Научная статья на тему 'О подготовке специалистов в области дизайна'

О подготовке специалистов в области дизайна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / SPECIALTY / БАКАЛАВР / BACHELOR / ХУДОЖНИК / ARTIST / ДИЗАЙНЕР / DESIGNER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коеналиев Кылычбек Кармышевич

В статье приводятся примеры образовательной системы советской эпохи в творческих вузах по подготовке студентов по специальности художник-дизайнер, а также некоторые факты об обучении после перехода на Болонскую систему образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О подготовке специалистов в области дизайна»

About preparation of experts in the field of design

Koenaliev K. О подготовке специалистов в области дизайна Коеналиев К. К.

Коеналиев Кылычбек Кармышевич / Koenaliev Kylychbek — доцент, кафедра художественного проектирования изделий, Кыргызский государственный технический университет им. И. Раззакова, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье приводятся примеры образовательной системы советской эпохи в творческих вузах по подготовке студентов по специальности художник-дизайнер, а также некоторые факты об обучении после перехода на Болонскую систему образования. Abstract: this article contains some examples of educational system of the Soviet epoch in creative high schools on preparation of the specialists in the sphere of artist-designers, and also some facts in education after transition to the Boulogne education system.

Ключевые слова: специальность, бакалавр, художник, дизайнер. Keywords: specialty, the bachelor, the artist, the designer.

В недалеком прошлом в вузах многих постсоветских стран, в том числе в среднеазиатских странах, не было вузов по подготовке профессиональных художников и дизайнеров. Чтобы получить высшее образование в этом направлении все союзные республики выбирали лучших выпускников художественных училищ и отправляли их по целевому направлению Министерства культуры союзных республик в центральные вузы СССР (в те годы вузы, находящиеся в постсоветских странах европейской части называли центральными). Имея диплом квалифицированного художника после окончания четырехгодичных курсов художественных училищ, поступить в вузы в г. Москве или в других европейских городах было очень трудно. Некоторые абитуриенты предпринимали несколько попыток для поступления. Не немногим удавалось достичь желаемого. Причиной тому являлись очень высокие требования к поступающим, к тому же на одно вакантное место был конкурс от 10 до 15 желающих. Такие требования предъявлялись не только для поступления в центральные вузы, но также и в художественные училища был огромный конкурс. Такие же требования для поступления в профильные художественные училища сохраняются и по сей день.

После развала СССР суверенные государства получили право на открытие направлений в образовательной системе по своему усмотрению. Во многих вузах открылись кафедры живописи и рисунка, дизайна и других родственных направлений. Многим пришлись по душе такие метаморфозы в образовательной системе страны. Обучение проводилось по советским стандартам, те есть 5-6-летняя образовательная система в зависимости от направления. Такой подход к обучению студентов оправдывал конечные цели и задачи. Но, к сожалению, радость оказалась краткосрочной.

С 2012-13 учебного года в вузах начали реализовывать стандарты третьего поколения [1]. Однако в новых стандартах есть некоторые недостатки, которые заключаются в отсутствии системного подхода к разработке пакета стандартов по направлениям как совокупности образовательных программ бакалавра, специалиста и магистра, а также при обосновании требований к результатам освоения основных образовательных программ (результатов образования) в виде компетенций. Кроме этого, многими учебно-методическими объединениями не проведен анализ требований рынка труда вследствие сжатых сроков разработки стандартов [1].

Как известно, студент, обучившись по программе бакалавриата, получает базовое высшее образование. Одной из проблем в окончательном освоении двухступенчатой системы подготовки специалистов является поиск и принятие соответствующих решений относительно признания квалификации бакалавра после четырехлетнего обучения на рынке труда [2].

По мнению студентов России [3], многие теперь учатся в вузе для того, чтобы получить побыстрее диплом и устроиться на работу, так как на большую часть вакансий без диплома о высшем профессиональном образовании не берут. Здесь важно отметить, что никто не акцентирует внимание на том, какого качества знания у таких студентов (так считают 78% опрошенных). А вот 53% опрошенных считают, что обучение в течение 6 лет (бакалавриат + магистратура) ничем не отличается от обучения в вузе сроком 5 лет, только теперь необходимо писать два диплома, дважды сдавать государственные экзамены и обучение продлевается еще

на один год. 93% опрошенных утверждают, что не стоило вообще вводить данную систему обучения, что старая была куда более эффективнее для российских вузов. Она была уже отлажена и зарекомендовала себя выпуском квалифицированных специалистов. Сейчас же проблема трудоустройства стоит достаточно остро и трудоустроиться порой невозможно до тех пор, пока работодатель не уяснит для себя, кто же такой «бакалавр» и на что он способен [3].

Согласно государственным образовательным стандартам Кыргызской Республики за четыре года студент должен освоить 240 кредит-часов на все проводимые дисциплины по выбранному направлению. Появились новые образовательные стандарты, переделаны рабочие программы согласно требованиям новой образовательной системы. В отдельных случаях до сих пор дорабатываются стандарты. Но, суть не в этом.

Сократились академические часы по таким общеобразовательным дисциплинам, как рисунок и живопись. В любом направлении художественных специальностей, дисциплина рисунок является основополагающей. Без полноценного обучения дисциплине рисунок, обучение в конечном итоге, отрицательно влияет на качество подготовки специалистов по таким направлениям, как живопись, скульптура, графический дизайн и других видов творческой специальности.

Из 240 кредит-часов, всего 16 кредит-часов отводятся на предметы рисунок и живопись. За такое количество отведенных кредит-часов студента, возможно, обучить только основам рисунка (начальная стадия), в остальном он должен полагаться на самообразование (СРС), это в лучшем случае, и при огромном желании научиться рисовать. Те, кто хотел бы получить более полноценный курс обучения, вынуждены искать художественные мастерские, где оказывают такие услуги. Но такие мастерские (если найдутся таковые) по окончании курса не выдают дипломы или сертификаты соответствующего образца. Это является очень важным и в то же время очень проблемным вопросом для выпускников, имеющих степень бакалавра.

Первый выпуск студентов со степенью бакалавра по направлению 570400 «Графический дизайн» в Кыргызстане состоялся в 2016 году. Практика показала, что за отведенные часы обучить студентов всем законам, правилам и приемам рисунка невозможно. К примеру, если пострадала дисциплина рисунок, то естественно, и у живописи без твердо построенного и композиционно нерешенного предварительного наброска нет будущего, и даже хорошо написанная живопись в итоге обречена на неудачу. Тем более для работы по специальности дизайн одежды требуются профессиональные рисовальщики, которым за короткие сроки предстоит выполнить несколько зарисовок человеческих фигур в различных статичных позах, а также в движении.

К началу выполнения дипломного проекта среди выпускников наблюдалась серьезная паника. Создание эскизов будущего проекта, хромало именно из-за недостаточной подготовленности по дисциплине рисунок. Недостаточное владение карандашом, слабое понятие о композиции, слабо развитое мышление о проекте дают о себе знать именно к периоду начала выполнения дипломного проекта. В этот же период выполняли дипломный проект студенты с 6-летним обучением, которые без особой паники, спокойно и уверенно в своих силах выполняли свою работу. Вследствие чего многие студенты-бакалавры начинают чувствовать свою неполноценность в вопросах, касающихся дисциплины рисунок, и начинают искать виноватых. Как правило, они стараются обвинить в этом преподавателя, который вел дисциплину рисунок. И это не все. Также большинство студентов по окончании защиты дипломного проекта, чувствуя свою неполноценность и несостоятельность, начинают искать новые образовательные учреждения по этому направлению для продолжения своего обучения и для того, чтобы получить статус специалиста. К сожалению, таковых у нас просто нет. Уже есть случаи, в которых студенты в поисках продолжении учебы, поступают в другие учебные заведения совершенно по другим направлениям с целью получения диплома о высшем образовании. Причиной тому является получение статуса бакалавра, благодаря которому порой бывает сложно найти подходящую работу. Потенциальные работодатели относятся к таким выпускникам с недоверием. По данным последнего опроса, который, кстати, проводится регулярно, нет ни одного выпускника-бакалавра, которого приняли бы на работу в солидное издательско-полиграфическое предприятие, хотя в свое время они проходили преддипломные квалификационные практики именно на этих предприятиях.

Насколько мне известно, во многих издательско-полиграфических предприятиях просто отсутствует должность художественного редактора. Его функции выполняют люди, далекие от издательской деятельности. Главным критерием для издателей стали знание компьютерной технологии и владение программными обеспечениями, необходимыми для изготовления издательской продукции. Для исполнения же художественного оформления печатной продукции приглашают уже бывалых, опытных художников-иллюстраторов, работавших еще в

советском режиме. В итоге получается, что серьезные издания верстаются без учета знаний способов и приемов макетирования и требований к нормам санитарно-технических условий для учебной литературы.

Возникает вопрос: оправдывается ли степень бакалавра при выборе творческих специальностей? Опрос преподавательского состава творческих вузов показал: чтобы поправить ситуацию в образовании по творческим направлениям, необходимо внести поправки в образовательные стандарты на увеличение кредит-часов по общепрофессиональным дисциплинам до уровня системы образования советского периода, как, например, в специализированном творческом вузе Национальной академии художеств КР, или же, что является желательным, вернуть старое, привычное пятилетнее образование со степенью специалиста. В противном же случае мы ежегодно будем выпускать армию безработных разочарованных бакалавров.

Литература

1. Таштобаева Б. Э. Образовательно-квалификационные уровни высшего и послевузовского образования. Ученые записки Худжантского гос. ун-та им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарных наук, 2013. № 4 (37). С. 242-248. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru/download/70890023. pdf/ (дата обращения: 14.10.2016).

2. Таштобаева Б. Э., Чимчикова М. К. Кредитная технология в технических вузах. Известия КГТУ. № 26. Бишкек. ИЦ Текник, 2012. С. 304-307.

3. Мнения студентов о нынешней системе высшего образования в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.rusnor.org/pubs/articles/8995.htm/ (дата обращения: 29.09.2016).

Formation of informational competence of future experts with secondary professional education Kulueva F.

Формирование информационной компетенции будущих специалистов со средним профессиональным образованием Кулуева Ф. Ш.

Кулуева Фарида Шабданбековна /Kulueva Farida - старший преподаватель, Колледж экономики и сервиса Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в настоящей статье рассматриваются подготовка будущих специалистов среднего профессионального образования в современной системе обучения, использование и внедрение информационных технологий в обучении студентов, требования и задачи при формировании информационной компетентности будущего специалиста.

Abstract: in the present article use and introduction informational technologies in tutoring of students, requirements and tasks is considered on training offuture experts of secondary professional education in the modern system of tutoring, when forming informational competence offuture expert.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, информационные технологии, компетенции, профессиональные компетенции, информационная компетентность. Keywords: secondary professional education, informational technologies, competences, professional competences, informational competence.

В современных условиях общество предъявляет повышенные требования к качеству подготовки специалистов различного профиля и уровня, которые должны обладать необходимыми знаниями в своей профессиональной области и владеть умениями их комплексного применения, то есть быть профессионально компетентными. В свою очередь, профессиональное образование оказывает воздействие на развитие самого общества. Качество подготовки молодых специалистов в системе средней профессиональной школы может стать рычагом возрождения экономики, но может и стать серьезным фактором тормоза.

Социально-экономическая ситуация в Кыргызстане не позволяла создать необходимые условия для дальнейшего роста профессионализма, совершенствования подготовки будущего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.