Научная статья на тему 'Цифровизация в образовании: проблемный аспект в контексте глобальной трансформации'

Цифровизация в образовании: проблемный аспект в контексте глобальной трансформации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
979
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DIGITALIZATION / EDUCATIONAL SPHERE / EDUCATIONAL PROJECTS / DIGITAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пирогланов Шамсуддин Шахретович, Пашков Геннадий Николаевич

В статье рассматривается влияние цифровизации на современное российское образование. Определены положительные и отрицательные стороны данной образовательной сферы. Проанализированы мнения россиян о воздействии «цифры» на интеллектуальные способности подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пирогланов Шамсуддин Шахретович, Пашков Геннадий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION IN EDUCATION: A PROBLEM ASPECT IN THE CONTEXT OF GLOBAL TRANSFORMATION

The article discusses the impact of digitalization on modern Russian education. Positive and negative sides of this educational sphere are defined. The opinions of Russians about the impact of "figures" on the intellectual abilities of the younger generation are analyzed.

Текст научной работы на тему «Цифровизация в образовании: проблемный аспект в контексте глобальной трансформации»

Литература:

2. Акимова, М.К., Козлова В.Т. Психофизеологические особенности индивидуальности школьников [Текст] / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. — М.: Юрайт, 2018. — 192 с.

3. Афанасьев, А.Н. Русские народные сказки в 2 томах [Текст] / А.Н. Афанасьев. — М.: Книговек, 2017. — 604 с.

4. Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс. — М.: Апрель ПРЕСС, 2000. — 508 с.

5. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия [Текст] / под ред. Е. Строгановой — СПб.: Питер, 2014. — 416 с.

6. Вачков, И.В. Введение в сказкотерапию [Текст] / И.В. Вачков. — М.: Генезис, 2015. — 228 с.

7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: ПЕДАГОГИКА-ПРЕСС, 1999. — 536 с.

8. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. — М.: АСТ, 2015. — 40 с.

9. Дементий, Л.И., Купченко, В.Е. Агрессия: понятие, подходы, диагностика. Учебно-методическое пособие [Текст] / Л.И. Дементий, В.Е. Купченко. — Омск.: Омск госуниверситет, 2012. — 40 с.

10. Долгова, А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста [Текст] / А.Г. Долгова. — М.: Генезис, 2013. — 216 с.

11. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. — М.:Речь, 2018. — 320 с.

12. Кузьмин, Д.А. Сказкотерапия как метод культурно-психологического воздействия на личность: история и эволюция [Текст] / Д.А. Кузьмин // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2015. — №5 — С. 161-164

13. Кулагина, И.Ю., Колюцкий В.Н. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. — М.: Академический проект, 2018. — 420 с.

14. Лоренц, К. Агрессия [Текст] / К. Лоренц. — М.: Римис, 2015. — 322 с.

15. Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. — СПб.: Речь, 2013. — 400 с.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, старший преподаватель 100 кафедры общевоенных дисциплин Пирогланов Шамсуддин Шахретович

Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (КВВАУЛ имени А.К. Серова) (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, старший преподаватель 100 кафедры общевоенных дисциплин Пашков Геннадий Николаевич

Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (КВВАУЛ имени А.К. Серова) (г. Краснодар)

ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМНЫЙ АСПЕКТ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНОЙ

ТРАНСФОРМАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается влияние цифровизации на современное российское образование. Определены положительные и отрицательные стороны данной образовательной сферы. Проанализированы мнения россиян о воздействии «цифры» на интеллектуальные способности подрастающего поколения.

Ключевые слова: цифровизация, образовательная сфера, образовательные проекты, цифровые технологии.

Annotation. The article discusses the impact of digitalization on modern Russian education. Positive and negative sides of this educational sphere are defined. The opinions of Russians about the impact of "figures" on the intellectual abilities of the younger generation are analyzed.

Keywords: digitalization, educational sphere, educational projects, digital technologies.

Введение. В современных условиях реализуемой образовательной среды происходит процесс глубокой трансформации российского образования. Эти изменения обусловлены запросами прогностики таких масштабных проектов, как: «Образование 2030», «Образование 2035». По результатам реализации этих проектов должны быть вытеснены или, точнее сказать, полностью ликвидированы те традиционные модели образовательной системы, которые активно использовались до настоящего времени. Предполагается в качестве мощной и перспективной альтернативы замена их на технологии «цифрового образования». Масштабно эти проблемы обсуждались при анализе плюсов и минусов национального проекта «Образование», утверждённого в сентябре 2018 г., на который сегодня направлено пристальное внимание ученых, общественности, педагогов, психологов, социологов, а также всех тех, кому сегодня не безразлична судьба российского образования.

Актуальность и значимость процесса цифровизации профессионального образования и обучения вызвана глобальными процессами перехода к цифровой экономике и цифровому обществу.

Проблема всеобщей цифровизации образования рассматривается сегодня в качестве общеизвестной дилеммы узника: с одной стороны, необходимость ухода от устаревших технологий очевидна, и замена их инновационными, скоростными, мобильными, полифункциональными цифровыми технологиями также важна и необходима, но, с другой стороны, к каким последствиям приведут пробы и ошибки тотальной трансформации образования, не знает никто. Можно попробовать заглянуть в будущее и построить некую прогностическую модель. И тогда можно заметить, что только на первый взгляд цифровизация образования безобидна, прогрессивна, а также кажется перспективной и полезной для образования. Но существует и

оборотная сторона медали. Проблемы цифровизации образования очевидны. В первую очередь - это утрата умственных способностей, снижение социальных навыков и появление онкологических заболеваний [1].

Изложение основного материала статьи. Цифровое образование - широкое понятие. Ярким примером являются технологии LMS, позволяющие не только внедрять в жизнь сложные процессы смешанного обучения, но и использовать новые технологии, в которых соединяются дополненная и виртуальная реальность, открываются возможности анализа больших данных (Big Data) и т.д. Обратимся к справочному материалу. LMS (Learning Management System, термин, пришедший из английского языка, дословно обозначающий «систему управления обучением»). То есть это непосредственно хранилище учебных материалов: видеоуроков, лекций, презентаций, книг и курсов, доступ к которым можно получить с любого устройства в любой точке мира.

Аббревиатура LMS складывается из трех слов: «learning» - обучать; (с помощью LMS может быть создана и оптимизирована такая единая база электронных курсов и учебных материалов, которая будет релевантна даже самым смелым целям обучающегося. Такая база - настоящий кладезь знаний по вашей теме. Благодаря ей вы сохраняете и наращиваете внутреннюю экспертизу компании); «management» - управление (обучением управляет администратор. Он назначает пользователям курсы и тесты, проверяет домашнее задание); и «system» - электронная система (LMS вместо вас проверяет тесты и фиксирует, сколько времени учился каждый пользователь). Данные система формирует в виде сводного отчета, чтобы вам было проще оценить уровень подготовки сотрудников.

Системы управления знаниями чаще используют коммерческие компании, чтобы обучать тысячи сотрудников по всему миру. Это дает несколько преимуществ: во-первых, сокращение затрат на обучение: оплата перелетов, гостиниц для тренеров и так далее; во-вторых, помощь в поддержании на одном уровне осведомленности сотрудников как центрального офиса, так и филиалов; в-третьих, увеличение скорости обучения при появлении новой линейки продуктов или открытии нового подразделения. Ведь доступ к онлайн-курсам сотрудники могут получить в любое время, а управлять системой может один человек из любой точки мира. Нужен лишь выход в интернет. В общем среднем образовании онлайн-обучение фактически не используется, в дополнительном школьном образовании доля онлайн-обучения - 2,7%. По прогнозам экспертов, к 2021 году доли увеличатся до 1,5% и 6,8% в общем и дополнительном школьном образовании соответственно [2].

В 2018 году состоялся Петербургский международный образовательный форум, на котором профессор РГПУ Инна Романенко выступила с докладом на тему: «Современное образовательное пространство и постматериальные ценности», в котором она рассказала о тех типологических чертах и поведенческих реакциях, которые формируются у молодежи в современном информационном обществе. Среди них автор назвала слабую привязанность к социальному окружению, коллективу и системе базовых ценностей, отсутствие долгосрочных планов, перспективных целей, а также инфантильность в социальном интеллекте, т.е. позднюю социализацию [3].

Безусловно, цифровизация образования заключается в оснащении образовательных учреждений качественным программным обеспечением. К такому программному обеспечению можно отнести различные информационные системы, которые позволяют получать доступ к образовательным ресурсам, результатам современных научных исследований и разработок, электронным научным библиотекам на различных языках мира.

В качестве бесспорных плюсов цифровой системы образования сегодня можно назвать, в первую очередь, такой феномен как приучение к самостоятельности. Дело в том, что будущая система подразумевает самостоятельную работу, подросток поймет, что он сам должен стремится к знаниям.

Во-вторых, это весьма актуализированное сегодня отсутствие бумажной волокиты. Цифровое образование избавляет человека от горы бумаг и книг. А электронные носители в состоянии вместить все необходимые учебники и пособия, а планшет вполне может заменить рабочие тетради.

В-третьих, это, конечно же, такой немаловажный аргумент, как экономия. Так как цифровизация избавляет от бумажных версий, родителям не придется тратить деньги на тетради, учебники, ручки и прочие вспомогательные канцелярские товары. В-четвертых, цифровизация образования заставит педагогов «лениться», в хорошем смысле этого слова. Т.е. будет максимально упрощена их работа. В цифровой системе образования профессиональная деятельность педагога будет сводиться лишь к оказанию помощи и поверхностному консалтингу алгоритма учебных действий обучающегося. Педагог будет задавать тот вектор обучающего процесса, по которому движутся в своем развитии его ученики. И обращаться к педагогу обучающиеся будут лишь в спорных критичных ситуациях. Наконец, в - пятых, цифровое образование-это, безусловно, прорыв, шаг в будущее, т.к. сегодня наука развивается настолько стремительно, что именно информационные и высокоскоростные ресурсы жизненно необходимы.

Минусы цифровой системы образования:

1. Риск отрицательного результата. Эти изменения будут кардинальными. Нет возможности точно сказать: будет ли такое новшество положительным. Данная система применится впервые, поэтому сравнить с чем-то подобным не получится.

2. Отсутствие творчества. Ученые доказали, что цветовое оформление помогает человеку лучше запомнить информацию. Однако информационные технологии исключают возможность проявить себя. Ребенок быстро привыкнет к скучному повествованию. Детское творчество заметно пострадает.

3. Снижение умственной активности. Это явление можно наблюдать уже сейчас. Человеку нет нужды размышлять о чем-то, достаточно иметь доступ в Интернет, чтобы узнать необходимые сведения. Это приводит к ослаблению мыслительных способностей.

4. Плохая социализация. Когда ученик впервые приходит в школу, есть лишь малая вероятность, что там он встретит знакомого. Ребенок тут же попадает в другой социум, где никого не знает. Информационная система значительно снижает уровень социализации человека. Это повлияет на дальнейшее развитие личности.

5. Проблемы с физическим развитием. Зрение и мелкая моторика изменятся в первую очередь. Длительное пребывание за экранами приводит к глазной усталости. Со временем, появятся: сухость; покраснение; раздражение; ухудшение зрения. В следующих поколениях уже вряд ли найдется человек с хорошим зрением. Однако, возможно, в будущем технологии станут более безопасными для детского

развития. Работа с клавиатурой и планшетом приведет к изменению физиологии пальцев. Могут поменяться строение костей, суставов и мышц.

6. Абсолютный контроль. Это относится к школьникам, педагогам и родителям. На каждого человека заводится личное дело, собирается подробная информация о семье. Это приведет к тотальному контролю общества. Если рассуждать на более низком уровне: ребенок не сможет ничего скрыть от взрослых. Раньше можно было спрятать дневник, исправить оценку, умолчать о замечании. В будущем такой возможности не будет, что плохо для детей.

7. Функция педагогов. После цифровизации понятие учителя будет полностью изменено. Профессионалов заменят роботы и виртуальные системы. Люди лишатся работы [4].

Оценить все плюсы и минусы такой системы, ее последствия будет возможно спустя десятилетия. Когда придет время, поменяется вся структура образования. Хорошо это или плохо — решится спустя время.

По данным РИА Новости, к концу 2019 года российские школы будут подключены к высокоскоростному интернету в рамках национального проекта "Образование", что безусловно является огромным плюсом к достижению постепенной, полной цифровизации в образовательной сфере [5].

По плану, к декабрю 2020 г. планируется внедрить «цифровые учебно-методические комплексы». Эти комплексы должны «частично или полностью» заменить традиционные бумажные учебники. У учеников будут «сертифицированные в установленном порядке устройства персонального доступа», дети смогут дистанционно участвовать в уроке при нетяжёлом заболевании. Проект направлен на создание индивидуальных траекторий обучения, и по итогам окончания школы выпускники должны использовать для поступления в средние и высшие учебные заведения цифровые образовательные портфолио [6].

Безусловно цифровизация глобально может поменять наш современный мир. Но только в положительную или отрицательную сторону, зависит от нас. Для того, чтобы детально ознакомиться с результатами влияния цифровизации на образование, хотелось бы продемонстрировать ряд исследований, проведенными Российскими Научными Центрами.

Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России [7].

Одним из первых представленных исследований, проведенным Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), было выяснено: «Как россияне оценивают состояние российской системы образования в эпоху цифровизации и сегодня и 25 лет назад?».

Как показали результаты данного социологического опроса, только 20% респондентов сегодня оценивают состояние системы образования как «плохое» или «очень плохое» - эта доля ниже показателя 27-летней давности (27%), тогда как 33% считают его «хорошим» или «отличным» (против 8% в 1992 г.). Однако, наиболее распространенным (как в советские годы, так и в наше время) является то мнение, что образование у нас посредственное (41% в 2017 г. и 46% в 1992 г.).

Данный опрос показывает, насколько цифровизация негативно влияет на современную образовательную сферу, так как, все же, большинство опрошенных считают состояние системы образования посредственным.

Если говорить о всемирно известной паутине, то почти вся молодежь пользуется Интернетом, ищет там всю необходимую информацию, читает книги, смотрит фильмы и т.д., но все забыли про библиотеки. Ведь раньше многие ходили в читальные залы и изучали литературу без помощи интернета.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, что популярность печатной литературы снижается, тогда как электронные форматы, напротив, используются все чаще.

Респондентам был задан вопрос: «Когда в последний раз Вы посещали библиотеку?». В библиотеках бывали несколько лет назад (63%) - более двух лет назад. Один-два года с момента визита прошло у 9%, около года - у 5%. Еще 2% ходили в книгохранилища в последние полгода, 10% - не более двух-трех месяцев назад (среди 18-24-летних - 20%, среди обучавшихся в ВУЗах - 15%).

Из данного опроса, следует сделать вывод о том, что молодежь все больше и больше пользуется Интернетом, а не библиотеками для поиска информации, например, приходя в библиотеки студенты изучали учебный материал, знакомились с научной литературой - все прочитанное откладывалось у них в голове, а заходя в Интернет много умственных способностей для нахождения той или иной информации не потребуется, что в свою очередь ведет к деградации современного поколения, кроме того цифровизация оказывает все больше воздействие на человека.

Третий вопрос для респондентов звучал так: «Ухудшилось ли качество подготовки и знаний учащихся?

Некоторые убеждения о проведении ЕГЭ оказались наиболее устойчивыми и распространенными среди россиян. Так, 77% считают, что учащихся натаскивают только на прохождение тестов, в связи с этим ухудшается качество знаний. В том, что государственный экзамен не учитывает индивидуальные особенности школьников уверены 77%. А 71% думают, что проверка знаний после введения ЕГЭ стала формальной.

На основе данного вопроса, хотелось бы отметить роль цифровизации при внедрении ЕГЭ. Данный вид экзамена в последние годы значительно повлиял на школьников учебных учреждений, так как при сдаче ЕГЭ многие недовольны необъективностью экзамена, также сдача государственного экзамена - это большой стресс для учеников и их родителей.

Из этого следует еще один опрос, представленный молодежи: «Как, повлияло введение ЕГЭ как единственной формы выпускных экзаменов в школе и основной формы вступительных экзаменов в ВУЗы на следующие аспекты в образовании?».

Из данных, полученных в ходе опроса следует вывод о том, что общий уровень школьной подготовки снизился, считают 51% опрошенных респондентов, объективность оценки знаний также снизилась, считают 54% опрошенных, и охват оцениваемых знаний в учебных учреждениях понизился на 49%, соответственно. Если же говорить об уровне нагрузки на школьников, то он весьма велик, - считают 69 % респондентов. Также следует выделить тот факт, что доступность высшего образования, по мнению опрошенных 32%, осталась неизменной, и коррупция при поступлении в ВУЗы не осталась без изменений тоже по мнению 34% респондентов.

И последний вопрос для опрошенных звучал так: «Современные школьные учителя учат детей лучше, хуже или так же, как Вас учили Ваши школьные учителя?».

По мнению 53% респондентов, современные учителя учат хуже, чем в свое время их учили их преподаватели. Из этого следует отметить, что цифровизация не обошла мимо и современное поколение учителей, которые также оказались под влиянием цифровой трансформации.

Выводы. Таким образом, подводя итог, можно сказать, что в случае полной цифровизации в образовании и реализации таких форсайт-проектов как «Образование 2030», «Образование 2035» современная система образования может столкнуться с серьезными проблемами. Может получить масштабное распространение функциональная безграмотность людей. Сама сущностная характеристика образовательных траекторий обусловит подготовку подрастающего поколения к решению очень узкого спектра задач, что не даст возможности для получения представления о полной картине мира и формировании научного мировоззрения. Последствия масштабной цифровизации образования могут также привести к утрате творческого поиска, эвристики. Без возможности открытой дискуссии, столь ценной в диаде «учитель-ученик» молодое поколение уже не сможет на высоком уровне креативности усваивать сложные знания, а сам процесс образования будет сводиться просто к узкому набору компетенций, нужных для будущей профессиональной деятельности. Понятие «специалист широкого профиля» уйдет навсегда. Что будет со здоровьем людей столько времени проводящих за планшетом и ПК просто страшно представить.

Литература:

1. Введение в «Цифровую» экономику / А.В. Кешелава, В.Г. Буданов, В. Ю. Румянцев [и др.]; под общ. ред. А.В. Кешелава; гл. «цифр.» конс. И.А. Зимненко. — ВНИИ Геосистем, 2017. - 28 с.

2. Правда и ложь о цифровом образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www. ug.ru/archive/75140

3. Цифровизация российской школы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rvs.su/statia/cifrovizaciya-rossiyskoy-shkoly

4. Цифровизация образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://plusiminusi.ru/cifrovizaciya-obrazovaniya-osnovnye-plyusy-i-minusy/

5. Образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/20190821/1557747152.html

6. Цифровизация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/20/06/2018/5af1 a9f69a79478564b01d91

7. ВЦИОМ о системе образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wciom.ru/

Педагогика

УДК 372.882

кандидат педагогических наук, доцент Полькина Светлана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА РОДНОГО КРАЯ ВО

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Изучение регионального краеведческого материала способствует совершенствованию литературных умений, воспитанию личностных качеств школьника: ценностно-смысловых ориентаций, культуры межличностных отношений, гражданского, духовно-нравственного становления. В статье представлено содержание рабочей программы внеурочной деятельности, раскрыта методика изучения произведений устного народного творчества во внеурочной деятельности. Особое внимание уделено выявлению педагогического потенциала фольклора.

Ключевые слова: устное народное творчество, внеурочная деятельность, литературное краеведение, рабочая программа, методика.

Annоtation. Studying of regional local history material promotes improvement of literary abilities, education of personal qualities of the school student: valuable and semantic orientations, culture of the interpersonal relations, civil, spiritual and moral formation. The contents of the working program of extracurricular activities are presented in article, the technique of studying of works of folklore in extracurricular activities is opened. Special attention is paid to identification of pedagogical potential of folklore.

Keywords: folklore, extracurricular activities, literary study of local lore, working program, technique.

Введение. Изучение регионального краеведческого материала способствует совершенствованию литературных умений школьников, освоению общих закономерностей развития литературного процесса, решению воспитательных задач.

В образовательной практике возможно использование разных путей привлечения материалов литературного краеведения: на уроках литературы, на уроках внеклассного чтения, во внеурочной деятельности.

Следует отметить, что внеурочная деятельность позволяет наиболее эффективно достигать планируемые результаты за счет «расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность», учета «индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона» [6]. Особенно значим потенциал внеурочной деятельности в становлении личности школьника, в достижении обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах личностных и метапредметных результатов освоения образовательной программы [10].

Специфика организации, содержание внеурочной деятельности раскрыты в трудах Д.В. Григорьева, И.Д. Демаковой, В.А. Караковского, А.В. Кислякова, В.О. Кутьева, М.И. Рожкова, П.В. Степанова, Е.В. Титовой, В.Д. Шадрикова и др.

В современных исследованиях [1, 2, 3, 4, 5, 9] представлены возможности внеурочной деятельности в воспитании личностных качеств школьника: ценностно-смысловых ориентаций, культуры межличностных отношений, гражданского, духовно-нравственного становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.