Научная статья на тему 'Изображения транспортных средств на наскальных рисунках Китая'

Изображения транспортных средств на наскальных рисунках Китая Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
157
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Modern oriental studies
Область наук
Ключевые слова
петроглифы / колесницы / лодки / Китай / Восточная Азия. / petroglyphs / chariots / boats / China / East Asia.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шульга Даниил Петрович

В статье рассматриваются основные находки наскальных изображений колесниц в Северном Китае, а также петроглифы с лодками с юга КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PETROGLYPHIC IMAGES OF VEHICLES IN CHINA

The article examines the main rock paintings finds of chariots in Northern China, as well as petroglyphs with boats from the south of PRC.

Текст научной работы на тему «Изображения транспортных средств на наскальных рисунках Китая»

ИЗОБРАЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА НАСКАЛЬНЫХ РИСУНКАХ КИТАЯ

VOL.1 №1 2019

ISSN: 2686-9675

философия и культура, история / шульга Даниил Петрович, alkaddafa@gmail.com / удк 902/904 (516)

ИЗОБРАЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА НАСКАЛЬНЫХ РИСУНКАХ КИТАЯ1

PETROGLYPHIC IMAGES OF VEHICLES IN CHINA

Шульга Даниил Петрович, канд. ист. наук Кафедра Международных отношений и гуманитарного сотрудничества Сибирский институт управления Российской академии народного хозяйства

и госслужбы при Президенте РФ alkaddafa@gmail.com

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются основные находки наскальных изображений колесниц в Северном Китае, а также петроглифы с лодками с юга КНР.

Ключевые слова и фразы: петроглифы, колесницы, лодки, Китай, Восточная Азия.

Для цитирования: Шульга Д.П. Изображение транспортных средств на наскальных рисунках Китая. Современные востоковедческие исследования. 2019; 1 (1): 43-45.

В легендах и мифах Поднебесной изобретение колесного транспорта то приписывается Си Чжуну во времена Ся, то самому Желтому императору. На основании данных археологии и их анализа, ныне доминируем мнение, что телеги и колесницы попали в Китаи приблизительно в III тыс. до н.э. (бронзовьш век), проникнув на Центральную равнину из степеи Евразии. Что касается нарративных и эпиграфических источников под данному вопросу, то уже в гадательных надписях цзягувэнь эпохи Шан существует несколько знаков со значением «повозка». Очевидно, уже тогда перемещение на колесном транспорте было весьма распространено.

Наскальные изображения колесниц сосредоточены в первую очередь в севернои части Поднебеснои (Синьцян-Уигурскии АР и АР Внутренняя Монголия) (рис. 1-1, 4, 5). Данныи феномен неудивителен, так как именно здесь преобладает степнои ландшафт, благоприятный для перемещения на колесном транспорте. Также именно эта часть Китая ближе всего к Южному Уралу - признанному центру распространения колесниц. Главныи раион сосредоточения наскальных рисунков на севере Синьцзяна - Китаискии Алтаи [1] (рис. 1-3). Самые ранние наскальные изображе-

ABSTRACT

The article examines the main rock paintings finds of chariots in Northern China, as well as petroglyphs with boats from the south of PRC.

Key words and phrases: petroglyphs, chariots, boats, China, East Asia.

For citation: Shulga D.P. Petroglyphic images of vehicles in China. Modern Oriental Studies. 2019; 1(1): 43-45.

ния транспортных средств были найдены в в Утубулаке и возле озера Барда. Колеса здесь изображены без спиц (очевидно, во времена создания еще использовался цель-ньш деревянньш круг). У транспортного средства нет ни однои оглобли, так что конструкция повозки весьма примитивна. Судя по этому, возраст петроглифов около 4 тыс. лет или чуть меньше. Надо отметить, что в столь отдаленную эпоху описываемыи регион находился вне культурного круга Центральнои равнины [7, с. 15-40].

Обширныи материал дают петроглифы с гор Инь-шань во Внутреннеи Монголии [5, с. 41]. Хронологически, очевидно, время их создания относится к эпохе ранних кочевников. Петроглифы показывают, что у номадов был развит колесныи транспорт и налажено его производство. Видно, что одновременно использовались различные типы повозок, от хозяиственных до церемониальных. Количество спиц в транспортных средствах не одинаково, но в основном варьируется от четырех до девяти. Сразу оговоримся, что петроглифы Иньшаня, как и наскальное искусство вообще, очень сложно датировать. Например, между здешними колесницами и знаками с гадательных надписеи цзягувэнь есть масса сходств. Так что довольно достоверно

Исследование выполнено при поддержке проекта РФФИ 18-09-00557 «Изучение памятников наскального искусства в археологии Китая (эпохи Древности и Средневековья)»

MODERN ORIENTAL STUDIES

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

VOL.1 №1 2019

ISSN: 2686-9675

international science journal / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

щ

*

Рисунок 1: 1 - изображение с памятника Толиньгоу в горах Иньшань, уезд Дэнкоу Автономного раиона Внутренняя Монголия; 2 - изображение с памятника Мамая в Буи-мяоском автономном уезде Гуанлин 3 - изобра-

жение колесницы на петроглифах СУАР; 4 - изображение колесниц на петроглифах Монголии; 5 - наскальные изображения из городского округа Улан-Цаб во Внутреннеи Монголии; 6 - изображение с памятника Хуашанья в уезде Нинмин Гуанси-Чжуанского АР.

можно говорить лишь о том, что иньшаньские писаницы относятся к I тыс. до н.э. Опишем одно из наиболее характерных изображений. У транспортного средства есть оглобля, колеса, повозка, ось, размер и внешнии вид двух колес отличается. На левом колесе восемь спиц, а на правом девять; кузов округлои формы, как бы сквозь него проходит ось. С каждои стороны длиннои оглобли находится лошадь. В верхнем правом углу картины стоит охотник, в руках он держит длинньш лук и целится в диких копытных. Из этого видно, что транспортные средства могли предназначаться для преследования и транспортировки добычи (рис. 1-1). На наскальных изображениях транспортных средств с гор Иньшань повозку за собои влекут лошади [4, с. 2-14]. Лошадеи на территории совре-меннои Китаискои народнои республики, очевидно, одомашнили в бронзовом веке. Обнаруженные наскальные изображения транспортных средств в степях Северного Китая не только предоставляют нам визуальную информацию для исследования транспортных средств древних номадов, но и позволяет изучить развитие, проникновение повозок и колесниц из Уральского и Сибирского регионов в Поднебесную. Петроглифы очевидно подтверждают взаимное влияние различных субрегионов

Евразиискои степнои зоны. Возможно, это также косвенно связано со становление ранних торговых маршрутов, на базе которых, вероятно, впоследствии сложилась северная ветвь Шелкового пути [2].

Китаи, хотя и вряд ли может быть назван родинои колесниц, обладал ими уже в эпоху Шан и, потом, при династии Чжоу. Поднебеснои трудно конкурировать в этои связи с Месопотамиеи, однако на Центральнои равнине боевые повозки довольно быстро стали мерилом военного могущества. В книге «Планы Сражающихся царств» в разделе «планы Чжуншань» пишется о ситуации среди пяти государств, случившеися в середине эпохи Чжаньго. Царство Ци проводило недружелюбную политику по отношению к царю Чжуншаня, основываясь на том, что «наша страна может выставить 10 000 колесниц, а Чжуншань может выставить 1000 колесниц, как же можно говорить о равенстве наших царств?». Данныи отрывок также показывает, что в Китае переход от колесницы к верховои лошади был продолжительнее, чем у северных и западных соседеи [7].

При этом, разумеется, в хозяистве «варваров» использование повозок продолжалось очень долго. На западе казахстанских степеи с VIII в. до н. э. повозки, запряженные лошадьми, очевидно, были основным средством перевозки скарба при перекочевках, хотя в военнои сфере уже, видимо, доминировали всадники. В «Истории» Геродот сказал, что у кочевых народов имелись двухколесные, четырехколесные, шестиколесные транспортные средства, в которые запрягались кони, верблюды или быки. Сверху повозку закрывали воилоком. Очевидно, что скотоводы развивали подобные средства передвижения с весьма раннего периода. По мере распространения верховои лошади колесницы сменяются изображениями воинов-наездников, причем не только на севере, но и в центральных раионах Китая, например, в Гуичжоу (рис. 1-2) [3]. Интересно отметить, что в некоторых случаях (как было и с колесницами) мы имеем дело со всадникам не в качестве воинов, а в качестве охотников (рис. 2-2, 3, 4).

Если на севере Поднебеснои основным видом транспорта были повозки и лошади, юг страны в гораздо боль-шеи степени зависел от рек, как источника рыбы (рис. 2-6, ср. рис. 2-5) и транспортных артерии (рис. 1-6). Наиболее яркии петроглиф в этои связи - изображения лодки из Гуанси-Чжуанского АР (уезд Нинмин, наскальные рисунки гор Хуашань). Лодка обозначена широкои линиеи, загну-тои по краям. На борту семь человек, их лица повернуты налево (три фигуры сохранились не полностью). Изображение в форме корабля часто встречается на древних медных барабанах в южном Китае, так что по аналогии можно предположить, что описанныи петроглиф датируется втор. пол. I тыс. до н.э. (например, по аналогии с барабаном, наиденном в Шичжаишане, пров. Юньнань).

ИЗОБРАЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА НАСКАЛЬНЫХ РИСУНКАХ КИТАЯ

VOL.1 №1 2019

ISSN: 2686-9675

философия и культура, история / шульга Даниил Петрович, alkaddafa@gmail.com / удк 902/904 (516)

-

тг "jRjJ*

Рисунок 2: 1 - изображение в горах Иньшань, Автономный район Внутренняя Монголия; 2 - изображение с памятника Цзан-бэицзялиньшань в Тибете; 3 - изображение с памятника Тогэлакэ-Булабу уезд Токсун, СУАР; 4 - изобра-

жение с памятника Хуаитоутала, пров. Цинхаи; 5 - изображение рыбаков с петроглифов Индии; 6 - изображение с памятника Матанбасюаньгуанцзан (^ШШ&Ш^) у уезде Гун, пров. Сычуань.

Кроме Гуаньси, наскальные изображения водного транспорта есть в прибрежных раионах юго-востока Китая. Например, в Макао обнаружено весьма схематичное наскальное изображение «корабля» с мачтои.

Гораздо более выразительная композиция предстает перед нами на острове Гаолан (городскои округ Чжухаи, пров. Гуаньдун), где длина «картины» достигает 5 метров. Суда и люди на них детально переданы, вокруг них бурлят волны. Произведение, видимо, изображает большои флот лодок, идущих на парусах в море. Датировка гаоланских петроглифов весьма дискусионна, но, вероятно, относится к нач. II тыс. до н.э. [6].

Океан в истории юга КНР был важнои частью куль-турнои, экономическои и социальнои жизни как минимум с бронзового века. Море обеспечивало пищеи и является основным каналом обмена товарами и инновациями. Море на юге, как колесньш транспорт на севере, позволял установить контакт народам различных культурных ареалов и языков. Также столь непохожии, казалось бы, транспорт одинаково использовался для добычи пищи. Подтверждением этому, как мы увидели, служит наскальное искусство.

ЛИТЕРАТУРА

1. Wang Binghua. The Polychrome Rock Paintings in the Altay Mountains // Silk Road. 2005. №3 (1). Рр. 16-23.

2. Ань Ли. Бэифан цаоюань яньхуа юи гудаи юму миньцзу

Щ%] Петроглифы северных степей и древние скотоводы // Яньху яньцзю (2012-2013). Иньчуан: Нинся яньхуа яньцзю чжунсин, 2013. С. 62-70.

3. Ван Лянфань. Гуйчжоу яньхуа

Петроглифы Гуичжоу. Гуиян: Гуичжоу жэньминь чубаньшэ, 1997. 163 с.

4. Сяо Дунфа, Гао Лилаи. Яньхуа гуюнь [^^^Д^ ^с^И^й] Традиционное чтение петроглифов. Пекин: Сяндаи чубаньшэ, 2014. 165 с. (на кит. яз.)

5. Тун Юншэн, Хуэи Фупин. Чжунго яньхуа дэ шиляо цзячжи IS¥c

^^ffJg] Ценность петроглифов Китая как исторического источника // Туши юи цинбао, 2011, №1. С. 140-144.

6. Хуан Яци. Таипинъян шандэ ханхаи чжэ - наньдао юицзу яньхуа чжун дэ «чуань» син яньцзю [йФ

«о

Мореплаватели Тихого Океана -исследование петроглифов австронезиицев // Дуннань вэньхуа, 2016, №6. С. 76-83.

7. Чжан Тенань, Алифуцзян Нияз, Тань Нинчжи. Синьцзян Мохучахань муди [ЗЗ^^ИМШ^МФ Ж-Ш^Шс Могильник Мохучахань в Синьцзяне. Пекин: кэсюэ чубаньшэ, 2016. 410 с. (на кит. яз.)

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Шульга Даниил Петрович, канд. ист. наук

Кафедра Международных отношении и гуманитарного сотрудничества

Сибирскии институт управления Россиискои академии народного хозяиства и госслужбы при Президенте РФ

alkaddafa@gmail.com

Принята к публикации: 15.09.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.