Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-38-41 EDN: https://elibrary.ru/usfhoc NIION: 2015-0066-6/23-848 MOSURED: 77/27-011-2023-06-047
Роль подразделений собственной безопасности в системе МВД России
Рамиль Хайдарович Гафуров
Академия Управления МВД России, Москва, Россия, rgafurovl5@mvd.ru
Аннотация. Рассматривается роль подразделений собственной безопасности системы МВД России, концепция собственной безопасности, задачи собственной безопасности, имеющаяся проблематика в данной сфере и пути возможного решения.
Ключевые слова: собственная безопасность, оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, коррупция, задачи подразделений собственной безопасности
Для цитирования: Гафуров P. X. Роль подразделений собственной безопасности в системе МВД России // Вестник экономической безопасности. 2023. № 6. С. 38-41. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-38-41. EDN: USFHOC.
Original article
The role of the internal security units ofthe Ministry oflnternal Affairs ofRussia
Ramil Kh. Gafurov
Academy ofManagement of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia, Moscow, Russia, rgafurovl5@mvd.ru
Abstract. The role of the internal security units of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the concept of its own security, the tasks of its own security, the existing problems in this area and possible solutions are considered.
Keywords: own security, operative detective activity, operative detective measures, corruption, tasks of internal security
For citation: Gafurov R. Kh. The role of the internal security units of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Bulletin of economic security. 2023;(6):38-41. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-38-41. EDN: USFHOC.
Собственная безопасность как подразделение, обеспечивающее недопущение совершения противоправных действий со стороны сотрудников той или иной частной или государственной организации, исторически появилась еще в давние времена, однако, по факту, в те времена функции подразделений собственной безопасности возлагались на службу разведки и контрразведки. Упоминания о подобных службах имеются в трактате Сунь Цзы - «Искусство войны», где использованию шпионов посвящена 13 глава.
С тех пор многое изменилось, в современных условиях службы собственной безопасности не редкость и они имеются в банках, торговых сетях, различных организациях, а в государственных органах и учреждениях их наличие необходимость.
Одной из причин создания подразделений собственной безопасности (далее - СБ) в системе МВД России стала необходимость в защите сотрудников в случаях преступлений, совершаемых в их адрес, угроз,
а также рост к середине 1990-х годов числа жалоб граждан на неправомерные действия сотрудников органов внутренних дел. В связи с этим и назрела необходимость в службе собственной безопасности, которая бы занималась оперативной работой по своему направлению деятельности.
В системе МВД России головным подразделением, обеспечивающим собственную безопасность, является Главное управление собственной безопасности МВД России, которое подчиняется напрямую Министру внутренних дел Российской Федерации.
Обеспечение собственной безопасности в системе МВД России является составной частью государственной политики в сфере внутренних дел. Под собственной безопасностью в МВД России понимается состояние ее защищенности от угроз деструктивного и дезорганизующего воздействия посредством создания эффективных механизмов противодействия коррупционным и иным противоправным проявлениям, обеспечения инженер-
© Гафуров P. X., 2023 38 -
Вестник экономической безопасности
№ 6 / 2023
JURISPRUDENCE
но-техническои укрепленности и антитеррористическои защищенности объектов инфраструктур системы от преступных посягательств, сохранности информационных ресурсов, государственной защиты сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России и их близких, а также принятия оперативных и действенных мер по предотвращению негативных последствий и пресечению факторов угроз [6].
Развитие сферы обеспечения собственной безопасности, создание приемлемых условий для стабильного функционирования органов внутренних дел, сохранения ее целостности, противостояния влиянию внутренних и внешних угроз является главной целью подразделений собственной безопасности МВД России (далее также ПСБ МВД России).
Приоритетными задачами ПСБ МВД России являются обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод сотрудников органов внутренних дел (далее -ОВД) и гражданских служащих (членов их семей) от преступных посягательств, профилактика и пресечение коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД и гражданскими служащими, предотвращение проникновение криминальных элементов в систему ОВД, противодействие коррупции, а также ряд второстепенных задач: осуществление проверок сотрудников при назначении на должность, проверку достоверности сведений о доходах и имуществе сотрудников и гражданских служащих, создание организационно методических рекомендаций по собственной безопасности, контроль за соблюдением законности в территориальных ОВД, формирование политики в сфере собственной безопасности ОВД и т. д.
По сути, подразделения СБ МВД России выполняют роль «полиции для полиции», однако, на сегодняшний день баланс между задачами собственной безопасности сдвинут в сторону предотвращения совершения преступлений сотрудниками ОВД, нежели обеспечение их защиты, то есть карательная функция в деятельности ПСБ МВД России преобладает над другими, не менее важными функциями. На практике, совершенные в отношении сотрудников ОВД преступления часто находятся в оперативном сопровождении сотрудников уголовного розыска, хотя должны сопровождаться отделами собственной безопасности. К примеру, установлением и задержанием лиц, нанесшим телесные повреждения сотрудникам полиции, осуществлявшим охрану общественного порядка и обеспечивающим общественную безопасность на незаконных протестных акций на территории г. Москвы, по уголовным делам, возбужденным по части 1 статьи318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти) [5] занимались подразделения уголовного розыска, при этом подразделения СБ, на которых прямо возложена данная задача, самоустранились от оперативного сопровождения данных уголовных дел.
В тот же момент, противодействие коррупции в системе МВД России является очень важной задачей, так
как совершаемые коррупционные преступления сотрудниками ОВД наносят репутационный вред системе внутренних дел. На наш взгляд, в новостях очень часто упоминаются коррупционные проявления в системе МВД России, в следствии чего у граждан Российской Федерации складывается неверное искаженное представление о том, что в системе МВД России работают в большей степени корыстные, ищущие личной выгоды люди, в то время как по факту это далеко не так. Следует отметить, что о коррупции в системе МВД России средства массовой информации упоминают значительно чаще, чем, например, в системе ФСБ России, Минобороны РФ, Прокуратуры РФ и иных правоохранительных ведомствах, при этом о положительных поступках, а порой и мужественных, героических подвигах сотрудников ОВД в СМИ практически не упоминаются.
Отметим и тот факт, что и сами подразделения СБ ОВД и отдельные их сотрудники также могут быть поражены криминогенными факторами и коррупцией. В целях выявления и раскрытия преступлений с участием СБ ОВД могут использоваться вышестоящие подразделения СБ ОВД либо подразделения ФСБ России. Коррумпированные подразделения СБ ОВД, в свою очередь, могут стать причиной поражения криминогенными факторами и других подразделений ОВД, так как по своей сути именно СБ ОВД являются своего рода «фильтрами» предотвращающими назначение на должности сотрудников ОВД лиц, нахождение которых запрещено или крайне нежелательно в системе ОВД. Впоследствие, из-за невыполнения подразделениями СБ своих задач целые территориальные органы МВД России могут полностью быть поражены криминогенными проявлениями, вследствии чего территория оперативного обслуживания такого территориального органа, по сути, остается подвержена криминогенным факторам и, как результат, ведет к ухудшению криминальной обстановки.
Согласно Приказу МВД России № 608 от 19 июня 2012 г. подразделения собственной безопасности ОВД России проводят оперативно-розыскные мероприятия в полном объеме, однако, в большинстве случаев оперативно- розыскные мероприятия проводятся в отношении рядовых сотрудников, в то время как за руководителями территориальных органов внутренних дел и отдельных подразделений контроль со стороны отделов собственной безопасности несколько ниже и более ослабленный, что можно сравнить с социальным неравенством и не соответствующим положениям статьи 19 Конституции России [1] о равенстве всех перед законом.
Одной из ключевых проблем также является резко негативное отношение самих сотрудников ОВД к подразделениям СБ ОВД, что вызвано, в первую очередь, общераспространенным мнением о том, что сотрудники СБ не всегда объективно и законно принимают те или иные решения в отношение сотрудников других подразделений ОВД и не всегда ведут себя тактично, при этом прочно укоренилось мнение о том, что подразделения СБ исправно выполняют лишь карательную функцию
в системе ОВД, в то время как функции по защите сотрудников и профилактике отходят на второй, и даже на третий план.
Особое внимание следует уделить проведению служебных проверок, целью которых, как правило, чаще всего является привлечение сотрудника к дисциплинарной или иной установленной законом ответственности, а не объективное, законное и обоснованное выявление причин, условий и обстоятельств, которые стали основанием и поводом для проведения служебной проверки в порядке статьи 52 ФЗ «О службе в ОВД» [4]. На наш взгляд, сотрудники ПСБ должны осуществлять в первую и приоритетную очередь, постоянную профилактику правонарушений и преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД, а не работать по факту уже совершенных правонарушений и преступлений, ведь всегда проще предупредить преступление, чем работать с его последствиями. В целях исполнения данного положения в качестве результатов эффективности подразделения СБ ОВД можно считать количество правонарушений, совершенных сотрудниками ОВД, основывающегося по принципу: чем меньше правонарушений совершено, тем эффективнее профилактика и, как следствие, лучше работа подразделения СБ ОВД в данном подразделении.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях добывания информации, необходимой для принятия решений о достоверности и полноте сведений о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера и соблюдении требований к служебному поведению, в отношении кандидатов на службу в ОВД, действующих сотрудников ОВД и гражданских служащих порой проводятся не в полном объеме и в ОВД попадают лица, нахождение на службе которых нежелательно, атои вовсе неприемлемо.
Функция по организации государственной защиты и участию в обеспечении безопасности сотрудников, гражданских служащих и их близких также реализуется, в основном, к сотрудникам, находящимся на должностях руководящего состава, в то время как рядовым сотрудникам, как правило, уделяется меньшее внимание.
Функция по выявлению, устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений и преступлений сотрудниками, гражданскими служащими и работниками системы МВД России также реализуется слабо, как правило, резко бросающиеся в глаза, очевидные причины и условия совершаемых правонарушений сотрудниками СБ ОВД игнорируются либо умалчиваются ввиду того, что показатели статистики могут резко негативно сказаться на проценте эффективности подразделения СБ ОВД.
Все вышеуказанные проблемы вытекают из главной - основным показателем эффективности работы подразделений СБ ОВД является количество выявленных и раскрытых преступлений, совершенных сотрудниками ОВД и гражданскими служащими, так как за данные показатели назначается большее количество баллов подразделению, нежели за другие статистиче-
ские данные [9]. В связи с этим, имеет смысл пересмотреть положения об оценке эффективности деятельности не только подразделений СБ ОВД, но и других подразделений ОВД.
Выделим основные проблемные вопросы, связанные с подразделениями собственной безопасности системы органов внутренних дел Российской Федерации:
1) Игнорирование функции по оперативному сопровождению уголовных дел, возбужденных в отношении лиц, совершивших преступления в отношении сотрудников ОВД и гражданских служащих;
2) Перекладывание своих функций на другие подразделения ОВД;
3) Ослабленный контроль и отсутствие фильтрации информации, которая публикуется в СМИ о противоправных действиях сотрудников ОВД и коррупционных преступлениях с их участием;
4) Отсутствует орган или подразделение, реализующий функции собственной безопасности в отношении сотрудников подразделений СБ ОВД;
5) Необходимо усилить контроль за сотрудниками, занимающими руководящие должности ОВД;
6) Требуется исправить репутацию подразделений СБ ОВД среди сотрудников других подразделений;
7) Поменять иерархическими местами задачи собственной безопасности: профилактику правонарушений совершаемых сотрудниками ОВД, поставить на первый план, далее защиту жизни и здоровья, прав и свобод сотрудников ОВД и гражданских служащих и лишь в третью очередь установить задачу по выявлению и пресечению преступлений среди сотрудников ОВД;
8) Проведению служебных проверок уделить особое внимание в части касающейся выявления и устранения причин и условий совершения правонарушения сотрудниками ОВД;
9) Изменить статистические показатели эффективности деятельности подразделений СБ ОВД, результативность работы оценивать по профилактике правонарушений, совершаемых сотрудниками на объектах контроля СБ ОВД.
Вышеуказанный список проблем не является исчерпывающим, однако, данные обстоятельства наиболее резко и часто выделяются сотрудниками ОВД в качестве негативно влияющих на деятельность подразделений и служб ОВД.
Нельзя выделить какую-то основную особо значимую функцию ПСБ МВД России, все они очень важны. Одной из задач ПСБ является предотвращение проникновения в органы внутренних дел лиц, преследующих противоправные цели. Для решения этой задачи проводится комплекс оперативно-розыскных мероприятий, в том числе во взаимодействии с кадровыми подразделениями органов внутренних дел. В результате чего осуществляется всесторонняя проверка кандидатов, желающих служить в полиции. Ведь есть случаи, когда граждане, которые ранее подвергались уголовному преследованию и пытаются это скрыть. Есть сотрудники,
40
Вестник экономической безопасности
№ 6 / 2023
JURISPRUDENCE
которые переводятся из одного органа внутренних дел в другой. Почему? Не дискредитировали ли они себя на прежнем месте службы или проблемы в самом территориальном ОВД, где работал сотрудник? Эти вопросы требуют тщательной проверки сотрудниками подразделений собственной безопасности.
Поэтому обеспечение собственной безопасности в МВД России является составной частью государственной политики в правоохранительной сфере в соответствии с Концепцией и Положением о Главном управлении собственной безопасности МВД России, обеспечивающей развитие собственной безопасности и создания оптимальных условий для стабильного функционирования системы МВД России, сохранение ее целостности и противостояния внутренним и внешним угрозам МВД России.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//URL: http://kremlin.ru/acts/constitution.
2. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «Об оперативно-розыскной деятельности» // https://rg.ru/1995/08/18/rozysk-site- dok.html.
3. Федеральный закон от 07.02.2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // https://rg.ru/documents/2011/02/07/police-dok.html.
4. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 № 342-ФЭ (последняя редакция) // https://rg.ru/documents/2011/12/07/sluzhba-policiya-dok. html.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 04.08.2023) // https://rg.ru/.
6. Приказ МВД России от 02.01.2013 г. № 1 «Об утверждении Концепции обеспечения собственной безопасности системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» // https://rg.ru/.
7. Приказ МВД России от 16.06.2011 г. № 679 «Об утверждении Положения о Главном управлении собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации» // https://rg.ru/.
8. Приказ МВД РФ от 19.06.2012 г. № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» (с изменениями
и дополнениями) // https://rg.ru/documents/2012/08/03/ mvd-dok.html.
9. Приказ МВД России от 31.12.2013 г. № 1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // https://base. garant.ru/70693384/.
Bibliographic list
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 07/01/2020) // URL: http://kremlin.ru/acts/constitution.
2. Federal Law No. 144-FZ dated 08/12/1995 (as amended on 07/01/2021) «On operational investigative activities» // https://rg.ru/1995/08/18/rozysk-site-dok.html.
3. Federal Law No. 3-FZ dated 07.02.2011 «About the police» // https://rg.ru/documents/2011/02/07/ police-dok.html.
4. Federal Law «On Service in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» dated 11/30/2011 No. 342-FZ (latest edition) // https://ig.ru/ documents/2011/12/07/sluzhba-policiya-dok.html.
5. Criminal Code of the Russian Federation No. 63-FZ dated 06/13/1996 (as amended on08/04/2023)//https://rg.ru/. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 02.01.2013 No. 1.
6. «On the approval of the Concept of ensuring one's own security to the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» // https://rg.ru/. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 06/16/2011 No. 679.
7. «On approval of the Regulations on the Main Directorate of Internal Security of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» // https://rg.ru/.
8. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation No. 608 dated 06/19/2012 «On some issues of organizing operational investigative activities in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia» (with amendments and additions) // https://rg.ru/ documents/2012/08/03/mvd-dok.html.
9. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation dated 12/31/2013 No. 1040 «Issues of assessment of the activities of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» (with amendments and additions) // https://base.garant.ru/70693384/.
Информация об авторе P. X. Гафуров - соискатель Академии Управления МВД России.
Information about the author R. Kh. Gafurov - Candidate of the Academy ofManagement of the Ministry of Internal Affairs ofRussia.
Статья поступила в редакцию 22.09.2023; одобрена после рецензирования 31.10.2023; принята к публикации 01.12.2023.
The article was submitted 22.09.2023; approved afterreviewing 31.10.2023; acceptedforpublication 01.12.2023.