Научная статья на тему 'Зеркала эпохи Шан как маркёр культурных связей населения центральной равнины и хамийской впадины'

Зеркала эпохи Шан как маркёр культурных связей населения центральной равнины и хамийской впадины Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
100
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Modern oriental studies
Область наук
Ключевые слова
Шан / бронзовые зеркала / Центральная равнина / Западный Китай / Shang / bronze mirrors / Central Plain / Western China.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шульга Даниил Петрович

В 1976 году при раскопках гробницы Фу Хао в Иньсюе (г. Аньян, пров. Хэнань) было найдено четыре зеркала с орнаментом, одно из которых практически полностью идентично найденному на могильнике Тяньшаньбэйлу в районе г. Хами (Синьцзян-Уйгурский автономный район). С другой стороны, есть находки из Северного Китая, восходящие еще к изысканиям Андерсена. Они легли в основу теории о «степном» происхождении зеркал. Видный исследователь Линь Юнь (林沄) при описании культурных связей Шан с северными степными районами отмечал родство зеркал из погребения Фу Хао с северными экземплярами. Тем не менее, на данный момент господствует точка зрения, согласно которой бронзовые зеркала, обнаруживаемые на Центральной равнине, происходят от обнаруженных в Тяньшаньбэйлу в Синьцзяне, а также от артефактов культуры Цицзя (хронологические рамки: 2400–1900 гг. до н. э.). К данной точке зрения склоняется и автор настоящей работы. Мы также публикуем малоизвестные материалы – фото и прорисовку зеркал, план погребения Фу Хао.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHAN MIRRORS AS A MARKER OF CULTURAL RELATIONS BETWEEN POPULATION OF THE CENTRAL PLAIN AND THE KUMUL DEPRESSION

Four mirrors with ornaments were found during the excavation of the Fu Hao tomb in Yinxu (Anyang, Henan Prov.) in 1976. One of them is almost identical to the mirror found in the Hami-Tianshan-Beilu cemetery (Xinjiang Uygur Autonomous Region). On the other hand, there are archaeological finds from Northern China dating back to Andersen's research. His studies formed the basis of the theory of the "steppe" mirrors origin. A prominent researcher Lin Yun (林 沄) describing the cultural connections of Shang with the northern steppe regions noted the kinship between mirrors from the Fu Hao tomb and the northern specimens. However, the prevailing view is that bronze mirrors found in the Central Plain originate from the mirrors of the Hami-Tianshan-Beilu cemetery in Xinjiang, as well as from Qijia culture artefacts (chronological framework: 2400–1900 B.C.). The author of this article is inclined to agree with this point of view. The paper presents little-known materials, e.g. mirrors photos and detailed drawings, the plan of the Fu Hao tomb.

Текст научной работы на тему «Зеркала эпохи Шан как маркёр культурных связей населения центральной равнины и хамийской впадины»

VOL.2 №2 2020

ISSN: 2686-9675

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

ЗЕРКАЛА ЭПОХИ ШАН КАК МАРКЁР КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ НАСЕЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РАВНИНЫ И ХАМИЙСКОЙ ВПАДИНЫ

SHAN MIRRORS AS A MARKER OF CULTURAL RELATIONS BETWEEN POPULATION OF THE CENTRAL PLAIN AND THE KUMUL DEPRESSION

Шульга Даниил Петрович, канд. ист. наук Кафедра Международных отношений и гуманитарного сотрудничества Сибирский институт управления Российской академии народного хозяйства

и госслужбы при Президенте РФ alkaddafa@gmail.com

АННОТАЦИЯ

В 1976 году при раскопках гробницы Фу Хао в Иньсюе (г. Аньян, пров. Хэнань) было найдено четыре зеркала с орнаментом, одно из которых практически полностью идентично найденному на могильнике Тяньшаньбэйлу в районе г. Хами (Синьцзян-Уйгурский автономный район). С другой стороны, есть находки из Северного Китая, восходящие еще к изысканиям Андерсена. Они легли в основу теории о «степном» происхождении зеркал. Видный исследователь Линь Юнь

при описании культурных связей Шан с северными степными районами отмечал родство зеркал из погребения Фу Хао с северными экземплярами. Тем не менее, на данный момент господствует точка зрения, согласно которой бронзовые зеркала, обнаруживаемые на Центральной равнине, происходят от обнаруженных в Тяньшаньбэйлу в Синьцзяне, а также от артефактов культуры Цицзя (хронологические рамки: 2400-1900 гг. до н. э.). К данной точке зрения склоняется и автор настоящей работы. Мы также публикуем малоизвестные материалы - фото и прорисовку зеркал, план погребения Фу Хао.

Ключевые слова: Шан, бронзовые зеркала, Центральная равнина, Западный Китай.

Для цитирования: Шульга Д.П. Зеркала эпохи шан как маркёр культурных связей населения центральной равнины и хамийской впадины. Современные востоковедческие исследования. 2020; 2(2): 88-93

ABSTRACT

Four mirrors with ornaments were found during the excavation of the Fu Hao tomb in Yinxu (Anyang, He-nan Prov.) in 1976. One of them is almost identical to the mirror found in the Hami-Tianshan-Beilu cemetery (Xinjiang Uygur Autonomous Region). On the other hand, there are archaeological finds from Northern China dating back to Andersen's research. His studies formed the basis of the theory of the "steppe" mirrors origin. A prominent researcher Lin Yun (# }£) describing the cultural connections of Shang with the northern steppe regions noted the kinship between mirrors from the Fu Hao tomb and the northern specimens. However, the prevailing view is that bronze mirrors found in the Central Plain originate from the mirrors of the Hami-Tianshan-Beilu cemetery in Xinjiang, as well as from Qijia culture artefacts (chronologicalframework: 2400-1900 B.C.). The author of this article is inclined to agree with this point of view. The paper presents little-known materials, e.g. mirrors photos and detailed drawings, the plan of the Fu Hao tomb.

Key words: Shang, bronze mirrors, Central Plain, Western China.

For citation: Shulga D.P. Shan mirrors as a marker of cultural relations between population of the central plain and the kumul depression. Modern oriental studies. 2020; 2(2): 88-93

ЗЕРКАЛА ЭПОХИ ШАН КАК МАРКЁР КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ N012 №2 2020

НАСЕЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РАВНИНЫ И ХАМИЙСКОЙ ВПАДИНЫ та 2686-9675

философия и КУЛЬТУРА / ШУЛЬГА Д.П. / ALKADDAFA@GMAIL.COM / УДК 902.02

ВВЕДЕНИЕ

В 1976 г., в ходе исследования археологического памятника ИньсюИ в г. Аньян (пров. Хэнань), была обнаружена гробница Фу Хао [Институт..., 1980, С. 7-11] (рис. 1), где, в свою очередь, ученые нашли четыре зеркала. Все зеркала округлои формы, плоские или слегка выпуклые. В середине петелька в форме «арочного моста» (ШШШ) на круглом основании. Зеркала орнаментированы, между центром и ободом расположена область с декором (например, специфическим листовидным орнаментом или штриховкои, таких три). Три из четырех зеркал располагалось на глубине 5,6 м (не на дне), в южнои части гробницы. При этом одно расположено к югу от яшмового блюда, а два - под яшмовым блюдом и иными артефактами из поделочных камнеи и бронзы. Место находки четвертого зеркала не вполне ясно, хотя найдено оно было в погребальнои камере [Ван Ганхуаи, 2015, С. 3-4].

Поверхность первого зеркала практически плоская, центральная петелька имеет под-прямоугольную форму. У края зеркала четко выделен обод, декорированньш сосцевидными выступами. Основное пространство, между ободом и центром, содержит четыре листовидных фигуры с «прожилками». Сохранность зеркала далека от идеальнои, существенно пострадали края. Диаметр 12,5 см, толщина 0,4 см, высота центрального выступа 1 см, а вес 250 г. Еще одно зеркало (рис. 1-2) в основном подобно описанному выше, с тои лишь разницеи, что контуры «листьев» просматриваются в меньшеи степени. Диаметр 11,7 см, толщина 0,2 см, высота выступа 0,7 см, вес 200 г (рис. 2-2) [У Сяоюнь, 2017, С. 24]. Самое малое зеркало с листовидным орнаментом явно отличалось от двух вышеупомянутых. Впрочем, судить о его облике

довольно сложно, так как краи был деформирован и сильно заржавел. Реконструируемые размеры - диаметр 7,1 см, толщина 0,2 см, высоту центрального выступа 0,4 см и вес 50 грамм.

Внимания заслуживает и зеркало с орна-ментом-штриховкои (рис. 2-1). Оно довольно правильнои округлои формы, корпус тонкии, а поверхность зеркала слегка выпуклая. Между каимои и круглым основанием центрального выступа расположено шесть «поясов» штриховки (ширина разнится), направленнои к центру. Диаметр 11,8 см, толщина 0,2 см, высота выступа 0,8 см, вес 200 г [Ван Ганхуаи, 2015, С. 3-4].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Возраст погребения Фу Хао на данныи момент определяется как позднии этап периода Шан. Все вышеописанные зеркала являются классическими для периода первои историче-скии китаискои династии. Впрочем, специфика узоров на зеркалах Фу Хао делает их отличными как от многих других шанских, так и от за-падночжоуских. Господин Линь Тан полагал, что эти бронзовые зеркала были переданы из области «северных бронз» Китая. Схожеи точки зрения придерживался и Лю Сюэтан, считавший что, скорее всего, в шанские области артефакт попал посредствам обмена [Лю Сюэтан, 1999]. Впрочем, в построениях этого ученого акцент делался скорее на западное, а не северное происхождение. Сун Синьчао в своих оценках был более осторожен. Он не отрицал возможность северного происхождения зеркал, однако обращал внимание, что источником происхождения зеркал в Китае вообще является скорее не север в узком смысле, а раион верховьев Хуанхэ, т.е. современные провинции Ганьсу и Цинхаи [Ван Ганхуаи, 2015, С. 4].

ISSN: 2686-9675

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

В настоящее время по отчетам мы знаем о шести бронзовых зеркалах из Иньсюя. Помимо описанного выше погребения Фу Хао (М5) с четырьмя экземплярами, одна находка была сделана в захоронении №1005 в царском некрополе Хоуцзячжуан (рис. 1-3), вторая - в погребении М25 к югу от деревни Дасыкун (рис. 1-4). Обо всех иньсюиских артефактах достаточно много информации в литературе, и у них есть общие своиства. Все они округлые, поверхность ровная или слегка выпуклая, посередине - выступ в виде мостика. У всех зеркал есть геометриче-скии орнамент, расположенныи вокруг центрального выступа. Вышеупомянутые особенности формы и декора заставляют многих ученых думать, что бронзовые зеркала не отливались на Центральнои равнине, а импортировались. Впрочем, единого мнения об источнике этого импорта нет. Среди возможных вариантов называют Бактрииско-Маргианскии археологиче-скии комплекс, культуру Цицзя, Внутреннюю Монголию, Западных краи [У Сяоюнь, 2017, С. 9].

В свою очередь, самые ранние бронзовые зеркала в Синьцзяне обнаружены на могильнике Таньшаньбэилу в Хами. С 1988 по 1997 год здесь было раскопано более 700 погребении. Согласно опубликованным данным и проведенным исследованиям, хронологически захоронения могут быть разделены на четыре периода. Во время третьего периода появляются простые бронзовые зеркала, а с четвертого появляются уже экземпляры с орнаментом в виде косых линии. Исследователи определили время функционирования некрополя между 19 и 13 веками до н. э. Лю Сюэтан отмечает, что на могильнике обнаружены сотни бронзовых округлых блях различного размера, от 5 до 10 см. Некоторые имеют выступ-петельку в середине, а другие - отверстие у края. К такого рода артефактам в китаискои науке применяется как

Рисунок 1:1. Погребение Фу Хао (М5): вид сверху и поперечный разрез (даётся по: Институт..., 1980, С. 8). 2. Бронзовое зеркало из погребения Фу Хао (даётся по: Ван Ганхуай, 2015, С. 3-5). 3. Бронзовое зеркало из захоронения №1005 в царском некрополе Хоуцзячжуан, г. Аньян. 4. Бронзовое зеркало из погребения М25 (к югу от деревни Дасыкун, пров. Хэбэй) (даётся по: У Сяоюнь, 2017, С. 23-30).

название собственно «бронзовые зеркала», так и «зеркалообразные украшения» (Ш Ш №). Бронзы с могильника Тяншаньбэилу в основном представлены именно такими изделиями (округлои и подпрямоугольнои формы), хотя имеются и орудия труда, например, ножи, шилья и серпы. Некоторые ученые считают, что могильник Тяньшаньбэилу является самым ранним некрополем с массовым материалом для изучения бронзовых зеркал в Китае. Наиденные здесь зеркала, очевидно, были созданы не позднее экземпляров, относящихся к культуре цицзя [Ван Ганхуаи, 2015, С. 12].

ЗЕРКАЛА ЭПОХИ ШАН КАК МАРКЁР КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ НАСЕЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РАВНИНЫ И ХАМИЙСКОЙ ВПАДИНЫ

ISSN: 2686-9675

философия и КУЛЬТУРА / ШУЛЬГА Д.П. / ALKADDAFA@GMAIL.COM / УДК 902.02

Рисунок 2:1. Прорисовка и фотография зеркала со штриховкой из погребения Фу Хао. 2. Прорисовка и фотография зеркала с листовидным орнаментом из погребения Фу Хао. 3. Зеркало с «солярной личиной» из могильника Тяньшаньбэйлу. 4. Зеркала со штриховкой из могильника Тяньшаньбэйлу (даётся по: Ван Ганхуай, 2015, C. 12-15).

При поиске аналогий обращает на себя одно зеркало (диаметром 8,8 см) с центральным выступом в виде «арочного моста» (выступ подквадратнои формы), которое имеет ровную поверхность. На заднеи части зеркала вокруг центра расположены четыре пояса, заштрихованных короткими линиями (рис. 1-4).

Хронология могильника Тяньшаньбэйлу дискуссионна. Лю Сюэтан считает, что самые ранние материалы Тяньшаньбэйлу старше позднего периода культуры цицзя [Лю Сюэтан, 1999]. В свою очередь Ли Шуйчэн не соглашался с датировками Лю Сюэтана, относящимися к бронзовому веку Ганьсу. Он считал, что около 3800 лет назад часть представителей культуры Сыба (датируется пер. пол. II тыс. до н.э.) из Ганьсу переселилась в район Хами, тем самым серьёзно повлияв на культурный облик восточного Синьцзяна. Таким образом, по мнению господина Ли Тяньшаньбэйлу синхронен культуре Сыба [Ван Ганхуай, 2015, С. 13-14].

ВЫВОДЫ

Немало исследователей писало о «степных» чертах зеркал из погребения Фу Хао [Ван Ганхуай, 2015, С. 3-6]. По декору зеркала можно разделить на две группы: во-первых, с вписанными друг в друга окружностями, между которыми масса коротких черт (рис. 2-1), во-вторых - с листовидным орнаментом. Зеркало с шестью вписанными окружностями и штриховкой из погребения Фу Хао очень напоминает находки из Тяньшаньбэилу в Синьцзяне (рис. 24). Существует точка зрения, что данная традиция развивалась в раионе современных провинции Ганьсу и Цинхаи, потом распространившись и на север нынешнеи КНР [У Сяоюнь, 2017, С. 14].

Чжан Ли предполагал, что подобные украшенные зеркала выступали для жителеи Инь-скои столицы как культурные маркеры («идентификационные знаки»). Впрочем, при исследовании форм захоронении с бронзовыми зеркалами выяснилось, что за исключением аристократки Фу Хао [Ван Юи, 2014], они невелики (как, например М25 возле села Дасыкун). Погребение №1005 могильника Сибэиган

ISSN: 2686-9675

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

с зеркалом является и вовсе коллективным. Мы можем сделать вывод, что держатели зеркал могли принадлежать к разным социальными слоям, так что возникает вопрос, так ли сильно были связаны между собои шанские традиции с зеркалами. Вполне возможно, что зеркала как раз были неким «интернациональным» товаром, которыи отражает не внутренние, а внешние связи эпохи Шан-Инь [У Сяоюнь, 2017, С. 16].

Повторные исследования гробницы Фу Хао могут дать указания на то, что зеркало там было скорее как внешнии артефакт. Погребаль-ныи инвентарь Фу Хао весьма разнообразен [Институт..., 1980]. Катрин Линдафф (КаШегуп М. Lmduff) предположила, что зеркала, как и другие «бронзы в северном стиле» показывают степное происхождение Фу Хао (например, в ходе династических браков правителеи Шан с сопредельными землями) или, как минимум, ее связи с этим регионом 2006]. Хотя

определенные основания для позиционирования Фу Хао как «невесты из северных степеи» есть, обширная коллекция нефритов с разных концов Китая может указывать на Фу Хао как просто коллекционера редкостеи (сюда же вполне укладываются и «северные» зеркала). Таким образом, довольно обоснованнои выглядит точка зрения, что в шанскои культуре бронзовые зеркала не являлись религиозным артефактом или статуснои вещью, они чаще всего отражают шанское любопытство по отношению к иностранным культурам или окружающему их иноплеменному населению, в том числе, и из Хамиискои котловины [У Сяоюнь, 2017, С. 17-20].

ЛИТЕРАТУРА

1. Ван Ганхуай. Чжунго цзаоци тунцзин

ffo ФНЗДШо

2015] Ранние китайские бронзовые зеркала. Шанхай: Шанхаи гуцзи чубаньшэ, 2015. 181 с.

2. Ван Юи. Иньсюи фухао му чуту тун цзин юи и шитань [Но

ЙЙЖ //№ХШ 2014 ^Ш 2 Щ] Анализ бронзовых зеркал из гробницы Фухао в Иньсюе // Чжунюань вэньу («Культурное наследие центральнои равнины»), 2014, №2. С. 57-59.

3. Институт археологии Академии общественных наук Китая. Иньсюи Фу Хао му [ФШЖ

ХШЖШЖ, 1980]. Могила Фу Хао в Иньских руинах. Пекин: Вэньу чубаньшэ, 1980. 470 с.

4. Лю Сюэтан. Лунь чжунго цзаоци тунцзин юаньюи сиюи [^Жо^ФНМШШ ■^ЩЩ // Journal of Xianjiang Normal University (Social Science), 1999, Vol. 20, №3] О происхождении ранних китаиских бронзовых зеркал в Западном крае // Journal of Xianjiang Normal University (Social Science), 1999, Vol. 20, №3. С. 112-119.

5. У Сяоюнь. Шанчжоу шици тунцзин дэ чусянь юи шиюн [^iioffi^^iii^

ЖШШ // ШШШШ017 35^Ш2

Щ] Появление и использование бронзовых зеркал в эпохи Шан и Чжоу // Гугун сюэшу цзикань (Ежеквартальныи научныи журнал Гугуна), 2017, вып. 35, №2. С. 1-66.

6. Хань Цзиньцю. Шилунь иньсюи эр ци чжунсин му чжун дэ бэифан вэньхуа иньсу

ЗЕРКАЛА ЭПОХИ ШАН КАК МАРКЁР КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ И01..2 №2 2020

НАСЕЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РАВНИНЫ И ХАМИЙСКОЙ ВПАДИНЫ та 2686-9675

философия и КУЛЬТУРА / ШУЛЬГА Д.П. / ALKADDAFA@GMAIL.COM / УДК 902.02

Ю //^ШХЩ 2008 ЩЖ 6 ЗД Северное культурное влияние на погребения второго этапа памятника ИньсюИ // Чжуню-ань вэньу («Культурное наследие цен-тральнои равнины»), 2008, №6. С. 34-41.

7. Linduff K. M. Why have Siberian Artifacts been excavated within Ancient Chinese Dynastic Borders? // Beyond the Steppe and the Sown. Leiden, Boston: Brill, 2006. Pp. 364-366.

BIBLIOGRAPHIC REFERENCES

1. Wang Ganghuai. (2015) Zhongguo zaoqi tongjing [И^.ФВИИ. Early Chinese Bronze Mirrors]. Shanghai: Shanghai guji chubanshe.

2. Wang Yu. (2014) Yinxu fuhao mu chutu tong jing yu yi shitan [ig.

ЖЙ^Ш. Analysis of bronze mirrors from the tomb of Fu Hao in Yinxu]. Zhongyuan wenwu. 2. Pp. 57-59.

3. Institute of Archaeology of Chinese Academy of Social Sciences. (1980) Yinxu Fu Hao mu

Tomb of Fu Hao in Yinxu]. Beijing: Wenwu chubanshe.

4. Liu Xuetang. (1999) Lun Zhongguo zaoqi tongjing yuanyuxiyu [^^t. iSfffl^o On the Origin of Early Chinese Bronze Mirrors in the Western Region]. Journal of Xianjiang Normal University (Social Science). Vol. 20. 3. Рр. 112-119.

5. Wu Xiaoyun. (2017) Shangzhou shiqi tongjing de chuxian yu shiyong

The emergence and use of Shang and Zhou era bronze mirrors]. Gugong xueshu jikan, Vol. 35. 2. Рр. 1-66.

6. Han Jinqiu. (2008) Shilun Yinxu er qi zhongxing mu zhong de bei fang wenhua yinsu ШШШ^ЙФМЖФШЬ

Northern cultural influence on the burial grounds of the Yinxu second stage]. Zhongyuan wenwu. 6. Pp. 34-41.

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Shulga Daniil Petrovich, Ph.D. East. of sciences Department of International Relations and Humanitarian Cooperation

Siberian Institute of Management — the branch of Russian Academy of National Economy and Public Administration

630102, Novosibirsk, Nizhegorodskaya str., 6, Russia. alkaddafa@gmail.com

Принята к публикации: 10.04.2020 Submission Date: 2020.04.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.