Научная статья на тему 'О СОСТОЯНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ПОЛУДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ'

О СОСТОЯНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ПОЛУДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ / ПОЛУДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ / ЯНТАРЬ / НЕФРИТ / ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ишин Иван Анатольевич

Актуальность: в настоящее время особую важность представляют вопросы обеспечения экономической безопасности Российской федерации, в том числе в сфере недропользования как одного из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел. Постановка проблемы: на территории Российской Федерации продолжает существовать и функционировать нелегальный рынок полудрагоценных, драгоценных камней и драгоценных металлов, которому присущи постоянно развивающиеся и совершенствующиеся нелегальная инфраструктура, способы незаконной добычи, переработки и реализации, а также сокрытия следов противоправной деятельности. Так, по данным изучения практики ежегодно сотрудниками Министерства внутренних дел Российской Федерации из нелегального оборота изымается только янтаря на сумму свыше 1,3 млрд руб. Анализ деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел в рассматриваемом направлении указывает на недостаточный уровень выявления и раскрываемости незаконного оборота полудрагоценных камней, неудовлетворительное качество расследования преступлений рассматриваемой категории. Цель исследования: получение научных знаний о состоянии оперативно-розыскного противодействия незаконному обороту полудрагоценных камней. Методы исследования: использование общенаучных и специальных методов сбора и обработки информации. Исследование опиралось на диалектическую методологию, раскрывающую единство объекта в его сложных многообразных проявлениях. Познание сущности и закономерностей рассматриваемой деятельности осуществлялось с позиций системного подхода, позволяющего раскрывать сложные взаимосвязи между структурными элементами изучаемого предмета. Методологическими принципами статьи стали общенаучные принципы объективности и историзма, следование которым обеспечило получение достоверного знания о предмете исследования за счет всесторонности его изучения в развитии, с учетом взаимосвязей и взаимодействий с иными объектами и структурами. Результаты и ключевые выводы: в статье рассмотрено состояние оперативно-розыскного противодействия незаконному обороту полудрагоценных камней, предложены меры по улучшению оперативной обстановки в данном направлении деятельности органов внутренних дел в целях повышения уровня раскрываемости искомых видов преступлений; совершенствования организационной и тактической основы противодействия данным видам преступлений. Предложено внесение изменений в действующую структуру оперативной обстановки по линии оперативно-розыскного противодействия незаконному обороту полудрагоценных камней в части характеристики состояния оборота полудрагоценных камней. Дано авторское определение понятия «оперативно-розыскное противодействие незаконному обороту полудрагоценных камней». Обосновано наличие противоречия между потребностью в усилении противодействия незаконному обороту полудрагоценных камней и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по их устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE STATE OF OPERATIONAL AND INVESTIGATIVE COUNTERACTION TO ILLEGAL TRAFFICKING OF SEMIPRECIOUS STONES

Relevance: currently, issues of ensuring the economic security of the Russian Federation, including in the field of subsoil use as one of the priority areas of activity of the internal affairs bodies, are of particular importance. Problem statement: an illegal market of semi-precious stones, precious stones and precious metals continues to exist and function on the territory of the Russian Federation, which is characterized by constantly developing and improving illegal infrastructure, methods of illegal extraction, processing and sale, as well as concealment of traces of illegal activity. Thus, according to the study of practice, every year employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation withdraw only amber worth over 1.3 billion rubles from illegal circulation. An analysis of the activities of the operational units of the internal affairs bodies in the direction under consideration indicates an insufficient level of detection and disclosure of illegal trafficking in semiprecious stones, an unsatisfactory quality of the investigation of crimes of the category under consideration. The purpose of the study: to obtain scientific knowledge about the state of operational and investigative counteraction to illegal trafficking of semiprecious stones. Research methods: the use of general scientific and special methods of collecting and processing information. The research was based on a dialectical methodology that reveals the unity of the object in its complex diverse manifestations. Cognition of the essence and regularities of the activity under consideration was carried out from the standpoint of a systematic approach that allows revealing complex relationships between the structural elements of the studied subject. The methodological principles of the article were the general scientific principles of objectivity and historicism, following which ensured obtaining reliable knowledge about the subject of research due to the comprehensiveness of its study in development, taking into account the interrelations and interactions with other objects and structures. Results and key conclusions: the article examines the state of operational and investigative counteraction to the illegal trafficking of semi-precious stones, suggests measures to improve the operational situation in this area of activity of the internal affairs bodies in order to increase the level of detection of the desired types of crimes; improve the organizational and tactical basis for countering these types of crimes. It is proposed to make changes to the current structure of the operational situation in the line of operational-investigative counteraction to illegal trafficking of semiprecious stones in terms of the characteristics of the state of turnover of semiprecious stones. The author's definition of the concept "operational-investigative counteraction to illegal trafficking of semiprecious stones" is given. The existence of a contradiction between the need to strengthen counteraction to illegal trafficking of semiprecious stones and the lack of scientifically sound recommendations for their elimination is substantiated.

Текст научной работы на тему «О СОСТОЯНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ПОЛУДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ»

Ишин Иван Анатольевич,

адъюнкт* 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров), Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: ivan956@rambler.ru

Научная специальность: 5.1.4. Уголовно-правовые науки

УДК 343.9

DOI 10.24412/2072-9391-2023-165-156-163

Дата поступления: 12 декабря 2022 г.

Дата принятия статьи в печать: 10 марта 2023 г.

Ivan Anatol'yevich Ishin,

Adjunct** of the 3rd Faulty

(Training of Sсientifiс and Pedagogkal Staff),

Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia,

Russian Federation, 125171, Moscow,

Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

E-mail: ivan956@rambler.ru

Scientific specialty: 5.1.4. Criminal Law Sciences

156

О состоянии оперативно-розыскного противодействия незаконному обороту полудрагоценных камней

On the State of Operational and Investigative Counteraction to Illegal Trafficking of Semiprecious Stones

Аннотация

Актуальность: в настоящее время особую важность представляют вопросы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, в том числе в сфере недропользования как одного из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел.

Постановка проблемы: на территории Российской Федерации продолжает существовать и функционировать нелегальный рынок полудрагоценных, драгоценных камней и драгоценных металлов, которому присущи постоянно развивающиеся и совершенствующиеся нелегальная инфраструктура, способы незаконной добычи, переработки и реализации, а также сокрытия следов противоправной деятельности.

Так, по данным изучения практики ежегодно сотрудниками Министерства внутренних дел Российской Федерации из нелегального оборота изымается только янтаря на сумму свыше 1,3 млрд руб.

Анализ деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел в рассматриваемом направлении указывает на недостаточный уровень выявления и раскрываемости незакон-

* Ранее - старший преподаватель кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Академии управления МВД России.

Abstract

Relevance: currently, issues of ensuring the economic security of the Russian Federation, including in the field of subsoil use as one of the priority areas of activity of the internal affairs bodies, are of particular importance.

Problem statement: an illegal market of semiprecious stones, precious stones and precious metals continues to exist and function on the territory of the Russian Federation, which is characterized by constantly developing and improving illegal infrastructure, methods of illegal extraction, processing and sale, as well as concealment of traces of illegal activity.

Thus, according to the study of practice, every year employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation withdraw only amber worth over 1.3 billion rubles from illegal circulation.

An analysis of the activities of the operational units of the internal affairs bodies in the direction under consideration indicates an insufficient level of detection and disclosure of illegal trafficking in semiprecious stones, an unsatisfactory quality of the investigation of crimes of the category under consideration.

** Previously, senior lecturer at the Department of the Operative Investigative Activity Organization, Management Academy ofthe Ministry of the Interior of Russia.

ного оборота полудрагоценных камней, неудовлетворительное качество расследования преступлений рассматриваемой категории.

Цель исследования: получение научных знаний о состоянии оперативно-розыскного противодействия незаконному обороту полудрагоценных камней.

Методы исследования: использование общенаучных и специальных методов сбора и обработки информации. Исследование опиралось на диалектическую методологию, раскрывающую единство объекта в его сложных многообразных проявлениях. Познание сущности и закономерностей рассматриваемой деятельности осуществлялось с позиций системного подхода, позволяющего раскрывать сложные взаимосвязи между структурными элементами изучаемого предмета. Методологическими принципами статьи стали общенаучные принципы объективности и историзма, следование которым обеспечило получение достоверного знания о предмете исследования за счет всесторонности его изучения в развитии, с учетом взаимосвязей и взаимодействий с иными объектами и структурами.

Результаты и ключевые выводы: в статье рассмотрено состояние оперативно-розыскного противодействия незаконному обороту полудрагоценных камней, предложены меры по улучшению оперативной обстановки в данном направлении деятельности органов внутренних дел в целях повышения уровня раскрываемости искомых видов преступлений; совершенствования организационной и тактической основы противодействия данным видам преступлений. Предложено внесение изменений в действующую структуру оперативной обстановки по линии оперативно-розыскного противодействия незаконному обороту полудрагоценных камней в части характеристики состояния оборота полудрагоценных камней. Дано авторское определение понятия «оперативно-розыскное противодействие незаконному обороту полудрагоценных камней». Обосновано наличие противоречия между потребностью в усилении противодействия незаконному обороту полудрагоценных камней и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по их устранению.

The purpose of the study: to obtain scientific knowledge about the state of operational and investigative counteraction to illegal trafficking of semiprecious stones.

Research methods: the use of general scientific and special methods of collecting and processing information. The research was based on a dialectical methodology that reveals the unity of the object in its complex diverse manifestations. Cognition of the essence and regularities of the activity under consideration was carried out from the standpoint of a systematic approach that allows revealing complex relationships between the structural elements of the studied subject. The methodological principles of the article were the general scientific principles of objectivity and historicism, following which ensured obtaining reliable knowledge about the subject of research due to the comprehensiveness of its study in development, taking into account the interrelations and interactions with other objects and structures.

Results and key conclusions: the article examines the state of operational and investigative counteraction to the illegal trafficking of semiprecious stones, suggests measures to improve the operational situation in this area of activity of the internal affairs bodies in order to increase the level of detection of the desired types of crimes; improve the organizational and tactical basis for countering these types of crimes. It is proposed to make changes to the current structure of the operational situation in the line of operational-investigative counteraction to illegal trafficking of semiprecious stones in terms of the characteristics of the state of turnover of semiprecious stones. The author's definition of the concept "operational-investigative counteraction to illegal trafficking of semiprecious stones" is given. The existence of a contradiction between the need to strengthen counteraction to illegal trafficking of semiprecious stones and the lack of scientifically sound recommendations for their elimination is substantiated.

Ключевые слова: оперативно-розыскное противодействие; незаконный оборот; полудрагоценные камни; янтарь; нефрит; оперативные подразделения; органы внутренних дел.

Keywords: operational-investigative counteraction; illegal trafficking; semiprecious stones; amber; jade; operational units; internal affairs bodies.

Зффективность оперативно-розыскного противодействия преступлениям в сфере незаконного оборота полудрагоценных камней (далее — НОПК) на современном

этапе во многом определяется уровнем организации работы по их выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию, оперативно-розыскному обеспечению, а также

158

наличием системного подхода в решении данных задач.

В научных трудах в области организации оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД) абсолютно верно указано, что понятия «оперативно-розыскная характеристика», «оперативная обстановка» и оперативное обслуживание являются взаимосвязанными [3].

Организация оперативного обслуживания объектов и отраслей экономики, по мнению А. Е. Лукши, заключается в определении руководителями органов внутренних дел (далее — ОВД) и сотрудниками оперативных подразделений перечня объектов экономики, на которых должно осуществляться слежение за состоянием оперативной обстановки, в установлении режима, границ оперативного обслуживания и зон ответственности различных подразделений, закреплении за ними конкретных оперативных сотрудников, формировании (подборе и расстановке) системы источников оперативной информации, а также разработке использования различных информационных систем оперативно-розыскного назначения [11].

Исследование результатов оперативно-служебной деятельности ОВД свидетельствует о том, что решение проблем оперативно-розыскного противодействия НОПК во многом зависит от анализа оперативной обстановки, который представляет собой условия, в которых тот или иной орган (аппарат) осуществляет задачи по борьбе с преступностью. К таковым отнесены своеобразности оперативно-обслуживаемой территории (объекта), состояние преступности, данные о наличии и состоянии сил и средств, задействованных в борьбе с преступностью [10, с. 8-19].

Термин «оперативная обстановка» давно уже вошел в систему категорий, принятых теорией и практикой ОРД. В понятийно-содержательном отношении эта категория подвергалась научным исследованиям на протяжении почти пятидесятилетнего советского периода жизни нашего общества (Б. И. Бараненко, В. Н. Брызгалов, К. К. Горяинов, П. И. Иванов, М. П. Ла-шин, А. Г. Лекарь, В. А. Лукашов, Н. Т. Михай-люк, Б. Г. Морохин, П. Н. Назаров, В. Г. Самойлов, А. И. Силаев, Г. К. Синилов и др.).

Однако следует признать, что единства в определении содержания данного понятия на сегодня фактически не существует. Впрочем, этого, как нам представляется, и нельзя достичь по причине изначальной невозможности определить весь круг явлений и процессов окружающей действительности, охватываемых в той или иной мере данным содержанием.

С учетом вышесказанного, мы позволим себе в настоящей статье оставить в стороне, по-

жалуй, и полемику относительно того, кто и как определяет понятие оперативной обстановки, его содержания и т. п.

Как известно, целью анализа оперативной обстановки практически всегда является:

— повышение эффективности оперативно-служебной деятельности сотрудников оперативных подразделений на определенный временной период;

— совершенствование организации и тактики борьбы с конкретным видом преступлений;

— выяснение причин динамичных отклонений какого-либо из имеющихся параметров обстановки и др. [7].

Не полемизируя более по поводу значения института «оперативная обстановка» в теории и практике ОРД, предлагаем в структуру оперативной обстановки по линии оперативно-розыскного противодействия НОПК включать ряд факторов, характеризующих состояние оборота полудрагоценных камней, таких как: 1) отрасли ювелирной промышленности; 2) динамика параметров преступности рассматриваемого вида; 3) задействованные при этом силы и средства ОРД ОВД, проблемы их использования.

Актуальность рассматриваемых в данной статье вопросов обусловлена положениями, изложенными в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом1. Согласно Стратегии к основным направлениям отнесены: обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах.

Проведению качественного анализа современного состояния деятельности оперативных подразделений ОВД по противодействию НОПК способствует всестороннее рассмотрение имеющейся информации различного характера об этих преступлениях, и, соответственно, сведений о применяемых и используемых субъектами противодействия сил и средств для их успешного предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, а также оперативно-розыскного обеспечения расследования преступлений в данной категории.

Анализ современной юридической литературы показывает, что понятие «незаконный оборот полудрагоценных камней» требует разъяснения и уточнения в части конкретизации со-

1 О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Рос. Федерации от 13 мая 2017 г. № 208. URL: http://pravo. gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102432051 (дата обращения: 04.10.2022).

ставов уголовно наказуемых деянии, подпадающих под данную категорию преступлении [1]. Отметим, что под оперативно-розыскным противодействием НОПК предлагаем понимать, в первую очередь, совокупность мер непосредственного предупреждения (индивидуальная и общая профилактика), а также пресечения и раскрытия преступлений с использованием оперативно-розыскных сил, средств и методов, сопряженных с выявлением, устранением и нейтрализацией причин и условий, способствующих совершению преступлений, осуществляемых уполномоченными на то оперативными подразделениями ОВД во взаимодействии с другими субъектами ОРД [4; 6].

Структурно категория НОПК не ограничивается лишь совершением сделки, связанной с самовольно добытыми полудрагоценными камнями, а равно их незаконным хранением, перевозкой или пересылкой, как это предписывают нормы Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) (ст. 191). Считаем, что данный перечень уголовно наказуемых деяний, относящихся к категории НОПК, обширен. Это обусловлено тем, что полудрагоценные камни имеют отношение не только к экономическим составам преступлений, но и к общеуголовным.

Считаем, будет справедливым в категорию преступлений «незаконный оборот полудрагоценных камней» включать следующие: незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга; самовольная добыча полудрагоценных камней лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, предусмотренное ст. 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ); кража; присвоение или растрата; мошенничество; легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, а также самим лицом в результате совершения им преступления; коммерческий подкуп; контрабанда стратегически важных товаров и ресурсов (к числу стратегически важных ресурсов относится янтарь, янтарь агломерированный, гагат (черный янтарь), обработанный янтарь)2.

Несомненно, что оперативное обслуживание объектов отрасли промышленности в сфере

2 Об утверждении перечня полудрагоценных камней в целях применения статьи 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статей 191 и 255 Уголовного кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Рос. Федерации от 11 сентября 2020 г. № 1406. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009150002 (дата обращения: 04.10.2022).

оборота полудрагоценных камней должно сочетать в себе общепринятые принципы: объектовый, линейный, территориальный и тому подобные, выбор которых, как считает профессор П. И. Иванов, обусловливается оперативной обстановкой [3].

Оперативная обстановка на объектах ювелирной промышленности, как нам представляется, обусловлена различными факторами, причем степень их воздействия на деятельность различных подразделений ОВД не одинакова.

К обозначенным факторам, в частности, следовало бы отнести:

1) особую роль полудрагоценных камней в экономике России и мировом экономическом пространстве;

2) специфику технологии обработки сырьевой продукции, включающую ее интенсивный оборот, сложную логистику, высокий уровень экспортабельности;

3) специфический уклад деятельности преступников, а также режим работы персонала на предприятиях по добыче и обработке полудрагоценных камней;

4) степень организации и уровень преступной инициативности криминалитета на рассматриваемых объектах экономики;

5) количественный и качественный состав оперативно-розыскных сил и средств, задействованных в противодействии НОПК.

Приступая к анализу современного состояния НОПК, отметим, что в настоящее время продолжают вызывать серьезную озабоченность со стороны государства и правоохранительных органов вопросы противодействия самовольной добыче и нелегальному рынку оборота полудрагоценных камней, которым присуща постоянно эволюционирующая и прогрессирующая нелегальная инфраструктура, способы незаконной добычи, переработки и реализации, а также сокрытия следов противоправной деятельности.

Изучение статистических данных (см. табл.) показывает, что только в 2021 г. было совершено 29 преступлений, предусмотренных ст. 191 УК РФ (Незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга) [12]. Данные цифры имеют положительную динамику роста преступлений, что больше по сравнению с прошлым годом на 7,4 %. Особую тревогу вызывает повышенная степень общественной опасности таких противоправных деяний, вызванная размерами причиняемого ущерба интересам личности, общества и государства в целом. Так, из представленных данных 27 преступлений совершены в крупном или особо крупном размерах, либо был при-

чинен крупный ущерб, размеры которого, согласно действующему законодательству, составляют стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 2 млн

250 тыс. руб. и 9 млн руб. соответственно3. При этом сотрудники МВД России ежегодно конфискуют из нелегального оборота янтарь на сумму свыше 1,3 млрд руб.

Таблица

Сведения о преступлениях, предусмотренных ст. 191 УК РФ с 2017 по 2021 г.

Год Выявлено преступлений в отчетном периоде/ выявленных с участием сотрудников ГУЭБиПК По ним возбуждено уголовных дел Совершенных в крупном или особо крупном размерах либо причинивших крупный ущерб/сумма ущерба в тыс. руб. Количество преступлений, уголовные дела по которым прекращены за отсутствием события и состава преступления Количество предварительно расследованных преступлений (из числа находившихся в производстве) Совершенных группой лиц либо группой лиц по предварительному сговору Совершенных организованной группой либо преступным сообществом (преступной организацией) Количество преступлений, уголовные дела по которым направлены в суд

2017 16/5 14 15/2958 3 13 11

2018 18/4 18 18/3591 0 12 3 2 10

2019 21/2 18 20/0 16 11

2020 27/9 25 26/0 3 6 0 4

2021 29/3 23 27/0 18 4 16

160

В последние годы уже поверхностный анализ деятельности оперативных подразделений ОВД указывает на недостаточный уровень выявления и раскрываемости преступлений в сфере незаконного оборота полудрагоценных, драгоценных камней и драгоценных металлов, а также неудовлетворительное качество расследования преступлений и др.

Доходность вложения финансовых средств при организации НОПК как на предприятиях по их добыче и переработке, так и вне их обусловлена устойчивым спросом на сырье [5]. Экономическая преступность в указанном ресурсно-сырьевом комплексе отличается высокой степенью организованности. В эту высокодоходную сферу деятельности проникла организованная преступность, установившая систему теневого нелегального оборота и отмывания средств, добытых преступным путем. Данные факторы обусловливают возникновение иных обстоятельств, оказывающих негативное влияние на процесс оперативно-розыскного противодействия НОПК в целом. Далее постараемся указать наиболее распространенные проблемы оперативных подразделений ОВД [13], осуществляющих противодействие указанным видам преступлений.

Современная деятельность оперативных подразделений ОВД по данной линии осуществляется в следующих условиях:

1. Высокоорганизованный (означающий тесное переплетение и взаимодействие всех составляющих) механизм НОПК, состоящий из незаконных сделок, незаконного хранения, перевозки, пересылки полудрагоценных камней на всех стадиях технологического процес-

са оборота полудрагоценных камней от добычи до реализации.

2. Неочевидность совершения преступлений по самовольной добыче полудрагоценных камней, как следствие высокий уровень латентно-сти рассматриваемых преступлений. Для примера можно привести ситуацию, когда преступник, используя подводное снаряжение, размывает морское дно и добывает янтарь, однако при этом визуально невозможно определить место, где это произошло, и количество (качество) добытого. Государство не имеет возможности определить сумму причиненного ущерба, который может быть установлен только в случае задержания преступника с поличным. Считаем необходимым также обратить внимание на ла-тентность указанных преступлений, как искусственную — создаваемую сотрудниками правоохранительных органов (либо органов местного самоуправления и т. д.), направленную на улучшение показателей работы, так и естественную, когда государство без участия специальных субъектов (сотрудников органов местного самоуправления, на чьей территории совершено преступление, которые попросту не располагают информацией о свершившемся) не может «сообщить» правоохранительным органам о совершении преступления.

3. Осведомленность преступников о формах и методах осуществления ОРД. Незаконной добычей янтаря в акватории Балтийского моря (чаще всего используется акватория, которая по своим размерам не превышает 2—3 гек-

3 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 1 июля 2021 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24 сентября 2022 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

тара, и слой глины, несущий янтарь, располагается на относительно небольшой глубине) занимаются различные преступные группы, участники которых знакомы между собой (спускают лодки в одних и тех же местах, постоянно находятся в море на небольшом расстоянии друг от друга и имеют визуальный контакт) и зачастую сдают одному и тому же «скупщику» свою «добычу» (отдельно следует отметить, что для расчетов все чаще применяется криптовалюта, затрудняющая способы выявления и документирования преступной деятельности). В случае появления в зоне видимости «чужака» добыча янтаря прекращается до момента установления того, кто этот человек и зачем он туда прибыл. При этом преступники используют закрытые каналы связи в виде мессенджеров, в том числе создают мессенджер-группы для быстрого оповещения всех участников о появлении сотрудников полиции и т. д. Применять оперативное внедрение негласного аппарата в преступные группы (с целью получения оперативно значимой информации) зачастую не представляется возможным, так как преступные группы сформировались на протяжении долгих лет исключительно по родственному или дружественному критерию.

4. Межрегиональный и транснациональный характер. Скупленный у добытчиков янтарь перевозится в мастерские, где ему придают вид ювелирных изделий (иногда это просто небольшое отверстие в камне, в которое вставляют шнурок и называют «кулон, амулет»), после чего он уже как ювелирное изделие может быть официально продан за границу (при этом его официальная стоимость занижается в несколько раз с целью уменьшения экспортных пошлин), чаще всего в Китай, где его уже ждут преступные группы, которые перерабатывают поступивший товар и сбывают его по более высоким ценам. Общеизвестно, что контрабанда незаконно добытого янтаря не может происходить без участия должностных лиц различных органов государственной власти и сотрудников других организаций.

5. Низкий уровень организационного, тактического, правового, кадрового, а также материально-технического обеспечения деятельности по раскрытию и расследованию преступлений в сфере НОПК. Анализ деятельности оперативных подразделений ОВД, задействованных в данном направлении, свидетельствует о том, что в настоящее время отсутствуют специальные отделы (отделения, управления и др.) по противодействию НОПК. В силу закрытого характера тактических особенностей противодействия НОПК отметим, что в данном направлении деятельности также имеются проблемы по подготовке и дальнейше-

му проведению ОРМ, информационного обеспечения, содействия конфидентов и т. д. Касаемо вопросов правового характера отметим, что в деятельности оперативных подразделений ОВД в данном направлении присутствует широкий пласт проблем [2], к числу которых следует отнести отсутствие разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по делам рассматриваемой категории, отсутствие методики оценивания и определения размера ущерба, определения государства в качестве потерпевшего и др. По линии кадрового обеспечения деятельность оперативных подразделений ОВД осуществляется в условиях острого дефицита, по данным интервью Министра внутренних дел от 3 марта 2021 г. некомплект в МВД составлял 70 тысяч сотрудников, а из доклада В. А. Колокольцева на заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 октября 2022 г. становится ясно, что некомплект стал еще больше [8; 9]. Оставляет желать лучшего материально-техническое обеспечение ОВД: нехватка автотранспорта, скоростных лодок, беспилотных летательных аппаратов с приборами фото- и видеофиксации, специальной техники и др.

6. Недостаточный уровень производительности существующих научно-методических рекомендаций и разработок, а порой их фактическое отсутствие. Анализ юридической литературы указывает на недостаточный уровень методического обеспечения деятельности сотрудников оперативных подразделений ОВД, осуществляющих противодействие НОПК. В настоящее время отсутствуют какие-либо методические пособия, рекомендации, научно-исследовательские работы, памятки, алгоритмы действий по выявлению и документированию преступлений, связанных с полудрагоценными камнями. Данные обстоятельства требуют устранения посредством активизации научного обеспечения деятельности сотрудников ОВД в обозначенном направлении.

Таким образом, изучив современное состояние оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений ОВД в сфере оборота полудрагоценных камней, делаем вывод о том, что наблюдается ярко выраженное противоречие между потребностью в усилении противодействия НОПК и отсутствием его обеспечения научно обоснованными рекомендациями. Полагаем, что разрешение такого несоответствия может быть достигнуто путем исследования организационно-тактических аспектов деятельности оперативных подразделений ОВД по оперативно-розыскному противодействию НОПК и разработки на этой основе отдельных предложений по его совершенствованию.

162

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы:

1. Багмет А. М, Иванов А. Л. Спорные вопросы квалификации незаконной добычи полезных ископаемых и их разрешение в судебной практике // Российский судья. 2014. № 7.

2. Батурин В. Ю, Кузнецов В. А. Некоторые вопросы прокурорского надзора за оперативно-разыскной деятельностью // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2016. № 1 (36).

3. Иванов П. И. Оперативно-розыскная деятельность ОВД по борьбе с экономическими преступлениями в сфере агропромышленного комплекса: вопросы теории и практики: дис. ... д-ра юрид. наук. Москва, 2000.

4. Иванов П. И. Проблемы оперативно-разыскного противодействия финансированию экстремистских проявлений на современном этапе // Проблемы противодействия экстремизму и терроризму: региональный формат: международный сборник научных статей. Барнаул, 2021.

5. Иванов П. И., Кондратьев А. В. Организация деятельности по выявлению и раскрытию налоговых преступлений, совершаемых на предприятиях горнодобывающей промышленности // Закон и право. 2018. № 4.

6. Иванов П. И., Шитов А. С. К вопросу о теоретических проблемах противодействия налоговой преступности // Обеспечение экономической безопасности России в современных условиях: сборник научных статей, Москва, 3 декабря 2020 г. Москва, 2021.

7. Искалиев Р Г., Телков А. В. Современное состояние оперативно-розыскного противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности с использованием информационно-коммуникационных технологий // Оперативно-розыскная деятельность в цифровом мире: сборники научных трудов / под ред. В. С. Овчинского. Москва, 2021.

8. Колокольцев В. А., интервью СМИ «Колокольцев заявил о значительной нехватке сотрудников» [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2021/03/03/kolokolcev-zaiavil-o-znachitelnoj -nehvatke -sotrudnikov. html (дата обращения: 20.11.2022).

9. Колокольцев В. А, публикация СМИ «Министр МВД Колокольцев выступил с разгромным докладом в Госдуме» [Электронный ресурс]. URL: https://www.mk.ru/ politics/2022/10/19/ministr-mvd-kolokolcev-vystupil-s-razgromnym-dokladom-v-gosdume. html (дата обращения: 20.11.2022).

10. Лекарь А. Г. Актуальные вопросы организации и тактики предотвращения преступлений органами внутренних дел // Совер-

References:

1. Bagmet A. MM, Ivanov A. L. Controversial characterization of illegal mining and their resolution in judicial practice // Russian Judge. 2014. № 7.

2. Baturin V. Yu., Kuznecov V. A. Some issues in prosecutor's supervision of operative investigative activity // Volgograd Academy of the Russian Internal Affairs Ministry's Digest. 2016. № 1 (36).

3. Ivan ov P. I. Operativno-rozysknaya deyatel'nost' OVD po bor'be s ekonomicheskimi prestupleni-yami v sfere agropromyshlennogo kompleksa: voprosy teorii i praktiki: dis. ... d-ra yurid. nauk. Moskva, 2000.

4. Ivanov P. I. Problemy operativno-razysknogo protivodejstviya finansirovaniyu ekstremistskih proyavlenij na sovremennom etape // Proble-my protivodejstviya ekstremizmu i terrorizmu: regional'nyj format: mezhdunarodnyj sbornik nauchnyh statej. Barnaul, 2021.

5. Ivan ov P. I., Kon drat ev A. V. Organization identification and disclosure of tax crimes committed at the enterprises of mining industry // Law and legislation. 2018. № 4.

6. Ivanov P. I., Shitov A. S. K voprosu o teore-ticheskih problemah protivodejstviya nalogovoj prestupnosti // Obespechenie ekonomicheskoj bezopasnosti Rossii v sovremennyh usloviyah: sbornik nauchnyh statej, Moskva, 3 dekabrya 2020 g. Moskva, 2021.

7. Iskaliev R G., Telkov A. V. Sovremennoe sos-toyanie operativno-rozysknogo protivodejstvi-ya prestupleniyam ekonomicheskoj i korrup-cionnoj napravlennosti s ispol'zovaniem infor-macionno-kommunikacionnyh tekhnologij // Operativno-rozysknaya deyatel'nost' v cifro-vom mire: sborniki nauchnyh trudov / pod red. V. S. Ovchinskogo. Moskva, 2021.

8. Kolokol'cev V. A, interv'yu SMI «Kolokol'cev zayavil o znachitel'noj nekhvatke sotrudni-kov», 03.03.2021 [Elektronnyj resurs]. URL: https://rg.ru/2021/03/03/kolokolcev-zaiavil-o-znachitelnoj-nehvatke-sotrudnikov. html (data obrashcheniya: 20.11.2022).

9. Kolokol'cev V. A., publikaciya SMI «Minis-tr MVD Kolokol'cev vystupil s razgromnym dokladom v Gosdume», 19.10.2022 [Jelektron-nyj resurs]. URL: https://www.mk.ru/poli-tics/2022/10/19/ministr-mvd-kolokolcev-vy-stupil-s-razgromnym-dokladom-v-gosdume. html (data obrashcheniya: 20.11.2022).

10. Lekar A. G. Aktual'nye voprosy organizacii i taktiki predotvrashcheniya prestuplenij organami vnutrennih del // Sovershenstvovanie deyatel'nosti organov vnutrennih del po ukre-pleniyu socialisticheskoj zakonnosti i pravopo-ryadka v strane na sovremennom etape: So-

шенствование деятельности органов внутренних дел по укреплению социалистической законности и правопорядка в стране на современном этапе: Социологическая и криминологическая секции: материалы Всесоюзной научной конференции, Москва, 6—8 октября 1970 г. Москва, 1970. Вып. 2.

11. Лукша А. Е. Теория и практика использования аппаратами БЭП структурных моделей оперативного обслуживания отдельных сфер экономики в условиях рыночных отношений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2001.

12. Сведения о результатах работы подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел Российской Федерации за 2017—2021 гг. (Ф. 495) // ГИАЦ МВД России, 2022.

13. Шкабин Г. С. Уголовно-правовая характеристика обстановки проведения оперативно-разыскных мероприятий // Российский следователь. 2017. № 7.

Для цитирования:

Ишин Иван Анатольевич. О состоянии оперативно-розыскного противодействия незаконному обороту полудрагоценных камней // Труды Академии управления МВД России. 2023. № 1 (65). С. 156—163.

ciologicheskaya i kriminologicheskaya sekcii: materialy Vsesoyuznoj nauchnoj konferencii, Moskva, 6-8 oktyabrya 1970 g. Moskva, 1970. Vyp. 2.

11. Luksha A. E. Teoriya i praktika ispol'zovaniya apparatami BEP strukturnyh modelej opera-tivnogo obsluzhivaniya otdel'nyh sfer ekono-miki v usloviyah rynochnyh otnoshenij: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Moskva, 2001.

12. Svedeniya o rezul'tatah raboty podrazdelenij ekonomicheskoj bezopasnosti i protivodejstvi-ya korrupcii organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii za 2017-2021 gg. (F. 495) // GIAC MVD Rossii, 2022.

13. Shkabin G. S. Criminal-legal characteristics of the situation of operational search activities // Russian Investigator. 2017. № 7.

For citation:

Ishin Ivan Anatolyevich. On the State of Operational and Investigative Counteraction to Illegal Trafficking of Semiprecious Stones // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. № 1 (65). P. 156-163.

О —

О X ü У

ъ

о —

£

о

s

<

X

s

а Е-

163

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.