Научная статья на тему 'Условия формирования предпринимательских качеств будущих инженеров по направлению "Информационные системы и технологии" в образовательной деятельности'

Условия формирования предпринимательских качеств будущих инженеров по направлению "Информационные системы и технологии" в образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КАЧЕСТВА ИНЖЕНЕРА / ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КАЧЕСТВА / ENTREPRENEURIAL QUALITIES OF AN ENGINEER / THE MAIN DIRECTIONS OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY OF THE FUTURE ENGINEER / ENTREPRENEURIAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Забазнова Татьяна Александровна, Пацюк Елена Васильевна, Филатова Ольга Петровна

Раскрываются в контексте современных подходов к профессиональной подготовке выпускника технического вуза сущностные характеристики такого понятия, как «предпринимательские качества инженера». Представлены основные направления предпринимательской деятельности будущего инженера и предпринимательские качества, соотнесенные с ними. Выявлены дидактические условия образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Забазнова Татьяна Александровна, Пацюк Елена Васильевна, Филатова Ольга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the essential characteristics of the concept “entrepreneurial qualities of an engineer” in the context of modern approaches to the professional training of a graduate of a technical university. The authors present the main directions of entrepreneurial activity of the future engineer and the corresponding entrepreneurial qualities. The didactic conditions of educational activity are revealed.

Текст научной работы на тему «Условия формирования предпринимательских качеств будущих инженеров по направлению "Информационные системы и технологии" в образовательной деятельности»

известия вгпу

Т.А. ЗАБАЗНОВА, Е.В. ПАЦЮК, О.П. ФИЛАТОВА (Волгоград)

условия формирования предпринимательских качеств будущих инженеров по направлению «информационные системы и технологии» в образовательной деятельности

Раскрываются в контексте современных подходов к профессиональной подготовке выпускника технического вуза сущностные характеристики такого понятия, как «предпринимательские качества инженера». Представлены основные направления предпринимательской деятельности будущего инженера и предпринимательские качества, соотнесенные с ними. Выявлены дидактические условия образовательной деятельности.

Ключевые слова: предпринимательские качества инженера, основные направления предпринимательской деятельности будущего инженера, предпринимательские качества.

Сегодня структура подготовки будущих бакалавров по направлению «Информационные системы и технологии» неизбежно приходит к изменениям в связи с потребностью общества в инженерных кадрах, владеющими навыками инновационного предпринимательства. Нами были выделены основные сферы деятельности будущего инженера по информационным системам как предпринимателя, характеризующие особенность его целевых установок и функций, и предпринимательские качества распределены по соответствующим деятельностям: образовательной, проектной, коммуникативной, организационной и управленческой.

В контексте исследуемой проблемы нами дано определение предпринимательских качеств будущего инженера как личностно инте-гративного образования, выражающего единство и взаимосвязь волевого, рационального, эмоционального и социального компонентов развития личности, которые детерминируют успешность субъекта в системе деловых социально-ценностных отношениях при предприимчивости получения и продвижения кон-

курентоспособного интеллектуального продукта инженерной деятельности [1].

В образовательную деятельность будущего инженера по информационным системам как предпринимателя входят постоянное самообразование и анализ информации в предпринимательской и профессиональной сферах (сбор информации о новых законах правительства в производственной сфере, об изменении условий и требований трудовой деятельности, о новых информационных продуктах и технологий, обеспечивающих и улучшающих условия труда на производстве, деятельности конкурирующих сторон, о тенденциях инженерных идей и научного прогресса и др.). Соответственно этой деятельности мы выделили следующие качества будущего инженера по информационным системам как предпринимателя: самообразование и эрудированность, системное и аналитическое мышление, способность осваивать, генерировать новые идеи, вырабатывать ценностное суждение об идеях, решениях, методах, самоопределяться в ситуации выбора.

В нашем исследовании мы рассматривали психолого-педагогические условия формирования предпринимательских качеств будущих инженеров по направлению «Информационные системы и технологии» в образовательной деятельности, принимая за структурную «единицу» педагогического процесса педагогическую ситуацию, которая востребует личностные функции студентов.

Говоря о ситуации, мы, опираясь на теорию личностно ориентированного образования, разработаную В.В. Сериковым, имеем в виду систему внешних условий, способствующих побуждению активности будущего инженера и опосредующих ее. Под личностно развивающей ситуацией мы понимаем взаимосвязь педагогических факторов, определяемых деятельностью преподавателя, учебным материалом, поставленной инженерно-предпринимательской проблемой для конкретного производства в структуре содержания, учебными средствами, информационными технологиями, которые составляют на данном отрезке учебного процесса объект, стимул и условия учения и развития субъекта как системы действий студентов с учебным материалом, преподавателем и сокурсниками.

В структуре этой ситуации можно выделить а) жизненную производственную проблему, некоторое событие в жизни личности;

О Забазнова Т.А., Пацюк Е.В., Филатова О.П., 2019

б) преподавателя, обладающего личностным опытом формирования качеств будущего инженера как предпринимателя; в) студента, испытывающего потребность в личностном развитии предпринимательских качеств будущего инженера; г) «факторное поле» личност-но ориентированной ситуации - фрагмент той жизнедеятельности будущего инженера, в которой востребуются качества предпринимателя; д) процессуальные компоненты ситуации - задачи различной предметной природы с личностным контекстом, система диалогов с носителем личностного опыта, игровая имитация социального пространства личностной самореализации (роли, конфликты, ожидания, отношения с референтами иного опыта и др.) [2].

Естественно, что социальный смысл жизнедеятельности личности, жизненная профессиональная проблема или коллизия влияет на ее активность в обучении. Этому способствует контекстность обучения. Как и в традиционном обучении, учебный материал предъявляется в виде учебных текстов как знаковых систем, информации, которую нужно усвоить. Однако здесь выделяются и «реальные контуры профессионального будущего» (A.A. Вербицкий).

В педагогике под понятием «контекст» подразумевается смысловая категория, раскрывающая социальное значение отношений личности с окружающей действительностью сквозь призму соотнесенности с общественными процессами и развитием человека. Это взаимодействие (контекста и реальности) связано с ориентацией личности студента в профессиональной сфере, адекватной оценкой себя и своих возможностей, осознанием соответствия себя в профессии, принятием ценностей самоактуализации, стремлением работать над своими личностно-профессиональными качествами, к которым, в частности, относятся быстрая обучаемость и гибкость, умение отстоять и аргументировать свое мнение. Но следует отметить, что в связи с высокими темпами развития информационных технологий особенностью контекстных ситуаций является их опережающий характер.

Еще одним важным условием становления предпринимательских качеств будущих инженеров по направлению «Информационные системы и технологии» в образовательной деятельности является интерактивное обучение.

Эта проблема рассматривается в трудах A.A. Вербицкого, И.А. Зимней, Г.А. Китай-

кие науки -

городской, М.В. Кларина, В.В. Серикова, Г.Н. Щедровицкого и др. Многие ведущие ученые (Б.Ц. Бадмаев, Н.А. Багрова, Ю.Ю. Гав-ронская, В.В. Гузеев, М.В. Кларин, Е.С. По-лат и др.) признают, что оптимальные условия интерактивного обучения переводят познавательную деятельность учащихся на более высокие формы кооперации и сотрудничества, формируя успешность и интеллектуальную состоятельность, деловую активность, обобщенные устойчивые психологические образования.

Межличностная коммуникация со складывающимися межсубъектными отношениями, наблюдающимися в процессе «интеракции», -это неполный перечень возможностей взаимодействия общения. Интеракция предполагает активный обмен опытом познания, отношений и действий, эмоций и чувств. Она изменяет, причем в лучшую сторону, самих участников процесса взаимодействия, их личностные качества, а также модели их поведения и деятельности.

Основными процессуальными компонентами ситуации интерактивного взаимодействия являются позитивный диалог по поставленной инженерной проблеме (контекстной задаче), где в результате мыследеятельности участников педагогической ситуации и обмена инженерными мыслями и идеями открываются и осознаются новые смыслы, познается новое содержание образования по поставленной проблеме, происходят рефлексия, самоанализ и самооценка и др.

Таким образом, «технология интерактивного обучения» через участие и взаимодействие способствует более быстрому и качественному усвоению материала, более быстрой обучаемости и гибкости, умению аргументировать и отстаивать свою позицию, осознанию себя в профессии, стремлению работать над своими личностно-профессиональными качествами, в том числе стремлению повышения своей эрудированности, системного и аналитического мышления, способности осваивать, генерировать новые идеи, вырабатывать ценностное суждение об идеях, решениях, методах, самоопределяться в ситуации выбора.

Еще одним важным условием формирования предпринимательских качеств будущих инженеров по направлению «Информационные системы и технологии» в образовательной деятельности является использование ситуации «Противодействие обучению». А.Н. Под-дьяков определяет «зону ближайшего разви-

известия вгпу

тия» (ЗБР) в контексте противодействия следующим образом. ЗБР - это то, чему человек не может научиться сам, но чему может научиться и что может развить в противодействии с другим. Мотивация здесь может определяться просто самой ситуацией брошенного вызова, варьируя при этом очень в широком диапазоне: от легкого спортивного азарта, вызванного шутливым пари («Слабо...?») до жгучей ненависти к противостоящему субъекту и готовности действовать наперекор ему всегда и везде - в том числе учиться запрещенному [3].

Учебная деятельность в ситуации противодействия отмечается наличием содержательного «противодействия» студентов в условиях команды (или сотрудничества противодействующего). Это означает, что каждый студент из команды должен уметь ставить цели и проводить анализ учебной проблемы с тем условием, чтобы до этого варианта решения не смог додуматься «противник», т. е. противодействующая сторона; определять и контролировать способы решения учебной задачи, уметь гибко перестраиваться в зависимости от действий противодействующей стороны и т. д. Таким образом, студенты в условиях «противодействия» самостоятельно очень быстро учатся овладевать большим числом сложнейших операций - это умение анализировать, прогнозировать и сравнивать не только свои действия, но и действия противодействующей стороны; умение делать наиболее оптимальный и выгодный выбор; уметь быстро перестраиваться и распределять обязанности внутри команды в связи с изменяющимися условиями от действий противодействующей стороны; добиваться превосходного результата; умение ставить промежуточные цели и задачи и т. д.

Так, во время занятий с использованием мозгового штурма в ситуации противодействия между командами было предложено студентам представить ферму из будущего с самыми фантастическими идеями и совершенствами в техническом плане. С противодействующих сторон было названо очень много интересных идей, которые нашли широкий отклик в аудитории. При этом многие студенты готовы были в техническом плане осуществить эти идеи в своей дальнейшей жизни, в собственном бизнесе.

при формировании предпринимательских качеств будущих инженеров по направлению «Информационные системы и технологии» необходима конкретизация конечного результа-

та трудов студента, их перспектива в реализации в конкретной практической деятельности, которая социальна значима и важна для того региона, где он живет. поэтому и обучение, и разработка дипломных проектов должны позволять решать конкретные актуальные задачи региона. поскольку руководство университета тесно сотрудничает с предприятиями города и региона, то и темы дипломных проектов выглядят следующим образом: «Создание сайта-визитки для предприятия "ЦЕМИНВЕСТ" с использованием современных средств веб-разработки», «Редизайн сайта предприятия АО "Себряковцемент"», «Проектирование комплекса технических средств защиты информации предприятий малого бизнеса», «Автоматизация системы управления зернохранилищем на примере ЗАО "Панфиловский элеватор"», «Создание прототипа системы управления веб-содержимым на примере информационно-аналитического сайта "Нефть и Газ Онлайн"» и т. д.

Таким образом, контекстность обучения, технологии интерактивного обучения, ситуации «противодействия обучению» и связь с предприятиями региона являются необходимыми условиями формирования предпринимательских качеств будущего инженера по информационным системам в образовательной деятельности (напомним, что предпринимательские качества будущего инженера были условно распределены на следующие виды деятельности: образовательную, проектную, коммуникативную, организационную и управленческую). Они создают благоприятную среду образовательного общения студентов, предоставляют благоприятные условия для развития критического мышления и анализа, свободу в решении конкретной проблемной инженерной образовательной задачи, в частности свободу в выборе этой проблемной задачи для изучения, активируют сам процесс обучения и способствуют тем самым поддержке интереса и активности студентов, соединяют теорию и практику; облегчают восприятие, понимание и усвоение информации, обеспечивают включенность во взаимодействие и процесс познания всех участников, учитывают индивидуальность маршрута. Все это способствует развитию таких качеств будущих инженеров, как эрудированность в области предпринимательства, в профессиональной сфере деятельности, системное мышление и аналитический ум, способность быстро осваивать технические новшества (профессиональная мобиль-

педагогические науки

ность), способность генерировать идеи и самостоятельно мыслить, способность вырабатывать ценностное суждение об идеях, решениях, методах, умение самоопределяться в ситуации выбора.

Список литературы

1. Забазнова Т.А., Пацюк Е.В., Филатова О.П. Формирование предпринимательских качеств бакалавров по направлению «Информационные системы и технологии» // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2018. № 8(131). С. 59-63.

2. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999.

3. Филатова О.П. Формирование ценностно-смыслового отношения старшеклассников к предметам естественно-математического цикла: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2000.

О.Н. НОВИКОВА, Е.Г. ПЛОТНИКОВА,

М.А. ХУДЯКОВА

(Пермь)

формирование

экономической грамотности младших школьников посредством занятий на основе ситуации

Экономическая грамотность является необходимым условием жизнедеятельности в современном обществе, ее основы закладываются уже в начальной школе. Рассматривается понятие экономической грамотности младших школьников. Формирование основ экономической грамотности предлагается осуществлять посредством занятий на основе ситуации. Приводятся характеристики занятия на основе ситуации, представлены и проиллюстрированы примерами его этапы.

1. Zabaznova T.A., Pacyuk E.V., Filatova O.P. Formirovanie predprinimatel'skih kachestv bakalav-rov po napravleniyu «Informacionnye sistemy i tekh-nologii» // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2018. № 8(131). S. 59-63.

2. Serikov V.V. Obrazovanie i lichnost'. Teoriya i praktika proektirovaniya pedagogicheskih sistem. M.: Logos, 1999.

3. Filatova O.P. Formirovanie cennostno-smyslo-vogo otnosheniya starsheklassnikov k predmetam es-testvenno-matematicheskogo cikla: dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2000.

Conditions of formation of entrepreneurial qualities in future engineers acquiring the qualification "Information systems and technologies" in the educational process

The article reveals the essential characteristics of the concept "entrepreneurial qualities of an engineer" in the context of modern approaches to the professional training of a graduate of a technical university. The authors present the main directions of entrepreneurial activity of the future engineer and the corresponding entrepreneurial qualities. The didactic conditions of educational activity are revealed.

Key words: entrepreneurial qualities of an engineer, the main directions of entrepreneurial activity of the future engineer, entrepreneurial qualities.

(Статья поступила в редакцию 26.03.2019)

Ключевые слова: основы экономической грамотности, обучение младших школьников, занятия на основе ситуации.

В эпоху развитого высокотехнологичного и конкурентного современного мира предприимчивость и экономическая грамотность становятся востребованными в обществе, а следовательно, проблемы экономического образования приобретают особую актуальность. Уже младшему школьнику необходимо ориентироваться в ряде экономических категорий: представлять назначение и формы денег, осуществляя расчеты при организации своего питания в школьной столовой, понимать ценность окружающих предметов, оперируя такими понятиями, как «экономность», «бережливость», «расточительность» и т. п.

Проблема формирования основ экономической грамотности рассматривалась многими зарубежными и отечественными педагогами. В работах Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци (ХУТ-ХУШ вв.) были заложены основы обучения детей младшего возраста ведению домашнего хозяйства посредством учебно-ролевых игр. В трудах К.Д. Ушинского, С.Т. Щацкого, А.С. Макаренко (Х1Х-ХХ вв.) существенное внимание уделялось вопросам экономического воспитания детей в обучении, в том числе через вовлечение их в совместную со взрослыми деятельность [6].

© Новикова О.Н., Плотникова Е.Г., Худякова М.А., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.