Научная статья на тему 'Формирование информационной компетенции будущих специалистов со средним профессиональным образованием'

Формирование информационной компетенции будущих специалистов со средним профессиональным образованием Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATIONAL TECHNOLOGIES / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCES / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулуева Фарида Шабданбековна

В настоящей статье рассматриваются подготовка будущих специалистов среднего профессионального образования в современной системе обучения, использование и внедрение информационных технологий в обучении студентов, требования и задачи при формировании информационной компетентности будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной компетенции будущих специалистов со средним профессиональным образованием»

советском режиме. В итоге получается, что серьезные издания верстаются без учета знаний способов и приемов макетирования и требований к нормам санитарно-технических условий для учебной литературы.

Возникает вопрос: оправдывается ли степень бакалавра при выборе творческих специальностей? Опрос преподавательского состава творческих вузов показал: чтобы поправить ситуацию в образовании по творческим направлениям, необходимо внести поправки в образовательные стандарты на увеличение кредит-часов по общепрофессиональным дисциплинам до уровня системы образования советского периода, как, например, в специализированном творческом вузе Национальной академии художеств КР, или же, что является желательным, вернуть старое, привычное пятилетнее образование со степенью специалиста. В противном же случае мы ежегодно будем выпускать армию безработных разочарованных бакалавров.

Литература

1. Таштобаева Б. Э. Образовательно-квалификационные уровни высшего и послевузовского образования. Ученые записки Худжантского гос. ун-та им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарных наук, 2013. № 4 (37). С. 242-248. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru/download/70890023. pdf/ (дата обращения: 14.10.2016).

2. Таштобаева Б. Э., Чимчикова М. К. Кредитная технология в технических вузах. Известия КГТУ. № 26. Бишкек. ИЦ Текник, 2012. С. 304-307.

3. Мнения студентов о нынешней системе высшего образования в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.rusnor.org/pubs/articles/8995.htm/ (дата обращения: 29.09.2016).

Formation of informational competence of future experts with secondary professional education Kulueva F.

Формирование информационной компетенции будущих специалистов со средним профессиональным образованием Кулуева Ф. Ш.

Кулуева Фарида Шабданбековна /Kulueva Farida - старший преподаватель, Колледж экономики и сервиса Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в настоящей статье рассматриваются подготовка будущих специалистов среднего профессионального образования в современной системе обучения, использование и внедрение информационных технологий в обучении студентов, требования и задачи при формировании информационной компетентности будущего специалиста.

Abstract: in the present article use and introduction informational technologies in tutoring of students, requirements and tasks is considered on training offuture experts of secondary professional education in the modern system of tutoring, when forming informational competence offuture expert.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, информационные технологии, компетенции, профессиональные компетенции, информационная компетентность. Keywords: secondary professional education, informational technologies, competences, professional competences, informational competence.

В современных условиях общество предъявляет повышенные требования к качеству подготовки специалистов различного профиля и уровня, которые должны обладать необходимыми знаниями в своей профессиональной области и владеть умениями их комплексного применения, то есть быть профессионально компетентными. В свою очередь, профессиональное образование оказывает воздействие на развитие самого общества. Качество подготовки молодых специалистов в системе средней профессиональной школы может стать рычагом возрождения экономики, но может и стать серьезным фактором тормоза.

Социально-экономическая ситуация в Кыргызстане не позволяла создать необходимые условия для дальнейшего роста профессионализма, совершенствования подготовки будущего

специалиста. Очень серьезные проблемы возникают в профессиональной подготовке молодых квалифицированных специалистов через систему среднего профессионального образования. Количество молодых людей, желаюшдх получить начальное и среднее профессиональное образование, падает, существуют только две причины, по которым молодое поколение хочет получить среднее профессиональное образование:

1) некоторые учащиеся после 9-го класса не хотят учиться в школе;

2) выпускники, не получившие пороговый балл при сдаче ОРТ, поступают в среднее профессиональное образование, чтобы не тратить время впустую. Серьезно настораживает тот факт, что они не имеют определенных целей и стремлений, для получения востребованных знаний рынка труда. Развивающемуся обществу необходимы нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, которые отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу своей страны.

Основной целью, поставленной перед учреждениями среднего профессионального образования (СПО), является повышение качества профессионального образования, постановка его на более высокий информационно-технологический уровень, отвечающий мировым стандартам, способный обеспечить все сферы производства высококвалифицированными специалистами. Начальное и среднее профессиональное образование ориентированы на результат, позволяющий заполнить разрыв между компетентностями выпускников и требованиями рынка труда, установить баланс между спросом и предложением на квалифицированные кадры, поднять уровень доверия предпринимателей и общества в целом к выпускникам. В концепции поставлена задача - модернизировать инфраструктуры начальных и средних профессиональных учебных заведений на основе современных производственных технологий, информационно-коммуникационных технологий [1].

С точки зрения разработчиков государственных образовательных стандартов третьего поколения, компетентность будущего специалиста включает в себя общие и профессиональные компетенции. К общим компетенциям относят общенаучные, социально-личностные, коммуникативные и организационно-управленческие, а к профессиональным - базовые общепрофессиональные и профессионально профилированные знания.

Согласно Мысину М. Н. [2, с. 78] профессиональная компетентность состоит из следующих компонентов: Информационный, коммуникационный, аналитический, гностический, проективный, организационный, ориентационный, мобилизационный.

Понятие «компетентность» используется для описания конечного результата образования. Введение понятия компетентности как «умение мобилизировать знания и опыт к решению конкретных проблем» [3, с. 10], позволяет рассматривать компетентность как многофункциональный инструмент измерения качества профессионального образования. А квалификация представляет собой уровень развития способностей работника, позволяющий выполнять ему трудовые функции определенной степени сложности в конкретном виде деятельности.

Требования, которые сейчас предъявляют к современному выпускнику, отличаются от тех, которые предъявлялись раньше. Настоящие профессионалы должны:

- уметь своевременно, быстро и качественно обрабатывать большие объемы информации, оптимально выбирая информационно-коммуникационные технологии;

- располагать наработанной коммуникационной средой;

- обладать способностью к профессиональной мобильности, социальной активности;

- иметь компетентность в смежных областях;

- уметь быстро и эффективно принимать решения;

- стремиться к постоянному самосовершенствованию, самореализации, саморазвитию [4].

В задачи развития информационной компетентности специалиста входит:

- обогащение знаниями и умениями из области информатики и информационно-коммуникационных технологий;

- развитие коммуникативных, интеллектуальных способностей;

- осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве.

Решить эти задачи возможно только при условии подготовки специалистов, умеющих

решать задачи, связанные:

- с созданием и использованием информационных технологий, ориентированных на формирование умений осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности по сбору, обработке, хранению, передаче, вырабатыванию информации;

- с функционированием «виртуальных» открытых образовательных систем телекоммуникационного доступа на базе потенциала распределенного информационного ресурса, обеспечивающих социальную адаптацию к жизнедеятельности в информационном обществе;

- с внедрением и использованием новейших информационных средств для развития образовательного процесса в учреждении, в том числе продвижения в учении и интеллектуальном развитии студентов;

- с обеспечением организовать тесную связь с предприятиями по прохождению производственной практики.

Развитие профессиональных компетенций — это управляемый процесс становления профессионализма, т. е. в первую очередь - это образование и самообразование специалистов. Одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности является формирование информационной компетентности специалиста, уровень сформированности которой определяется, во-первых, знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях, умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности; во-вторых, умением использовать современные информационные технологии в профессиональной деятельности; в-третьих, мировоззренческим видением окружающего мира как открытой информационной системы; в-четвертых, готовность к самообразованию в сфере информационных технологий, необходимому для постоянного повышения квалификации, реализации себя в профессиональном труде.

Информационная компетентность будущего специалиста может быть сформирована в ходе учебного процесса, включая в себя следующие этапы:

• этап теоретической информатики, направленный на формирование информационной культуры;

• пользовательский этап, формирующий знания об информатике как прикладной науке и интеграции учебных предметов;

• технологический этап, который предусматривает подготовку будущего специалиста к творческой разработке и самостоятельные навыки на использовании программных средств;

• коммуникативный этап, ориентированный на использование современных средств коммуникаций в учебном процессе [4, с. 11].

Одним из признаков повышения качества образования является высокая степень заинтересованности студентов современными технологиями, стремление «идти в ногу со временем», возможность овладения основам профессии и быть востребованным на рынке труда. Образовательное учреждение должно предоставлять студентам инновационный подход к обучению, обеспечение новых информационно-коммуникационных технологий. Студенты образовательного учреждения СПО должны иметь представление о том, какие компетентности они должны развивать и формировать у себя в процессе обучения, иметь достаточно высокий уровень самоопределения, профессиональной мотивации, уметь осуществлять самооценку и самоанализ, развивать в себе профессионально важные качества личности, а также овладевать содержанием и технологиями формирования профессиональной культуры.

Информационная компетентность не является чем-то изначально заданным, она может приобретаться и совершенствоваться; необходимым условием этого является соответствующее образование, где часто в учебном процессе преподаватели используют информационные и мультимедийные технологии. У студентов формируется информационно-профессиональные компетенции в интегрированном обучении. Использование инфомационной технологии в занятиях базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если студент активно участвует в процессе.

По мнению студентов, применение информационных технологий на занятиях способствует: повышению темпа восприятия и усвоения, так как идет подключение к процессу обучения абстрактного мышления, основанного на зрительном восприятии; сокращению времени на усвоение материала; созданию условий для роста активности и развития творческих способностей; увеличению доли самостоятельной работы у учащихся на традиционном уроке; в автоматизированном режиме производить контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности и коррекцию по результатам контроля.

Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс приводит к повышению качества образования, возможности индивидуализировать учебный процесс с учетом особенностей личности студентов, позволяет активизировать мыслительную

деятельность, позволяет сделать учебный процесс по подготовке компетентных специалистов более интересным.

Подводя итоги, нужно отметить, что информационную компетентность в широком смысле можно понимать как способность человека в полной мере осмыслить реалии информационного общества и использовать все предоставляемые им возможности, способность всесторонне адаптироваться и реализовываться в информационном обществе.

Литература

1. Концепция развития образования в Кыргызской Республике до 2020 года.

2. Мысин М. Н. Использование информационных технологий в процессе формирования профессиональных компетенций будущего специалиста / М. Н. Мысин. Самара: Изд-во Самарский ун-т, 2004. 194 с.

3. Байденко В. И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса [Текст] / В. И. Байденко, Б. Оскарссон // Профессиональное образование и личность специалиста. М., 2002.

4. Зубахин А. В. Изменение содержания системы обучения информатике студентов педагогических вузов в современных условиях. Курский ГУ, 2013. № 1. 25 с.

Disadvantages of information competence of bachelors of technical specialties

Yuriev A.

Недостатки информационной компетентности бакалавров технических

специальностей Юрьев А. В.

Юрьев Алексей Владимирович / Yuriev Aleksej — преподаватель, кафедра городского строительства и хозяйства, Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы информационной компетентности бакалавров технических специальностей.

Abstract: the article deals with the information competence of bachelors of technical specialties.

Ключевые слова: информационная компетентность, недостатки, бакалавр, технические специальности.

Keywords: information competencies, weaknesses, BSc, technical specialty.

Совершающееся в нынешний период развитие просветительных стереотипов предполагает ключевые просветительные итоги в компетентностном выражении, что в свою очередь актуализирует первоначально лишь минусы компетентности бакалавров промышленных и технических направлений.

Механизм просвещения должен являться как интенсивным, так и эластичным и уметь приспосабливаться к изменяющейся среде. Все это обуславливает включение в образовательный процесс новизны, новых методик в период обучения студентов бакалавров технических специальностей.

Следует подчеркнуть, что рассматриваемые нами вопросы исследовались многими учеными. Как правильно отмечает Зеер Э. Ф., «...студент, помимо абстрактно-теоретических знаний должен уметь реализовывать творческие способности, познавательные интересы и решать практические задачи» [1].

Мы не можем не согласиться и потому полностью разделяем мнение авторов, которые определяют информационную компетентность, как многоаспектное понятие [2].

Под информационной компетенцией автор предлагает понимать различные качественные характеристики, как, например, группа взаимосвязанных знаний, которые способны обеспечить профессиональную адаптацию личности на выполнение определенных действий в различных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.