Научная статья на тему 'О ПЕТРОГЛИФАХ ЦЗЯНЦЗЮНЬЯ В ПРОВИНЦИИ ЦЗЯНСУ'

О ПЕТРОГЛИФАХ ЦЗЯНЦЗЮНЬЯ В ПРОВИНЦИИ ЦЗЯНСУ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Modern oriental studies
Область наук
Ключевые слова
Цзянсу / петроглифы / земледельческий ритуал / наскальные рисунки / Цзянцзюнья. / Jiangsu / agricultural ritual / petroglyphs / rock paintings / Jiangjunya

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шульга Даниил Петрович, Шульга Анна Александровна

Наскальные рисунки Цзянцзюнья расположены юго-западной части района Хайчжоу городского округа Ляньюньган провинции Цзянсу. Памятник был включен в список охраняемых на национальном уровне объектов культурного наследия в 1988 году. Петроглифы выбиты на наклонной каменной поверхности (длиной 22 метра с севера на юг и шириной 15 метров с востока на запад). Основу изображений составляют антропоморфные и зооморфные личины, солярные символы. Предполагается, что это ритуальный центр местного неолитического населения, действовавший в V–IV тыс. до н.э. Судя по изображениям ростков и символам светил, обряды здесь были напрямую связаны с земледелием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT JIANGJUNYA PETROGLYPHS IN JIANGSU PROVINCE

Jiangjunya rock paintings are located in the southwestern part of Haizhou District, Lianyungang City District, Jiangsu Province. The site was included in the nationally protected objects of cultural heritage list in 1988. The Jiangjunya petroglyphs are carved on an inclined stone surface (22 meters long from north to south and 15 meters wide from east to west). The images are based on anthropomorphic and zoomorphic masks and solar symbols. It is assumed that it is a local Neolithic population ritual center operated in the 5th – 4th millennium BC e. Judging by the sprouts and symbols images, rituals here were directly related to agriculture.

Текст научной работы на тему «О ПЕТРОГЛИФАХ ЦЗЯНЦЗЮНЬЯ В ПРОВИНЦИИ ЦЗЯНСУ»

О ПЕТРОГЛИФАХ ЦЗЯНЦЗЮНЬЯ В ПРОВИНЦИИ ЦЗЯНСУ VOL.2 №4 2020

ISSN: 2686-9675

ИСТОРИЯ / ШУЛЬГА Д.П., ШУЛЬГА А.А./ ALKADDAFA@GMAIL.COM / УДК 94(315)

О ПЕТРОГЛИФАХ ЦЗЯНЦЗЮНЬЯ В ПРОВИНЦИИ ЦЗЯНСУ1 ABOUT JIANGJUNYA PETROGLYPHS IN JIANGSU PROVINCE

Шульга Даниил Петрович,

Кафедра Международных отношений и гуманитарного сотрудничества Сибирский институт управления Российской академии народного хозяйства

и госслужбы при Президенте РФ

Шульга Анна Александровна,

Отдел международного сотрудничества Сибирский институт управления Российской академии народного хозяйства

и госслужбы при Президенте РФ

alkaddafa@gmail.com

АННОТАЦИЯ

Наскальные рисунки Цзянцзюнья расположены юго-западной части района Хайчжоу городского округа Ляньюньган провинции Цзянсу. Памятник был включен в список охраняемых на национальном уровне объектов культурного наследия в 1988 году. Петроглифы выбиты на наклонной каменной поверхности (длиной 22 метра с севера на юг и шириной 15 метров с востока на запад). Основу изображений составляют антропоморфные и зооморфные личины, солярные символы. Предполагается, что это ритуальный центр местного неолитического населения, действовавший в V-IV тыс. до н.э. Судя по изображениям ростков и символам светил, обряды здесь были напрямую связаны с земледелием.

Ключевые слова и фразы: Цзянсу, петроглифы, земледельческий ритуал, наскальные рисунки, Цзянцзюнья.

Для цитирования: Шульга А.А., Шульга Д.П. О петроглифах Цзянцзюнья в провинции Цзянсу. Современные востоковедческие исследования. 2020; 2(4): 65-70

ABSTRACT

Jiangjunya rock paintings are located in the southwestern part of Haizhou District, Lianyungang City District, Jiangsu Province. The site was included in the nationally protected objects of cultural heritage list in 1988. The Jiangjunya petroglyphs are carved on an inclined stone surface (22 meters long from north to south and 15 meters wide from east to west). The images are based on anthropomorphic and zoomorphic masks and solar symbols. It is assumed that it is a local Neolithic population ritual center operated in the 5th - 4th millennium BC e. Judging by the sprouts and symbols images, rituals here were directly related to agriculture.

Key words and phrases: Jiangsu, agricultural ritual, petroglyphs, rock paintings, Jiangjunya.

For citation: Shulga A.A., Shulga D.P. About Jiangjunya petroglyphs in Jiangsu province. Modern oriental studies. 2020; 2(4): 65-70

1 Исследование выполнено при поддержке проекта РФФИ 18-09-00557 «Изучение памятников наскального искусства в археологии Китая (эпохи Древности и Средневековья)»

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

ВВЕДЕНИЕ

В настоящей работе мы коротко рассмотрим наскальные рисунки Цзянцзюнья (район Хайчжоу городского округа Ляньюньган провинции Цзянсу). Прежде всего, целью работы является ввод в оборот россиискои науки новых сведении о древнем искусстве Китая. Петроглифы Цзянцзюнья не очень известны в рус-скоязычнои археологии и искусствоведении, потому мы дадим о них краткую информацию.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В отличие разбросанных по горам, например, хэланьшаньских рисунков (основные раио-ны скопления - городские округа Шицзуишань и Чжунвэи, Нинся-Хуэискии АР), Цзянцзюнья -памятник довольно компактньш. Он расположен на южном склоне горы Маэрфэн. Петроглифы четко разбиваются на две части [Гао Вэи, 2008, С. 64].

Одна из них расположена в нижнеи части горы, где имеется довольно крупная плоская скала. Рисунками покрыта площадка 22 м дли-нои и 15 м ширинои. Среди изображаемого антропоморфные и зооморфные личины [Ли Фу-шунь, 1999, С. 232-235, 240], сельскохозяи-ственные культуры (всходы зерновых), солярные символы. Композиция довольно ясно делится на четыре группы.

Первая группа расположена в западнои части, размеры ее примерно 4,2 м на 2,8 м. Главным образом, мы видим здесь антропоморфные личины, солярные символы и всходы злаков. Все личины выполнены выбитыми на камне линиями (имеющими в разрезе и-образную форму) (рис. 1 - А, Б). Глубина выбивки в сред-

VOL.2 №4 2020

ISSN: 2686-9675

нем равна 1 см, колеблясь от 0,4 см до 2 см, ширина - 2 см или 3 см.

Вторая группа расположена южнее, размеры примерно 9 м на 9 м. Изображены в основном солярные символы и радиальные линии, а также зооморфные личины. Глубина линии здесь невелика, однако они довольно широкие - 3-4 см. Почти вся площадь второи группы покрыта небольшими выбитыми на камне лунками округлои формы. Иногда лунки складываются в линии, впрочем, весьма неясные [Гао Вэи, 2008, С. 65].

Третья группа расположена выше второи, в восточнои части. Она сравнительно не велика по площади - всего 2,2 м на 2 м. Изображены в основном антропоморфные и зооморфные личины (всего их здесь 15, выполнены они довольно четко, на некоторых есть орнамент, нос, глаза и рот показаны точками), а также солярные символы.

Между тремя вышеописанными группами расположена четвертая. Изображение здесь весьма абстрактно и представляет из себя перекрещивающиеся линии. Тут же расположены три валуна, очевидно, принесенные извне. Все камни довольно крупные - около 2 м в длину и 1,5 в ширину. На их поверхности видны узоры из симметричных окружностеи диаметром 3-7 см.

Вторая часть петроглифов располагается примерно в 100 м к юго-востоку, чуть выше по склону. Изображения находятся на плоскои скале ширинои 9,7 м и высотои от полуметра до 1,7 м. Особенно много наскальных рисунков на ее западнои части (антропоморфные личины, пламевидные и копытовидные знаки, солярные символы).

О ПЕТРОГЛИФАХ ЦЗЯНЦЗЮНЬЯ В ПРОВИНЦИИ ЦЗЯНСУ Ж.2 №4 2020

2686-9675

ИСТОРИЯ / ШУЛЬГА Д.П., ШУЛЬГА А.А./ ALKADDAFA@GMAIL.COM / УДК 94(315)

О О Б

Рис. 1: А - реалистичная антропоморфная личина с неолитического памятника Цзянцзюнья, пров. Цзянсу; Б - абстрактная антропоморфная личина с неолитического памятника Цзянцзюнья, пров. Цзянсу (даётся по: Гао Вэньнин, 1999, С. 201).

Все личины выполнены выбитыми на камне линиями (имеющими в разрезе и-образную форму). Глубина линии обычно составляет 2-7 мм, а ширина - 2-3 см. По технике создания вторая группа петроглифов во многом близка первои.

Следует отметить, что антропоморфные фигуры с памятника Цзянцзюнья сильно различаются по размерам [Цзян Чжэньмин, 1999, С. 94]. Еще более примечательно, что под «людьми» мы зачастую видим изображения всходов растении. Возможна интерпретация, согласно которои фигуры выступают в каче-

стве своеобразного «плода». На личинах есть ромбовидныи орнамент и диагональные линии, которые очень похожи на узоры местнои расписнои керамики [Гао Вэи, 2008, С. 65].

На наскальных рисунках Цзянцзюнья многие изображения с антропоморфными личинами весьма абстрактны. На них отсутствуют черты лица, форма далека от физиологически свои-ственнои человеку. Вместо этого мы видим несколько отверстии (лунок), два из которых -символические глаза, а третье - рот. Очевидно, что перед нами не столько следствие неискусности, сколько особое мировосприятие древних художников, для которых реализм не был важен. Особые акценты и их семантика, напротив, играли существенную, возможно, религиозно-магическую, роль. «Глаза и рот» обычно округлые или овальные, но некоторые имеют наклонную каплевидную форму. Очевидно, это также имело какое-то смыслоразличительное сакральное значение [Гао Вэньнин, 1999, С. 200-201].

ВЫВОД

Большое количество солярных символов, радиальные линии вокруг некоторых личин и, косвенно, изображения растении, дают нам основание полагать, что создатели петроглифов Цзянцзюнья принадлежали к земледельческому солнцепоклонническому культу. Это совершенно неудивительно, ведь, с однои стороны, климат на территории современнои провинции Цзянсу располагает к земледельческим занятиям. Производящее хозяиство в юго-восточном Китае фиксируется уже в неолите [Хуан Шуминь, 2008; Юи Гуижун, 2008]. Однако примитивное сельское хозяиство, естественно,

VOL.2 №4 2020

ISSN: 2686-9675

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

чрезвычайно сильно зависело от солнечной активности и дождеи [Лу Илу, 2010; Лю Сюли, 2011]. Вера в сверхъестественное воздеиствие 4 на земледельческии цикл до сих пор прослеживается у национальных меньшинств Китаи [Се Чжэндао, 2018; Сюань Суннань, 2007].

ЛИТЕРАТУРА

1. Гао Вэи. Хэланьшань юи цзянцзюнья янь-

хуа чжи бицзяо

im JA.

Сравне-

5.

ние петроглифов Хэланьшань и Цзянцзюнья // Дуннань вэньхуа (Культура юго-востока), 2008, № 6. С. 64-67.

2. Гао Вэньнин. Шилунь хэланьшань шихуа няньдаи шансянь.

1999] О верхнеи хроно- 6. логическои границе петроглифов гор Хэланьшань // Материалы ежегоднои конференции по петроглифам в 1991 г. и Международного симпозиума по петроглифам в Нинся. Иньчуань: Нинся жэнь-минь чубаньшэ (Народное изд-во Нинся), 1999. С. 196-213. (на кит. яз.). 7.

3. Лу Илу. Цун сяоми шэньхуа шуаньшо таньтао Таивань юань чжуминь вэньхуа

тшшо г^тптштышттт // шшттт^т$2010шб

Щ Исследование связанных с просом мифов и легенд аборигенов Таиваня // Да-тун дасюэ тунши цзяоюи няньбао

(Ежегодный образовательный журнал Да-тунского университета). 2010. №6. С. 7-26.

Лю Сюли. Пиндун людуй дицюй дэ даомй

вэньхуа [шшМотж^шшштшхи о й«: т&тшш*

^о 2011] Рисоводческая культура в районе Людуй уезда Пиндун (магистерская диссертация). Нэйпу: Пиндунский государственный университет науки и технологии. 2011. 105 с.

Се Чжэндао. Цзилу було фэннянь цзи чу-

тань [хтто^шшш^тт //

#оЙ^2018] Предварительное исследование праздника урожая у народности цзилоу // Материалы презентации культурного наследия по обе стороны Тайваньского пролива. Ухань, 2008. С. 1-6.

Сюань Суннань. Дайцзу чуаньтун вэньхуа чжун дэ шуйдао иньсу [^^Шо ШШ^Ш

// ФШМ2007^В6

Ш] Фактор риса в традиционной культуре народности дай // Чжунго даоми, 2007, № 6. С. 12-14.

Ли Фушунь. Чжунго яньхуа шэньмэй цянь тань. [^МЩоФШ^ШФШШ // 91Щ

1999] Об эстетике китайский наскальной живописи // Материалы ежегодной конференции по петроглифам в 1991 г. и Международного симпозиума по петроглифам в Нинся. Иньчуань: Нинся жэнь-

О ПЕТРОГЛИФАХ ЦЗЯНЦЗЮНЬЯ В ПРОВИНЦИИ ЦЗЯНСУ VOL.2 №4 2020

ISSN: 2686-9675

ИСТОРИЯ / ШУЛЬГА Д.П., ШУЛЬГА А.А./ ALKADDAFA@GMAIL.COM / УДК 94(315)

минь чубаньшэ (Народное изд-во Нинся), 1999. С. 231-245. (на кит. яз.).

8. Хуан Шуминь. Дунъя сяоми вэньхуа юаньлю // Feast on Knowledge 2008 №4] Происхождение и распространение проса в Восточ-нои Азии // Feast on Knowledge. 2008. №4. С. 1-19.

9. Цзян Чжэньмин. Хэланьшань шихуа чу-тань ДОШоЙ^Ш^ИЖ //

1999]

Предварительное исследование петроглифов гор Хэланьшань // Материалы ежегоднои конференции по петроглифам в 1991 г. и Международного симпозиума по петроглифам в Нинся. Иньчуань: Нинся жэньминь чубаньшэ (Народное изд -во Нинся), 1999. С. 84-102. (на кит. яз.).

10. Юи Гуижун. Сяоми вэньхуа юи юань сян фунюи дэ шэнминли [^й^о

ШШ-кШ^Я // ХШ%2008^Ш7

ЗД Культура проса и женская сила у аборигенов Таиваня // Вэньхуа яньцзю (Журнал исследователеи культуры). 2008. №7. С. 151-177.

BIBLIOGRAPHIC REFERENCES

1. Gao Wei. Helanshan yu Jiangjunya yanhua zhi bijiao

Ш//&ШХ&2008^ШбЩ] Comparison of Helanshan and Jiangjunya petroglyphs // Dongnan wenhua, 2008, № 6. Pp. 64-67.

2. Gao Wenning. Shilun Helanshan shihua nian-dai shangxian [Ä^fo^^^^^^a^

AKÖ^tt 1999] About the upper chronological limit of the Halanshan petroglyphs // Materials of the conference about petroglyphs in 1991 and the International Symposium about petroglyphs in Ningxia. Yinchuang: Ningxia Renmin Chubanshe (Ningxia People's Publishing House), 1999. P. 196-213. (Chinese).

3. Lu Yilu. Cong xiaomi shenhua shuanshuo tantao Taiwan yuan zhumin wenhua

^o^/j-mrnmmmmrnmmxik //

study of millet-related myths and legends of Taiwan aborigines // Datong daxue tongshi jiaoyu nianbao. 2010. №6. Pp. 7-26.

4. Liu Xiuli. Pingdong liudui diqu de daomi wenhua

o M: H 2011] Rice Culture in Ludui District, Pingdong County (Master's degree Thesis). Neipui: National Pingtung University of Science and Technology. 2011. 105 p.

5. Xie Zhengdao. Jilu buluo fengnian ji chutan

[ftio ^mzrn^mm // 2018^

2018] Preliminary Jilou Harvest Festival Study // Presentation materials of cultural heritage on both sides of the Taiwan Strait. Wuhan, 2008. Pp. 1-6.

VOL.2 №4 2020

ISSN: 2686-9675

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сюань Суннань. Дайцзу чуаньтун вэньхуа чжун дэ шуйдао иньсу [^^Шо ШШ^Ш

х^Ф^^ШШЖ // фшМ2007^В6

Ш] Фактор риса в традиционной культуре народности даи // Чжунго даоми, 2007, № 6. С. 12-14.

Li Fushun. Zhongguo yanhua shenmei qian tan. [^ШШо ФШ^ШМШШ // 91ШР*

1999] On the aesthetics of Chinese rock art // Materials of the conference about petroglyphs in 1991 and the International Symposium about petroglyphs in Ningxia. Yinchuang: Ningxia Renmin Chubanshe (Ningxia People's Publishing House), 1999. P. 231-245.

Huang Shumin. Dongya xiaomi wenhua yu-anliu [fiKoI^^^tftH // Feast on Knowledge 2008 №4] Origin and distribution of millet in East Asia // Feast on Knowledge. 2008. №4. Pp. 1-19.

Jiang Zhenming. Helanshan shihua chutan

ШШШо Ш^Ш^тЖ //

1999] Preliminary study of Halanshan Mountains petroglyphs // Materials of the conference about petroglyphs in 1991 and the International Symposium about petroglyphs in Ningxia. Yinchuang: Ningxia Renmin Chubanshe (Ningxia People's Publishing House), 1999. P. 84-102. (на кит. яз.).

10. Yu Guirong. Xiaomi wenhua yu yuanxiang fu nu de sheng ming li [^ШШо^^Х^^Ш

мтш^я // х^т%2008^Ш7Ш]

Taiwanese aborigines millet culture and female strength // Wenhua yanjiu. 2008. №7. Pp. 151-177.

INFORMATION ABOUT AUTHOR Shulga Daniil

Department of International Relations and Humanitarian Cooperation

Siberian Institute of Management — the branch of Russian Academy of National Economy and Public Administration

630102, Novosibirsk, Nizhegorodskaya str., 6, Russia.

alkaddafa@gmail.com Shulga Anna

Department of International Cooperation

Siberian Institute of Management — the branch of Russian Academy of National Economy and Public Administration

630102, Novosibirsk, Nizhegorodskaya str., 6, Russia.

mifologia@gmail.com

Принята к публикации: 01.08.2020 Submission Date: 05.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.