Педагогика
УДК:378.147:004
кандидат педагогических наук Молчанова Елена Владимировна
Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет» в городе Тихорецке (г. Тихорецк)
О ПЛЮСАХ И МИНУСАХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В данной статье рассматриваются положительные и отрицательные стороны современной образовательной среды, ориентированной на системное использование цифровых технологий обучения. Автор уверен, что процесс перехода современного образования и в частности школьной программы на электронный формат неизбежен. Этим и определяется актуальность рассматриваемой темы. Автором определено, что когда задумка цифровизации воплотится в жизнь, изменится не только система образование, но и ее смысл и предназначение.
Ключевые слова: образовательная среда, цифрономика, цифровизация образования, цифровой алгоритм современного образования, теория педагогики.
Anmtation This article discusses the positive and negative aspects of the modern educational environment, focused on the systematic use of digital learning technologies. The authors believe that the process of transition of modern education and in particular the school curriculum to electronic format is inevitable. This determines the relevance of the topic. The main directions of application of digital technologies in the educational process are: the development of educational software for various didactic purposes; development of developing and information-analytical web-sites for educational purposes; development of methodological and didactic materials; organization and conduct of computer experiments with virtual models in the educational process of various stages of education and the implementation of targeted information retrieval. The authors determined that when the idea of digitalization is realized, not only the education system will change, but also its meaning and purpose.
Keywords: educational environment, digitonomics, digitalization of education, digital algorithm of modern education, theory of pedagogy.
Введение. Современный мир беспрерывно меняется. Современные технологии развиваются с огромной скоростью. Цифровая модернизация - одно из ключевых направлений национального проекта «Образование». И сегодня высокие технологии уже пришли в отечественные школы: используются электронные доски и дневники, ноутбуки и скоростной интернет. Однако это происходит далеко не везде. По оценкам экспертов, только 12% учителей страны применяют в учебном процессе цифровые технологии.
Поэтому на сегодняшний день, когда мы говорим о развитии образования, конечно, мы должны думать о том, каким образом организовать тот самый образовательный контент, содержание образования, о котором вы говорите, в котором преследуются цели и духовно-нравственного развития, и личностного развития, но уже гражданина сетевого общества. Сегодня система образования этой задачи не решает.
Изложение основного материала статьи. Учебные материалы, планы, занятия, журналы и дневники -все это перейдет на онлайн-версии. Ученик сможет участвовать в проведении урока, не выходя из дома, по Интернету. Предполагается, что на созданных электронных ресурсах обучающийся найдет подробную информацию для занятий.
Школы используют в образовательном процессе современные технологии: компьютеры, планшетные панели. Сегодня практически в каждом заведении проведены оптоволоконные средства коммуникации Интернет для доступа к информационному контенту [6].
Учителя в обязательном порядке проходят курсы переподготовки в области компьютерной грамотности, для того чтобы быть готовым работать в новой системе образования. Однако, предполагается, что профессия учителя в самом ближайшем времени кардинально полностью изменится, так как цифровизация подразумевает самостоятельное изучение материала. Педагог выступает в роли помощника, куратора, тьютора к которому придется обращаться лишь при необходимости.
Среди явных плюсов цифрового алгоритма современного образования можно назвать следующие: приучение к самостоятельности, отсутствие бумажной волокиты, экономию такого важного ресурса, как время, упрощение работы педагогов, прогностическая модель будущего в действии [5].
По авторитетному мнению педагогов, психологов, учителей практиков, прежде чем активно. Повсеместно использовать в образовательной среде школ интерактивные доски, гаджеты и прочие инновационные цифровые технологии, необходимо провести ряд взаимодополняющих лонгитюдных исследований сроком не менее 10 лет, причем задействовать в организации и процедуре данных исследований необходимо специалистов различного профиля профессиональной деятельности: не только педагогов, социологов, клинических и социальных психологов, а также медиков, психотерапевтов, которые могли бы на основе глубокого всестороннего анализа разработать нормы для применения данных технологий.
Например, Е.А. Струкова обращает внимание на то, что анатомо- физиологические особенности возрастного развития учащихся младшего школьного возраста настолько уязвимы и изменяемы под влиянием социума, поэтому для некоторых из них работа с гаджетом на протяжении 15-20 минут, может привести к потере возможности концентрировать внимание до конца урока [12].
При цифровом обучении письму уделяется все меньше внимания: сначала исчезла каллиграфия, затем чистописание, теперь письмо от руки практически сводится на нет. В связи с этим возможны изменения в ученических навыках.
Однако, последствия отказа от письма, которые ждут школьников известны уже сейчас: они начнут хуже читать, а также пострадает их моторика и координация. Произойдет это, так как при ручном письме всегда задействуются участки мозга, отвечающие за интерпретацию сенсорных ощущений и формирование речи.
У детей, которые мало пишут плохо развит глазомер. Эти дети станут хуже распознавать письменный текст. Будут меньше учить орфографию, пунктуацию и грамматику (ведь почти во всех гаджетах и браузерах есть функция автоисправления). И как печальное следствие, человек, который не будет писать от руки, не сможет писать грамотно. Поэтому дети станут хуже формулировать свои мысли.
Зрение и мелкая моторика изменятся в первую очередь. Длительное пребывание за экранами приводит к
глазной усталости. Со временем, появятся: сухость; покраснение; раздражение; ухудшение зрения. В следующих поколениях уже вряд ли найдется человек с хорошим зрением. Однако, возможно, в будущем технологии станут более безопасными для детского развития. Работа с клавиатурой и планшетом приведет к изменению физиологии пальцев. Могут поменяться строение костей, суставов и мышц.
В Приказе Минобрнауки РФ от 09.01.2014 г. №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» определены санитарные нормы, в которых прописано, что в 1-4-х классах школы ребёнок может непрерывно работать за компьютером не более 15 минут [1]. При переходе на цифровое обучение это время с учетом домашних заданий будет составлять минимум 5-6 часов.
Если анализировать оптические характеристики экранного изображения и особенности его воздействия на зрение ребенка, то очевидно, что при экранном изображении, являющемся самосветящимся, и состоящим из отдельных точек (пикселей), ребенок не осознает, что оно не имеет чётких границ. Когда мы длительное время находимся у монитора компьютера, то наше зрение портится с огромной скоростью, происходит затуманивание зрения, боли в области глазниц, проявляется синдром «сухого глаза». Если обратиться к данным статистики, то они безжалостны по своей сути: сегодня во всём мире 300 миллионов человек имеют нарушения зрения, и самое страшное, что дети составляют 19 миллионов! 40 миллионов людей совсем потеряли зрение, это слепые люди. Что касается нашей страны, то цифры ужасают: у каждого второго жителя нашей страны наблюдается резкое снижение зрения, особенно это касается детского возраста: в первый класс приходит уже 5% близоруких детей, а в 11 классе эта цифра возрастает до 25-30%, а к моменту окончания вузов - уже 50-70%.
Если же продолжить перечисление недостатков, то среди них, бесспорно, проявится риск отрицательного результата, отсутствие творчества, снижение умственной активности, плохая социализация, проблемы с физическим развитием, абсолютный контроль. Эти изменения будут кардинальными. Но однако, стоит учитывать, что данная система применится впервые, поэтому сравнить ее с чем-то подобным не получится [2, с. 90-91].
Ученые доказали, что цветовое оформление помогает человеку лучше запомнить информацию. Даже взрослым людям рекомендуется создавать свои записи с небольшими корректировками. Это способствует развитию творческих способностей. Однако информационные технологии исключают возможность проявить их в полной мере Электронные версии носят «сухой», крайне теоретико-логичный характер. Ребенок быстро привыкнет к скучному повествованию. Считываем, что проявление детского непосредственного творчества может заметно пострадает.
И это явление можно наблюдать уже сейчас. Человеку нет нужды размышлять о чем-то, он перестал самостоятельно добывать информацию. Нам современника уже достаточно иметь доступ в Интернет, чтобы узнать необходимые сведения. Именно это приводит к ослаблению мыслительных способностей [3, с. 186].
К процессу социализации цифровизация имеет непосредственное отношение. Когда ученик впервые приходит в школу, есть лишь малая вероятность, что там он встретит знакомого. Ребенок тут же попадает в другой социум, где никого не знает. В образовательном учреждении он получает не только знания, но и обретает друзей, учится взаимодействовать с обществом. Информационная система значительно снижает уровень социализации человека. Это повлияет на дальнейшее развитие личности.
Современная школа в том виде, в котором она существует, она это не производит. И хедхантеры в результате выискивают этих отдельных людей, которые сквозь сито вот этой так называемой традиционной школы, так сказать, как-то еще прорвались и сохранили в себе что-то человеческое в силу разных обстоятельств, их вылавливают. Но в массе своей происходит дегуманизация образования, происходит разрыв поколений. И с помощью вот этой цифры они будут максимально отчуждать ребенка от учителя, ребенка от школы и переводить в конечном счете.
Информатизация и цифровизация системы образования включает в себя динамичный и постоянно обновляющийся обзор информационных потоков. Это относится к школьникам, педагогам и родителям. Уже сегодня на каждого человека заводится личное дело (в т.ч. электронное), собирается подробная информация о семье, ее доходе, изменении в социальном статусе и прочее. Это приведет к тотальному контролю общества. Если рассуждать на более низком уровне: ребенок не сможет ничего скрыть от взрослых. Раньше можно было спрятать дневник, исправить оценку, умолчать о замечании. В недалеком будущем такой возможности не будет, так как уже сегодня активно реализуется в образовательных учреждениях электронная программ «Электронный журнал», с выставленными в нем оценками родитель может ознакомиться в течении рабочего дня. Но такая деятельность заметно ударит по самостоятельности. Когда ребенок сталкивается с проблемами, он пытается их решить сам, хоть и не правильными способами. Кандидат педагогических наук Третьякова Н.В. В работе над диссертацией «Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях реализации компетентностного подхода» сделала акцент на то, что сегодня у молодежи зачастую формируются такие детерминанты, свойственные современному информационному обществу, как: весьма слабая привязанность к социальному окружению, коллективу, в котором они находятся и той системе ценностей, которая всегда мощно работала на развитие социального интеллекта молодых людей, плюс отсутствие долгосрочных планов, столь необходимое для формирования самоактуализации и связанной с ней напрямую успешной профидентичности, что чревато инфантильной или вообще поздней социализацией [13].
На сегодняшний день мы все чаще сталкиваемся с неумолимой статистикой, подтверждающей, что глобальная сеть Интернет, так называемая Всемирная паутина, с одной стороны, выступает в качестве мощнейшего мотивационного ресурса для развития личности подростка, открывая ему широчайшие возможности для решения разноуровневых заданий и задач, а, с другой стороны,- это негативная среда, которая может проявиться в самых губительных воздействиях на неокрепшую психику ребенка, и привести к самым страшным и непоправимым последствиям.
Также нельзя оставлять без внимания серьезнейшую из проблем, связанную с экспликацией несовершенства системы образования в огромный спектр задач, связанных с кадровым голодом современного рынка в условиях нарастающих темпов цифровой экономики.
Если обобщить спектр данной проблематики, то можно выделить ряд укрупненных блоков этих проблем. Во-первых, очевидна потеря преемственности в образовании; во-вторых, абсолютно очевиден разрыв между уровнем, на котором находится материально-техническое оснащение образовательной среды и
теми результатами, которые сейчас характеризуют научно-технический прогресс; в-третьих, используя традиционные векторы организации учебного процесса происходит утрата необходимой и столь важной связи с работодателем; и, наконец, в-четвертых, на сегодняшний день нет отвечающего всем необходимым требованиям единого информационного пространства, а ведь только с его помощью может быть получен и передан богатый семантический опыта [11].
При таком развитии, вполне возможно, что уже в течение каких-то 5-7 лет могут совсем исчезнуть учебники на бумажном носителе. Что тогда будет происходить с реализацией, внедрением, оптимизацией образовательных программ? Если учебники на бумажных носителях будут масштабно переводиться в цифровой формат и размещаться на электронных носителях: гаджетах, айпадах, планшетах, то тогда, возможно, наступит эра создания принципиально иных учебников, неких учебников-роботов? Что тогда будет с живым общением, педагогикой сотрудничества, мотивацией к самообразовательной деятельности? Понятно, что при таком «учебнике-цифровом коуче» [10].
Выводы. Несмотря на все вышеперечисленные перепитии, проблема подготовки специалистов должна осуществляться на таком уровне и с помощью таких технологий, которые позволять ему побеждать конкурентный кадровый рынок, а он, как известно, сегодня масштабно цифровой [7, 8, 9].
Таким образом, с уверенностью можно констатировать, что после цифровизации понятие учителя будет полностью изменено. Вероятно, что в самом ближайшем будущем профессионалов заменят роботы и виртуальные системы, ну а простые люди лишатся работы. Поэтому именно сейчас еще есть время задуматься над поставленными вопросами и найти наиболее оптимальные на них ответы.
Литература:
1. Приказ Минобрнауки РФ от 09.01.2014 г. №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» // Справочная правовая система Консультант-Плюс - http://www.consultant.ru
2. Абдуллаев С.Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2017. - N 3. - С. 85-92.
3. Отекина Н.Е. Использование электронного учебного пособия в образовательном процессе // Инновационная наука, 2016. - №11. - с. 185-187.
4. Как будет развиваться электронное обучение в России? Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.menobr.ru
5. Концепция внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерации. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.openclass.ru
6. Корниенко С.А. Электронное обучение как средство реализации образовательной программы [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. - С. 175-182. - URL https://moluch.ru (дата обращения: 08.06.2019).
7. Молчанова Е.В. Инновации и информационные технологии: поиск путей практической реализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 31. - С. 656-660. - URL: http://e-koncept.ru/2017/970146.htm. (дата обращения: 04.06.2019).
8. Молчанова Е.В. Общие основы педагогики. Учебное пособие. - Краснодар, ФГБОУ ВО КубГУ, Издательство Краснодарский ЦНТИ - филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2018. - 127 с.
9. Пьянкова Н.Г., Матвиюк В.М. Влияние глобальной сети интернет на психику подростков // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № S30. С. 36-40. (дата обращения: 04.06.2019).
10. Сатунина А.Е. Электронное обучение: плюсы и минусы. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www. science-education.ru
11. Современное высшее образование: тенденции, перспективы, инновации (коллективная монография) / Под общ. ред. канд. экон. наук, доц. Е.В. Мезенцевой. - Ставрополь: Ставролит, 2017. - 140 с.
12. Струкова Е.А. Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. - URL: http://www.informio.ru/publications/id1210.
13. Третьякова Н.В. Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях реализации компетентностного подхода: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2010. 24 с.
Педагогика
УДК: 37.013
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая
кафедрой педагогики и психологии Мураталиева Мира Алымбековна
Бишкекский гуманитарный университет имени К. Карасаева (г. Бишкек)
СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ
И ТЕНДЕНЦИИ
Аннотация. В статье рассматривается история развития системы образования в Кыргызской Республике, где первоначально проводили подготовку учителей истории и дальнейшее ее развитие, а также особо выделяется три основных этапа постсоветского периода развития высшего педагогического образования и современное состояние.
Ключевые слова: подготовка учителей истории, этапы, современное положение, реорганизация, статус университетов.
Annotation. The article discusses the history of the development of the education system in the Kyrgyz Republic, where they initially trained and further developed history teachers, and highlights the three main stages of the post-Soviet period of development of higher pedagogical education and the current state.
Keywords: history teacher training, stages, current situation, reorganization, university status.