Е.А. КУЛЬНИНА (Саранск)
мониторинг КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК ВАЖНЕЙШИЙ АСПЕКТ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Представлены особенности системы мониторинга качества знаний студентов по иностранному языку. Современный мониторинг рассматривается как инструмент отслеживания степени решения поставленных преподавателем задач и включает постоянный сбор и интерпретацию информации о ходе обучения. Будучи направленным на анализ возникающих у студентов затруднений, мониторинг в вузе предполагает разработку таких документов, как рабочие программы с графиком контрольных точек, критерии оценивания, фонд оценочных средств.
Ключевые слова: мониторинг качества образования, иностранный язык, фонд оценочных средств, критерии оценивания, новые технологии контроля.
Как отечественные, так и зарубежные исследования в области лингводидактики в последнее время отличаются повышенным интересом к проблемам мониторинга качества полученных знаний. Современные лингвисты - как теоретики, так и практики - считают, что система мониторинга необходима для получения объективной информации о результатах обучения.
контроль и мониторинг являются важнейшими факторами в процессе обучения любому предмету, в том числе и иностранному языку. Они позволяют не только установить уровень успешности овладения предметом, но и выявить недостатки в знаниях, умениях и навыках и тем самым определить необходимость изменений, которые следует внести в методику работы.
На современном этапе роль мониторинга и контроля резко возрастает в связи с введением образовательных стандартов нового поколения и, следовательно, необходимостью обновления содержания обучения. Рассматривая мониторинг как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным прогнозам, необходимо отметить, что он позволяет системно оценивать качество не только результата обучения, но и самого процесса [2]. Современный мониторинг
качества знаний, навыков и умений студентов по иностранному языку как инструмент отслеживания степени решения поставленных преподавателем задач включает постоянный сбор информации о ходе обучения и интерпретацию этой информации. Будучи направленным на анализ возникающих проблем, сбоев, затруднений студентов и преподавателей, мониторинг в вузе предполагает разработку следующих документов:
• рабочих программ с графиком проведения контроля на разных этапах обучения;
• критериев оценивания;
• фонда оценочных средств.
рассматривая контроль как процесс определения уровня знаний, умений и навыков обучаемого и выставление на этой основе балла за определенный раздел программы, отметим, что контроль может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на обучение и овладение иностранным языком. Положительное влияние достигается тогда, когда при проведении контроля учитываются дидактические цели, задачи, принципы, условия, отбирается содержание с учетом действующих вузовских стандартов, используются вариативные приемы и технологии контроля, знакомые обучаемым. однако не следует забывать и том, что в лингводидактике периодически появляются также новые технологии контроля и оценивания. И они могут быть не менее эффективными, чем традиционные, хорошо знакомые студентам при условии подробного ознакомления с ними обучаемых. например, такое традиционное оценочное средство, как устный / письменный опрос, можно разнообразить путем следующих техник и приемов:
• листа общеучебных достижений;
• обратной связи;
• критериального оценивания;
• самооценивания [1].
Лист общеучебных достижений. С его помощью демонстрируется уровень развития студента на настоящий момент (конкретный урок, завершение темы, окончание семестра). В листе учета необходимо отмечать вопросы контроля, зависящие от целей и задач занятия, от особенностей изучаемой темы и т. д. например:
- умение прогнозировать содержание текста по заголовку;
- умение составлять высказывание по сти-мульному предложению в рамках изученной темы;
- умение составлять аннотацию к прочитанной статье.
О Кульнина Е.А., 2018
Выставляемый балл является средним арифметическим от полученных согласно листу, что, в свою очередь, мотивирует обучаемых полноценно готовиться по всем вопросам мониторинга, а не по одному конкретному.
Обратная связь. На любом этапе обучения как студенту, так и преподавателю необходимо чувствовать обратную связь. Только так обучаемый может сигнализировать о своих успехах в процессе освоения материала или трудностях, в преодолении которых нужна помощь. Для преподавателя эта связь не менее важна, т. к. она помогает анализировать его работу, вносить по ходу занятия необходимые коррективы. С целью налаживания обратной связи можно использовать следующие приемы:
• трех- или пятиминутное эссе (студентам предлагается ответить на конкретный вопрос в рамках изучаемой темы относительно самых важных, самых трудных или самых непонятных ее аспектов; преподаватель, анализируя полученные результаты, вносит корректировки в ход следующего занятия, поясняя аспекты, вызвавшие затруднения);
• письменная обратная связь (преподаватель, проверяя письменную работу, не выставляет балл, а делает пометки (-, V) и назначает время для исправления ошибок и повторной сдачи работы);
• «светофор» (имея карточки разных цветов, студенты сигнализируют о понимании / непонимании темы, а преподаватель решает, нужно ли продолжать ее закрепление или можно переходить к новой).
Критериальное оценивание. Оценивание по конкретным критериям способно сделать контроль прозрачным и понятным. Идеальным будет тот случай, когда критерии оценивания разрабатываются преподавателем совместно со студентами. Подобная совместная деятельность не только повышает мотивацию обучаемых, проясняя, на какие моменты нужно будет обратить внимание, т. е. что конкретно будет оцениваться, но и избавляет студентов от негативного отношения непосредственно к процессу контроля. При составлении критериев оценивания обязательно нужно помнить о целях и содержании занятия. так, при составлении письменного высказывания с элементами рассуждения могут быть предложены следующие критерии:
• решение коммуникативной задачи;
• логичность;
• организация текста;
• лексика;
• грамматика;
• орфография и пунктуация.
Самооценивание. Это деятельность, в процессе которой студенты сами дают себе оценку, т. е. самостоятельно суммируют и анализируют свои результаты и делают выводы о своих достижениях или проблемах. Здесь очень важно иметь перед собой конкретные критерии, которые значительно упростят данную деятельность. нелишним будет и лист общеучебных достижений, о котором речь шла ранее.
Данные приемы в комплексе не только разнообразят довольно скучный традиционный процесс оценивания, но и сделают его более эффективным, поскольку студенты перестанут чувствовать себя лишь тестируемыми, а превратятся в полноправных участников процесса мониторинга качества знаний. не стоит забывать также, что одним из важнейших принципов мониторинга качества знаний, умений и навыков считается систематичность контроля. Имея многолетний опыт работы со студентами, мы используем мониторинг базовый и тематический.
Базовый мониторинг состоит из входного, промежуточного и итогового контроля. Поскольку нам в большинстве случаев приходится работать со студентами первых курсов неязыковых направлений подготовки и специальностей, входной контроль имеет особое значение. Объясним почему. Как правило, на первых сентябрьских занятиях оказывается, что в одной группе наряду с выпускниками гимназий, где иностранному языку уделяется особое внимание, и лицеев, где приоритет отдается другим дисциплинам, но уроки иностранного регулярны и проводятся в достаточном объеме, есть и ребята из сельских школ, где существуют проблемы и с учителями, и с оборудованием. Одни привыкли к аудированию с CD, другие - с голоса учителя, а третьи вообще к нему не привыкли. Поэтому входному контролю мы уделяем особое внимание. Он должен выявить уровень коммуникативной компетенции первокурсников, их интересы, склонности. Последующий анализ просто необходим для планирования дальнейшего обучения, а особенно первых совместных занятий. Одних необходимо «подтянуть», других переключить на другую работу, чтобы не тратили время впустую. Подобный мониторинг позволит сделать так, чтобы одни не заскучали от объяснения давно известного материала, а другие не испугались нового и не закрылись, стесняясь своего незнания.
Далее нам на помощь приходит тематический контроль. Устные опросы, грамматические тесты, лексические диктанты, сообщения по теме с элементами письменной обрат-
ной связи, критериального оценивания, самооценивания, а также анализ полученных результатов дают возможность узнать сильные и слабые стороны каждого студента, получить объективное представление об уровне владения иностранным языком в группе. Мониторинг позволяет прояснить, есть ли необходимость вносить соответствующие коррективы в процесс обучения.
Другим важнейшим принципом мониторинга качества знаний, умений и навыков считается последовательность. В начале семестра студенты знакомятся с рейтинг-листом дисциплины «Иностранный язык», в котором прописаны все контрольные точки, сроки их сдачи и максимальное количество баллов по каждой из них. Согласно рейтинг-листу, в процессе текущего контроля в семестре студенты могут набрать 70 баллов, причем при несвоевременной сдаче контрольной точки максимальное количество баллов студент получить не может. Данное условие позволяет осуществлять мониторинг последовательно. Кроме того, оно не только мотивирует студентов сдавать все вовремя для того, чтобы набрать больше баллов, но и способствует эффективности процесса обучения, т. к. некоторые темы являются базовыми и, следовательно, необходимы для изучения других, следующих за ними.
Зачет, на котором студенты могут получить максимально 30 баллов, как промежуточный контроль знаний важен не только как своеобразное подведение итога совместной деятельности студента и преподавателя в течение семестра, но и как возможность сопоставить результаты входного контроля и промежуточного. Работая со студентами не один год, мы пришли к выводу, что целесообразно промежуточный мониторинг проводить с каждым студентом индивидуально. Подобный анализ позволяет обсудить сильные и слабые стороны студента, провести работу над ошибками, допущенными в прошедшем семестре и настроиться на безошибочное эффективное обучение в будущем семестре.
экзамен как итоговый контроль проводится, как правило, после 2-4-х семестров обучения. Здесь, на наш взгляд, с точки зрения мониторинга стоит уделить особое внимание консультациям перед экзаменами. Студенты, приближаясь к ним, непроизвольно проводят оценивание своих достижений. Возникающие вопросы выявляют пробелы в знаниях, которые еще не поздно восполнить как на консультации, так и в процессе самостоятельной работы. Предэкзаменационный мониторинг знаний, проведенный преподавателем совместно
со студентами, просто необходим для успешной сдачи экзамена.
Не менее важным принципом мониторинга качества знаний, умений и навыков является доступность для обучаемых полученных в процессе контроля результатов. Ранее данный аспект создавал определенные проблемы для студентов. не всегда преподаватель успевал называть оценки на занятии (или сами студенты не следили за ними, а переспрашивать не решались). Казалось бы, все проблемы должна была решить балльно-рейтинговая система. но и здесь возникли сложности. рейтинг-листы могли затеряться или просто лежать дома. И лишь с появлением личных кабинетов эта проблема исчезла. Для студентов кабинет важен как сервис, при помощи которого можно в одном месте найти всю необходимую информацию, сдать работу для проверки, устроить консультацию с преподавателем по сдаваемым работам. кроме того, все результаты (баллы) фиксируются в личном кабинете студента, который является электронной формой и для учета результатов освоения обучающимся образовательных программ, что способствует дополнительному взаимодействию участников образовательного процесса с целью разрешения выявленных в процессе мониторинга проблем.
В заключение надо отметить, что мониторинг качества знаний, умений и навыков студентов эффективен лишь в том случае, когда правильно определены его функции. не следует забывать, что наряду с собственно контролирующей функцией мониторинг должен выполнять и обучающую функцию. Содержание, приемы и методика контроля и анализа должны носить обучающий характер, синтезировать ранее усвоенный материал и приобретенные умения, а также обеспечивать их повторение и закрепление.
Список литературы
1. Кохаева Е.Н. Формативное (формирующее) оценивание: метод. пособие. Астана, 2014.
2. Назарова Л.С. Мониторинг качества обучения как средство эффективного контроля знаний [Электронный ресурс]. URL: https://refdb.ru/
look/1457496.html (дата обращения: 15.07.2018). * * *
1. Kohaeva E.N. Formativnoe (formirujushhee) ocenivanie: metod. posobie. Astana, 2014.
2. Nazarova L.S. Monitoring kachestva obuche-nija kak sredstvo jeffektivnogo kontrolja znanij [Jelek-tronnyj resurs]. URL: https://refdb.ru/look/1457496. html (data obrashhenija: 15.07.2018).
Monitoring of the quality of knowledge, skills and abilities of students in a foreign language as an important aspect of the learning process at higher school
The article deals with the features of the system of monitoring the quality of students' knowledge in a foreign language. Modern monitoring is considered as a tool for finding the degree of solving the tasks set by the teacher and includes constant collection and interpretation of information about the course of training. Aimed at the analysis of difficulties that students have, monitoring at higher school involves the development of such documents as educational programs with a schedule of testing points, evaluation criteria, fund of evaluation tools.
Key words: monitoring of the quality of education, foreign language, fund of evaluation tools, evaluation criteria, new testing technologies.
(Статья поступила в редакцию 16.07.2018)
Т.А. ЗАБАЗНОВА, Е.В. ПАЦЮК, О.П. ФИЛАТОВА (Волгоград)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КАЧЕСТВ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ»
Раскрыты сущностные характеристики такого понятия, как «предпринимательские качества инженера», в контексте современных подходов к профессиональной подготовке выпускника технического вуза. Представлены основные направления предпринимательской деятельности будущего инженера и предпринимательские качества, соответствующие данным направлениям.
Ключевые слова: предпринимательские качества инженера, основные направления предпринимательской деятельности будущего инженера (образовательная, организационная, коммуникативная, проектная и управленческая).
Профессиональная деятельность современного инженера претерпевает ряд изменений, среди которых - необходимость осуществлять наравне с производственной еще и пред-
О Забазнова Т.А., Пацюк Е.В., Филатова О.П., 2018
принимательскую деятельность. Многие исследователи - как отечественные, так и зарубежные - отмечают в качестве одной из ведущих тенденций развития университетов движение к Университету 3.0 (Образование, Наука, Предпринимательство) [2]. В качестве стратегических целей развития современных университетов обозначены развитие предпринимательства, обеспечение качества образования, трансфер знаний и интернационализация вузов [4].
Вузы должны за короткое время нарастить исследовательские мощности, обеспечивающие им позицию ведущих площадок для аутсорсинга исследовательских работ компаний реального сектора экономики, генератора прикладных идей и разработок, ключевых площадок для развития инновационного предпринимательства [3]. Это неизбежно должно привести к изменениям в структуре подготовки будущих бакалавров по направлению «Информационные системы и технологии». Поэтому в числе важных проблем оказывается формирование мотивации к предпринимательству, предпринимательского опыта будущих инженеров и их соответствующих качеств.
Функции ИТ-специалиста претерпели существенные изменения по сравнению с предыдущими годами. В первую очередь добавились управленческие и коммуникативные, без которых невозможно быть хорошим руководителем ИТ-подразделений или работником в сфере ИТ.
Осуществляя подготовку будущих инженеров, особое внимание необходимо уделять развитию такой личности, которая бы была готова к активной деятельности в области не только информационных систем, но и бизнеса, активно бы проявляла себя в области предпринимательства и применяла свои деловые качества.
Анализ исследований в области методологии, теории и практики российского инженерно-технического образования позволил выявить противоречие между качеством подготовки выпускников вузов и требованиями работодателей. Понятие «предпринимательство» возникло тогда, когда экономика еще только зарождалась. Появление этой теории связано с именем ирландского ученого Р. Кан-тильона. В своих трудах он акцентирует внимание на неопределенности доходов предпринимателя и, соответственно, на таком качестве