УДК 378.014.61
Т. М. Кривопуск, преподаватель (БГТУ); О. В. Бобрпцкая, преподаватель (БГТУ)
МОНИТОРИНГ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ И ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ
Современный период развития общества предъявляет определенные требования к стандартам образования. Появляется необходимость в постоянном мониторинге обученности каждой группы и каждого студента с целью последующего внесения необходимых корректив в процесс обучения. Мониторинг может использоваться как средство повышения качества знаний студентов и эффективности управления образовательным процессом.
Modern period of a society's development makes certain demands of the standards of education. The article substantiates the necessity of monitoring as a means of improving the quality of students' knowledge and efficiency of the educational process. The major task of monitoring is to study the causes of students' failures at various stages of training and teachers' professional readiness to use new educational technologies. The following monitoring techniques are identified: questionnaire providing teachers with necessary information about the subjects' development, testing and analysis of the results of training activities. There is a necessity of continuous monitoring of each group and each student to make necessary corrections to training activities. Monitoring may be a mechanism for stimulating students' developing. It will provide students with greater freedom and responsibility. An indicator of the quality of the functioning of educational system is, ultimately, students' interest and progress.
Введение. В настоящее время проблема управления качеством обучения является наименее изученной. Появляется необходимость в постоянном мониторинге обученности каждой группы и каждого студента с целью внесения необходимых корректив. В объективной оценке качества знаний должны быть заинтересованы все субъекты педагогической деятельности. Обучение может быть результативным только тогда, когда учебная работа систематически и глубоко контролируется, когда сами студенты постоянно видят результат своей деятельности. При отсутствии такого контроля в процессе усвоения учебного материала студенты не знают подлинного уровня своих знаний, слабо представляют собственные недоработки. Сегодня наблюдается нерациональное использование методов и форм оценки знаний, произвольность разработки каждым педагогом своей системы проверочных заданий.
Под мониторингом качества обучения мы понимаем совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать, по мере необходимости, продвижение обучаемых от незнания к знанию. Мониторинг может использоваться как средство повышения качества знаний студентов и эффективности управления образовательным процессом. В современных условиях каждое учебное заведение вынуждено обратиться к поиску своего лица и соответствующей структуры управления, которая перестала быть универсальной. Управление должно своевременно реагировать на изменения в управляемых объектах, иметь о них информацию. Необходима обратная связь, реализуемая в форме контроля. Более того, управление должно адаптироваться
к изменениям образовательной ситуации, к ее новым требованиям. Мониторинг обусловлен необходимостью постоянного отслеживания состояния учебно-воспитательного процесса, отдельных его звеньев с целью диагностики, анализа, коррекции, прогнозирования управленческих действий по достижению планируемого результата [1].
Основная часть. Важнейшими задачами мониторинга являются изучение причины неуспеваемости студентов на различных этапах обучения, а также профессиональная готовность преподавателей к применению новых педагогических технологий.
Мониторинг качества знаний студентов представляет собой систему традиционных и инновационных форм контроля, оценки и диагностики качества знаний, эффективная реализация которых осуществляется на основе мо-дульно-рейтинговой формы его организации.
Внедрение мониторинга оказывает влияние на методику работы преподавателя. Мониторинг ставит перед преподавателями конкретные методические задачи, решение которых и создает условия для его применения в учебном процессе.
При изучении иностранного языка используются различные методы. Так, например, фундаментальный метод требует понимания азов языка и наличия лексического запаса. На изучение языка таким методом необходимо затратить 2-3 года, поэтому на его лучше опираться в языковых вузах. Классический метод предполагает изучение языка «с нуля». Он направлен, в первую очередь, на то, чтобы развивать у обучающихся способность понимать и создавать речь. Лингвосоциокулътурный метод пред-
Т. М. Кривопуск, О. В. Бобрицкая
217
полагает апелляцию к такому компоненту, как социальная и культурная среда. Изучающий язык таким методом должен легко ориентироваться в национальных особенностях, истории, культуре, обычаях страны. Коммуникативная методика направлена на возможность общения. Из четырех языковых навыков (чтение, письмо, говорение и восприятие речи на слух) повышенное внимание уделяется именно двум последним. Человек, вооруженный стандартным набором грамматических конструкций и словарным запасом в 600-1000 слов, легко найдет общий язык в незнакомой стране. Однако здесь есть и оборотная сторона медали: небогатый лексикон и наличие грамматических ошибок. Особую популярность приобретает интенсивная методика обучения английскому языку. Изучать английский интенсивно позволяет высокая степень шаблонности: этот язык состоит из клише на 25%. Запоминая и отрабатывая определенный круг устойчивых выражений, можно объясниться и понять собеседника. Соотношение поставленной цели и полученного результата может явиться критерием качества образования.
Выбирая метод обучения, преподаватель должен прогнозировать конечные уровни учебных достижений студентов, проектировать планы обучения. Тогда процесс обучения будет не только отслеженным, но и целенаправленным. Необходимо осуществлять контроль за качеством обучения, успехами отдельного студента, получать сравнительную характеристику успешности параллельных групп. Можно выделить следующие методы мониторинга:
- опросные (позволяют получить информацию о развитии субъектов образовательного процесса на основании анализа письменных или устных ответов на стандартные специально подобранные вопросы);
- тестирование, являющееся одним из объективных методов сбора данных об уровне развития педагогических процессов. Ни одна из известных форм контроля знаний студентов с тестированием сравниться не может. Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений [2];
- анализ результатов учебной деятельности (при этом по заранее намеченной схеме изучаются письменные тексты, творческие работы обучаемых) [3].
Различают три формы мониторинга: стартовая диагностика обученности; экспресс-диагностика, осуществляемая в течение всего
времени обучения, по результатам которой вносятся коррективы в учебную деятельность; финишная диагностика, которая определяет уровень сформированное™ знаний, навыков и умений. Наряду с оцениванием текущих знаний, большое внимание уделяется разработке содержания и способов итогового контроля знаний. Согласно мировой классификации, выделяют, как правило, пять уровней: начинающий, элементарный, ниже среднего, средний и высокий.
Диагностика усвоения и качества знаний студентов должна проводиться в течение учебного года. Анализ результатов предполагает сравнение итоговых показателей каждого этапа. Систематическое отслеживание качества обучения у большого числа студентов способствует получению более объективной, достоверной оценки, что позволяет прогнозировать конечные уровни учебных достижений студентов, проектировать планы обучения. Процесс обучения становится не только отслеженным, но и целенаправленным.
Проведение мониторинга с использованием компьютерных технологий позволяет значительно сократить время анализа результатов и при этом повышает их информативность.
В процессе обучения можно выявить два типа неуспевающих студентов: студенты с низкой обучаемостью, но положительным отношением к учебе и студенты с удовлетворительной, даже более высокой обучаемостью, но стойким равнодушием или отрицательным отношением к учебе. Для этих двух категорий студентов следует разрабатывать такие меры помощи, которые были бы эффективны. Так, например, для первого типа студентов эффективными были бы дополнительные занятия по дисциплине с целью более доступного изложения трудного материала. Для студентов второго типа явились бы эффективными кор-рекционные меры в работе (воспитательная работа), формирование учебной мотивации, развитие профессиональных навыков [4]. С целью выяснения причин неуспеваемости студентов можно предложить специальные опросники, выявляющие причины неуспеваемости.
Причинами неуспеваемости могут быть пропуски занятий, непонятное объяснение преподавателя, неинтересная дисциплина, неуверенность в своих силах, усталость на занятиях и невозможность сосредоточиться, проблемы со здоровьем, конфликтные отношения с преподавателем, напряженные отношения в семье, группе и другие причины. При этом, анализируя опросник, преподаватель может критически оценить свою деятельность. Возможно, одной из причин может стать однообразие применяемых методов и приемов на занятиях.
Выставление оценки требует от преподавателя «мастерства педагогического воздействия», и пользоваться этим инструментом надо грамотно и добросовестно. Авторитет преподавателя во многом зависит от его объективности оценки знаний и умений студентов, так как косвенно этой оценкой он оценивает и свою педагогическую работу. Оценке подлежат основные виды учебной деятельности на уроке и дома: устные ответы, письменные работы, чтение, работа с учебником, дополнительной литературой и другими источниками знаний, подготовка и сообщение докладов, написание эссе. Использование мониторинга и диагностики качества знаний студентов позволяет убедить студентов в том, что они учатся не для отметок, а для получения знаний, развития мыслительной деятельности, раскрытия собственного потенциала. Мониторинг позволит повысить познавательную активность обучаемых, устранить психологические проблемы, обиды за плохую оценку, стабилизировать внимание на занятиях, сделать работу студентов целенаправленной и мотивированной.
Заключение. Подводя итоги, можно сказать, что использование мониторинга в работе преподавателей дает возможность повысить эффективность управления качеством образования, а также практически осмыслить вскрытые в
процессе мониторинговых исследований негативные (или позитивные) факты и факторы.
Учет результатов мониторинговых исследований, проводимых ежегодно, позволит своевременно вскрывать упущения в работе, прогнозировать дальнейшее развитие обучения. В условиях инновационной деятельности педагогический мониторинг может стать механизмом в системе учебно-воспитательного процесса, который будет способствовать стимулированию, развитию студентов, будет связан с предоставлением им большей свободы и ответственности. Показателем качества функционирования педагогической системы является в конечном счете успеваемость студентов.
Литература
1. Алексеев, Н. А. Личностно-ориентиро-ванное обучение / Н. А. Алексеев // Вопросы теории и практики. - Тюмень, 1997.
2. Строкова, Т. А. Мониторинг качества образования школьников / Т. А. Строкова // Педагогика. - № 7. - 2003.
3. Поташник, М. М. Управление качеством образования / М. М. Поташник // Знание. - М., 1991.
4. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: пособие / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998.
Поступила 02.04.2010