ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 151.9
М. Х. Гатиятуллин
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ключевые слова: подготовка к предпринимательской деятельности, проектирование, методология. preparation for the owner's activity, design, methodology.
Рассматриваются теоретические основания системы подготовки студентов технического вуза к предпринимательской деятельности, раскрываются подходы и принципы ее проектирования, основные компоненты. Показано, что в основе подготовки к предпринимательской деятельности лежит методология рефлексивного управления и творческой деятельности. This article deals with theoretical principles of student’s preparation of technical university to the commercial activity, the approaches and principles of its projects, the main components are also discovered. It’s shown that the methodology of reflexive management and creative activity are in the background of student’s preparation to the commercial activity.
Наличие в российском обществе предпринимательского корпуса с прогрессивными жизненными установками, высокой культурой деловых и общественных отношений - залог значимых преобразований во всех областях деятельности общества, в том числе и в сфере автодорожного хозяйства. Тем не менее, в современном российском обществе не наблюдается однозначно положительное отношение к предпринимательской деятельности. Многих настораживает тот факт, что такая деятельность нацелена, прежде всего, на получение прибыли, а следовательно, по их мнению, предприниматель заботится только о «своем кармане». В то же время, многие люди не осознают тот факт, что предприниматель действует на свой страх и риск, и он сразу же становится налогоплательщиком.
Практика показывает, что, несмотря на прагматичность помыслов предпринимателей, связанных со стремлением к улучшению своего благосостояния, извлечению прибыли, именно за счет успешно развивающихся предпринимательских компаний в свою очередь развивается и экономика региона, и экономика России в целом.
Но развитие цивилизованного предпринимательства в нашей стране осложняется, прежде всего, отсутствием научно обоснованной методологической базы подготовки специалистов этой сферы деятельности. Подготовка менеджеров на специальных факультетах («Менеджмент организации», «Управление персоналом» и т.д.) не обеспечивает потребность в них на многих промышленных предприятиях, хозяйствах, сферах. В то время как современные тенденции экономического развития общества, формирование новой структуры собственности, изменение традиционных форм управления, расширение сфер предпринимательства, базирующихся на устойчивом уровне экономической культуры, придают системно-профессиональной подготовке современных предпринимателей на вузовском уровне особую актуальность.
В вопросе подготовки предпринимателей российское образование ориентируется, главным образом, на разработки зарубежных исследователей, которые базируются на четком понимании того, что человек обязательно должен вступать в предпринимательские
отношения, - если не по желанию, то по необходимости. С позиции формирования предпринимательских качеств у учащейся молодежи система высшего образования должна способствовать положительному изменению ценностных ориентаций, овладению устойчивыми знаниями и навыками в области предпринимательства, мотивировать студента на эту деятельность. Все это требует поиска и обоснования новых концептуальных идей и позиций, разработки на этой основе содержания и организации учебно-воспитательного процесса на всех уровнях образования, особенно - на высшем. У специалиста с высшим образованием должны быть сформированы соответствующие ценности, мотивации, компетенции в области предпринимательства, по крайней мере, на уровне профессиональной компетентности.
Предпринимательская деятельность выступает предметом исследований экономической науки, изучающей законы и механизмы, регулирующие производство, финансы, распределение и обмен продуктов. Но для понимания специфики действия этих законов и механизмов необходимы исследования того, как они выполняются людьми, для которых написаны, каким образом детерминируют развитие экономики. А это уже прерогатива той науки, которая исследует человека как предмет воспитания (нравственности, культуры, предприимчивости, деловитости и т.д.), т.е. педагогики.
Предприниматель должен осознавать, что такие нравственные качества, как вежливость, тактичность, деликатность абсолютно необходимы не только для адаптации в обществе, но и для установления надежных партнерских отношений с коллегами и конкурентами. Такие психологические качества, как неуверенность, закомплексованность, заниженная самооценка или, наоборот, грубость, бестактность мешают предпринимательским (деловым) отношениям, осложняют деловое сотрудничество. Поиск оптимальных вариантов психолого-педагогического, делового общения необходим для повышения эффективности предпринимательства.
Однако разностороннее и детальное изучение исследований, научной литературы, посвященных проблеме предпринимательства, дает основание сделать вывод о том, что она не нашла должного внимания в педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость экономического образования, культурологической составляющей предпринимательства и организационного поведения, раскрытию вопросов предпринимательского права и этики деловых отношений. В исследованиях обосновано, что развитые нравственные качества личности специалиста, готового к предпринимательской деятельности, являются основой целостности его личностно-профессионального потенциала, интегрируя аксиологическую, потребностно-мотивационную сферы, мировоззрение и самосознание, придавая единую смысловую направленность процессам личностно-профессионального самоопределения, самореализации и саморазвития. В то же время отсутствуют исследования целостной системы подготовки студентов к предпринимательской деятельности в условиях технического вуза (не на экономических факультетах, которые имеют место и в отдельных технических вузах) с педагогических концептуальных позиций.
Практически не разработаны технологии подготовки студентов технических вузов к предпринимательской деятельности, предполагающие становление их нравственных качеств. Соответственно недостаточно исследованы методологические и теоретические основы подготовки студентов к предпринимательской деятельности.
Как показывает практика, молодые предприниматели более восприимчивы к новым реалиям рыночного хозяйства, легче обучаются новым методам ведения бизнеса, более мобильны и гибки в выборе направлений деятельности и поиске новых решений. Для обеспечения инновационного развития отечественной экономики необходимо целенаправ-
ленно готовить предпринимателей, которые должны также быть профессионалами в той сфере деятельности, в которой они будут заниматься предпринимательством.
Главная концептуальная идея нашего исследования заключается в том, что предпринимательская деятельность, имея в основе экономические условия жизнедеятельности человека, не является чисто экономическим феноменом, а представляет собой особый со-циально-психолого-культурологический тип мышления, нравственно-экономический метод хозяйствования. Предпринимательство способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, но и создает почву для практической реализации врожденных и приобретенных способностей и талантов каждого индивида. В этом смысле оно является междисциплинарным понятием и имеет не только экономическое, но и психолого-педагогическое содержание и смысл.
В основу концепции данного исследования легли следующие идеи и основные направления, повлиявшие на развитие института предпринимательства: признание предпринимательства как целевого социального звена государственной политики, требующего юридической защищенности, законодательного поощрения предпринимательской деятельности, положительной оценки услуг, которые предприниматель оказывает обществу, поддержки его частных прав и хозяйственной инициативы; признание универсальности предпринимательской деятельности, ориентированной на экономическое развитие, нравственное изменение организационно-культурной среды; признание важности влияния личности на управление: ее культурные ценности, установки, формы проявления поведения; моделирование взаимодействия внутри и вне организации на основе концепции корпоративной культуры.
Из сказанного мы делаем концептуальный вывод о том, что предпринимательство как система социальных взаимосвязей имеет интегративную комплексную природу, определяемую нравственностью, политикой, достижениями в области экономических, психоло-го-педагогических, управленческих, юридических, культурологических и других наук, реальной практикой функционирования коммерческих организаций и оценочным отношением субъектов.
Следующей базовой идеей концепции исследования является системная целостность. Основной причиной выбора методологии системного анализа послужило свойство сложных объектов, к которым относится и автодорожное хозяйство, в сфере которого согласно теме исследования осуществляется предпринимательская деятельность. Дорожное хозяйство представляет собой сложную структурную систему, в которой сосредоточено огромное количество технически сложных сооружений, занимающих большие площади и требующих не только инженерных, но и социально-педагогических технологий эксплуатации. Финансово-хозяйственную деятельность государственных и муниципальных автодорожных учреждений по оказанию платных транспортных, дорожно-строительных, ремонтных и иных услуг в настоящее время можно считать предпосылкой развития их предпринимательской деятельности.
Наши концептуальные идеи актуализируются сегодня и тем, что многие специалисты автодорожной сферы целью накопления первоначального капитала в предприятиях считают необходимость развивать разнообразные непрофильные предпринимательские виды деятельности: производственную, торгово-закупочную, финансовую, оказание разнообразных бытовых услуг, затем, по мере накопления капитала, доходы от этих видов деятельности направить на организацию профильной деятельности. С другой стороны, предприятиям дорожного хозяйства необходимо выйти на новый уровень деятельности, опирающийся на концепцию социально-этического маркетинга, делового партнерства, ос-
нованного на педагогические принципы гуманизма, профессионализма, порядочности и на этой основе создать положительный имидж предприятий дорожного хозяйства, привлекательный и устойчивый образ в общественном сознании.
Исходя из главной концептуальной идеи о том, что предпринимательство является междисциплинарным понятием и имеет наряду с экономическим и психологопедагогическое содержание, мы выдвинули еще более важную по значимости мысль о способах (технологии) воплощения этой главной идеи на практике, используя возможности именно педагогической науки: подготовку предпринимателя той или иной сферы целесообразно осуществлять в едином процессе (одновременно) получения высшего профессионального образования, т.е. через содержание всех учебных дисциплин. Высшее техническое образование (для данного исследования) в сочетании с экономическими, юридическими, его практическая направленность служат предметной основой формирования у студентов предпринимательских умений и навыков. Студент получает образование по своей специальности и одновременно осваивает основы предпринимательской деятельности в области получаемой профессии.
При моделировании педагогической системы подготовки к предпринимательской деятельности мы исходили из следующих положений:
1. Формы, методы и средства подготовки к предпринимательской деятельности студентов технического вуза должны соответствовать сложившимся формам, методам и средствам профессиональной подготовки по базовой специальности в вузе. Таким образом, модель не вступает в противоречие с состоянием и организацией образовательной практики в вузе.
2. Система подготовки к предпринимательской деятельности должна опережать сложившийся уровень развития теории и практики, позволяя ориентироваться на ближайшее будущее (оперативное прогнозирование) и более отдаленные перспективы развития (стратегическое прогнозирование).
Согласно Государственным образовательным стандартам главной для высшей школы становится задача обеспечения соответствия подготовки специалиста и будущего предпринимателя перспективам научно-технического, экономического и социального развития, требованиям сферы производства и рынка труда, потребностям личности. Для этого необходима новая концепция организации подготовки, адекватная новым требованиям.
Целью подготовки к предпринимательской деятельности выступает формирование у будущих предпринимателей способности к постановке и решению экономически и социально значимых задач, выводимых из реальных ситуаций на рынке товаров и услуг, средством же становится финансовая, производственная, консалтинговая или коммерческая деятельность предпринимателей, связанная с получением прибыли и удовлетворением потребностей общества. Следовательно, процесс формирования предметного знания должен протекать на фоне социально значимого знания, определяющего поле сознания человека. На первый план выдвигается изучение социальных и экономических дисциплин, по отношению к которым идет процесс формирования собственно управленческого мышления лидерских качеств. Появляется новая важная компонента - рефлексия на социальный контекст предпринимательской деятельности. В итоге намечается отличная от традиционной подготовки специалиста логика подготовки предпринимателя.
В основу учебного процесса положена методология творческой деятельности и методология рефлексивного управления. Могущество человека до сих пор определялось его естественнонаучными знаниями, то есть познанием законов природы и порядка в ней. Именно на обеспечении человека этими знаниями делает акцент существующая парадигма
образования. Ее результатом является механистически-детерминистская научная картина мира. В соответствии с ней система образования формирует у обучающихся уверенность в том, что любая проблема имеет одно и только одно правильное решение. Недостаток существующей парадигмы состоит в том, что в естественнонаучной картине мира нет места этике, морали и нравственности. Если задачи имеют однозначные решения, если единственный критерий научного метода - «правильно - неправильно», то человеку негде проявлять свои духовно-нравственные качества.
Совершенно иное мировоззрение и, соответственно, иные задачи образования потребуются, если перенести смысловую задачу существования человека с познания существующего мира на его целенаправленное преобразование, т.е. на синтез нового, на реализацию природной сущности человека - творить. В этом случае на любом уровне синтеза легко иметь множество вариантов решения. Это уже меняет поведение человека, особенно если варианты будут характеризоваться различными порядками предпочтения по различным критериям. И если далее человек будет осуществлять выбор по совокупности нескольких формально несопоставимых критериев (например, по полезности, эффективности и т.д.) однозначные решения будут очень редким исключением, но вовсе не правилом. Такую методологию можно назвать гуманистической в силу того, что в ней для окончательного выбора придется привлекать духовно нравственные оценки. При этом решения оказываются существенно зависящими от духовности человека, от его системы ценности.
Предпринимателю присущи способности к творческой деятельности, поскольку предпринимательская деятельность - инновационная по сути. Самостоятельность в принятии решений, владение лидерскими качествами, социальная ответственность, мобильность, готовность к риску — это важнейшие черты, предпосылки конкурентоспособности предпринимателя, его экономической ценности. Необходимость целенаправленного, систематического обучения будущих предпринимателей обусловлена возрастающим уровнем требований к предпринимательской деятельности и личности предпринимателя в условиях усиления значения инновационной деятельности в современном обществе и тенденций развития экономики.
В контексте предпринимательской деятельности профессиональная направленность, владение методами, способами, средствами этой деятельности, развитие творческого подхода, способностей к лидерству, представляется нам основным направлением формирования готовности к предпринимательской деятельности, конкурентоспособности и профессионального развития предпринимателя. Такая подготовка становится возможной лишь тогда, когда на протяжении всей подготовки профессиональное самоопределение предпринимателя становится системообразующим фактором.
В качестве концептуального базиса системы подготовки к предпринимательской деятельности мы рассматриваем методологию рефлексивного управления, основным принципом которой является педагогический дуализм как интегративное выражение принципов развития социальных систем (на уровнях личности, малой, большой группы). Рефлексивное управление предполагает организацию учебного процесса в дуалистическом представлении его составляющих, соблюдении меры в полярных показателях целей, мотивов, дидактических принципов, деятельности и общения, содержании учебного материала, методов, оценок, результата. Подобные условия, по нашему мнению, способствуют лучшему (по сравнению с информационным подходом) формированию внутреннего мира специалиста и удовлетворению его потребностей в профессиональной адаптации и самореализации.
Цели системы подготовки к предпринимательской деятельности направлены на:
• создание благоприятных условий для формирования готовности студентов технического вуза к предпринимательской деятельности в автодорожной сфере, характеристиками которой являются: инициативность, творческий подход, социальная ответственность, лидерство;
• обеспечение соответствия уровня подготовки современным и перспективным требованиям общества, рынка и личности;
• обеспечение интеграции целей профессиональной подготовки по базовой специальности и подготовки к предпринимательской деятельности;
• успешная предпринимательская деятельность выпускников технических вузов в автодорожной сфере.
Цели в этом процессе выступают системообразующим фактором.
Из определенных выше целей, условий их реализации и особенностей предпринимательской деятельности вытекает первое концептуальное положение - успешность предпринимательской деятельности как социально и экономически востребованной в современном обществе определяется уровнем подготовки будущего предпринимателя как профессионала в определенной сфере его деятельности и готовностью к собственно предпринимательской деятельности.
Второе концептуальное положение - цель системы подготовки к предпринимательской деятельности определяется исходя из требований современной быстро изменяющейся сферы производства и услуг, рынка труда, учитывает затруднения, которые испытывает предприниматель в своей деятельности, перспективные направления развития бизнеса и культуры предпринимательства.
Третье концептуальное положение - формирование готовности к предпринимательской деятельности осуществляется в процессе профессиональной подготовки студентов по базовой специальности (автодорожной сферы) посредством использования обучающего и воспитательного потенциала учебных дисциплин для раскрытия содержания, характера и особенностей предпринимательской деятельности, и технологии обучения, способствующей формированию специфических компетенций, творческого подхода и лидерских качеств студентов.
Ожидаемыми результатами подготовки к предпринимательской деятельности студента технического вуза являются: выраженная мотивация к предпринимательской деятельности, развитые творческие способности, развитые лидерские качества, способность принимать ответственные, экономически обоснованные решения. Вершиной ожидаемых результатов является успешная предпринимательская деятельность выпускника технического вуза.
© М. Х. Гатиятуллин - канд. пед. наук, зав каф. организации и безопасности дорожного движения Казанского государственного архитектурно-строительного университета. е-ша11:оЙ1се@к81и.т.