РАЗМЫШЛЕНИЯ. ОБСУЖДЕНИЯ
DOI: 10.15293/1813-4718.1903.16 УДК 37.0(4)+37.0(73)
Джуринский Александр Наумович
Доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, Московский педагогический государственный университет, djurins@yandex.ru, ORCID 0000-0001-56723812, Москва
ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И США: НАДЕЖДЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
Аннотация. Педагогическое сообщество Запада связывает с внедрением новейших технических средств надежды выйти из кризиса образования. Сторонники технического детерминизма полагают, что новейшие электронные устройства помогут устранить проблемы неуспеваемости; наладить сотрудничество между преподавателями и обучающимися, дифференциацию обучения; скорректировать методы и формы обучения; оптимизировать расходы на образование. Возрастает образовательный потенциал Интернета, где происходит виртуальный контакт преподавателя и обучающегося, а также между учащимися. США первыми приступили к теоретическому обоснованию и практическому освоению в образовании новейших информационных технологий. Сегодня компьютеризация американской школы имеет всеохватный характер. Осмысление и внедрение информационных технологий также идет в педагогике и учебных заведениях Западной Европы. Новые информационные технологии доказали свою незаменимость в системах образования Западной Европы и США. Создаются специальные учебные классы, оснащенные новейшей техникой, национальные центры дистанционного обучения с помощью электронных средств. Вместе с тем применение цифрового образования на Западе порождает педагогические риски и проблемы. Обучающие компьютерные программы зачастую оказываются копиями традиционных учебных пособий. Не хватает педагогов, владеющих новой техникой. Не закрыта проблема охраны здоровья обучающихся. Школа на Западе недостаточно эффективно помогает учащимися овладевать новейшими информационными технологиями.
Ключевые слова: цифровое образование, информационные технологии образования, цифровое образование в США, цифровое образование в Западной Европе.
Введение в проблему. С целенаправленным и систематическим внедрением новейших технических средств педагогическое сообщество Запада связывает надежды выйти из кризиса образования. Сторонники технического детерминизма надеются, что новейшие электронные устройства помогут устранить проблемы неуспеваемости; наладить сотрудничество между преподавателями и обучающимися, дифференциацию и индивидуализацию обучения; скорректировать методы и формы обучения; оптимизировать расходы на образование.
Работа обучающихся с современными информационными технологиями позволяет осуществить две капитальные образовательные функции: приобретение определенных знаний и умений, а также использование ИКТ при преподавании различных дисциплин. В первом случае осваиваются курсы по информатике, электронике, работа на компьютере и пр. Во втором - совершенствуется учебный процесс (персональные задания, работа с «электронным редактором», наглядное обучение и пр.).
К насыщению новейшими цифровыми
технологиями систем образования Западной Европы и США подталкивает перспектива их применения. В начале третьего тысячелетия до 60-70 % занятого населения ведущих стран мира пользуется различными гаджетами. Качественно и весьма быстро возрастает образовательный потенциал планетарной системы Интернета. Сегодня Интернет позволяет миллионам пользователей не только обмениваться учебными материалами. Если еще 10 лет назад он выполнял преимущественно роль виртуальной площадки приобретения информации, то сегодня это инструментарий, где посредством социальных сетей происходит активный виртуальный контакт не только между преподавателем и обучающимся, но и между самими учащимися. «Путешественники по Интернету» вникают в проблемы своей страны, приобщаются к культурам и знаниям разных народов и цивилизаций.
Вошедшие в системы образования Запада информационные технологии предназначены сделать преподавание и учение более эффективными, будучи источником небывалых ранее резервов самостоятельного, скоростного овладения новыми знаниями. Нетрадиционный путь обучения открыли компьютерные игры. На дисплее «оживают» вещи и образы окружающего мира, приобретаются обобщенные представления о них. Развивается абстрактное логическое мышление, поскольку обучающийся осознает, что предметы на экране - лишь знаки реальности. Улучшаются память и внимание. Игровая мотивация переходит в учебную.
Применение современных информационных технологий ломает стереотипы учебного процесса. Наличие новейших информационных технологий превращается в обязательное условие учебного процесса.
Исследовательская часть. Педагоги и учебные заведения Западной Европы и США стремятся соответствовать вызовам цифрового образования. Первы-
ми на Западе вступили на путь освоения в системе образования новейших информационных технологий США. Сторонники максимального использования таких технологий опираются на ряд дидактических установок. Одна из них - идея программированного обучения. Один из ее авторов Б. Скиннер предлагает рассматривать учебный процесс как предельно формализованный и детализированный объект, в соответствии с которым надо составлять алгоритмы последовательного выполнения запрограммированных предписаний [10].
Несколько иначе трактовал программированное обучение другой американский педагог Н. Кроудер [9]. По его представлениям, необходимы не только общий порядок освоения учебного материала, но и персональные обучающие программы разветвленного алгоритма программированного обучения. В серии учебных книг «TutorText» им был предложен диалоговый метод общения с учеником, учитывающий его персональные возможности. В 1960 г. Кроудер подготовил компьютерную обучающую программу «AutoTutor», реализующую идеи, сформулированные в «Tutor Text».
Лучшие учебные компьютерные программы составляются так, чтобы неверный ответ учащегося был скорректирован компьютером. Например, текстовой редактор помогает исправлять ошибки, допущенные при выполнении заданий по родному и иностранным языкам.
«Компьютерное» поколение американских школьников появилось в середине прошлого века. В ряде учебных заведений были оборудованы учебные центры, оснащенные новейшей техникой. Например, в одной из школ г. Луисвиля (штат Техас) соорудили купол с изображением звездного неба, посреди центра расположили пульт - «космическую станцию» для учителя, по периметру - персональные компьютеры для учеников.
Для общеобразовательных учебных за-
ведений США было подготовлено целостное компьютерное программное обеспечение («Проект АСЕ»). Планировалось, что выпускники начальных школ овладеют элементарными навыками работы на компьютере; учащиеся получат подготовку, достаточную для работы по прикладным программам, смогут использовать текстовой редактор на занятиях по всем разделам учебной программы; учащиеся овладеют системами телекоммуникаций.
Сегодня компьютеризация американской школы имеет всеохватный характер. Власти безвозмездно предоставляют учителям персональные компьютеры, чтобы те смогли овладеть новейшей техникой и стать квалифицированными инструкторами для учеников. Школа широко оснащена различными гаджетами, банками обучающих программ.
Занятия по информатике ведутся с 1-го класса. Поначалу дети просто играют, затем выполняют все более сложные упражнения и осваивают более сложные программы. Многие школьники выполняют домашние задания на персональных ноутбуках. Ими уверенно пользуются ученики 10-12-летнего возраста.
В учебном процессе преподаватели и студенты американских вузов охотно прибегают к продвинутым новым информационным технологиям: мобильная связь, портативные компьютерные комплексы, видеоконференции, использование Интернета и пр. [2]. Так, университет Карнеги -Меллон систематически практикует «открытое обучение» в виде онлайн-курсов, когда студенты высылают преподавателям выполненные на компьютере учебные задания, готовят, демонстрируют видео презентации [2].
В педагогике и учебных заведениях Западной Европы также идет активное осмысление и освоение информационных технологий, являющихся плодом технотронной революции. Создаются специальные учебные классы, оснащенные но-
вейшей техникой, национальные центры дистанционного обучения с помощью электронных средств. Так в Великобритании, как и в США, практически все учебные заведения оборудованы компьютерами.
Особый комитет «Компьютерного национального общества» изучает возможности учебных компьютеров, популяризирует применение новейших информационных технологий. Изучением перспектив и применения новейших технологий в образовании занимается также Компьютерная школа (The School of Computing) в университете Стаффордшира [8].
Специалисты этих центров создают учебные компьютерные программы, мотивирующие творческую мысль учащихся. Одна из таких программ по математике для начальной школы предполагает исполнение учащимся обязанностей программиста. Например, ему предлагается вопрос: «Какие различия между цифрами "девять" и "четыре"?» Ученик имеет возможность многовариантного ответа: «Девять больше четырех», «Четыре меньше девяти», «Девять равно из пять плюс четыре» и т. д.
Составители подобных программ признают, что суть проблемы состоит не столько в их нехватке, сколько в том, что зачастую они оказываются копиями учебных пособий. Французский ученый Ф. Одуэн (F. Audouin), автор «Кибернетической педагогики» (1971), рассуждает о не замене наставника машиной, а гармоничном сочетании усилий человека и машины. Одуэн предлагает учитывать, что сокращение наполняемости классов и увеличение штата преподавателей во французской школе мало вероятны. В этой связи он надеялся, что новейшие информационные технологии позволят экономнее расходовать учебное время, общаться учителю одновременно с группой учеников, «взять в русло» льющийся на школьников поток информации, установить «обратную связь» между учеником и источником информации, усилить активность и самостоятельность учащихся [7].
Во французской школе технические средства - давно не сенсация. Франция идет в ногу с техническим прогрессом, и использование новейшие информационных технологий - будни образования. Уже к 1990 г. в общественных средних школах насчитывалось до 150 тыс. персональных компьютеров. Сотни колледжей и лицеев имеют в распоряжении новейшую телевизионную технику - параболические антенны, лазерные устройства и пр. Монтировано кабельное телевидение в пределах отдельных учебных заведений. В школах создаются фонды аудиовизуальной учебной документации с подборками по различным образовательным темам. Например, в коллеже Марли-ле-Руа накоплено свыше 300 учебных фильмов по курсу истории. Фильмы сделаны с изрядным юмором, по принципу «доступность даже при сложном содержании» [3].
Программы и способы использования информационных технологий во Франции разрабатывает группа научно-методических центров. Их возглавляет национальный центр в Сен-Клу, координирующий деятельность коллег в Ванве, Гренобле, Лилле, Лионе, Руане и Тулузе. Современными информационными технологиями располагают все учебные заведения Франции. К настоящему времени создана национальная структура ресурсов информатики, аудио-, видеосредств: банки информации по учебным дисциплинам, центры аудио-и компьютерной техники). Учебные заведения могут воспользоваться этими ресурсами при помощи Интернета. По национальному телевидению регулярно ведутся учебные передачи.
Новые информационные технологии используется для обеспечения в первую очередь учебных программ по механике и автоматике, электронике и информатике, экономике и управлению. Услугами «электронных ассистентов» - компьютерных обучающих программ - пользуются и на занятиях по гуманитарным дисциплинам.
К примеру, словесники работают с программой, в которую заложены сведения из энциклопедического словаря «Larousse».
Научно-техническая революция в системах образования Западной Европы и США не проходит гладко. Нет уверенности в однозначно позитивных последствиях применения новейших информационных технологий. Появляются новые риски и проблемы. Из жизни обучающихся вытесняются книги. Имеются признаки чрезмерного использования Интернета. Сегодняшние школьники общаются по мобильному телефону не менее часа в день, т. е. примерно столько времени, сколько у них занимает приготовление домашних заданий [5]. Оказалось, что одно лишь наличие гаджетов еще не гарантирует эффективного образования. Не хватает педагогов, квалифицированно владеющих новой техникой. Не даны однозначные ответы на вопрос, обеспечивают ли новейшие информационные технологии прочное закрепление знаний, основательна ли учебная мотивация при работе на компьютере. Нет окончательного позитивного ответа на вопрос, возникает ли при этом игра ради приобретений знаний. Не закрыта проблема гигиены, охраны психики и здоровья обучающихся. Появилась болезнь компьютерной зависимости обучающихся, приводящая к психическим расстройствам. Возникает опасение, что компьютерные игры - прямой путь к деградации школьников и студентов, у которых развиваются только разделы мозга, которые ответственны за моторику, тогда как остальные участки пребывают в состоянии стагнации.
Исследования свидетельствуют, что школа на Западе недостаточно эффективно помогает учащимися овладевать новейшими информационными технологиями. Так, уроки информатики не влияют сколько-нибудь существенно на компьютерную грамотность учащихся. О состоянии информационной и компьютерной грамотности учащихся и учителей (на Западе в том чис-
ле) дает представление международный мониторинг ICILS (2013). Обследовались учителя и 14-летние школьники 21 страны. Мониторинг шел по четырем уровням навыков:
1) сбор и обработка информации;
2) извлечение и оценки информации;
3) управление информацией;
4) самостоятельное производство информации.
Выяснилось, что по всем странам в среднем 17 % школьников не достигли первого из указанных уровней. Лишь 2 % зарубежных школьников поднялись до четвертого уровня. На тот или иной уровень такой грамотности школьники обычно выходят самостоятельно (те, кто «сидит» в Интернете) [6].
Тенденция наращивания роли новейших технических средств в учебном процессе грозит возникновением ситуации, когда, если переиначить популярное выражение, «можно испортить кашу обилием масла». Высказываются сомнения в однозначно позитивном эффекте применения в образовании новейших информационных технологий. Как писал журнал «Times», хотя классы стали походить на кабину космического корабля, школьники отнюдь не лучше овладевают необходимыми знаниями и умениями, чем их предшественники [4].
Немало педагогов на Западе далеки от эйфории при анализе перспективы тотального внедрения в высшей школе потока достижений технологической революции. «Студенты, начинающие учебу в этом году (2009/2010), могут оказаться последним поколением, для которого "пойти в колледж" означает собрать вещи, получить место в общежитии, слушать профессоров. Колледжи <...> будут разрушены при помощи новых способов информации через Интернет», - читаем мы в газете «Washington Post» [1].
Пессимисты тревожатся, что безоглядное поощрение неконтролируемого самостоятельного обучения студентов,
вооруженных непрестанно совершенствующимися гаджетами, наносит все более ощутимые удары по качеству и эффективности высшего образования. Один из таких пессимистов - американский педагог Э. Дельбанко - опасается исчезновения системного академического высшего образования по причине появления его безграничной доступности с помощью электронных средств. Он с большим скепсисом относится к перспективе «светлого будущего образования по Интернету». Согласно его суждениям, безудержная компьютеризация сулит возврат к худшему педагогическому наследию средневековых университетов, студенты которых зачастую учились как угодно и у кого угодно, но только не у профессиональных преподавателей [1].
Заключение. Новые информационные технологии доказали свою незаменимость в системах образования Западной Европы и США. Они оказались одной из гарантий модернизации учебного процесса, сделавшись мощным способом самообразования, повышения информативности, интенсивности образования.
Применение современных информационных технологий ломает стереотипы учебного процесса. Преподаватель попросту не в силах сохранять статичную позу, быть ментором - ведь ему необходимо постоянно манипулировать с различными гаджетами.
Демонизация новейших технических средств выглядит несколько надуманной. Но если отбросить излишнюю риторику их противников, риски серьезного кризиса по причине педагогически непродуманного внедрения подобных средств в сфере образования на Западе не так уж и малы. Пока же, несмотря на определенную педа-гогизацию и рост влияния таких технологий на учебный процесс, они выполняют в системе образования по преимуществу служебные и вспомогательные дидактические функции. Основными технологиями обучения в учебных заведениях на
Западе остаются традиционные формы и методы: уроки, лекции, семинары, не-
посредственное общение обучающихся с преподавателями.
Библиографический список
1. Дельбанко Э. Колледж. Каким он был, стал и должен быть / пер. с англ. - М.: МГУ,
2015. - 256 с.
2. Джуринский А. Н. Высшее образование в современном мире: тренды и проблемы. - М.: Прометей, 2017. - 186 с.
3. Джуринский А. Н. Новые технологии в системе образования Франции // Советская педагогика. - 1991. - № 4. - С. 132-136.
4. Джуринский А. Н. Сравнительное образование. Вызовы XXI века. - М.: Прометей, 2014. - 328 с.
5. Джуринский А. Н. Сравнительная педагогика. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт,
2016. - 353 с.
6. Результаты ICILS 2013. Audouin F. La Pedagogie Assistee Cybernetique et Enseignement. P., 1971 [Электронный ресурс]. - URL: http://icils2013.acer.edu.au/ (дата обращения: 18.02.2019).
7. Computer Science FdSc [Электронный ресурс]. - URL: http://www.staffs.ac.uk/ course/SSTK-12304.jsp (дата обращения: 18.02.2019).
8. Crowder N. A. Automatic Training by intrinsic Programming // Teaching Machines and Programmed Learning / eds. A. A. Lumsdaine, R. Glaser. - NEA, 1960.
9. Skinner B. The Technology of Teaching. -N. Y., 1968.
Поступила в редакцию 10.03.2019
Dzhurinskiy Alexander Naumovich
Dr. Sci. (Pedag.), Prof., Academician of Russian Academy of Education, Moscow Pedagogical State of Education, djurins@yandex.ru, ORCID 0000-0001-5672-3812, Moscow
DIGITAL EDUCATION IN WESTERN EUROPE AND THE USA: HOPES AND REALITY
Abstract. The pedagogical community of the West connects with the introduction of the newest technical means of hope to get out of the crisis of education. Proponents of technical determinism believe that the latest electronic devices will help eliminate academic failure problems, establish cooperation between teachers and students, differentiate studies, adjust methods and forms of education, and optimize educational expenses. The educational potential of the Internet is increasing, where the virtual contact between the teacher and the student, as well as between students, takes place. The USA was the first to start the theoretical substantiation and practical mastering of the latest information technologies in education. Today the computerization of the American school is inclusive. Comprehension and implementation of information technology also goes to pedagogy and educational institutions in Western Europe. New information technologies have proven to be indispensable in the education systems of Western Europe and the USA. Special training classes are being created, equipped with the latest technology, national distance learning centers using electronic means. At the same time, the use of digital education in the West creates pedagogical risks and problems. Training computer programs are often copies of traditional textbooks. There are not enough teachers owning new equipment. The problem of students' health is not closed. School in the West does not effectively help students master the latest information technologies.
Keywords: Digital education, information technology education, digital education in the USA, digital education in Western Europe.
References
1. Delbanko, A., 2015. College. What It Was, Is, and Should Be. Moscow: Moscow State University Publ., 256 p. (In Russ.)
2. Dzhurinskiy, A. N., 2017. Higher Education in the Modern World: Trends and Challenges. Moscow: Prometheus Publ., 186 p. (In Russ.)
3. Dzhurinskiy, A. N., 1991. New technologies in the education system of France. Soviet pedagogy, No. 4, pp. 132-136. (In Russ.)
4. Dzhurinskiy, A. N., 2014. Comparative Education. Challenges of XXI Century. Moscow: Prometheus Publ., 328 p. (In Russ.)
5. Dzhurinskiy, A. N., 2016. Comparative Ed-
ucation. Moscow: Yurayte Publ., 353 p. (In Russ.)
6. Results of ICILS 2013. Audouin F. La Pedagogie Assistee Cybernetique et Enseignement. P., 1971 [online]. Available at: http://icils2013.acer. edu.au/ (accessed: 18.02.2019). (In Eng.)
7. Computer Science FdSc [online]. Available at: http://www.statFs.ac.uk/course/SSTK-12304. jsp (accessed: 18.02.2019). (In Eng.)
8. Crowder, N. A., 1960. Automatic training by intrinsic programming. In: Teaching Machines and Programmed Learning. NEA Publ. (In Eng.)
9. Skinner, B., 1968. The Technology of Teaching. New York. (In Eng.)
Submitted 10.03.2019