Научная статья на тему 'О подготовке студентов к предпринимательской деятельности'

О подготовке студентов к предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О подготовке студентов к предпринимательской деятельности»

Редакционная почта

157

тированных АПИМ по английскому языку была представлена четырьмя профилями («Социально-гуманитарно-экономический», «Радиотехнический», «Общетехнический» и «Лесотехнический»). Для четвертого этапа были разработаны еще три профиля («Здравоохранение», «Архитектура и строительство», «Биохимические технологии»). В рамках пятого этапа Интернет-экзамена прошли апробацию АПИМ по профилям «Морская техника» и «Оружие и системы вооружения». Динамика участия студентов в Интернет-экзамене по дисциплине «Английский язык» представлена в табл. 1.

Дальнейшее развитие лингводидактического Интернет-тестирования, на наш взгляд, возможно в направлении тематического пополнения базы данных, а именно увеличения количества единиц и разнообразия видов тестовых заданий.

Поскольку понимание иноязычной речи является неотъемлемым компонентом коммуникативной компетенции, в перспективе необходимо включение в структуру тест-билета специальных заданий, контролирующих сформированность навыков аудирования. При этом гибкая трансформация тест-билета позволит использовать такие средства обучения, как видео- и аудиосюжеты.

М. ГАТИЯТУЛЛИН, профессор Казанский государственный архитектурно - строительный университет

Решая задачу моделирования системы профессиональной подготовки студентов технического вуза к предпринимательской деятельности и менеджменту в сфере автодорожного хозяйства, мы руководствовались личностно-ориентированной «философией образования», делающей акцент на соблюдении приоритетов развивающейся личности.

Проектируемая модель требует взвешенного научно-педагогического анализа и структуризации состава востребованных в данном виде деятельности личностных и профессиональных качеств. Менеджер профессионального уровня — это личность, обладающая саморегуляцией и психической устойчивостью, способная привести себя в состояние интеллектуального, эмоционального, поведенческого равновесия и решать проблемы организации на основе гармонизации внутренних и внешних отношений. Менеджер должен отличаться высокой степенью ответственности и рефлексии, т.е. способностью осмысления процессов на ос-

О подготовке студентов к предпринимательской деятельности

нове анализа и сравнения с моральной нормой и общечеловеческими ценностями, оценками других и своими собственными представлениями.

В процессе разработки психолого-педа-гогических условий модели подготовки менеджера мы пришли к выводу, что она должна базироваться на положениях равновесной педагогики. Это позволяет организовать учебный процесс на базе соблюдения меры в полярных показателях целей, мотивов, дидактической деятельности и общения, содержания учебного материала, методов, оценок, результата. Подобные «дуалистические » условия, по нашему мнению, способствуют более гармоничному (по сравнению с информационным подходом) формированию внутреннего мира специалиста и удовлетворению его потребностей в профессиональной адаптации и самореализации.

Исходя из данного подхода, для эффективной реализации образовательного процесса значимыми представляются следую-

158

Высшее образование в России • № 4, 2008

щие дидактические принципы: целостности и системности; соразмерности и целесообразности; культуросообразности и приро-досообразности; информативности и про-блемности; социальной и практической направленности; проектности.

Разработка модели специалиста с учетом потребностей реальной практики работы на предприятии дорожного хозяйства предполагает формирование готовности будущего менеджера к взаимодействию с партнерами, конкурентами, поставщиками, с потребителями услуг и другими субъектами на основе как совпадающих, так и противоположных интересов в ситуациях как сотрудничества, так и конкуренции. Отсюда следует, что выпускнику необходимо приобретение опыта согласования противоположных интересов, конструктивного проектирования совместной с другими деятельности.

Таким образом, с позиции равновесной педагогики социальное взаимодействие в учебно-познавательном процессе необходимо строить на оппозиционных началах — сотрудничестве и противодействии. Относительный баланс «поддерживающего» и «противодействующего» начал в обучении, соблюдение меры объективного и субъективного в целях, мотивах деятельности и общения, в содержании учебного материала, в использовании противоположных методов и оценок стимулируют самоопределение студентов, позволяют добиться нормального личностного развития путем предоставления субъекту поля выбора. На наш взгляд, соединение преимуществ научных и практических наработок «педагогики сотрудничества» с менее разработанной «педагогикой противодействия» в значительной мере приблизит учебно-познавательный процесс к реалиям социальных и экономических условий, в которых предстоит работать будущему специалисту. В итоге в реализации методов дидактического процесса схематически выстраивается следующая структура (рис. 1).

Если педагогика сотрудничества и под-

держки сегодня в особой защите не нуждается, то педагогика противодействия, как представляется, пока еще незаслуженно недооценивается. Между тем в сфере гуманистически ориентированного личностноразвивающего обучения именно противодействие, на наш взгляд, способствует развитию личности.

Возможным механизмом, усиливающим эффект противодействия, является ситуация вызова, которая приводит к специфическому эмоциональному состоянию студента в результате взаимодействия различных мотивов, ценностных ориентаций. Противодействие обстоятельств вызывает потребность их преодолеть. Немаловажно отметить при этом, что если «сотрудничающее» обучение, основанное на помощи и поддержке, изменяет направление развития студента заранее предусмотренным образом, то противодействие изменяет направление развития спонтанно.

Итак, возникает необходимость создания системной модели, основанной на дуалистическом подходе и рефлексивном управлении, призванной обеспечить согласование общественных и личных целей подготовки специалистов, углубление связей обучения с практикой, становление професси-онала-менеджера, обладающего комплексом необходимых для этого личностных качеств, способного решать социальные проблемы и успешно выполнять профессиональные функции.

Организационная структура экономического образования будущего менеджера автодорожной сферы может быть представлена в различных вариантах его приобретения в зависимости от форм преемственности общеобразовательной и профессиональной подготовки: «школа — подготовительные курсы — вуз»; «школа — вуз»; «школа — училище — вуз»; «школа — училище — работа — вуз»; «школа — работа — вуз»; «школа — вуз — вуз (второе образование)» и другие варианты.

Так, в группах дневного отделения Института транспортных сооружений Ка-

Редакционная почта

159

Рисунок 1

Применение поддерживающего и противодействующего методов в дидактическом процессе

Педагогический дуализм дидактического взаимодействия субъектов

занского государственного архитектурностроительного университета по специальностям «Организация и безопасность движения», «Автомобильные дороги и аэродромы» обучаются в основном вчерашние выпускники школ — 87%; только 13% составляют студенты со средним специальным образованием и небольшим опытом работы. Это значит, что качество работы будущего предпринимателя и менеджера существенно зависит от школьного этапа получения начал экономической образованности.

Дидактической доминантой моделирования системы подготовки студентов вуза к предпринимательской деятельности выступают государственные стандарты высшего профессионального образования, имеющие преемственные связи с учебными стандартами общего образования.

В учебных стандартах школ России подчеркивается, что экономическое образова-

ние как необходимый атрибут целесообразной деятельности должно быть направлено на формирование экономического мышления, экономической культуры, развитие предприимчивости, инициативы, способности принимать нестандартные решения.

Учебные стандарты школы предусматривают преемственность и непрерывность экономического образования с 1-го по 11-й классы, что находит выражение в линейноциклической структуре курсов. Анализируя содержательную линию экономической подготовки учащихся, не менее важно иметь в виду и показатели наличного уровня нравственной воспитанности абитуриентов как залога успешного овладения ими в будущем навыками предпринимательской деятельности. Кроме того, важен потенциал первоначального «опыта нравственности», дающий возможность организовать его приумножение в высшей школе.

160

Высшее образование в России • № 4, 2008

Нравственность как системообразующее качество личности является основой общественных отношений и деятельности, ее роль в формировании мировоззренческих установок личности первостепенна.

Интервьюирование наших абитуриентов по проблемам взаимосвязи нравственности и экономики во время вступительного собеседования показало, что молодежь в большей или меньшей степени (в диапазоне от 40 до 64%) владеет экономическими и нравственными понятиями; выдвигает моральные требования к различным видам экономической деятельности, понимает значимость моральных принципов экономики; обладает сформированным личностным отношением, например, к деловым качествам других людей, групп; признает нравственные основы экономической деятельности. В целом поступающая на первый курс молодежь обладает

О. БОЧКАРЕВА, доцент Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

В настоящее время в педагогической науке утверждается концепция диалогического подхода как методологическая основа для разработки технологии субъект-субъектного взаимодействия, акцентирующая внимание на позиции сотворчества, сотрудничества, партнерства. Вместе с тем на практике эти отношения только декларируются, реальное же содержание большинства субъект-субъектных связей остается однонаправленным. При этом в современных исследованиях проблем высшей школы нет единства взглядов на феномен дидактического диалога, не определена его специфика, не систематизированы его функционально-технологические аспекты применительно к вузовской системе обучения. В этой связи к наиболее серьезным, фиксируемым общественным и педагогическим

некоторым нравственно-экономическим базисом, с него и начинается подготовка в вузе к предпринимательской деятельности. Поэтому, продолжая линию школьного образовательного стандарта, в ГОС ВПО следует объединить образовательные области «Управление и экономика в автодорожной сфере» и «Нравственность», т.к. заниматься предпринимательством в условиях рыночного хозяйствования без приоритета нравственных начал невозможно. В противном случае это ведет к нарушению социальных отношений вплоть до социально-нравственной деградации.

Управленческо-экономическое образование менеджера предприятия дорожного хозяйства в области предпринимательства не может рассматриваться вне его связи с гражданским, нравственным самоопределением обучаемой молодежи.

сознанием следует отнести следующие противоречия:

• между функционирующими в педагогической деятельности нормативами, стандартами, регламентирующими стиль деятельности и общения, и стремлением педагогов к выстраиванию отношений с воспитанниками по типу диалога;

• между устойчивостью отношений, определяющих целостность личностной позиции педагога, преимущественно монологического или диалогического типа и си-туативностью ее воплощения в конкретной педагогической деятельности;

• между идеальным представлением о характере педагогического диалога и его реальным воплощением в действительности.

Показателем культуры профессиональной деятельности и общения является ов-

Диалогическая направленность педагогического образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.