Научная статья на тему 'Инструмент оценки качества подготовки студентов'

Инструмент оценки качества подготовки студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструмент оценки качества подготовки студентов»

РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА

О. ФИЛИПЧУК, доцент С. ФИРСОВА, доцент О. ЧЕРЕДНИЧЕНКО, доцент Марийский государственный технический университет

Вхождение России в состав участников Болонского процесса заставляет переосмыслить состояние современной педагогической науки и повышает потребности общества в качестве образовательных услуг. Возникает задача совершенствования форм и методов обучения, а также контроля полученных знаний путем создания научно обоснованных высокотехнологичных диагностических систем, которые позволяют не только экономить время, но и, в конечном счете, повысить эффективность обучения.

Одним из важных источников достоверной и надежной информации могут быть грамотно сконструированные аттестационные педагогические измерительные материалы (АПИМ). Сегодня они стали основным элементом системы оценки выполнения требований ГОС ВПО в рамках Интернет-экзамена.

Интернет-экзамен — это технология массового тестирования, позволяющая диагностировать состояние базовой подготовки студентов и оценивать ее на соответствие требованиям ГОС. Интернет-экзамен дает возможность эффективно использовать полученные результаты для самообследования образовательного учреждения при подготовке к комплексной оценке и сравнивать результаты обучения студентов различных образовательных учреждений России.

Интернет-экзамен организуется в единое время для всех вузов, по единым измерительным материалам для всех специальностей и направлений подготовки; проводится по дисциплинам математического и естественно-научного циклов (ЕН), общепрофессиональным дисциплинам (ОПД), а

Инструмент оценки качества подготовки студентов

также по дисциплинам гуманитарного и социально-экономического циклов (ГСЭ), в том числе и по английскому языку.

Расширение международных связей, активное вовлечение российских студентов в программы международного сотрудничества и обмена и возросшее в связи с этим внимание к международным сертификационным экзаменам обусловили актуальность лингводидактического тестирования в образовательном пространстве России.

Измерительные материалы по дисциплине «Английский язык» предназначены для определения степени сформированно-сти речевых и языковых навыков и умений, достигнутых студентами в процессе освоения базового курса. Объектом тестирования выступает профессионально-ориентированная иноязычная компетенция студентов как результат обучения.

Профильно-ориентированные АПИМ по английскому языку сконструированы в виде целостной поэтапно реализуемой дидактической системы. При определении структуры теста и банка тестовых заданий разработчики руководствовались основными положения Государственного образовательного стандарта программы курса «Иностранный язык для вузов неязыковых специальностей», документов департамента по языковой политике Европейского союза, а также идеями отечественных и зарубежных специалистов в области тестологии.

Основными разделами государственного образовательного стандарта являются: лексика, грамматика, культура и традиции стран изучаемого языка, речевой этикет, чтение, письмо.

156

Высшее образование в России • № 4, 2008

Эти шесть разделов составляют основу обобщенной структуры АПИМ по английскому языку. Доля каждого в процентном соотношении представлена на рис. 1. Тест-билет содержит 34 задания, в том числе 10 по грамматике, 8 — по чтению и по 4 задания в других разделах.

АПИМ по английскому языку были

представлены в рамках третьего (май-июнь

2006), четвертого (декабрь 2006 — январь

2007) и пятого (май-июнь 2007) этапов Интернет-экзамена в сфере профессионального образования. Рассматривая последовательность разработки банка данных АПИМ, следует отметить, что на третьем этапе вариативная часть профильно-ориен-

Диаграмма соотношения разделов ГОС по дисциплине "Английский язык"

24%

29%

□ Лексика П Речевой этикет П Чтение

□ Грамматика

П Культура и традиции стран изучаемого языка П Письмо

12%

12%

Рис. 1. Соотношение разделов ГОС по дисциплине «Английский язык»

Таблица 1

Динамика участия студентов в интернет-экзамене по дисциплине «Английский язык»

Профиль ФЭПО-3 (Май 2006) ФЭПО-4 (Декабрь 2006) ФЭПО-5 (Май 2007)

Количество студентов Количество студентов Количество вузов Количество студентов Количество вузов

Гуманитарно-социальноэкономический 17,516 23,314 371 26,800 349

Радиотехнический 3,761 3,798 81 3,116 77

Лесотехнический 1,020 1,535 43 1,491 43

Общетехнический 855 1,153 38 1,633 53

Строительный - 471 12 899 22

Медицинский - 309 4 531 9

Биохимические технологии - 165 4 123 9

Морская техника - - - 1 1

23,152 30,745 553 34,623 563

Редакционная почта

157

тированных АПИМ по английскому языку была представлена четырьмя профилями («Социально-гуманитарно-экономический», «Радиотехнический», «Общетехнический» и «Лесотехнический»). Для четвертого этапа были разработаны еще три профиля («Здравоохранение», «Архитектура и строительство», «Биохимические технологии»). В рамках пятого этапа Интернет-экзамена прошли апробацию АПИМ по профилям «Морская техника» и «Оружие и системы вооружения». Динамика участия студентов в Интернет-экзамене по дисциплине «Английский язык» представлена в табл. 1.

Дальнейшее развитие лингводидактического Интернет-тестирования, на наш взгляд, возможно в направлении тематического пополнения базы данных, а именно увеличения количества единиц и разнообразия видов тестовых заданий.

Поскольку понимание иноязычной речи является неотъемлемым компонентом коммуникативной компетенции, в перспективе необходимо включение в структуру тест-билета специальных заданий, контролирующих сформированность навыков аудирования. При этом гибкая трансформация тест-билета позволит использовать такие средства обучения, как видео- и аудиосюжеты.

М. ГАТИЯТУЛЛИН, профессор Казанский государственный архитектурно - строительный университет

Решая задачу моделирования системы профессиональной подготовки студентов технического вуза к предпринимательской деятельности и менеджменту в сфере автодорожного хозяйства, мы руководствовались личностно-ориентированной «философией образования», делающей акцент на соблюдении приоритетов развивающейся личности.

Проектируемая модель требует взвешенного научно-педагогического анализа и структуризации состава востребованных в данном виде деятельности личностных и профессиональных качеств. Менеджер профессионального уровня — это личность, обладающая саморегуляцией и психической устойчивостью, способная привести себя в состояние интеллектуального, эмоционального, поведенческого равновесия и решать проблемы организации на основе гармонизации внутренних и внешних отношений. Менеджер должен отличаться высокой степенью ответственности и рефлексии, т.е. способностью осмысления процессов на ос-

О подготовке студентов к предпринимательской деятельности

нове анализа и сравнения с моральной нормой и общечеловеческими ценностями, оценками других и своими собственными представлениями.

В процессе разработки психолого-педа-гогических условий модели подготовки менеджера мы пришли к выводу, что она должна базироваться на положениях равновесной педагогики. Это позволяет организовать учебный процесс на базе соблюдения меры в полярных показателях целей, мотивов, дидактической деятельности и общения, содержания учебного материала, методов, оценок, результата. Подобные «дуалистические » условия, по нашему мнению, способствуют более гармоничному (по сравнению с информационным подходом) формированию внутреннего мира специалиста и удовлетворению его потребностей в профессиональной адаптации и самореализации.

Исходя из данного подхода, для эффективной реализации образовательного процесса значимыми представляются следую-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.