Научная статья на тему 'Бронзовый прототип наскальных изображений личин-масок в Саянском каньоне Енисея'

Бронзовый прототип наскальных изображений личин-масок в Саянском каньоне Енисея Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
122
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО / НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ / ПЕТРОГЛИФЫ / ЛИЧИНЫ-МАСКИ / ШАМАНИЗМ / ЛАМАИЗМ / СВЯТИЛИЩА / PREHISTORIC ART / ROCK PAINTINGS / PETROGLYPHS / MASKS / SHAMANISM / LAMAISM / SANCTUARY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дэвлет Марианна Арташировна

Наскальные изображения личин-масок получили в эпоху бронзы широкое распространение на азиатском континенте. Среди них выделяются антропоморфные маски мугур-саргольского типа, происхождение которых остается загадочным. Некоторый свет на эту тайну проливает находка бронзового изделия в бассейне р. Янцзы в виде человеческой личины с рогами и«антенной» на макушке, с отростком под подбородком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRONZE PROTOTYPES OF CLIFF ROCK ART MASKS IN THE SAYAN CANYON OF TH E YENISEI

Rock carvings of masks were widely spread throughout the Asian continent in the Bronze Age. Among them are anthropomorphic masks of the Mugur-sargol type, the origin of which remains mysterious. Some light was shed on this mystery with the findings of bronze work in the basin of the Yangtze River. The faces are depicted with horns and ―antenna‖ on the top, with spikes under the chin.

Текст научной работы на тему «Бронзовый прототип наскальных изображений личин-масок в Саянском каньоне Енисея»

УДК 903 + 930.26 + 7.031.1

БРОНЗОВЫЙ ПРОТОТИП НАСКАЛЬНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ЛИЧИН-МАСОК В САЯНСКОМ КАНЬОНЕ ЕНИСЕЯ

Дэвлет М.А.

Российская академия наук, Москва

BRONZE PROTOTYPES OF CLIFF ROCK ART MASKS IN THE SAYAN CANYON OF TH E YENISEI

Devlet M.A.

Russian Academy of Sciences, Moscow

Наскальные изображения личин-масок получили в эпоху бронзы широкое распространение на азиатском континенте. Среди них выделяются антропоморфные маски мугур-саргольского типа, происхождение которых остается загадочным. Некоторый свет на эту тайну проливает находка бронзового изделия в бассейне р. Янцзы в виде человеческой личины с рогами и «антенной» на макушке, с отростком под подбородком.

Ключевые слова: первобытное искусство, наскальные изображения, петроглифы, личины-маски, шаманизм, ламаизм, святилища.

Rock can'ings of masks were widely spread throughout the Asian continent in the Bronze Age. Among them are anthropomorphic masks of the Mugur-sargol type, the origin of which remains mysterious. Some light was shed on this mystery with the findings of bronze work in the basin of the Yangtze River. The faces are depicted with horns and "antenna " on the top, with spikes under the chin.

Key words: prehistoric art, rock paintings, petrog/yphs, masks, Shamanism, Lamaism, sanctuary.

Антропоморфные личины встречаются в репертуаре петроглифов на огромных пространствах азиатского материка. Несмотря на то, что эти изображения разделяют тысячи километров, что они находятся в разных климатических поясах, оставлены далекими предшественниками разных народов, между ними можно обнаружить значительное сходство, иногда доходящее до тождества. И дело не в том, что на скалах изображался один и тот же сюжет -человеческое лицо, нередко значительно трансформированное, дополненное деталями, придающими ему нереальный, фантастический облик. Важно другое: наличие определенных характерных атрибутов, специфическая трактовка абриса головы, не совпадающая с естественной формой, дают основания выделить определенные типы изображений не только в пределах локальных очагов наскального искусства, но и для далеко отстоящих друг от дуга местонахождений петроглифов. Обращают на себя внимание три типа личин, имеющих широчайшие ареалы. Это, во-первых, личины-маски подобные мугур-саргольским с бычьими рогами и антенной или выступом на макушке, во-вторых, сердцевидные и, наконец,

ш

Тувинский государственный университет_

солнцеликие с ореолом из лучей [1]. Очевиден факт, что передвигались создатели петроглифов, сами же скалы оставались на месте, следовательно, распространение сходных сюжетов связано с трансляцией, передачей на расстояние, идей, воззрений, идеологических представлений. В данном случае нас интересуют личины мугр-саргольского типа с антенной, которая часто сочеталась с головным убором в виде рогов [2]. В наибольшем числе они встречены в Саянском каньоне Енисея, однако область их распространений несравненно шире. Она протянулась в широтном направлении на западе от Гегемских гор в Армении до низовий Амура на востоке. Самый северный пункт, где известна подобная личина - низовья Ангары, напротив шиверы Выдумский Бык. В Монголии на р. Чуулут обнаружена личина-маска с антенной в виде тройной развилки с ручкой-отростком. Теперь подобная мугур-саргольским личина открыта и на территории Монгольского Алтая на р. Хара-Яма. В верховьях реки Инд высоко в горах, там где проходили через Гиндукуш горные тропы, а позднее «шелковый путь», на скалах представлены буддийские изображения, а также личины эпохи бронзы, сходные с мугур-саргольскими. Одна из опубликованных К. Иеттмаром рогатых личин имеет вместо антенны на макушке шишку, напоминающую ушнишу - выступ на голове буддийских божеств.

Исследователи неоднократно отмечали сходство сюжетов наскального искусства Тихоокеанского побережья Азии и Америки [3]. Прототипы ряда личин североамериканского побережья, по всей видимости, удается обнаружить среди петроглифов северного Китая. В Древности мигранты из Внутренней Монголии продвигались на север, надо полагать, несколькими волнами. Следы их пребывания прослеживаются в виде изображений личин, выбитых на скалах нижнего Амура и северного Приангарья. Представляется, что направляясь из Центральной Азии на север, переселенцы следовали вдоль Тихоокеанского побережья, а также долиной Ангары в таежные районы и на Енисей [4].

Многочисленные комплексы личин различных типов обнаружены в одном из регионов Северного Китая - Внутренней Монголии в горах Иньшань и др Эти петроглифы стали известны отечественным исследователям первоначально по предварительным публикациям китайских ученых, а теперь по монографиям Гай Шаньлиня и др. [5]. Исследование петроглифов в горах Иньшань, что в переводе означает «Лунные горы», началось в 1976 г. Памятники наскального искусства сосредоточены в западной части горной цепи, в местности, носящей название Ланшань, в переводе - «Волчьи горы». Петроглифы обнаружены на скальных выходах и валунах. Они издавна были известны местному населению. Так. китайский географ Линь Даоюань в книге «Комментарии к трактату о водах» писал, что еще в древности эту территорию называли «нарисованными горами». Здесь китайские исследователи проводили широкомасштабные работы по фиксации петроглифов.

Среди множества наскальных рисунков, опубликованных Гай Шаньлинем и др.. видное место занимают изображения личин-масок, отличающихся разнообразием форм, условностью, вычурной стилизацией. Некоторые экземпляры

имеют странный, причудливый облик. Они снабжены фантастическими дополнениями внутри контура в виде скобок, полос, передающих, вероятно, устрашающую раскраску или татуировку, возможно, ритуальные лицевые шрамы персонажей — духов и божеств. Буйная фантазия творцов петроглифов породила множество индивидуальных форм. При всем многообразии вариантов значительная часть таинственных ликов все же объединяется в определенные серии.

Хронологическое членение личин из Внутренней Монголии затруднительно. По всей вероятности, наиболее древние из них восходят к энеолиту. Верхняя дата определяется, скорее всего, концом эпохи бронзы - началом железного века, то есть рубежом второго - началом первого тысячелетия до н.э. Отдельные экземпляры могли быть созданы и в более позднее время.

Интереснейшая находка бронзового изделия в виде янусовидной головы человека была сделана в богатом погребении эпохи Шан (1700-1050) на юго-востоке Китая в бассейне р Янцзы Памятник получил название Даянчжоу по местности, которая расположена в уезде Синьгань в провинции Цзянси В настоящее время уезд входит в городской округ Цзиань. Крупный могильный комплекс был обнаружен в 1989 г. крестьянами во время земляных работ на восточной берегу притока Янцзы р. Ганьцзян в её среднем течении. В дальнейшем археологические раскопки проводились на этом памятнике Институтом археологии и материальной культуры провинции Цзянси, а также уездным музеем Первооткрывателям посчастливилось выявить множество погребений, которые датируются от бронзового века до эпохи Хань. По вопросу хронологии этой могилы существует обширная литература.

Обнаружено около двух тысяч предметов из бронзы, нефрита, кости, керамики. Среди бронзовых изделий есть и ранние и поздние. Ранние - это сосуды, которые сопоставляются с предшествующими комплексами верхнего слоя Эрлиган и ранним комплексом Иньсюй (иногда переводят как «Иньские руины»), т.е. это ранний этап эпохи Шан. Но есть и вещи поздние Их меньше и они появляются на позднем этапе Шан. В том числе был обнаружен крупный бронзовый квадратный треножник высотой немногим менее метра. Эта и другие находки позволили датировать памятник эпохой Шан, ее поздней порой. Там есть немало предметов, которые имеют более широкую датировку. К примеру, был обнаружен довольно ранний образец бронзового плута, появление плуга исследователи обычно относят к более позднему времени. Встречаются вещи, которые бытовали на сотню лет ранее.

Одна из самых замечательных находок - это ритуальный бронзовый предмет в виде головы человека с двусторонним изображением лица. Изделие полое, уплощенное, высотой 53 см. Покатый лоб нависает над глазничными впадинами Круглые выпуклые глаза «на выкате» в форме усеченных полусфер. В центре -«зрачкамии» — акцентированные крупные полые отверстия. Нос широкий, острый кончик, выдается вперед, ноздри заглублены. Уши оттопырены, их верхний край заострен. В ушных раковинах имеются сквозные отверстия подовальной формы. Рот, вернее, зубастая пасть, хищно оскалена. В верхнем ряду видны четыре зуба, в нижнем - восемь, в том числе два клыка причудливых очертаний, загнутые на

Тувинский государственный университет

концах, повторяющие форму рогов на голове данного персонажа. Подбородок подпрямо-утольный. как бы срезанный.

На макушке в центре имеется вертикальный отросток в форме трубки круглой в сечении, которая, надо полагать, служила втулкой для вставлявшегося в нее навершия. Не исключено, что навершие имело вид так называемой «антенны».

Рис. I. Антропоморфные личины 1,2- бронзовый ритуальный предмет в виде головы человека. Даянчжоу в уезде Синм апь: 3 - Саянский каньон Енисея Мугур-Саргол Камень 198.

Рога в виде плоских пластин, которые на концах сужаются и загибаются под прямым углом, образуя тем самым фигуры в виде крючков. Рога украшает орнаментальная полоса из повторяющихся парных завитков - «облаков и полумесяцев», - подобных тем, какие встречаются на других бронзовых изделиях, происходящих из данного могильного комплекса.

Под подбородком ручка-отросток квадратная в разрезе, полая внутри. Скорее всего это втулка «штандарта», на которую насаживалось изделие. Данный отросток соответствует изображению в наскальном искусстве ручки под подбородком личины-маски мутур-саргольского типа, за которую участники древних мистерий держ&1и ее перед лицом. Выпученные глаза с огромными пустыми зрачками и оскаленная зубастая пасть придают персонажу гневное, устрашающее выражение.

Что сближает это древнее бронзовое изделие, созданное китайскими мастерами, с ликами духов-предков и божеств, выбитых в эпоху бронзы на скалах Саянского каньона Енисея (рис. 1) и что дает основания рассматривать его как возможный прототип личин-масок мутур-саргольского типа?

И в том, и в другом случаях антропоморфные личины рогатые, с отростком -«антенной» на макушке, с «ручкой» под подбородком, с грозным выражением лица. Это давно ожидаемая мною находка, которая, на мой взгляд, позволяет наметить предполагаемое место происхождения личин-масок мутур-саргольского типа. В ряде работ я пыталась показать, что подобные образы древних

центральноазиатских божеств дошли до наших дней в виде персонажей ламаистской мистерии Цам, в частности докшита Чойчжала [7]

Дальнейшие судьбы людей, запечатлевших на скалах Улуг-Хема таинственные лики своих божеств и мифических предков, скрыты под историческими напластованиями. Пока исследователям остается искать новые факты, ждать новые открытия, подобные тому, какое было сделано в Китае в местности Даянчжоу.

Библиографический список:

1. Дэвлет М. А. Оку невские антропоморфные личины в ряду наскальных изображений Северной и Центральной Азии // Окуневский сборник. - СПб., 1997.

2. Дэвлет Е. Г., Дэвлет М. А. Мифы в камне. Мир наскального искусства России. - М. 2005; Дэвлет М. А. Петроглифы Улуг-Хема. - М.. 1976; Дэвлет М. А. О происхождении демонических масок ламаистской мистерии «цам» // CA, 1979, № 4; Дэвлет М. А. Петроглифы Мугур-Саргола. - М.. 1980; Дэвлет М.А. Петроглифы на дне Саянского моря (гора Алды-Мозага). - М., 1998.

3. Окладников А. П. Петроглифы Нижнего Амура. - JL, 1971; Окладников А. П. Взаимодействие древних культур Тихого океана (на материалах петроглифов) // Проблемы археологии Евразии и Северной Америки. - M., 1977; Окладникова Е. А. Загадочные личины Азии и Америки. - Новосибирск, 1979.

4. Дэвлет М. А., Дэвлет Е. Г. Антропоморфные личины как маркеры путей древних миграций // Окуневский сборник 2. Культура и ее окружение. - СПб., 2006; Заика А. Л. Вопросы семантики и хронологии антропоморфных изображений в виде личин (по материалам петроглифов Нижней Ангары) // Древности Приенисейской Сибири. Вып. II. - Красноярск, 2003; Заика А. Л. Антропоморфные личины Нижней Ангары в контексте развитая наскального искусства Азии // Окуневский сборник 2. Культура и ее окружение. - СПб., 2006.

5. Gai Shanlin. Petroglyphs in the Yiiishan mountains, - Beijing, 1986 (на кит. яз.); Gai Shanlin. Petroglyphs in the Wulanchabu Grasslang. - Beijing, 1989 (на кит. яз.); Gai Shanlin, Lou Yudong. Breit' Account of Rock Paintings in China // The rock art of China. - Beijing, 1993; Jiang Zhenniing. History. The Rock Art of China. - Beijing, 1991; Xu Cheng, Wei Zhong. Helan Mountains Petroglyphs in Ningxia Hui Autonomous Region, China. - Beijing, 1993 (на кит. яз.); Anati E. Hehn Shan. Art rupestre della Clima. -Capo di Ponte. 1994.

6. Гу Шифань, Лю Линь, Чжань Кайсюнь. Краткое сообщение о раскопках шанской могилы Даянчжоу в уезде Синьган провинции Цзяньси // Вэньу. - 1991. - № 10 (на кит. яз.); Ли Сюэцинь. Проблемы связанные с шанской могилой Даянчжоу в у. Синьган // Вэньу. - 1991. - № 10 (на кит. яз.); Пэн Шифань, Ян Жисинь. Дискуссия относительно культурной характеристики большой могилы эпохи Шан в Синьган, провинция Цзянси // Вэньу. - 1993. - № 7 (на кит. яз.); Сунь Хуа. Несколько вопросов относительно большой могилы Даянчжоу в Синьган // Вэньу. - 1993, - № 7 (на кит. яз. ).

7. Дэвлет М, А. О происхождении демонических масок ламаистской мистерии «цам» // CA, 1979, № 4; Дэвлет М. А. Петроглифы Мугур-Саргола. - M., 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.