О ПОДГОТОВКЕ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА
П.П. Николаев1, канд. пед. наук, доцент В.А. Казначеев2, канд. пед. наук, доцент А.Е. Батурин3, канд. пед. наук, доцент
1Самарский государственный экономический университет 2Самарский юридический институт ФСИН России 3Санкт-Петербургская академия Следственного комитета 1,2(Россия, г. Самара) 3(Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-8-1-63-65
Аннотация. Современный спорт высших достижений в условиях усиления глобальной конкуренции на международной спортивной арене предъявляет новые, более высокие требования к качеству подготовки спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации. Статья посвящена вопросам спортивной подготовке, которая способна обеспечить получение высокого результата, складывающегося из непосредственно организованного тренировочного процесса, а также различных внетренировочных факторов, включая обеспечение получения спортсменами соответствующего уровня образования. Ключевые слова: спорт высших достижений, спортивные сборные команды, олимпий-
ский резерв, спортивные результаты, обоснованная спортивная подготовка.
Подготовка качественного спортивного резерва национальных спортивных команд, в том числе сборных команд Российской Федерации для участия в Олимпийских играх, является общенациональной задачей, которая предполагает поиск новых подходов к выявлению талантливых спортсменов; внедрение современных форм организации тренировочного процесса; совершенствование материально-технической базы спортивно-тренировочных организаций; обеспечение профессиональными кадрами; медицинское, психологическое и педагогическое сопровождение, поддержку антидопинга.
Формированием спортивного резерва занимаются организации различной ведомственной принадлежности: детско-юношеские спортивные школы, спортивные школы олимпийского резерва, центры спортивной подготовки, федеральные и региональные училища олимпийского резерва. Количество таких организаций -4391; обучающихся - 2,8 миллиона человек; педагогическо-тренерский состав -86 444 человека (данные 2023 года) [1].
Так, училища олимпийского резерва являются государственными учреждениями
училища спортивного резерва, научно-
профессиональной подготовки молодежи, обладающей выдающимися спортивными способностями. Основными задачами этих учебных заведений являются подготовка спортивного резерва для пополнения сборных команд России по олимпийским видам спорта (спортивным дисциплинам) и подготовка специалистов в области физической культуры и спорта (для справки: перовое место в рейтинге спортивных ССУЗов России занимает Московское среднее специальное училище олимпийского резерва № 4 имени А.Я. Гомельского (техникум) Департамента физической культуры и спорта города Москвы).
Для сохранения положительной динамики и устойчивого развития физической культуры и спорта в краткосрочной перспективе необходимо: сформировать систему выявления и вовлечения в спорт наиболее талантливых молодых граждан, в том числе специалистов по ключевым для отрасли направлениям (менеджмент, экономика, спортивная подготовка, физиология, анатомия, юриспруденция, наука, инновации, организация физкультурно-оздоровительных занятий с населением); сформировать условия прикладных науч-
ных исследований и экспериментальных разработок, направленных на развитие спорта высших достижений; принять меры по повышению качества медицинского, медико-биологического, информационно-аналитического, антидопингового обеспечения спорта высших достижений; повысить престиж физической культуры и спорта как сферы профессиональной деятельности; совершенствовать систему оплаты труда и социальной защиты спортсменов, квалифицированных тренеров, инструкторов-методистов и иных специалистов, участвующих в подготовке спортсменов (аналитиков, спортивных психологов, нутрициологов); усилить пропаганду физической культуры и спорта, включая производство и распространение информационно-просветительских программ, как на государственных телерадиовещательных каналах, так и на интернет-площадках.
Показатели эффективности развития физической культуры и спорта установлены Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года [2]. Перспективы развития училищ олимпийского резерва коррелируют с основными положениями миссии государства, установленной Стратегией, в части создания необходимых условий для поступательного развития физической культуры и спорта, укрепления международного сотрудничества с дружественными государствами.
Достижение важнейшей стратегической цели государства в сфере спорта - победа спортивной сборной России в Олимпийских играх - это в значительной степени зависит от качества спортивного резерва и превосходства над соперниками в технологиях и системе подготовки спортсменов. Особое внимание следует обратить на то, что наиболее ощутимые потери перспективных спортсменов происходят при переходе из юношеского в юниорский спорт высших достижений.
Укрепление позиции России на международной спортивной арене может быть достигнуто только при условии организации и обеспечения развития эффективной системы формирования спортивного по-
тенциала и освоения социально-ориентированных образовательных программ, интегрированных со спортивной подготовкой, позволяющих не только обеспечить преемственность и сохранность стабильного и качественного спортивного резерва для сборных страны, но и его совершенствование и развитие.
Одним из возможных подходов к повышению эффективности деятельности является сетевая форма взаимодействия между организациями спортивной подготовки на основе заключенных между ними соглашений. Это позволяет децентрализовать спортивную подготовку по некоторым видам спорта и одновременно централизовать профессиональную подготовку на базе государственных учреждений олимпийского резерва. Например, спортивная подготовка по одному виду спорта может быть организована в одном из субъектов РФ, имеющем традиции в этом виде спорта, спортивную базу и наличие достаточного количества спортсменов, являющихся кандидатами в спортивные сборные команды страны. При этом необходимо централизовать организацию ряда внетре-нировочных мероприятий по спортивной подготовке, в том числе получение спортсменами профессионального образования и качественного медицинского и медико-биологического обеспечения, а в будущем - научно-методического обеспечения через комплексные научные группы.
Принципы образовательного законодательства Российской Федерации о единстве образовательного пространства на территории России, диктуют необходимость создания единого координационно-методического пространства в каждом федеральном округе, сопровождающегося созданием спортивного кластера, включающего условия для полноценной спортивной подготовки (внесоревновательной, внетренировочной, тренировочной) ведущих спортсменов округа [3].
Для участия в олимпийских соревнованиях российским спортсменам нужно выполнить ряд условий: получить нейтральный статус (каждая международная федерация, следуя рекомендациям, опубликованным МОК в 2023 году, разработала собствен-
ные критерии допуска нейтральных спортсменов к участию в соревнованиях); выполнить спортивные критерии квалификации; соответствовать требованиям по антидопингу; пройти фильтрационный отбор (специальная комиссия будет изучать документы по нейтральным спортсменам и нейтральному персоналу от всех международных федераций - на каком основании был выдан статус, не было ли у спортсмена (тренера, физиотерапевта) в прошлом предосудительных действий политического характера, в том числе постов, комментариев и реакций в социальных сетях); получить персональное приглашение. Хотя
что Олимпийские игры являются соревнованиями между спортсменами и командами, а не между государствами, переплетение в Играх геополитических начал и политико-экономических интересов привело к тому, что международный спорт начал использоваться как поле для применения санкций [4]. Это поднимает вопросы о том, какие ценности и идеалы должны лежать в основе спорта и каким образом можно сохранить его независимость от политического влияния, чтобы спортивные соревнования продолжали способствовать миру и сотрудничеству, как это символизируют олимпийские кольца.
Олимпийская хартия и предусматривает,
Библиографический список
1. Морозов А. Спортивный резерв в России составляет более 2 млн человек. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/sport/21084805 (дата обращения:26.07.2024).
2. КонсультантПлюс Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года № 3081-р. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/66040.html (дата обращения:26.07.2024).
3. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов КОНЦЕПЦИЯ подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/551494049 (дата обраще-ния:26.07.2024).
4. Волков А. Влияние политических санкций на участие спортсменов и команд в международных соревнованиях: история и современность. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://russiancouncil.ru/blogs/a-volkov/vliyanie-politicheskikh-sanktsiy-na-uchastie-sportsmenov-i-komand-v-me/ (дата обращения:26.07.2024).
ABOUT THE PREPARATION OF THE SPORTS RESERVE
P.P. Nikolaev1, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor V.A. Kaznacheev2, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor A.E. Baturin3, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor 1Samara State University of Economics
2Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia 3Sankt-St. Petersburg Academy of the Investigative Committee 1i2(Russia, Samara) 3(Russia, St. Petersburg)
Abstract. Modern top-level sports, in the context of increasing global competition in the international sports arena, imposes new, higher requirements on the quality of training of the sports reserve for the national teams of the Russian Federation. The article is devoted to the issues of sports training, which is able to ensure a high result, consisting of a directly organized training process, as well as various out-of-training factors, including ensuring that athletes receive an appropriate level of education.
Keywords: high-performance sports, sports national teams, Olympic reserve, sports results, sports reserve schools, scientifically based sports training.