Научная статья на тему 'Об оперативно-розыскной деятельности подразделений собственной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации'

Об оперативно-розыскной деятельности подразделений собственной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оперативно-розыскная деятельность / подразделения собственной безопасности / преступления / совершаемые сотрудниками органов внутренних дел / оперативно-розыскные мероприятия / внутренние и внешние угрозы / operative detective activity / internal security units / crimes committed by employees of internal affairs service / operative detective measures / internal and external threats

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рамиль Хайдарович Гафуров

Рассматривается оперативно-розыскная деятельность подразделений собственной безопасности системы органов внутренних дел Российской Федерации, ее основные задачи, классификации преступлений и способов совершения преступлений как в отношении сотрудников органов внутренних дел, так и совершаемых ими, рассматриваются основные методы и способы выявления и раскрытия преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД. Также рассматриваются основные детерминанты преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД, меры по их устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рамиль Хайдарович Гафуров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On operational and investigative activities of the internal security units of the internal affairs bodies of the Russian Federation

The operational and investigative activity of the internal security units of the system of internal affairs bodies of the Russian Federation, its main tasks, classifications of crimes and ways of committing crimes both in relation to employees of internal affairs bodies and committed by them, the main methods and ways of detecting and solving crimes committed by employees of internal affairs bodies are considered. The main determinants of crimes committed by IAB officers, measures to eliminate them are also considered.

Текст научной работы на тему «Об оперативно-розыскной деятельности подразделений собственной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации»

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-66-70 EDN: https://elibrary.ru/eznjpc NIION: 2003-0059-6/23-837 MOSURED: 77/27-003-2023-06-036

Об оперативно-розыскной деятельности подразделений собственной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации

Рамиль Хайдарович Гафуров

Академия Управления МВД России, Москва, Россия, rgafurovl5@mvd.ru

Аннотация. Рассматривается оперативно-розыскная деятельность подразделений собственной безопасности системы органов внутренних дел Российской Федерации, ее основные задачи, классификации преступлений и способов совершения преступлений как в отношении сотрудников органов внутренних дел, так и совершаемых ими, рассматриваются основные методы и способы выявления и раскрытия преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД. Также рассматриваются основные детерминанты преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД, меры по их устранению.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, подразделения собственной безопасности, преступления, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел, оперативно-розыскные мероприятия, внутренние и внешние угрозы

Для цитирования: Гафуров P. X. Об оперативно-розыскной деятельности подразделений собственной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 6. С. 66-70. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-66-70. EDN: EZNJPC.

Original article

On operational and investigative activities of the internal security units of the internal affairs bodies of the Russian Federation

Ramil Kh. Gafurov

Academy ofManagement ofthe Ministry oflnternal Affairs ofRussia, Moscow, Russia, rgafurovl5@mvd.ru

Abstract. The operational and investigative activity of the internal security units of the system of internal affairs bodies ofthe Russian Federation, its main tasks, classifications of crimes and ways of committing crimes both in relation to employees of internal affairs bodies and committed by them, the main methods and ways of detecting and solving crimes committed by employees of internal affairs bodies are considered. The main determinants of crimes committed by IAB officers, measures to eliminate them are also considered.

Keywords: operative detective activity, internal security units, crimes committed by employees of internal affairs service, operative detective measures, internal and external threats

For citation: Gafurov R. Kh. On operational and investigative activities ofthe internal security units ofthe internal affairs bodies ofthe Russian Federation. Bulletin ofthe Moscow University ofthe Ministry oflnternal Affairs ofRussia. 2023;(6):66-70. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-66-70. EDN: EZNJPC.

Органы внутренних дел Российской Федерации (далее - ОВД) предназначены для охраны прав и свобод, жизни и здоровья человека и гражданина, частной и иной собственности, государственной и общественной безопасности, однако, бывают случаи, когда сотрудникам ОВД нужна защита или профилактика совершения ими правонарушений, а в худших случа-

© Гафуров Р. X., 2023

ях - необходимо пресечь преступления, совершаемые сотрудниками ОВД. Все вышеуказанные функции возложены на подразделения собственной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации (далее - СБ ОВД) [3].

Служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации является пу-

бличной и не может не быть объектом пристального внимания со стороны граждан, общества и криминального мира, в результате чего честь, достоинство и репутация сотрудников ОВД подвергаются постоянным угрозам. Стремительное развитие информационно-телекоммуникационных технологий способствует росту количества таких угроз, а преступления совершаемые сотрудниками ОВД при публикации в средствах массовой информации (далее СМИ) вызывают резкий общественный резонанс.

В целях выявления и раскрытия преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД, решения вопросов о допуске к сведениям, составляющих государственную тайну [1], осуществления правовой и физической защиты сотрудников ОВД от преступных посягательств, а также иных функций, возложенных на подразделения собственной безопасности ОВД, ими осуществляется оперативно-розыскная деятельность (далее - ОРД) в полном объеме согласно Приказу МВД России № 608 от 19 июня 2012 г [5].

Следует отметить, что в нынешних условиях вектор деятельности подразделений СБ ОВД, в большей степени, направлен именно в сторону выявления и раскрытия преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД, нежели их защита или профилактика совершаемых ими преступлений, что на наш взгляд, несколько неверно, так как показывает приоритезацию именно «карательной» функции подразделений СБ ОВД по отношению к сотрудникам ОВД, нежели «защитной» функции.

Условно, можно разделить ОРД СБ ОВД на:

• в отношении лиц, совершающих противоправные действия против сотрудников ОВД;

• в отношении сотрудников ОВД, совершающих противоправные действия.

Наиболее часто совершаемые преступления сотрудниками ОВД можно распределить следующим образом:

• должностные преступления;

• преступления против интересов службы;

• общеуголовные преступления.

Составы преступлений, наиболее часто совершаемые в отношении сотрудников ОВД: ст. 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), ст. 318 (применение насилия в отношении представителя власти), ст. 319 (оскорбление представителя власти) УК РФ [2].

Если же выделять преступления, совершаемые сотрудниками ОВД по составам, то чаще всего совершаются: ст. 158 (кража), ст. 159, ст. 161 и ст. 162 (грабежи, разбои, мошенничество), ст. 111, 112, 115, 116 (различные степени причинения вреда здоровью), ст. 109 (причинение смерти по неосторожности), реже ст. 105 (убийства), ст. 286 (превышение должностных полномочий), ст. 286.1 (неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа), ст. 290 (получение взятки), ст. 291 (дача взятки), ст. 291.1 (посредничество

во взяточничестве), ст. 291.2 (мелкое взяточничество), ст. 292 (служебный подлог), ст. 292.1. (незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации), ст. 302 (принуждение к даче показаний), ст. 303 (фальсификация доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности) УК РФ [2].

По частоте совершения преступлений, совершаемых в отношении сотрудников полиции, наиболее часто подвергаются преступным посягательствам (в порядке убывания количества случаев преступных посягательств): сотрудники патрульно-постовой службы полиции (далее ППСП), участковые уполномоченные полиции (далее УУП), сотрудники оперативных подразделений полиции, значительно реже - сотрудники дежурных частей, следствия, дознания, экспертно-криминалистических подразделений.

Чаще всего, преступления в отношении сотрудников полиции совершаются при несении ими службы:

• на митингах, шествиях, пикетированиях и иных массовых мероприятиях различной направленности;

• при осуществлении патрулирования на территории оперативного обслуживания;

• при обходе жилого сектора;

• при задержании преступников и правонарушителей;

• при проведении оперативно-розыскных мероприятий и производстве следственных действий.

Наиболее частые типовые ситуации, при которых совершаются преступления в отношении сотрудников ОВД:

• при проверке документов;

• при пресечении правонарушений;

• реже - внезапные нападения на сотрудников ОВД.

Одна из новых задач подразделений собственной безопасности эта та, которая исходит от киберпре-ступников, которые осуществляют атаки на информационные системы МВД России - защита от кибера-так на сетевую инфраструктуру и базы данных МВД России. Основной целью киберпреступников является получение доступа к информационным базам данных МВД России или выведение из строя соответствующих сервисов МВД России.

Эти задачи и основные направления деятельности ОВД полностью корреспондируются с задачами, указанными в ст. 2 Федерального закона от 12 августа 1995 г № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и п. 10 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции».

Осуществление ОРД в виде оперативно-розыскных мероприятий (далее ОРМ) в отношении лиц, совершивших преступления в отношении сотрудников

ОВД, практически ничем не отличается от их проведения по общеуголовным преступлениям, то в случае проведения ОРМ в отношении сотрудников ОВД, совершающих противоправные действия, имеются следующие особенности:

• сотрудники ОВД, в отношении которых проводятся ОРМ, могут быть осведомлены (особенно оперативные подразделения) о методах, средствах, тактике и способах ОРД и эффективно противодействовать им, что представляет серьезную трудность для подразделений СБ ОВД;

• латентность преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД на порядок выше, нежели у совершаемых аналогичных преступлений со стороны гражданских лиц, что вызвано также осведомленностью о методах, средствах, тактике и способах выявления и раскрытия тех или иных преступлений.

Категории сотрудников ОВД, совершающие противоправные деяния:

• внедренные криминальные элементы в целях получения разведывательной информации о деятельности правоохранительных органов;

• случайно совершившие преступление и скрывающие их;

• коррупционеры (лица, для которых работа в ОВД является инструментом для заработка);

• лица, занимающиеся покровительством («кры-шеванием») юридических и физических лиц на территории оперативного обслуживания;

• «каратели» (должностные лица, цель которых, в случае отсутствия законных оснований привлечения виновных лиц к уголовной ответственности, привлечь их к ней путем совершения карательных действий);

• сотрудники ОВД, совершающие мелкие правонарушения.

Ниже представлен список служб и подразделений ОВД, которые чаще всего могут совершать преступления, и виды преступлений, совершаемых ими:

1. Патрульно-постовая служба полиции (далее ППСП), сотрудники данной службы чаще всего совершают вымогательства у владельцев торговых палаток, ларьков, мигрантов, также могут совершать грабежи, кражи, мелкое взяточничество.

2. Оперативные подразделения полиции, согласно перечню служб, наделенных правом осуществлять ОРД, закрепленные приказом МВД России № 608, спектр совершаемых преступлений довольно таки широк, начиная от взяток, заканчивая тяжкими и особо тяжкими преступлениями, вплоть до убийства.

3. Следствие и дознание как органы, осуществляющие расследование уголовных дел, чаще всего совершают преступления, связанные со взяточничеством, хищением, фальсификацией доказательств.

4. Экспертно-криминалистические подразделе-

ния, как правило, чаще всего совершают преступления, связанные со взяточничеством при даче подложного заключения эксперта.

5. Участковые уполномоченные полиции, как правило, на территории оперативного обслуживания совершают вымогательства, взяточничество, а также мошеннические преступления в сфере недвижимости.

6. Инспектора государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - ГИБДД), как правило, совершают преступления, связанные со взяточничеством при оформлении правонарушений в сфере безопасности дорожного движения и служебным подлогом при оформлении транспортных средств и постановкой их на учет.

7. Руководители территориальных органов и подразделений могут совершать вышеупомянутые преступления с посредничеством любой из вышеперечисленных служб, находящихся в их подчинении.

Наиболее часто преступления совершаются сотрудниками ОВД:

• при осмотре места происшествия в виде краж денежных средств и ценностей в жилище, помещениях организаций и учреждений;

• при обысках и выемках, проводимых в жилище, помещениях организаций и учреждений;

• на местах дорожно-транспортных происшествий;

• в кабинетах и иных служебных помещениях ОВД;

• в личном и служебном автотранспорте сотрудников ОВД;

• в различных клубах, барах и иных увеселительных учреждениях;

• иные места, которые могут посещаться сотрудниками ОВД по служебной необходимости.

Как правило все преступления, совершаемые сотрудниками полиции, связанные с передачей денежных средств, происходят в следующих формах:

1) денежный перевод на счет третьего лица, который после передает коррупционеру денежные средства в наличном виде, оставляя себе небольшой процент;

2) использование системы тайников и закладок;

3) использование третьих лиц в качестве посредников (курьеров);

4) прямая передача денежных средств.

В целях выявления и раскрытия преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД, происходит силами СБ ОВД, часто совместно с сотрудниками ФСБ России, а также во взаимодействии Следственного комитета России [4].

Наибольшую эффективность для выявления и раскрытия преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД, приносят именно оперативно-розыскные мероприятия, средства и методы, которых позволяют преодолеть высокую латентность, совершаемых ими преступлений.

Помимо ОРМ технического характера, учитывая, что криминализированные сотрудники ОВД могут ис-

пользовать для связи и обмена информацией скрытые абонентские номера или Интернет-сервисы (соцсети, мессенджеры и иные зашифрованные сервисы), которые могут быть неконтролируемыми посредством проведения ОРМ.

Деятельность подразделений собственной безопасности (далее - ПСБ) МВД России носит оперативно-розыскной характер и преимущественно осуществляется с использованием негласных сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности для предотвращения ущерба от внутренних и внешних угроз. Поэтому отсюда вытекает особый правовой статус ПСБ, который определяется их организационно структурным построением в общей системе и структуре МВД России.

Сотрудники ПСБ занимаются выявлением и пресечением коррупционных, должностных, общеуголовных преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД.

Детерминантами преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД, являются:

• низкая заработная плата сотрудников ОВД;

• приказы, часто незаконные, нелогичные, отдаваемые некомпетентными руководителями;

• противоречащие друг другу законы и приказы в сфере деятельности ОВД;

• отсутствие или нарушения условий в сфере охраны труда;

• отношение к сотрудникам как к ресурсу;

• образ сотрудника ОВД в обществе воспринимается неоднозначно, чаще как коррупционер или карательный инструмент государства (во многом в этом виноваты СМИ, кинематограф, которые чаще показывают только негативные результаты деятельности ОВД, нежели их положительные, а порой и героические поступки);

• значительное снижение общего престижа службы в ОВД;

• разочарование в службе самих сотрудников ОВД.

Для устранения вышеназванных детерминантов и профилактики преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД, следует применить следующие организационные меры:

• повысить среднюю заработную плату сотрудникам ОВД до 120-130 тыс. руб., так как на данный момент в частном секторе средняя ЗП по аналогичной профессии от 100.000 руб. и более, также повышение заработной платы позволит удержать сотрудников с большим стажем службы, тем самым позволит устранить или хотя бы замедлить отток профессиональных и опытных кадров, помимо льгот, которые действуют на данный момент, за каждые 5 лет службы выплачивать по 1.000.000 руб. с учетом вычета 13 % подоходного налога;

• жестко реагировать на отдаваемые некомпетентными руководителями приказы, привле-

кая их к ответственности, тем самым избавив сотрудников от задач, которые несвойственны данной службе или подразделению;

• внести изменения в законы и приказы, привести их к соответствию друг другу;

• устранить нарушения условий охраны труда: соблюдения графика отпусков, упрощение процедуры оформления отпусков, упрощение процедуры оформления служебных командировок и иных процедур, которые встречаются в служебной деятельности сотрудников ОВД;

• следует прививать руководителям отношение к сотрудникам не как к ресурсу, а как к живому человеку, специалисту;

• исправление образа «оборотня в погонах» в обществе, путем организации различных общественных мероприятий, показывающих, что сотрудники ОВД такие же люди, как и гражданские лица, тем самым повышая уровень доверия граждан к правоохранительным органам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Повышение уровня престижа службы и устранения разочарований среди самих сотрудников ОВД сами собой улучшатся при выполнении вышеназванных пунктов.

С момента образования в 1995 г. службы собственной безопасности в системе МВД России прошло более четверти века. Но и сегодня ее деятельность остается очень востребованной. Угрозы, которым противостоят ПСБ, не только по-прежнему актуальны, но и со временем дополнились новыми требованиями.

Таким образом, учитывая все вышесказанное, в случае, если получится реализовать вышеназванные организационные меры, то вектор оперативно-розыскной деятельности подразделений СБ ОВД может быть сдвинут приоритет функций с «карательной», на профилактическую и защитную функцию, тем самым обеспечив в полной мере выполнение подразделениями СБ ОВД своей самой основной и главной функции - защиту сотрудников ОВД от преступных посягательств.

Служба собственной безопасности остается необходимой, так как угрозы, которым она противодействует, только расширяются и эволюционируют. Новое время порождает дополнительные риски. Противостоять им, устранять их - это задача подразделений собственной безопасности. Актуальность существования данной службы из года в год только повышается.

Список источников

1. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 1 июля 2021 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности» // URL:// https://rg.ru/

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 4 августа 2023 г.) // URL://https://rg.ru/

3. Приказ МВД России от 2 января 2013 г. № 1 «Об утверждении Концепции обеспечения собственной безопасности системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» // URL://https://rg.ru/

4. Приказ МВД России от 16 июня 2011 г. № 679 «Об утверждении Положения о Главном управлении собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации» // URL://https://rg.ru/

5. Приказ МВД РФ от 19 июня 2012 г. № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» (с изменениями и дополнениями) // URL://https://rg.ru/

References

1. Federal Law№ 144-FZ of August 12,1995 (ed. July 1, 2021) «On Operative Investigative Activity» // URL://https://rg.ru/

2. Criminal Code of the Russian Federation of June 13, 1996, № 63-FZ (ed. August 4, 2023) //URL:// https://rg.ru/

3. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of January 2, 2013 № 1 «On Approval of the Concept of Ensuring Own Security of the System of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» // URL://https://rg.ru/

4. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia

№ 679 of June 16, 2011 «On Approval of the Provision on the Main Department of Internal Security of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» // URL://https://rg.ru/

5. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of June 19, 2012, № 608 «On Some Issues of Organization of Operative Investigative Activity in the System of the Ministry of Internal Affairs of Russia» (as amended and supplemented) // URL://https://rg.ru/

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // URL:// http://kremlin.ru/acts/constitution.

2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // URL://https://rg.ru/ documents/2011/02/07/police-dok.html.

Bibliographie list

1. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993 with amendments approved in a nationwide vote on July 1,2020) //URL://http://kremlin.ru/acts/constitution.

2. Federal Law№ 3-FZ «On Police» dated February 7, 2011 // URL://https://rg.ru/documents/2011/02/07/ police-dok.html.

Информация об авторе P. X. Гафуров - соискатель Академии управления МВД России.

Information about the author R. Kh. Gafurov - Applicant ofthe Academy ofManagement ofthe Ministry oflnternal Affairs ofRussia.

Статья поступила в редакцию 08.06.2023; одобрена после рецензирования 04.08.2023; принята к публикации 29.09.2023.

The article was submitted 08.06.2023; approved afterreviewing 04.08.2023; accepted forpublication 29.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.