Научная статья на тему 'О подразделениях собственной безопасности'

О подразделениях собственной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
86
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Российская Федерация / законодательство / нормативный правовой акт / федеральный закон РФ / Федеральный закон РФ «О полиции» от 28 января 2011 г. / подзаконный нормативный правовой акт / органы внутренних дел / полиция / правоохранительный орган / система правоохранительных органов / подразделения собственной безопасности / Департамент собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации / Russian Federation / legislation / regulatory legal act / federal Law of the Russian Federation / Federal Law of the Russian Federation «On Police» dated January 28 / 2011 / subordinate regulatory legal act / internal affairs bodies / police / law enforcement agency / law enforcement agencies system / own security units / Department of Own Security of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рамиль Хайдарович Гафуров

В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства относительно подразделений собственной безопасности в системе органов внутренних дел Российской Федерации высказано несколько суждений: понятие «система органов внутренних дел» продолжает оставаться дискуссионным; общепринято включать в систему органов внутренних дел подразделения собственной безопасности; организация и деятельность подразделений собственной безопасности органов внутренних дел должна быть урегулирована в подзаконном нормативном правовом акте, но не в ведомственном, обычно принимаемом приказом Министра внутренних дел РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About own security units in the system of internal affairs bodies of the Russian Federation

In the article, based on the analysis of legal literature and legislation regarding the units of their own security in the system of internal affairs bodies of the Russian Federation, several judgments are made: the concept of «system of internal affairs bodies» continues to be debatable; it is generally accepted to include self-security units in the system of internal affairs bodies; the organization and activities of self-security units of internal affairs bodies should be regulated in a subordinate regulatory legal act, but not in a departmental one, usually adopted by order of the Minister of Internal Affairs of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «О подразделениях собственной безопасности»

Научная статья ■УДК 34

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-46-48

https://elibrary.ru/sfkkxh N11014: 2015-0066-5/23-802 М08иКЕБ: 77/27-011-2023-05-001

О подразделениях собственной безопасности в системе органов внутренних дел Российской Федерации

Рамиль Хайдарович Гафуров

Академия управления МВД России, Москва, Россия,

rgafurovl5@mvd.ru

Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства относительно подразделений собственной безопасности в системе органов внутренних дел Российской Федерации высказано несколько суждений: понятие «система органов внутренних дел» продолжает оставаться дискуссионным; общепринято включать в систему органов внутренних дел подразделения собственной безопасности; организация и деятельность подразделений собственной безопасности органов внутренних дел должна быть урегулирована в подзаконном нормативном правовом акте, но не в ведомственном, обычно принимаемом приказом Министра внутренних дел РФ.

Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, нормативный правовой акт, федеральный закон РФ, Федеральный закон РФ «О полиции» от 28 января 2011 г., подзаконный нормативный правовой акт, органы внутренних дел, полиция, правоохранительный орган, система правоохранительных органов, подразделения собственной безопасности, Департамент собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации

Для цитирования: Гафуров Р. X. О подразделениях собственной безопасности в системе органов внутренних дел Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. 2023. № 5. С. 46-48. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-46-48. ЕБ№ 8РККХН.

Original article

About own security units in the system ofinternal affairs bodies ofthe Russian Federation

Ramil Kh. Gafurov

Academy ofManagement of the Ministry ofinternal Affairs ofRussia, Moscow, Russia,

rgafurovl5@mvd.ru

Abstract. In the article, based on the analysis of legal literature and legislation regarding the units of their own security in the system of internal affairs bodies of the Russian Federation, several judgments are made: the concept of «system of internal affairs bodies» continues to be debatable; it is generally accepted to include self-security units in the system of internal affairs bodies; the organization and activities of self-security units of internal affairs bodies should be regulated in a subordinate regulatory legal act, but not in a departmental one, usually adopted by order of the Minister of Internal Affairs of the Russian Federation.

Keywords: Russian Federation, legislation, regulatory legal act, federal Law of the Russian Federation, Federal Law of the Russian Federation «On Police» dated January 28, 2011, subordinate regulatory legal act, internal affairs bodies, police, law enforcement agency, law enforcement agencies system, own security units, Department of Own Security of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

For citation: Gafurov R. Kh. About own security units in the system of internal affairs bodies of the Russian Federation. Bulletin of economic security. 2023;(5):46-8. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-46-48. EDN: SFKKXH.

Предметом данной статьи являются подразделения собственной безопасности в системе органов внутренних дел Российской Федерации.

Первоначально о состоянии теории.

© Гафуров Р. X., 2023

Так, авторы - единомышленники (М. В. Костенни-ков, А. В. Куракин и И. Н. Кошелев) рассмотрели организационные аспекты обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел. В частности, ими

Вестник экономической безопасности - №5/ 2023

JURISPRUDENCE

исследованы административные правоотношения в механизме обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел. Также ими предложено усовершенствовать институт служебных проверок, что повысит их качество и будет способствовать совершенствованию административно-правового механизма обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел) [1].

В. В. Евстифеевым определены приоритетные направления противодействия коррупции в административной деятельности. Так, в области кадрового обеспечения деятельности органов внутренних дел по обеспечению собственной безопасности им предложено: разработка и внедрение комплекса правовых, организационных и тактических мер по защите объектов, используемых органами внутренних дел для решения возложенных на них задач; организация подготовки личного состава к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; поддержание на должном уровне морально-психологической готовности сотрудников, гражданских служащих и работников органов внутренних дел к противодействию внешним и внутренним угрозам; создание в служебных коллективах атмосферы нетерпимости к сотрудникам, допускающим нарушения правопорядка; совершенствование системы отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел с учетом изучения их моральных и деловых качеств; участие в разработке и внедрении дополнительных стимулов привлечения квалифицированных специалистов на службу в органы внутренних дел; совершенствование процедур назначения кандидатов на руководящие должности в органы внутренних дел; осуществление контроля за соблюдением сотрудниками органа внутренних дел условий контракта; осуществление контроля за реализацией мер по оказанию в служебных коллективах моральной, психологической, организационной и материальной поддержки сотрудникам, гражданским служащим и работникам органов внутренних дел, находящимся в затруднительных жизненных ситуациях; осуществление контроля за соблюдением принципов адекватного поощрения (награждения, стимулирования) сотрудника, гражданского служащего и работника органов внутренних дел, исходя из его реальных заслуг, исключения фактов протекционизма, незаслуженного продвижения по службе и т. д. [2].

Н. О. Жуковым представлен обзор причин роста обращений, поступающих в органы власти. Для сокращения числа поступающих обращений в подразделения собственной безопасности им предложено: 1) повысить качество правового регулирования рассмотрения обращений посредством разработки общих стандартов подготовки ответов на них. При этом ответы на обращения должны быть аргументированными; 2) увеличить аппарат подразделений по рассмотрению обращений в зависимости от возникающей нагрузки; предусмотреть дифференцированную систему оплаты труда должностных лиц, зависящую от количества и качества рассмо-

тренных обращений; 3) проводить плановую аттестацию должностных лиц исключительно контрольными органами с целью мониторинга уровня их квалификации и анализа работы органов власти с заявителями; 4) установить дополнительные формы ответственности должностных лиц за нарушение сроков рассмотрения обращения; 5) установить алгоритм, детализирующий процедуру рассмотрения обращений; 6) обеспечить возможность обучения и переподготовки кадров по работе с обращениями с целью повышения их компетентности; 7) установить форму направляемых обращений с понятными для заявителей и представителей органов государственной власти формулировками; 8) публиковать на сайтах органов власти тематические дайджесты с актуальными примерами судебной практики и ответами на распространенные в поступающих обращениях вопросы [3].

Л. И. Мирнова высказала суждение о том, что ослабление государством позиций в деле превентивного противодействия преступности, отсутствие научного внимания к предупреждению правонарушений сотрудников ОВД в условиях реформирования многих сторон государственного и общественного устройства РФ создали благоприятную почву для безнаказанности в системе органов внутренних дел [4].

Особо обращаем внимание на научную публикацию, в которой предпринята попытка системного подхода к установлению исчерпывающего перечня правоохранительных органов и определению характера взаимосвязи между ними [5]. Действительно, система органов внутренних дел наиболее разветвленная, и продолжает реформироваться, что сказывается на эффективности деятельности всех подразделений органов внутренних дел, в том числе и подразделений собственной безопасности.

Не столь совершенные результаты научных изысканий относительно подразделений собственной безопасности в системе органов внутренних дел предопределено и несовершенством законодательства об органах внутренних дел в Российской Федерации.

В Российской Федерации и доныне не принят нормативный правовой акт, специально посвященный организации и деятельности органов внутренних дел, а продолжает действовать Федеральный закон РФ «О полиции» от 28 января 2011 г. [6].

В двух подзаконных нормативных правовых актах речь идет о подразделениях собственной безопасности органов внутренних дел: Указ Президента РФ «О начальнике Департамента собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации» № 222 от 17 марта 2006 г. [7]; Указ Президента РФ «О заместителе начальника Департамента собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации» № 593 от 9 мая 2007 г. [8].

Таким образом, исследования относительно подразделений собственной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации необходимо продолжать.

№ 5 / 2023

Bulletin of economic security

47

Во-первых, понятие «система органов внутренних дел» продолжает оставаться дискуссионным.

Во-вторых, общепринято включать в систему органов внутренних дел подразделения собственной безопасности.

В-третьих, организация и деятельность подразделений собственной безопасности органов внутренних дел должна быть урегулирована в подзаконном нормативном правовом акте, но не в ведомственном, обычно принимаемом приказом Министра внутренних дел РФ.

Список источников

1. КостенниковМ. В., Куракин А. В., КошелевИ. Н. Административно-правовое регулирование обеспечения собственной безопасности и противодействия коррупции в органах внутренних дел // Административное и муниципальное право. 2011.№ 1;2;4.

2. Евстифеев В. В. К вопросу об обеспечении собственной безопасности органов внутренних дел как средств разрешения конфликта интересов // Административное и муниципальное право. 2010. № 3.

3. Жуков Н. О. Причины роста необоснованных обращений в подразделения собственной безопасности государственных органов // Российский юридический журнал. 2022. № 2.

4. Мирнова Л. И. Роль подразделений собственной безопасности в предупреждении преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД // Юридический мир. 2007. № 6.

5. Галузо В. Н. Теория правоохраны в Российской Федерации (историко-правовое исследование) : монография. М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2022.

6. Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» от 28 января 2011 г. // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900; 2023. № 6. Ст. 921.

7. Указ Президента Российской Федерации «О начальнике Департамента собственной безопасности

Министерства внутренних дел Российской Федерации» № 222 от 17 марта 2006 г. // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1295.

8. Указ Президента Российской Федерации «О заместителе начальника Департамента собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации» № 593 от 9 мая 2007 г. // СЗ РФ. 2007. № 20. Ст. 239.

References

1. Kostennikov М. V., Kurakin А. V., Koshelev I. N. Administrative and legal regulation of ensuring one's own security and countering corruption in internal affairs bodies //Administrative and municipal law. 2011. № 1; 2; 4.

2. Evstifeev V V. On the issue of ensuring the internal affairs bodies' own security as a means of resolving conflicts of interest // Administrative and municipal law. 2010.№3.

3. Zhukov N. O. The reasons for the growth of unjustified appeals to the units of their own security of state bodies // Russian Law Journal. 2022. № 2.

4. Mirnova L. I. The role of own security units in the prevention of crimes committed by police officers // Legal world. 2007. № 6.

5. Galuzo V. N. Theory of law enforcement in the Russian Federation (historical and legal research) : monograph. M. : UNITY-DANA: Law and Law, 2022.

6. Federal Law of the Russian Federation «On Police» dated January 28,2011 // NW RF. 2011. № 7. Art. 900; 2023. №6. Art. 921.

7. Decree of the President of the Russian Federation «On the Head of the Department of Internal Security of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» № 222 dated March 17, 2006 // SZ RF. 2006. № 12. Art. 1295.

8. Decree of the President Of the Russian Federation «On the Deputy Head of the Department of Internal Security of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» № 593 dated May 9,2007 // SZ RF. 2007. № 20. Art. 239.

Информация об авторе P. X. Гафуров - соискатель Академии Управления МВД России.

Information about the author R Kh. Gafurov - Applicant of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Статья поступила в редакцию 19.09.2023; одобрена после рецензирования 20.10.2023; принята к публикации 17.11.2023.

The article was submitted 19.09.2023; approved after reviewing 20.10.2023; acceptedforpublication 17.11.2023.

48

Вестник экономической безопасности

№ 5 / 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.