Научная статья на тему 'О показателях проявления субъективности у спортсменов в аспекте структуры и содержательной специфики самоотношения'

О показателях проявления субъективности у спортсменов в аспекте структуры и содержательной специфики самоотношения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
77
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самоотношение / боевые единоборства / атлетические виды спорта / открытость-закрытость / самоуверенность / саморуководство / отраженное самоотношение / self-attitude / fighting combats / athletic kinds of sport / openness-closedness / selfconfidence / self-management / reflected self-attitude

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецов Валентин Владимирович, Трегубова Светлана Николаевна

Актуальность исследования заключается в том, что у современного человека ярко выражена потребность в возможности проявления личностной самореализации и субъектной активности. Цель исследования – сравнительный анализ самоотношения у спортсменов, занимающихся атлетическими видами спорта и боевыми (восточными) единоборствами. Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 76 человек: студенты-атлеты и лица, занимающиеся боевыми единоборствами, которые были разделены на две группы: контрольную (КГ, n=41) и основную (ОГ, n=35). Результаты. Рассмотрены результаты исследования по некоторым видам шкал. Шкала I: открытость – закрытость. Итоги проверки статистической гипотезы о независимости признаков (уровня психологической «открытости» и спортивной специализации) подтвердили, что различия между результатами двух групп статистически значимы (р=0,001). Студенты-спортсмены продемонстрировали более открытое отношение к себе. Шкала II: самоуверенность. Проверка статистической гипотезы о независимости признаков (спортивная специализация – самоуверенность) показала, что в распределении результатов различия имеют статистически достоверный характер (р=0,05). Заключение. В результате проведенного качественного анализа ответов спортсменов было описано психологическое содержание различных аспектов самоотношения. Если рассматривать параметр самоуверенности в группе спортсменов-атлетов, то при оценке себя на первое место (по частоте утвердительных ответов) они поставили надежность и самоуважение, а представители боевых единоборств – способность возлагать ответственность на себя и принимать решение в трудных ситуациях. Анализ вторичных факторов показал, что у спортсменов, занимающихся боевыми искусствами, преобладает продуктивная структура самоотношения. Таким образом, данная группа характеризуется высокими показателями самоуважения, в основе которых лежит высокая самооценка спортсменов по социально значимым критериям. Если говорить о низких показателях «самоуничтожения», то учитывая, что они получены при высокой аргументации, можно отметить, что они свидетельствуют о психологической согласованности разных аспектов внешней и внутренней жизни спортсменов, занимающихся боевыми единоборствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузнецов Валентин Владимирович, Трегубова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the indices of subjectivity demonstration among the athletes in the aspect of structure and content of self-attitude specificity

The urgency of the research is in the fact that a modern person has a distinct need for the opportunity to demonstrate personal self-realization and subjective activity. The aim of the research work is to realize comparative analysis of self-attitude among athletes, who go in for athletic kinds of sport and fighting (martial) arts. Materials and Research methods. 76 people took part in the research work: students-athletes and people, who go in for fighting combats, who were divided into two groups: control group (CG, n=41) and the main group (MG, n=35). Results. We considered the research results according to some kinds of scales. Scale I: opennessclosedness. The results of statistic hypothesis check concerning the independence of the features (the level of psychological “openness” and sports specialization) proved that the differences between the results of two groups were statistically valid (р=0,001). Students-athletes showed more open attitude to themselves. Scale II: self-confidence. Statistical hypothesis check about the independence of the features (sports specialization – self-confidence) showed that in results distribution differences have statistically valid character (р=0,05). Conclusion. As a result of the held qualitative analysis of athletes’ answers we described psychological content of different aspects of self-attitude. If we consider the parameter of self-confidence in the group of athletes, in terms of self-estimation (according to the frequency of affirmative answers) the first place they gave to reliability and self-respect and the representatives of fighting combatsthe ability to place responsibility on oneself and make decisions in difficult situations. Subordinate factors analysis showed that in the athletes, who go in for fighting combats, prevails productive structure of self-attitude. Thus, this group is characterized by high indices of self-respect. The basis of it form high self-estimation of athletes according to socially important criteria. If we speak about low indices of “self-destruction”, taking into account that they are received in terms of high argumentation, we can mention that they prove psychological correspondence between different aspects of outer and inner life of athletes, who go in for fighting combats.

Текст научной работы на тему «О показателях проявления субъективности у спортсменов в аспекте структуры и содержательной специфики самоотношения»

УДК 796.01:159 DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-2-85-91

О показателях проявления субъективности у спортсменов в аспекте структуры и содержательной специфики самоотношения

Кузнецов В.В.*, Трегубова С.Н.

Чайковский государственный институт физической культуры г. Чайковский, Россия ORCID: 0000-0001-6067-0848, d.inga@inbox.ru* ORCID: 0000-0003-1555-6311, lana20016@yandex.ru

Аннотация: Актуальность исследования заключается в том, что у современного человека ярко выражена потребность в возможности проявления личностной самореализации и субъектной активности. Цель исследования - сравнительный анализ самоотношения у спортсменов, занимающихся атлетическими видами спорта и боевыми (восточными) единоборствами. Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 76 человек: студенты-атлеты и лица, занимающиеся боевыми единоборствами, которые были разделены на две группы: контрольную (КГ, n=4i) и основную (ОГ, n=35). Результаты. Рассмотрены результаты исследования по некоторым видам шкал. Шкала I: открытость - закрытость. Итоги проверки статистической гипотезы о независимости признаков (уровня психологической «открытости» и спортивной специализации) подтвердили, что различия между результатами двух групп статистически значимы (р=0,001). Студенты-спортсмены продемонстрировали более открытое отношение к себе. Шкала II: самоуверенность. Проверка статистической гипотезы о независимости признаков (спортивная специализация - самоуверенность) показала, что в распределении результатов различия имеют статистически достоверный характер (р=0,05). Заключение. В результате проведенного качественного анализа ответов спортсменов было описано психологическое содержание различных аспектов самоотношения. Если рассматривать параметр самоуверенности в группе спортсменов-атлетов, то при оценке себя на первое место (по частоте утвердительных ответов) они поставили надежность и самоуважение, а представители боевых единоборств - способность возлагать ответственность на себя и принимать решение в трудных ситуациях. Анализ вторичных факторов показал, что у спортсменов, занимающихся боевыми искусствами, преобладает продуктивная структура самоотношения. Таким образом, данная группа характеризуется высокими показателями самоуважения, в основе которых лежит высокая самооценка спортсменов по социально значимым критериям. Если говорить о низких показателях «самоуничтожения», то учитывая, что они получены при высокой аргументации, можно отметить, что они свидетельствуют о психологической согласованности разных аспектов внешней и внутренней жизни спортсменов, занимающихся боевыми единоборствами. Ключевые слова: самоотношение, боевые единоборства, атлетические виды спорта, открытость-закрытость, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение.

Для цитирования: Кузнецов В.В.*, Трегубова С.Н. О показателях проявления субъективности у спортсменов в аспекте структуры и содержательной специфики самоотношения. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020; 15(2): 85-91. DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-2-85-91

About the indices of subjectivity demonstration among the athletes in the aspect of structure and content of self-attitude specificity

Valentin V. Kuznetsov*, Svetlana N. Tregubova

Chaykovskiy State Institute of Physical Culture Chaykovskiy, Russia ORCID: 0000-0001-6067-0848, d.inga@inbox.ru* ORCID: 0000-0003-1555-6311, lana20016@yandex.ru

Abstract: The urgency of the research is in the fact that a modern person has a distinct need for the opportunity to demonstrate personal self-realization and subjective activity. The aim of the research work is to realize comparative analysis of self-attitude among athletes, who go in for athletic kinds of sport and fighting (martial) arts. Materials and Research methods. 76 people took part in the research work: students-athletes and people, who go in for fighting combats, who were divided into two groups: control group (CG, n=4i) and the main group (MG, n=35). Results. We considered the research results according to some kinds of scales. Scale I: openness- closedness. The results of statistic hypothesis check concerning the independence of the features (the level of psychological "openness" and sports specialization) proved that the differences between the results of two groups were statistically valid (p=o,ooi). Students-athletes showed more open attitude to themselves. Scale II: self-confidence. Statistical hypothesis check about the independence of the features (sports specialization - self-confidence) showed that in results distribution differences have statistically valid character (p=0,05). Conclusion. As a result of the held qualitative analysis of athletes' answers we described psychological content of different aspects of self-attitude. If we consider the parameter of self-confidence in the group of athletes, in terms of self-estimation (according to the frequency of affirmative answers) the first place they gave to reliability and self-respect and the representatives of fighting combats- the ability to place responsibility on oneself and make decisions in difficult situations. Subordinate factors analysis showed that in the athletes, who go in for fighting combats, prevails productive structure of self-attitude. Thus, this group is characterized by high indices of self-respect. The basis of it form high self-estimation of athletes according to socially important criteria. If we speak about low indices of "self-destruction", taking into account that they are received in terms of high argumentation, we can mention that they prove psychological correspondence between different aspects of outer and inner life of athletes, who go in for fighting combats. Keywords: self-attitude, fighting combats, athletic kinds of sport, openness-closedness, self-confidence, self-management, reflected self-attitude.

For citation: Valentin V. Kuznetsov*, Svetlana N. Tregubova. About the indices of subjectivity

demonstration among the athletes in the aspect of structure and content of self-attitude specificity. Russian

Journal of Physical Education and Sport. 2020; 15(2): 85-91. DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-2-85-91

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность настоящего исследования заключается в том, что у современного человека ярко выражена потребность в возможности проявления личностной самореализации и субъектной активности.

Цель психодиагностического

исследования - сравнительный анализ самоотношения у спортсменов, занимающихся атлетическими видами спорта и боевыми (восточными) единоборствами.

В ходе исследования решалась следующая задача: выявить характерно-стилевые особенности структуры самоотношения, а также деятельности у спортсменов разных спортивных специализаций.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Психодиагностическое исследование

самоотношения у спортсменов различных специализаций проводилось с участием 76 юношей - лиц, занимающихся боевыми

единоборствами (ОГ, п=35), и студентов третьего курса института физической культуры и спорта УдГУ (КГ, п=41). Для обработки результатов мы использовали показатель спортивной специализации в группе студентов, т.к. обучающиеся были уже распределены по спортивным кафедрам и прошли процесс отбора. Отметим, что выбранные спортивные специализации относились к атлетическим видам спорта: спортивные игры выбрали 32% обучающихся, гимнастику - 17%, лыжный спорт

- 19%, легкую атлетику - 32%.

Для психодиагностического изучения самоотношения использовалась методика С.Р. Пантилеева [5]. Мерой стандартизации первичных баллов авторами опросника использовалась стеновая шкала,

количественный анализ полученных результатов проводился со следующей нормировкой: стандартное отклонение - 2,5 стена; медиана

- 5,5 стена; область средних значений (не обладающих достоверной диагностической

прогностичностью) - от 4 до 6 стенов включительно; область высоких значений - от 7 до 10 стенов включительно; область низких значений - от 1 до 3 стенов включительно. Для математико-статистического анализа

были использованы таблицы сопряженности

2

и непараметрический х -критерий для описания результатов психодиагностического исследования [2; 4]. Для качественного анализа были использованы такие вопросы отдельных шкал, ответы на которые можно было охарактеризовать высокой согласованностью внутри группы.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Рассмотрим результаты исследования по некоторым видам шкал.

Шкала I: открытость — закрытость.

Данная шкала содержит утверждения, которые указывают на негативные качества человека (с позиций обыденной морали), которые присущи в разной мере. В связи с этим от респондента требовалось проявить определенный уровень мужества и внутренней честности. С точки зрения автора опросника, данный фактор позволил определить преобладание одной из тенденций - преобладание или мотивации социального одобрения (высокие значения), или внутренней честности (низкие значения по шкале).

Полученные результаты были распределены в обеих группах в области высоких и средних значений. Итоги проверки статистической гипотезы о независимости признаков (уровня психологической

«открытости» и спортивной специализации) подтвердили, что различия между результатами двух групп статистически значимы (р=0,001). Студенты-спортсмены продемонстрировали более открытое отношение к себе. Согласно авторской интерпретации, это является показателем рефлексивности поведенческих проявлений и осознанности собственного «Я». Из данной группы только 12% юношей имеют закрытое отношение к себе. Результаты большей части группы (68%) меньше медианы выборки, что свидетельствует о преобладании

тенденций к внутренней честности и открытости обучающихся.

Результаты, полученные в группе спортсменов, занимающихся боевыми единоборствами (основной группе), говорят о сомнении в информативности данной шкалы для тех лиц, которые стремятся жить вполне осознанно в соответствии с теми этическими принципами и нормами восточных религий, которые эти религии (буддизм и конфуцианство) провозглашают. Здесь отрицание ряда качеств можно рассматривать и как социально-нормативную модель идеального «Я» современного воина, или так называемый этический кодекс, и как показатель доминирования мотива социальной желательности и неразвитой рефлексии.

Шкала II: самоуверенность. Вопросы этой шкалы задают отношение к себе как человеку надежному, уверенному и самостоятельному. С точки зрения автора опросника, для данной шкалы ответы на вопросы определялись общим самоутверждением человека. Содержание вопросов направлено на диагностику: ироничного отношения к себе; самоутверждения; энергичности, целеустремленности и способности воплощать задуманное; социальной гибкости и коммуникабельности; надежности; готовности к принятию ответственности в решении трудных ситуаций; контроль над собственной судьбой.

Полученные результаты показали преобладание высоких значений в контрольной группе (46%) и основной группе (74%). Проверка статистической гипотезы о независимости признаков (спортивная специализация -самоуверенность) показала, что в распределении результатов различия имели статистически достоверный характер (р=0,05).

На основе выполненного качественного анализа было выявлено различное содержание уверенности в себе как психологической черты у представителей группы студентов и у представителей основной группы. Так, большинство студентов (КГ) отмечают у себя наличие самоуважения и надежности (93%).

Системообразующими качествами

уверенности в себе в основной группе стали способность принимать решение в трудных ситуациях и брать ответственность на себя (94%), социальная надежность (94%) и целеустремленность (94%), И только 38% респондентов указанной группы подтвердили наличие у себя способности к самоиронии.

Шкала III: саморуководство. Для этой шкалы характерно представление человека о том, что «основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственной личности субъекта, является он сам» [5, с. 14]. По данной шкале высокие значения соответствуют мнению индивида о своих способностях непосредственно влиять на мнение окружающих о себе самом; управлять собственной судьбой и происходящими в ней событиями; справляться с эмоциями и переживаниями по поводу самого себя. В целом рассматриваемый фактор самоотношения, как подчеркивает автор опросника, свидетельствует о субъективном чувстве управляемости и предсказуемости собственного «Я».

Результаты, полученные в итоге исследования, и статистическая проверка гипотезы о независимости признаков подтверждают наличие статистически достоверных различий между группами, а именно - доминирование высоких показателей саморуководства в основной группе (р=0,05).

С целью определения ведущих личностных смыслов, которые сформулированы на языке соответствующих переживаний, для проведения качественного анализа ответов спортсменов вопросы шкалы были разделены на две группы:

I - руководство собой и собственными переживаниями;

II - влияние субъекта на мнение окружающих о нем.

Результаты показывают различия как в структуре данного качества, так и на уровнях отдельных показателей саморуководства (как психологические черты личности у спортсменов двух рассматриваемых групп). В группе спортсменов, занимающихся боевыми единоборствами, руководство собой,

собственным развитием, переживаниями и эмоциями по поводу самого себя оказалось на первом месте. Мнение окружающих их людей для спортсменов этой группы не является случайным - оно также является контролируемым, а потому вполне совпадает с их собственным мнением о себе. Можно отметить, что для воинов как представителей боевого искусства события, происходящие в их жизни, как правило, это «задачи на испытание», соответствующие уровню их развития как воинов. В этих событиях они участвуют в качестве величины, равноценной происходящему [8].

Результаты, показанные в студенческой группе, имеют другую структуру - единственным контролируемым предметом для студента-спортсмена является он сам и его собственные переживания. События, происходящие с ним в жизни, как и мнение окружающих о нем, не имеют управляющих возможностей для данного индивида. Поэтому если по отношению к самому себе и к собственным возможностям спортсмены-студенты являются субъектами, то в области событийных и социальных отношений они выступают больше объектами происходящего, чем субъектами. Другими словами, с ними «нечто» случается по жизни, и о них окружающие «нечто» думают.

Шкала IV: отраженное

самоотношение. В рамках данной шкалы проводится диагностика представлений субъекта о том, какие чувства способны вызывать его личность, характер и деятельность у других людей (позитивные или негативные). Автор опросника акцентирует внимание на том, что речь идет о предвосхищаемом или предполагаемом отношении. Одним из важных толкований самоотношения, определяющим в том числе ранимость субъекта и социальную чувствительность, является ожидаемое отношение к себе других людей [9].

Статистическаягипотезаонезависимости признаков (вид спортивной специализации -отраженное самоотношение) была подтверждена -в обеих группах спортсменов получен один и тот же характер распределения показателей отраженного самоотношения. Тем не менее,

как показал проведенный качественный анализ ответов на ряд вопросов шкалы, психологические основания отраженного самоотношения в двух группах различны.

Анализ ответов, выполненный нами в основной группе, показывает преобладание позитивного предвосхищения социального отношения к себе - 83% респондентов отрицательно ответили на вопрос: «Маловероятно, что есть люди, которым я не по душе», 77% респондентов группы отмечают, что знакомые оценивают их достаточно высоко и принимают всерьез; 74% опрошенных не испытывают недостатка в понимающих и близких людях. Таким образом, отраженное самоотношение в основной группе имеет рационально обоснованное происхождение [3].

В контрольной группе ответы на часть вопросов противоречат друг другу. Так, «88% студентов считают, что случайному человеку они покажутся человеком приятным. Одновременно 73% не отрицают, что в их личности есть нечто, что способно вызвать неприязнь у других людей. Подобные противоречия свидетельствуют о преобладании эмоционального компонента в формировании отраженного самоотношения у спортсменов-студентов, следствием чего является его нестабильность, снижающая общую толерантность к неблагоприятным социальным воздействиям» [3].

Следующий этап сравнительно-психологического анализа предполагал необходимость представить полученные результаты по девяти шкалам в аспекте трех факторов-модальностей, выделенных С.Р. Пантилеевым. «Это позволяет перейти от дифференцированной картины описания самоотношения к интегративным комплексам переживаний и суждений, выражающих отношение личности к себе. Первичные девять шкал составляют три основных фактора-модальности: самоутверждение

(саморуководство, самоуверенность, отраженное самоотношение, закрытость); аутосимпатия (самопривязанность, самоценность,

самопринятие); самоуничтожение (внутренняя конфликтность, самообвинение). Сопоставление

результатов двух групп по каждому фактору с учетом уровня и распределения сравниваемого признака осуществлялось с использованием непараметрического критерия ф-углового преобразования Фишера» [6].

Первые четыре шкалы определили фактор самоуважения, который выразил оценку индивидом собственного «Я» с точки зрения социально-нормативных критериев - целеустремленности, воли, успешности, социального одобрения, моральности и т.д. В соответствии с указанными критериями общее «значение» самоуважения определено высокими самооценками, поэтому при выполнении количественной обработки результатов обеих групп стеновые значения рассматривались с двух позиций - низкие значения (до 5,5 стена) и высокие (более 5,5 стена).

На основании полученного

эмпирического значения ф-критерия (фэ=4,79 при фкр=2,31, р=0,01) была отвергнута нулевая гипотеза об отсутствии различий между группами. Было зафиксировано, что в основной группе высокие оценки себя (по отношению к социально значимым критериям) встречаются чаще, чем в контрольной.

Полученный результат согласуется с данными других исследователей об относительной независимости фактора самоуважения и фактора аутосимпатии [7]. Основанием такой корреляционной независимостивыступаютразличиявориентации соответствующих психологических черт, - если самоуважение личности определяется в первую очередь уровнем соответствия реального «Я» социально-желательному образу «Я», то чувство расположенности к себе такой взаимосвязи не предполагает.

Таким образом, результаты проведенного психодиагностического исследования в двух группах спортсменов, занимающихся разными видами спорта - боевыми единоборствами и атлетическим видами, - позволяют описать как общие черты, так и ряд специфических признаков, характеризующих самоотношение у спортсменов различной спортивной направленности.

Для спортсменов обеих групп характерны следующие высокие показатели: личностная самодостаточность, преобладание чувства симпатии к себе в виде «дружеского самопринятия», удовлетворенность своим актуальным состоянием развития, отсутствие признаков невротизации в виде крайних форм самообвинения.

В результате выполненного

сравнительного анализа ответов в группе спортсменов, занимающихся боевыми искусствами, были выделены следующие отличительные признаки самоотношения: уверенность в себе, развитые качества саморуководства в различных сферах личностной самореализации, низкий уровень внутриличностной конфликтности и амбивалентности.

Для группы спортсменов, занимающихся атлетическими видами спорта, характерна психологическая открытость в виде готовности признать свои негативные недостатки и качества. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у спортсменов атлетических видов в большей мере развито чувство самооценки. Высокий риск проявления личностной амбивалентности и неустойчивости в социально-значимых ситуациях определен преобладанием эмоционального компонента в структуре переживания собственной ценности. Показатели внутренней конфликтности принимают более высокие значения по сравнению с аналогичными показателями основной группы и являются статистически достоверными.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный качественный анализ ответов спортсменов дал возможность описать психологическое содержание различных аспектов самоотношения. По параметру самоуверенности (при оценке себя) спортсмены-атлеты поставили на первое место надежность и самоуважение, а представители боевых единоборств - способность брать на себя ответственность и принимать решения в трудных ситуациях.

Анализ вторичных факторов показал,

что у спортсменов, занимающихся боевыми искусствами, преобладает продуктивная структура самоотношения. Таким образом, данная группа характеризуется высокими показателями самоуважения, в основе которых лежит высокая самооценка спортсменов по социально значимым критериям. Если говорить о низких показателях «самоуничтожения», учитывая, что они получены при высокой аргументации, можно отметить, что они свидетельствуют о психологической

согласованности разных аспектов внешней и внутренней жизни спортсменов, занимающихся боевыми единоборствами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вострокнутов С.И., Кузнецов В.В. Взаимосвязь мотиваций профессиональной педагогической деятельности с развитием рефлексивных умений будущих учителей физкультуры. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008; 6: 57-60.

2. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. Прогресс. 1976: 496.

3. Кузнецов В.В. Психологический анализ проявления субъектно-личностных свойств спортсменов как показатель успешности их деятельности (на примере атлетических видов спорта и боевых единоборств): дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07, 19.00.13. Казань. 2004: 171.

4. Ликеш И., Ляга Й. Основные таблицы математической статистики. М.: Финансы и статистика. 1985: 356.

5. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: «СМЫСЛ». 1993:32.

6. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Социально-психологический центр. 1996: 350.

7. Столин, В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1983: 284.

8. Cleary T. Vitality, Energy, Spirit: A Taoist Sourcebook. Boston: Shambhala Publications. 1991.

9. Ormel J., Sanderman R., Steward R., Personality as modifier of the life event-distress relationship: A longitudinal structural eguation model. Person. Individ. Diff. 1988; 9(6): 973-982.

10. Соколов П.С., Фендель Т.В. Анализ физической подготовленности сотрудников специальных подразделений по конвоированию ФСИН России Пермского края. Педагогико-

психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(4): 91-96. DOI: 10.14526/2070-47982019-14-4-91-96

11. Кузнецов А.С., Кузнецова З.М. II Съезд членов общественной организации «Российское профессорское собрание». Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(4): 5-7. DOI: 10.14526/20704798-2019-14-4-5-7

12. Gould D., Dieffenbach K., Moffett A.

Psychological characteristics and their development in Olympic Champions. Journal of Applied Sport Psychology. 2002; 14: 172-204.

13. Jones M.V., Lane A.M., Bray S.R., Uphill M., Catlin J. Development and validation of the sport emotion questionnaire. Journal of Sport and Exercise Psychology. 2005; 27: 407-431.

14. Jones M.V., Meijen C., McCarthy P.J., Sheffield D. A theory of challenge and threat states in athletes. International Review of Sport and Exercise Psychology. 2009; 2: 161-180.

Статья поступила в редакцию: 15.03.2020

Кузнецов Валентин Владимирович - кандидат психологических наук, Чайковский государственный институт физической культуры, 617000, Россия, г. Чайковский, ул. Ленина, дом 67, e-mail: d.inga@inbox.ru

Трегубова Светлана Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, Чайковский государственный институт физической культуры, 617000, Россия, г. Чайковский, ул. Ленина, дом 67, e-mail: lana20016@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.