Научная статья на тему 'Петроглифы Тибета *'

Петроглифы Тибета * Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
249
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Петроглифы Тибета *»

УДК 930.26

Д. В. Черемисин 1, И. В. Прокофьева 2, С. А. Комиссаров 1 2

1 Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

2 Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия

E-mail: cheremis@archaeology.nsc.ru

ПЕТРОГЛИФЫ ТИБЕТА *

Систематическое изучение наскальных рисунков Тибетского автономного района (ТАР) КНР проводится китайскими археологами с 1985 г., когда петроглифы впервые обнаружили в уезде Рутог, на западе Тибетского плато. В последующие несколько лет в ходе широкомасштабной археологической разведки петроглифы были открыты практически во всех районах Тибета. Всего на сегодняшний день известно более 60 местонахождений, которые включают в себя около 300 групп изображений (всадников, сражающихся воинов, а также животных, преимущественно горных баранов с большими рогами, рисунки более позднего периода, изображающие, по всей видимости, буддийские ступы), выбитых или выгравированных на скалах, а также нанесенных краской. В последние годы особое внимание уделяется более детальному обследованию ранее открытых памятников наскального искусства. К 1994 г., когда был издан первый обобщающий труд «Наскальное искусство Тибета», петроглифы были обследованы на 18 местонахождениях Западного Тибета, в уездах Житу (Рутог), Гегьэ и Гердзе [12]. Они находятся, главным образом, на склонах горных ущелий, на берегах озер или у подножий гор, на высоте 4 300-4 800 м над уровнем моря.

На севере Тибетского плато, в суровом высокогорье, на высоте около 5 000 м над уровнем моря обнаружено 28 местонахождений, которые сосредоточены в уездах Вэньбу, Шанца (Сайнца), Байнгойн, Нагчу, Дамшунг

и Сог. В этой местности многие петроглифы находятся в пещерах, а некоторые нанесены на отдельные валуны или на вертикальные поверхности скальных обрывов. По всей видимости, это памятники наиболее «высокогорного» наскального творчества.

Юг Тибетского плато - это район со сравнительно мягким климатом и плодородными почвами. Здесь, в бассейне р. Ярлунг Дзанг-по (Брахмапутра) наскальные рисунки отмечены всего в трех местах: Мэньцзи, Доцзи-ца и Суре (уезды Тингри и Гоннгар). Все они нанесены на скалы под открытым небом. На юго-востоке Тибета петроглифы обнаружены лишь в двух местах, в уездах Башё и Медог.

Большинство выявленных петроглифов сосредоточено в северных и западных районах Тибета, в частности в уезде Рутог. Они нанесены на каменных глыбах и скальных поверхностях, как правило, на южных склонах гор, причем на высоких (даже для Тибета) отметках в 4 800-5 000 м над уровнем моря. Многие из этих местонахождений находятся на большом удалении от человеческого жилья; в данной местности нет никаких других археологических памятников или следов жизнедеятельности человека [11. С. 112]. Таким образом, наличие наскальных изображений свидетельствует о том, что эти глухие труднодоступные места специально посещались древними тибетцами для выполнения важных ритуальных действий. Впрочем, в ряде случаев в районе обнаружения рисунков зафиксиро-

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 05-01-01190а).

^БЫ 1818-7919. Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2006. Том 5, выпуск 3: Археология и этнография (приложение 2)

© Д. В. Черемисин, И. В. Прокофьева, С. А. Комиссаров, 2006

ваны каменные орудия и фрагменты керамики, что интерпретируется как остатки временных стоянок древних «наскальных художников». Иногда в непосредственной близости от каменных панно обнаруживаются могильники, датированные периодом государства Ту-фань (У11-1Х вв.). Как отмечал Дж. Белеза, в 1990-2000-е гг. совершивший несколько экспедиций в ТАР, петроглифы часто связаны с мегалитами, которые также концентрируются на северо-западе Тибетского плато и не встречаются в центральных и восточных районах. Судя по обстоятельствам обнаружения, традиция использования стоячих камней в погребальных конструкциях связана с древними обычаями Центральной Азии. «Эти столбы, а также петроглифы, нередко находящиеся поблизости от них, доказывают, что в эпоху [раннего] железа государство Шангшунг имело тесные культурные связи с Монголией, Алтаем и Южной Сибирью» [5]. Однако на данном уровне изучения этих памятников трудно сказать, связан ли этот факт с их однокультурнос-тью или же создание рисунков в более позднее время было своеобразной данью сакральному характеру мегалитических сооружений. Рисунки, как правило, выбивались или прочерчивались на камне с помощью каменных же орудий, минеральные краски использовались сравнительно редко. Соответственно линии мелкие, плохо различимые. Иногда удается проследить форму той или иной фигуры только благодаря «каменной ржавчине», заполнившей углубления. При установленном применении металлических орудий контур рисунка получался более глубоким.

Наиболее богат наскальными рисунками уезд Рутог. В местонахождении Луру-лангка обнаружено 12 композиций, выполненных с помощью выбивки (далее везде в тексте данной статьи, где не указано, что рисунки созданы с помощью краски или прочерчивания, речь идет о технике выбивки). Основное содержание - воспроизведение животных: оленей, горных баранов, лошадей, собакоподобных хищников, ослов, яков [12. С. 46-56]. Следует отметить, что подобный набор образов характерен и для подавляющего большинства других петроглифических памятников Тибета. В Рутоге встречены также сравнительно редкие изображения кабана и, возможно, волка. Чрезвычайно частыми для Тибета являются изображения птиц, особенно орлов с расправленными крыльями

(такие рисунки зафиксированы и в Луруланг-ка). Реже встречаются изображения водоплавающих птиц. На одном из рисунков - собакообразный хищник, хватающий убегающего оленя. На другом - изображения, трактуемые как тигры: контуры хищников с длинными хвостами заполнены диагональными полосками. Среди хозяйственных или ритуальных сцен как здесь, так и в целом в тибетском наскальном искусстве, лидируют сцены охоты. Человеческие фигуры представлены чаще всего лучниками и танцорами (по мнению китайских исследователей, на последних нередко надеты ритуальные маски).

Одно из наиболее интересных местонахождений, Жумудун (Жэньмудун), находится в 2-3 км от Лурулангка. Изображения расположены в нижней части скалы на берегу р. Мага Дзангпо, на высоте от 1 до 8 м над землей. Всего здесь более 40 композиций с богатым содержанием [12. С. 65-71; 13]. В группе № 1 (пункт 1) привлекают внимание несколько сюжетов. Прежде всего, это две фигуры всадников с головами баранов (рис. 1). Мы не склонны преувеличивать это

у-м

'|пгЧ|

У?

щшЛ

0 10 20 30 см

х

Рис. 1. Группа изображений 1 из пункта 1 Жумудун (Жэньмудун), уезд Рутог

совпадение, но иероглиф «цян», обозначавший предков тибетцев, проживавших на территории Г аньсу и Цинхая, писался в иньских и чжоуских надписях как соединение двух иероглифов: человек и баран. К той же группе относится изображение десяти горшков, выставленных в ряд. По форме китайские археологи отнесли их к типу дубу, относящемуся к раннему туфаньскому периоду. Сюда же относится изображение 125 бараньих голов, расположенных в восемь рядов. Его связывают с традициями раннего бон, использовавшего кровавые жертвы. На связь с бон указывает и рисунок женского и мужского половых органов накануне соития. Китайские специалисты считают, что, судя по иной технике исполнения, это, возможно, более позднее добавление; однако против такой возможности свидетельствуют расположенные рядом изображения солнца и полумесяца, выполненные в такой же технике, что и большинство других фигур. Тем самым дублируется идея единства женского и мужского начала, занимавшая важное место в теории и практике бон. Такое многократное повторение одной и той же идеи - характерная черта изобразительного творчества древности. Крайне важны пункты 8, 12 и 13 в той же группе № 1, а также пункт 25 в группе № 3. На них представлены различные животные, причем их позы и детали оформления (животные «на цыпочках»; спиралевидные украшения («волюты») на теле; собаки с раскрытыми зубастыми пастями, преследующие травоядных; птицы с распластанными крыльями) вызывают очень близкие аналогии с искусством ранних кочевников Южной Сибири и Центральной Азии (животные с телами, украшенными волютами, а также сюжет преследования оленя собакообразным хищником часто встречаются и в других местонахождениях Тибета, преимущественно на севере и западе). Указанная близость позволяет предположить устойчивые контакты между двумя регионами, если не прямое проникновение носителей центрально-азиатских традиций в Тибет. Тибетский ученый Гэлэ, обращаясь к данным европейских экспедиций Н. К. Рериха и Дж. Туччи и сопоставляя их с последними находками археологов, считает, что такие элементы древних тибетских культур, как искусство «звериного стиля», а также каменные курганные кладки, каменные стелы связаны с миграци-

ями северных кочевников. В качестве таковых он называет сяньбийцев (сяньбэйцев), поскольку внедрение именно этого народа в северные пределы Тибетского плато впервые четко зафиксировано в китайских летописях в начале IV в. н. э. [9. С. 126-131]. Однако это замечание не исключает возможности более ранних контактов древних тибетцев с другими кочевыми племенами (условно говоря, «скифами»), движение которых вглубь Страны снегов по каким-либо причинам осталось не замеченным летописцами. Следует отметить, что характерная деталь украшения тела животных («волюты») присутствует не только на изображениях благородных оленей с ветвистыми рогами, не характерных для высокогорной тибетской фауны, но и на очень типичных фигурах дикого яка и горного барана. Таким образом, мы имеем дело с традицией, уже адаптированной к местным условиям. Китайские археологи склонны связывать разобранные выше изображения с легендарным народом шангшунгов, создателем религии бон [11. С. 129-131]. Возможно, именно в таком плане следует понимать многочисленные указания на иранские корни бон, которые, однако, до сих пор не находили надежного подтверждения в источниках [1. С. 24-26].

В местечке Ахлонг изображения нанесены на огромные куски камня, лежащие на выходе из ущелья. Любопытно хорошо сохранившееся изображение птицы с длинной шеей, длинными ногами и эллипсовидным телом. Еще одно небольшое панно с изображениями яков открыто в урочище Табу.

Что касается других местонахождений, то отметим оз. Лубу (около 10 рисунков); Канба-рецзю, где тщательно прорисованный олень с телом, украшенным волютами, соседствует со свастикой. Среди 10 композиций, обнаруженных на оз. Цзоюн, нужно упомянуть 50-сантиметровую фигуру мужчины с гипертрофированным фаллосом; его руки поднесены к верхней части груди. Здесь же находится любопытное изображение оленя, рога которого оформлены в форме круга (солнечного?); на него охотятся лучники. Рисунки оленей именно с такими рогами встречаются еще в нескольких местонахождениях, в частности в находящемся неподалеку Набулонг [12. С. 57-80].

Другое крупное местонахождение петроглифов - Таканба, находится в 1 км от Набу-

лонг. Рисунки (всего свыше 20 композиций) здесь расположены на высоте от 3 до 10 м на скальных выступах в горном ущелье. Наиболее примечательна огромная (6,2 х 2,9 м), видимая с далекого расстояния композиция: более чем две сотни фигур, которые трудно трактовать иначе, чем люди с поклажей за спиной, которые стоят в ряд друг за другом, повернувшись в одну сторону. У многих в руках посохи, у некоторых акцентированы признаки пола. Китайские коллеги трактуют это изображение как документирующее факты миграции определенного племени [10]. Здесь же, в Таканба, есть похожие композиции меньшего масштаба: несколько десятков человек изображены выстроившимся в одном месте в два, в другом - в пять рядов (рис. 2). Очевидно, воспроизведен значимый сюжет. На данном памятнике зафиксирована крупная (27 см) антропоморфная фигура, изображающая, очевидно, человека в маске, украшенной перьями. Нельзя обойти вниманием и симметричную композицию из двух орлов с поднятыми крыльями. Головы их почти соприкасаются, а крылья образуют ромб. Среди других рисунков - воинские поединки, охота на яков, танцоры, собаки, олени, тела которых украшены волютами [12. С. 80-93].

Изображения в небольших местонахождениях Квагарцян и Дуома, также находящихся в уезде Рутог, выполнены красной краской [12. С. 94-99]. Это рисунок, вероятно, относящийся к позднему периоду, в Квагар-цян: возможно, на нем представлено большое растение, рядом с которым - несколько «солнц» с точками посередине и свастика, а также «полумесяц спинкой вниз». Данный набор изображений практически идентичен аналогичным композициям в нескольких местонахождениях севера Тибета, речь о которых пойдет ниже. По всей видимости, на скалах представлены одни и те же сюжеты.

Другие уезды западной части Тибетского плато, где также были обнаружены наскальные рисунки, - Гегьэ (южный берег

оз. Яньху) и Гердзе (местонахождение Сян-цян). В Яньху, где насчитывается более 20 композиций, представлена композиция, глядя на которую трудно не вспомнить китайский миф о стрелке И, истребившем лишние солнца. На небольшой плоскости изображены всадник с луком и пеший лучник, яки, четыре «солнца», «полумесяцы» и знак в виде большого кольца [12. С. 103, рис. 95].

Немало интересных памятников наскального искусства обследовано также на севере Тибета. В уезде Вэньбу, в местечке Сячанг,

Рис. 2. Композиция 4 с восточной стороны писаницы. Таканба, уезд Рутог

есть изображения хищника (волка?), догоняющего оленя, а также изображения орлов, всадников, знаков в виде свастик. Примечательно изображение (с оформленными в форме четкого круга рогами) оленя, за которым следует олененок. Прямо над оленем -свастика посолонь, а также символ, по форме похожий на каплю [12. С. 114, рис. 116].

Свыше 60 изображений нанесено на скалы у восточного подножия г. Цзялинь. Здесь стоит обратить внимание на четко выделяемую композицию, в центре которой находится як. Его тянут за веревку, пропущенную через ноздри, два человека, а сзади «конвоируют» всадник на коне и две крупные собаки. Китайские археологи остановились на такой важной детали: рога у яка повернуты концами внутрь, как у диких животных, а не наружу, как у домашних [11. С. 114]. Они, на наш взгляд, совершенно справедливо предположили, что там изображена не просто охотничья сцена, а кульминационный эпизод древнего мифа о приручении яков. Известно, что дикие яки назывались среди «шести бед» Тибета (наряду с кражами, ненавистью, врагами, ядами и оскорблениями). Чтобы избавить народ от всех этих бед, с неба спустился первый государь Ньятри-цэнпо, сын небесного божества Лха [3. С. 25, 26]. Приручив

Рис. 3. Один из вариантов распространенной в Тибете композиции «растение», «полумесяц», «свастика» и «солнце». Квагарцян, уезд Рутог

яков, тибетцы обрели незаменимого помощника, без которого развитие общества в условиях высокогорья было бы просто невозможным.

На другой композиции в Цзялинь нарисованы четыре решетчатых фигуры неправильной формы, которые китайские коллеги трактуют как жилища - шатры или палатки [12. С. 121, рис. 133]. Если такое толкование справедливо, оно сближает этот рисунок с петроглифами южной части Китая, где изображения жилищ в наскальном искусстве встречаются достаточно часто, как и в других регионах Центральной Азии.

Еще на одном рисунке из Цзялинь изображено «высокое растение», а над ним - «солнце». Слева от растения - четко нарисованная свастика противосолонь, справа - также знак, напоминающий свастику. Чуть дальше вправо - еще одно растение, над которым расположен полумесяц спинкой вниз и, возможно, солнце рядом - еще один четко обозначенный полумесяц спинкой вниз [12. С. 128, рис. 149]. Подобные композиции, обязательно включающие в себя «растение», «полумесяц», «свастику» и «солнце», встречаются, помимо упомянутого выше Квагар-цян, в местечках Лачолонгба (северный уезд Шанца), Цидо (северный уезд Байнгойн), и в соседнем с ними уезде Дамшунг (рис. 3).

В уезде Шанца выделим также пещерное местонахождение Ламуянг, где найдено несколько рисунков, нанесенных красной краской: свастика, любопытный знак, европейскому зрителю больше всего напоминающий корону. По мнению китайских археологов, это изображение огня.

В уезде Байнгойн находится уже упомянутое местонахождение Цидо - две естественные пещеры на берегу оз. Намцо. Все петроглифы там нанесены красной краской. Поверх выбиты позднейшие надписи на тибетском языке. В одной из пещер на небольшом участке стены размещено более 200 рисунков. Их стиль значительно отличается от изображений в Шанца и Вэньбу, рисунки значительно более схематичны и примитивны.

Еще в одном северном уезде - Дамшунг, петроглифы обнаружены в восьми естественных пещерах и на четырех обрывах на островках Таши и Донг, близ восточного берега оз. Намцо. Здесь десятки композиций, выполненных красной краской (несколько -черной краской). Множество изображений

буддийских ступ, свастики, рисунки человеческих фигур со штандартами, сцена, рассматриваемая как поклонение статуе Будды, надписи на китайском и тибетском языках свидетельствуют о том, что это памятник позднего периода [8; 12. С. 142]. Одно из наиболее любопытных изображений трактуется китайскими коллегами как «человеческая голова и тело скорпиона».

В уезде Сог, в местечке Цзюсюн, на гладкой стороне небольшого камня с помощью длинных, ровных прочерченных линий изображены птица и, вероятно, коза либо антилопа [1. С. 158]. Стиль рисунков разительно отличается от других наскальных памятников Тибета и чем-то напоминает огромные изображения в пустыне Наска. Пожалуй, среди тибетских петроглифов ближе всего к рисунку из Цзосюн изображения с оз. Яньху (уезд Гегьэ): там тоже использованы длинные параллельные линии, например ими обозначена шерсть на животе у яков.

На юге Тибета находятся местонахождения Доцзица (уезд Гоннгар) и Мэньцзи (уезд Тингри). Кроме изображений животных, всадников и свастик, здесь есть изображения «солнц» (вообще данный знак встречается среди тибетских петроглифов достаточно часто и определяется исследователями однозначно). Они несколько напоминают подобные изображения из Южного Китая: лучи достаточно короткие и неровные, а в центре круга находятся точки.

На юго-востоке Тибета, в уезде Башё, находится крупное местонахождение Ла-лука. Здесь обнаружено более 70 рисунков, объединенных в 20 композиций [12. С. 163-170]. Их стиль отличается от других областей Тибета. Вероятно, эти рисунки довольно поздние: среди фигур животных воспроизведены буддийские ступы, свастики. Многие фигуры довольно крупные - например, изображение яка 32 х 22 см, фигура лучника высотой 26 см.

Петроглифы распространены во многих областях Китая, в том числе и в граничащих с Тибетом провинциях Цинхай, Ганьсу, Сычуань и Юньнань, а также в Синьцзян-Уйгурс-ком автономном районе (СУАР). В китайской археологии принято условное выделение северной и южной петроглифических традиций. В северной господствует техника гравировки и выбивки изображений, а основными сюжетами являются сцены охоты, скотовод-

ческой деятельности, изображения животных и различные символы, имевшие, вероятно, культовое значение. На «южных писаницах», помимо обязательных сцен охоты и отправления ритуалов, а также образов животных, воспроизведены «дома» и целые деревни, а также геометрический орнамент. Для юга Китая характерно почти абсолютное преобладание живописных наскальных ансамблей, контррельефные изображения в технике пикетажа здесь единичны [4].

По мнению китайских коллег, у наскальных рисунков Тибета много общего с «северной» традицией. По своим изобразительным характеристикам петроглифы Тибета наиболее близки к рисункам, обнаруженным в горах Иньшань и в Уланчубур во Внутренней Монголии, в ущелье Еню в горах Кунлунь в провинции Цинхай, а также в Ечэн в СУАР. По большей части, они выполнены с помощью выбивки. Основная тематика связана со скотоводческим укладом, охотой (преобладают изображения животных). Стилистически рисунки также во многом схожи с северными памятниками. В некоторых случаях можно выделить реминисценции скифо-сибирского стиля (характерно оформлены рога, повернуты головы, тела животных украшены волютами). Дж. Белеза публикует фотографию фигуры коня в «летящем галопе» - изображение выполнено охрой и обнаружено в пещере на берегу Небесного озера в Намцо. По мнению исследователя, стиль изображения соответствует «скифо-сибирским культурам Внутренней Азии», но при этом автор никак не комментирует тибетскую надпись, вырезанную поверх рисунка и заполненную той же охрой, которой нанесен рисунок животного [7].

На более поздних изображениях как на севере Китая, так и в Тибете, можно встретить символы перевернутой свастики и буддийских ступ, а также надписи, содержащие мантры. Вместе с тем следует отметить и различия между «северной традицией» и тибетскими петроглифами. Например, образы человеческих лиц, достаточно распространенные в более северных районах, в Тибете практически не встречаются. Не обнаружены изображения колесниц, а также отсутствуют «отпечатки копыт», характерные для Внутренней Монголии.

С «южной» традицией тибетские петроглифы связывает использование красной

краски (на севере подобные изображения единичны). По технике исполнения эти рисунки краской очень похожи на аналогичные изображения из южных провинций: Сычуани, Юньнани, Гуйчжоу, Гуанси. Уникальными и специфическими именно для Тибета являются изображения яков, а также некоторое количество человеческих фигур, частично совмещенных с фигурами животных, или снабженных перьями.

Таким образом, петроглифы Тибета не являются обособленным культурным феноменом. Несмотря на труднодоступность многих районов Тибетского плато, развитие изобразительной традиции здесь шло под влиянием традиций других регионов. Отметим, что большое количество петроглифов, выполненных с использованием техники выбивки, обнаружено на граничащем с Тибетом Индийском плато - в Найгархи в верховьях р. Нахадади в Восточной Индии, Мирзапуре в Северной Индии, и в Махадео в верховьях р. Мармада. Наиболее популярные сюжеты этих рисунков - охота и различные ритуальные действия.

Вопросы датирования петроглифов относятся к числу наиболее сложных. У нас пока нет достаточных оснований выделять «неолитические наскальные изображения», о которых пишут ведущие отечественные тибетологи, предлагая, вслед за китайскими специалистами, датировать некоторые рисунки 1У-Ш тыс. до н. э. [2. С. 14]. Китайские археологи предварительно подразделяют все находки на ранний и поздний периоды.

Наскальные рисунки раннего периода были созданы в эпоху металла, скорее всего раннего железного века. Они распространены преимущественно на северо-западе и частично на севере Тибета. Некоторые из них обнаружены на камнях, включенных в погребальные сооружения - «каменные» курганы. Иногда рисунки нанесены охрой, но чаще созданы с помощью выбивки. Среди сюжетов преобладают изображения животных, а также поединки воинов, охота и «ритуальные отправления». Некоторые антропоморфные фигуры «снабжены перьями или совмещены с фигурами зверей». На ряде композиций представлены выстроенные в длинные ряды люди, несущие за спиной поклажу. Определенную временную привязку дает единственная выявленная на петроглифах реалия, соответствующая известному археологичес-

кому материалу: горшки типа дубу, датированные ранним туфаньским периодом, т. е. концом I тыс. до н. э. - началом I тыс. н. э. Однако сама хронология туфаньских памятников еще очень плохо разработана и не дает возможности более точного датирования. Другое предположение о времени создания некоторых петроглифов, в частности композиции в Жумудун, связано с сопоставлением наскальных изображений оленей с нефритовыми фигурками этих животных, найденных в гробнице Жуцзячжан в китайской провинции Шаньси (датируется IX в. до н. э.). Те и другие олени выполнены в похожем стиле и украшены S-образными волютами [6. P. 12-13, fig. 11, 12].

Петроглифы, относящиеся к позднему периоду, были созданы в эпоху расцвета государства Туфань и так называемого тибетского Великодержавия. Они распространены преимущественно в пещерах и на теневых склонах в Северном, Южном и Юго-Восточном Тибете. Большая часть из них нанесена краской. Изобразительный стиль, по мнению китайских коллег, здесь более реалистичен. Сюжеты петроглифов также связаны со скотоводством, охотой, нередко встречаются изображения ритуальных танцев и воинских поединков.

Петроглифическая традиция сохранялась в Тибете до эпохи триумфального пришествия буддизма. Об этом свидетельствует буддийская атрибутика на многих рисунках. Кое-где скотоводы высокогорий продолжали традиции наскального искусства вплоть до Нового и даже Новейшего времени.

Список литературы

1. Бураев Д. И. Религия бон и проблема сакрализации власти в Тибетском государстве VII-IX вв.: Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Улан-Удэ, 2001.

2. Кычанов Е. И., Мельниченко Б. Н. История Тибета с древнейших времен до наших дней. М., 2005.

3. Кычанов Е. И., Савицкий Л. С. Люди и боги Страны снегов: Очерки истории Тибета и его культуры. М., 1975.

4. Черемисин Д. В., Астрелина И. В., Комиссаров С. А. Петроглифы Южного Китая // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2005. Т. 4, вып. 3: Востоковедение.

5. An Introduction to «The Zhang Zhung

Kingdom»: Archaeological Discoveries of

Ancient Tibet on the High Plateau // http://www. zhangzhung.org/Intro02.htm (Официальный сайт проекта «Сохранение Шангшунга»).

6. Francfort H.-P., Klodzinski D., Mascle G. Petroglyphs archaiques du Ladakh et du Zanscar // Arts Asiatiques. XLV. 1990.

7. Zhang Zhung Preservation Project: Photographs by John V. Belezza on the Tibetian Plateau // http://wwwZzhangzhung.org/photo01. htm (Официальный сайт проекта «Сохранение Шангшунга»).

8. Го Чжоуху, Янь Цзэюй, Цыдань Гэле. Краткий отчет об обследовании настенных рисунков в пещере на полуострове Чжаси оз. Нам-цо, Тибет // Каогу. 1994. № 7 (на кит. яз.).

9. Гэлэ. Цзанцзу цзаоци лиши юй вэньхуа [Ранний период истории и культуры тибетского народа]. 3. Пекин, 2006 (на кит. яз.).

10. Ли Юнсянь. Изучение петроглифов Таканба (уезд Рутог, Тибет) // Каогу. 2001. № 6 (на кит. яз.).

11. Сицзан каогу да ган [Основное содержание археологии Тибета] / Отв. ред. Хоу Шичжу. 11. Лхаса, 1991 (на кит. яз.).

12. Сицзан яньхуа ишу [Наскальное искусство Тибета] / Отв. ред. Сунь Сюцзюнь. Чэнду, 1994 (на кит. яз).

13. У Цзюнькуй, Чжан Цзиньлинь. Краткий отчет об исследовании петроглифов в уезде Житу (Рутог), Тибет // Вэньу. 1987. № 2 (на кит. яз.).

14. Чжан Цзинлинь. Анализ петроглифов в уезде Житу (Рутог) // Вэньу. 1987. № 2 (на кит. яз.).

Материал поступил в редколлегию 12.10.2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.