурной коммуникации. Поскольку последняя представляет собой особую форму общения, требующую глубоких знаний и навыков, постоянного желания совершенствовать свои знания в этой области, то при принятии того или иного решения в пользу того или иного варианта, в пользу тех или иных средств должны учитываться все составляющие межкультурной коммуникации.

Результатом сложившейся вузовской практики в области преподавания иностранных языков является тот факт, что в процессе межкультурной коммуникации специалисты, как бы хорошо ни владели основами грамматики, фонетики и лексики, испытывают большие затруднения в понимании смысла иноязычного общения в силу незнания норм и ценностей, свойственных культуре другой страны, по причине несформированности поликультурного мировоззрения, личностных поведенческих качеств, необходимых для эффективного об-

щения в межкультурной среде, обусловленных отсутствием поликультурной направленности образования.

Таким образом, сложились противоречия между одномерным, монокультурным мировоззрением и требованиями глобально-ориентированного мира, предполагающих поликультурную переориентацию системы взглядов; социальной потребностью в подготовке студентов языковых вузов к выполнению роли субъектов диалога культур по окончанию высшего учебного заведения и в дальнейшей их профессиональной преподавательской деятельности и отсутствием учебной базы, способствующей реализации поликультурного образования в языковом вузе; быстрым устареванием вузовской подготовки и необходимостью формировать сегодня те потребности, знания, умения, навыки, типы поведения, которые будут особенно актуальны в будущем.

В нашем исследовании в качестве объекта рассматривается процесс меж-культурной коммуникации студентов языкового вуза, который обеспечивает их готовность и способность работать и жить в меняющемся мире, успешно осуществлять стратегии общения с представителями инокультур.

Это требование современного сообщества с его мировым экономическим рынком, международным правом, непрерывным передвижением через границы государств товаров, денег, информации, стандартов образования требует человека нового типа.

Языковое поликультурное образование сможет создать благоприятные условия для поликультурного развития студентов языковых педагогических вузов, если оно будет осуществляться, на наш взгляд, посредством:

• повышения статуса студента в учебном процессе и в реальной коммуникации;

• усиления мотивации в изучении языков и культур и осознания студентами своей личной ответственности за результаты этого процесса;

• формирования у студентов индивидуальной картины мира с ее универсальными и культурно-специфическими характеристиками, поскольку нет одинаковых национальных культур и нет одинаковых образов созна-

ния;формирования у студентов вторичного языкового сознания и рефлексии их собственных ценностей и общественных взаимосвязей;

• усиления степени согласованности деятельности преподавателя и студента по изучению иностранного языка с точным определением для каждого из них соответственно целей преподавания и целей изучения языка и достигаемых при этом результатов;

• ориентирования студента в процессе изучения иностранного языка на развитие его креативных и когнитивных способностей в сфере использования языка, его субъективного внутреннего состояния и на формирование у него языковой картины мира, аналогичной той, которой обладает носитель изучаемого языка;

• формирования у студентов готовности к осмыслению социокультурного портрета страны изучаемого языка, этнической, расовой и социальной толерантности, речевого такта и социокультурной вежливости, склонности к поиску ненасильственных способов разрешения конфликтов и т.д.

Исходя из выше перечисленного, нам представляется необходимым, определиться с целями языкового поликультурного образования студентов вузов, ключевыми из которых являются:

• осознание студентами языкового образования как ценности межгосударственного, государственного и локального значения в качестве неотъемлемой составляющей успешной жизнедеятельности человека в полилингвальном и поликультурном мире;

• формирование у студентов нового мировидения, готовности и способности работать и жить в меняющемся мире с его актуальными проблемами, успешно осуществлять различные формы общения с носителями чужих лингво-культур, перерабатывая полученную в ходе этого общения информацию, и принимать необходимые решения;

• дальнейшее ознакомление студента, человека будущего, с новой парадигмой, сменой приоритетов в отечественном образовании и личностнообразующей его функцией.

Если в предыдущие десятилетия XX века круг людей в стране, у которых была необходимость общаться на иностранном языке, был достаточно узок, то в настоящее время ситуация изменилась коренным образом. Геополитические, коммуникационные и технологические преобразования в обществе вовлекли как в непосредованное, так и в опосредованное общение большое количество людей самых разных профессий, возрастов и интересов. Соответственно возросли и потребности в использовании иностранных языков. Приоритетную значимость приобрело обучение иностранному языку именно как средству общения и приобщения к духовному наследию соизучаемых стран и народов. Это обусловлено спецификой иностранного языка как учебного предмета: обучение ему предусматривает овладение не только самим иностранным языком, но и ознакомление с литературой, историей и культурой страны изучаемого языка.

Бесспорно, современный этап развития образования характеризуется глобальными проблемами, с которыми сталкиваются общество, социум, цивилизация в целом. Это неизбежно сказывается, в первую очередь, на состоянии сферы образования. Современное образование не может сегодня ограничиться только передачей социокультурных норм, а предполагает формирование у индивида умения найти и освоить такие социально-экономические, социальностатусные и социально-психологические ниши, которые позволили бы ему свободно самореализовываться, быть способным к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности.

Основным назначением обучения иностранному языку является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычные межличностные и межкультурные общения с носителями языка, формирование научной картины мира, критического мышления и конкурентоспособности на рынке труда. Диалог культур, как результат поликультурной направленности обучения иностранным языкам, ориентирует на усиление поликультурности в содержании обучения иностранному языку, приобщает студентов к культуре страны изучаемого языка, способствует

развитию толерантного отношения к проявлению той или иной культуры, помогает лучше осознавать культуру своей страны и развивает умения представлять ее средствами иностранного языка. В целом это должно обеспечить воспитание человека культуры, гражданина и патриота своей страны и гражданина мира способного интегрироваться в мировое сообщество и успешно функционировать в нем.

На сегодняшний день сложилась достаточно солидная научная база для рассмотрения проблемы поликультурности в спектре вузовского языкового образования. Несмотря на имеющиеся исследования в интересующей нас области, проблема вузовского языкового поликультурного образования остается нерешенной и требующей специального исследования.

Результатом проанализированного теоретического материала явился разработанный и апробированный нами в практике образовательного процесса спецкурс для студентов специальности «Филология» (специализация «Зарубежная филология») историко-филологического факультета (филиала) Башкирского государственного университета. Рабочая программа «Развитие поликуль-турной направленности образования студентов вуза в процессе изучения иностранного языка», являясь основным документом спецкурса, определяет его цели, задачи и структуру и включает основные требования к уровню подготовки студентов, планы лекционных и практических занятий. Здесь же даются примерные темы исследовательских работ для студентов, проявивших интерес к проблемам поликультурного образования в условиях глобального общества.

С целью перехода на новую модель высшего профессионального обучения существенно меняется и роль преподавателя. Взаимоотношения в режиме «преподаватель-студент» перестраиваются в новое русло: преподаватель руководит выстраиванием процесса самостоятельного получения знаний студентом и становится модератором образовательной среды. Ясно, сущность личностноориентированной стратегии обучения - это, во-первых, то, что ключевой фигурой в учебном процессе является не преподаватель, а студент, преподаватель направляет учебную деятельность студента. Во-вторых, на смену простой пере-

дачи знаний приходит проблемный подход к обучению, который подразумевает совместный поиск альтернативных путей анализа и решения проблем. В-третьих, на учебных занятиях условия коммуникации должны быть максимально приближены к реальным, а не ограничиваться только работой с учебнометодическими пособиями.

Разработанный и апробированный спецкурс видится нам как попытка перейти к новой модели высшего профессионального образования с целью подготовки будущих специалистов в области межкультурной коммуникации.

Библиографический список

1. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. Высшее образование сегодня [Текст]/ И.А. Зимняя. - М., 2003. - №5. - С.34-42.

2.Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. Директор школы [Текст]/ - М., 2002.- №1. - С.97-126.

3. Новиков, А.М. Что знает Иван, чего не знает Джон? Что умеет Джон, чего не умеет Иван? Народное образование [Текст]/ А.М. Новиков.- М., 2001. - №1. -С.8-14.

Bibliography

1. Concept of Modernization of the Russian Education for the Period up to 2010. School Director [ТехЦ. - M., 2002. - № 1. - P. 97-126.

2. Novikov, A.M. What Does Ivan Know That is Not Known by John? What is John Able to Do That Ivan is Not Able? Peoples Education [Тех^ / A.M. Novikov. - M.,2001. - №1. - P.8-14.

3. Zimnyaya, I.A. Key Competences - A New Paradigm of the Education Results. Higher Education Nowdays [ТехЦ / I.A. Zimnyaya. - M., 2003. - № 5. - P. 34-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.