Научная статья на тему 'О перспективных направлениях совершенствования законодательной базы Донецкой Народной Республики'

О перспективных направлениях совершенствования законодательной базы Донецкой Народной Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2140
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОРПОРАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ECONOMY / COMMERCIAL LAW / GOVERNMENTAL REGULATION / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / INDICATIVE PLANNING / INNOVATION ACTIVITY / CORPORATE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ашурков О. А., Орлова Н. А.

На основе обобщения результатов научных исследований Донецкой школы хозяйственного права, позитивного опыта Российской Федерации в области правового регулирования хозяйственной деятельности обоснована необходимость дальнейшего развития и активного использования на практике экономико-правовых исследований в целях содействия совершенствованию законодательного обеспечения экономических методов управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the prospective lines of development of the Donetsk People’s Republic’s legislative framework

On the basis of generalization of the scientific researches results by the Donetsk Commercial Law School, positive experience of Russian Federation in the area of legal regulation of the commercial activities, the need for further development and active practical use of the economic and legal researches in order to improve the economic management methods regulatory.

Текст научной работы на тему «О перспективных направлениях совершенствования законодательной базы Донецкой Народной Республики»

Правовое обеспечение экономического суверенитета государства в условиях международной интеграции

УДК 340.134

О.А. АШУРКОВ, канд. юрид. наук, ведущий научный сотрудник,

Н.А. ОРЛОВА, канд. экон. наук, старший научный сотрудник

ГУ «Институт Экономических Исследований», г. Донецк, ДНР

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

О ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

На основе обобщения результатов научных исследований Донецкой школы хозяйственного права, позитивного опыта Российской Федерации в области правового регулирования хозяйственной деятельности обоснована необходимость дальнейшего развития и активного использования на практике экономико-правовых исследований в целях содействия совершенствованию законодательного обеспечения экономических методов управления.

Ключевые слова: экономика, хозяйственное право, государственное регулирование, государственно-частное партнерство, индикативное планирование, инновационная деятельность, корпоративный менеджмент.

Ashurkov O.A., Orlova N.A. On the

prospective lines of development of the Donetsk People's Republic's legislative framework.

On the basis of generalization of the scientific researches results by the Donetsk Commercial Law School, positive experience of Russian Federation in the area of legal regulation of the commercial activities, the need for further development and active practical use of the economic and legal re-

searches in order to improve the economic management methods regulatory.

Keywords: economy, commercial law, governmental regulation, public-private partnership, indicative planning, innovation activity, corporate management.

Необходимость и важность обеспечения адекватности законодательной базы Донецкой Народной Республики (да-лее-ДНР) новым экономическим реалиям в сфере хозяйственной деятельности вполне очевидны. К задачам особой актуальности относятся проблемы повышения эффективности правового регулирования различных видов хозяйственных отношений, гармонизация законодательства, обеспечение оптимального сочетания государственного регулирования экономики и рыночной саморегуляции, правовой регламентации компетенций и распределения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления, правовое обеспечение экономического суверенитета.

Можно со всей уверенностью утверждать, что эффективному решению этих и других неотложных задач в сфере хозяйствования во многом могло бы со© О.А. Ашурков, Н.А. Орлова, 2016

действовать дальнейшее развитие комплексных экономико-правовых исследований, проводимых ранее представителями Донецкой научной школы хозяйственного права, сформированной во главе с академиком В.К. Мамутовым во второй половине прошлого столетия.

Результаты экономико-правовых исследований представителей школы хозяйственного права, их научные публикации, реализация положений Хозяйственного кодекса Украины, который готовился при самом активном участии донецких юристов и был введен в действие с 1 января 2004 г., внесли существенный вклад в развитие теории и практики правового регулирования хозяйственной деятельности, способствовали использованию системного подхода к совершенствованию управления общественным производством, содействовали проведению таких комплексных межотраслевых исследований, как регионалистика, гра-доведение [1]. Дальнейшее развитие экономико-правовых исследований, их углубление с учетом изменившихся условий хозяйствования будут полезны для органов государственной власти ДНР, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и могут стать действенным инструментом влияния на процесс стабилизации и успешного развития экономики Республики, решение актуальных социальных проблем.

И было бы весьма непродуктивно и недальновидно отбросить все то позитивное, что было наработано ранее в теории хозяйственного права и оправдало себя на практике, и начать работу по созданию законодательной базы ДНР с чистого листа. Фундаментальные и прикладные разработки Донецкой школы хозяйственного права создают хорошую базовую основу для дальнейшей работы по совершенствованию законодательной системы ДНР. Как подчеркивал академик

В.К. Мамутов, «Наука не должна игнорировать ни прошлые, ни нынешние реальности. Каждый новый этап развития науки (и общества в целом) - это синтез нового и всего приемлемого из предыдущего» [2, с. 41].

Цель статьи - на основе обобщения многолетнего опыта экономико-правовых исследований, проводимых учеными Донецкой школы хозяйственного права, обосновать перспективные направления совершенствования правового регулирования хозяйственной деятельности как ключевого фактора содействия обеспечению стабильности социально-экономического развития Донецкой Народной Республики.

1. Прежде всего следует обратить внимание на принципиально важный вывод, обоснованный в публикациях юристов-хозяйственников о целесообразности расширения масштаба экономико-правовых исследований на основе обогащения содержания базовой для этих исследований науки хозяйственного права за счет проблематики смежных правовых институтов, относимых к другим отраслям права: конституционному, налоговому, природоресурсному, земельному, экономическому, коммунальному, международному, уголовному. Усиление основ правового регулирования экономики, хозяйственной деятельности требует интеграции правовых норм, регламентирующих эту деятельность как в законодательстве, так и в науке. И нормы о конституционных основах хозяйствования, и нормы о принципах (правилах) рационального и эффективного природопользования, нормы о налогообложении и нормы, касающиеся уголовно-правовой ответственности за преступления в сфере хозяйствования, должны рассматриваться и совершенствоваться как единая система правового обеспечения экономики [1, с. 11]. Такой подход, положенный в

основу формирования законодательной системы республики, позволит обеспечить целевую направленность юридической науки на комплексное решение актуальных социально-экономических проблем.

2. Особую значимость в современных условиях приобретают вопросы повышения регулирующей функции государства в развитии экономики. Как утверждает известный американский ученый лауреат Нобелевской премии Кеннет Эрроу, общее управление экономикой может исходить только от государства

[3, с. 11].

Современная экономика - это смешанная, а не просто рыночная экономика, и она вовсе не предполагает полной ликвидации государственной собственности. Как свидетельствует зарубежный опыт, государственный сектор продолжает оставаться одним из неотъемлемых сегментов экономики в большинстве развитых стран. К примеру, даже в таких «либеральных» хозяйственных системах, как США, Австралия, Новая Зеландия экономическая роль государства весьма заметна и достигает 30-35% ВВП, а в государствах социального рыночного хозяйства (ФРГ, Франция, Швеция) -50-60% ВВП [4, с. 12]. Активная роль государства в сфере экономики во многих зарубежных странах определена на конституционном уровне.

Предпринимаемые попытки путем ускоренной и масштабной приватизации, проводимой под лозунгом бесспорной эффективности частной собственности, повысить рост и конкурентоспособность производства не дали и не могли дать ожидаемых результатов. Миф об успехах рыночного саморегулирования был убедительно опровергнут самой хозяйственной практикой. Комиссия ООН, работавшая под руководством лауреата Нобелевской премии Дж. Стиглица, представила общественности в 2010 г. доклад, в

котором обосновала вывод о том, что «... кризис выявил новые пороки теории рыночного фундаментализма, согласно которой ничем не стесненная деятельность рынка ведет к созданию эффективной и стабильной экономики» [5, с. 46].

В научных публикациях представителей Донецкой школы хозяйственного права с самого начала перехода к рыночным отношениям доказывалась несостоятельность концепции невмешательства государства в экономику, обосновывалась объективная необходимость доминирования государства как собственника, обладающего контрольным или блокирующим «пакетом акций» в определении стратегии развития, экономической политики, в решении основных вопросов хозяйственной деятельности [6, с. 7]. В работах юристов-хозяйственников исследованы актуальные проблемы отношений публичной (общественной, государственной) собственности, показана роль и место публичной собственности в обеспечении экономического суверенитета государства, планирования социально-экономического развития. Рассмотрены правовые формы сочетания интересов государства и инвесторов в процессе хозяйственного использования объектов публичной собственности. Обоснованы предложения относительно повышения эффективности правового регулирования осуществления хозяйственной деятельности на основе публичной собственности, доказана насущная необходимость организации правотворческой деятельности в направлении разработки системы правовых норм, сориентированных на регламентацию отношений публичной собственности, законодательного обеспечения её защиты [4, с. 7]. Публичная собственность необходима, однако, как показывает отечественная практика, ее проблемами перестали заниматься. В то же время зарубежный опыт наглядно свидетельствует о высоком уровне эф-

фективности функционирования публичной собственности, достижении высоких показателей за счет полноценной реализации органами государственной власти и местного самоуправления управленческих функций.

Без эффективного государственного управления поступательное развитие экономики и ее социальная ориентация просто невозможны. Однако в условиях нынешней смешанной экономики в правовом регулировании хозяйственной деятельности нужно исходить из необходимости обеспечения эффективного сочетания госрегулирования и рыночной саморегуляции, системного подхода к регулированию «вертикальных» и «горизонтальных» хозяйственных связей [8, с. 9]. С учетом этого чрезвычайно важно, чтобы принцип постоянного целенаправленного государственного регулирования экономического развития, оптимального сочетания госрегулирования с рыночной саморегуляцией был положен в основу формирования законодательной базы Республики и оставался неизменным в процессе создания эффективного экономико-правового механизма обеспечения устойчивого развития экономической системы государства.

Ведущая роль в решении этих проблем должна принадлежать стимулирующей функции хозяйственного законодательства. Укрепление этой функции - первоочередная задача законодательной и исполнительной власти. Законодательство по экономическим вопросам должно быть адекватным требованиям эффективного сочетания различных форм собственности и организационно-правовых форм развития субъектов хозяйствования и содержать нормы, провозглашающие защиту и равные возможности для всех форм собственности. Практическая реализация этих требований может быть обеспечена принятием конституционного закона ДНР «О собст-

венности», который составил бы основу совершенствования экономико-правового механизма сочетания государственного и рыночного управления экономическими процессами на макро- и микроуровнях.

В процессе подготовки данного закона целесообразно ориентироваться на разработанную в рамках Донецкой школы хозяйственного права «Концепцию конституционного обеспечения экономической системы государства (как основы законодательного обеспечения экономической политики)», где закреплено положение о том, что наряду с признанием равенства существующих форм собственности должны быть определены также ограничение прав собственников и обязанности обладателей этого права [9, с. 19]. Полезен в этом плане и опыт Беларуссии, в частности, положения, закрепленные в ч. 5 ст. 13 Конституции Республики Беларусь: «Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях», а также в ч. 6 ст. 44 «Осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц» [10, с. 119].

3. В условиях рыночных отношений особую значимость приобретает проблема развития сотрудничества органов государственного управления с частным бизнесом. Одним из эффективных форм такого сотрудничества, как свидетельствует зарубежный опыт, является государственно-частное партнерство, способствующее усилению организационной и стимулирующей функции государства во взаимодействии с бизнесом, повышению ответственности власти и бизнеса перед обществом.

Как отмечают специалисты, разнообразие форм и сфер применения публично-частного партнерства делают его универсальным механизмом для решения целого рода задач - от создания и развития инфраструктуры до разработки и адаптации новых перспективных технологий [11, с. 30; 31]. В каждой стране имеют место те или иные сферы, которым отдается наибольший приоритет для использования инструментов государственно-частного партнерства. Так, в США, Австрии, Испании, Португалии, Греции такой сферой является отрасль строительства и реконструкции дорог, в Великобритании - здравоохранение и образование, В Германии - образование, сфера информационно-коммуникационных технологий, в Италии, Канаде, Франции -здравоохранение [12, с. 114].

В Российской Федерации с целью совершенствования законодательной базы, регулирующей процессы развития государственно-частного партнерства, принят Федеральный Закон «О государственно-частном партнерстве, муници-пально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступивший в силу с 01.01.2016 г. В законе четко определены полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашения о государственно-частном или муниципально-частном партнерстве, установлены гарантии прав и законных интересов сторон соглашения. Представляется, что разработка и принятие аналогичного законодательного акта в ДНР помогло бы создать реальные предпосылки для повышения эффективности законодательства по вопросам государственной поддержки бизнеса, способствовало бы более активному привлечению частного капитала, как потенциального инвестора, к парт-

нерству в сфере внедрения в хозяйственную практику наукоемких технологий и производств, а в конечном счете - развитию экспортного потенциала и укреплению позиций отечественных товаропроизводителей на внешних и внутренних рынках сбыта выпускаемой продукции.

4. Для создания эффективного механизма государственного регулирования экономики Республики принципиально важное значение приобретает выработка правильного подхода к проблеме соотношения плана и рынка, принятие за основу тезиса о том, что план или государственное регулирование и рынок - это отнюдь не антиподы, а взаимодополняющие элементы общественного хозяйства.

Учеными Донецкой школы хозяйственного права во многих работах доказательно обоснованы выводы о том, что эффективная экономика невозможна без государственного планирования. В недавнем прошлом планирование считалось центральным звеном управления как на макроуровне, так и в рамках отдельных субъектов хозяйствования. Экономической наукой была детально разработана иерархическая система планирования, охватывающая все уровни управления народным хозяйством. Отказ от планирования, как якобы от устаревшего пережитка «тоталитарного прошлого», не совместимого с рыночными условиями хозяйствования, нанес существенный вред отечественной экономике и явно противоречит зарубежной практике.

Как свидетельствует опыт ведущих стран с развитой рыночной экономикой, четырех-, пяти-, семилетние планы разрабатываются и успешно выполняются в разной форме во многих из них. Хорошо известны успехи в экономическом развитии Китая, Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, где составляются и выполняются долгосрочные планы развития. Убедительно подтверждена многолетней прак-

тикой эффективность общегосударственного планирования в Японии, западноевропейских странах, США, где в качестве основного метода его осуществления применяется индикативное планирование.

Индикативное планирование зародилось в конце 50-х начале 60-х гг. во Франции, Великобритании и Германии. В последующий период оно получило свое развитие в Швеции, Японии, США, а также в ряде развивающихся стран, в частности, в Индии, Мозамбике и некоторых других. Пройдя достаточно длительный путь в 15-20 лет оно доказало свою высокую эффективность в качестве одного из действенных инструментов государственного регулирования становления рыночного хозяйства. Следует отметить, что сегодня отдельные элементы данного планирования используются при подготовке национальных стратегий в целом ряде стран с интенсивным экономическим развитием.

Индикативное планирование - это направляющее, ориентирующее планирование, включающее формирование системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, и установление мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных в программах индикаторов. В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и др.

Основными способами реализации целей индикативных планов-прогнозов являются применение системы правовых

и экономических регуляторов (налоги, кредиты, тарифы, инвестиции, цены, ценные бумаги, амортизационные отчисления, нормы и нормативы, проценты, бюджет, субсидии, программы), а также использование административных регуляторов (госзаказы, штрафы, санкции, лицензии, квоты, разрешения, антимонопольное законодательство). Таким образом, индикативные планы включают в себя концептуальную часть (концепцию социально-экономического развития) и планово-регулирующую часть (систему экономических регуляторов и государственные целевые комплексные программы).

И хотя, как отмечают специалисты, содержательно понятие индикативного планирования не отличается особым разнообразием, тем не менее, выработка соответствующих плановых решений и их юридическое закрепление в отдельных странах существенно разнятся [13, с. 100].

Американская практика индикативного планирования может быть определена как адаптивная. План как таковой вообще не формируется, но каждая задача социально-экономического развития страны, которая принимается к исполнению федеральным правительством, закрепляется специальным бюджетным законом, срок действия которого может составлять 10-20 лет. Именно федеральные бюджетные законы США первичны в качестве элементов индикативного плана.

В Западной Европе применяется иная технология (методология) индикативного планирования, которую определяют как эконометрическую. На базе статистических моделей выстраиваются тренды, которые служат основой для среднесрочных прогнозов развития страны. В этих рамках используются и динамические модели экономического роста, а также межотраслевые балансы. На про-

гноз «накладываются» средства макроэкономического регулирования с тем, чтобы добиться отклонения тренда в сторону достижения зафиксированных социально-экономических индикаторов. Причем, цели и ограничения на уровне плана непротиворечивы: жесткость ограничений может повышаться, если экономика выходит из заданных границ, или, наоборот, снижаться. Разработанный набор указанных средств фиксируется в законодательном акте о бюджете. Такая методология индикативного планирования используется не только отдельными странами Западной Европы (Германия, Великобритания, Франция), но и практически внедрена органами ЕС для решения проблем межгосударственного регулирования.

В Японии разрабатываемые индикативные планы формально не являются законами, а представляют собой государственные программы социально-экономического развития страны, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономической структуры на их выполнение в общенациональных интересах. Как отмечают специалисты, опыт Японии в области общегосударственного экономического планирования в рыночных условиях свидетельствует о том, что оно является особой, весьма гибкой и достаточно эффективной формой государственно-монополистического регулирования хозяйства [14, с. 50].

В Китае индикативное планирование представляет собой макроэкономическое планирование, основанное на сочетании частного и государственного секторов экономики при доминировании последнего. Это единая целостная система, состоящая из планов различных уровней и разной продолжительности - долгосрочные (10-20 лет), среднесрочные (5 лет) и годовые. Индикативные планы Китая - это документы программного характера, отражающие стратегию разви-

тия экономики, науки и техники, социальной сферы. Стратегические цели и концепции долгосрочного и среднесрочного планирования реализуются через годовые планы с четко определенными задачами.

В России формирование индикативных планов развития является одной из важных задач экономической политики государства. Как отмечают специалисты, для Российской Федерации в силу специфики ее социально-экономического развития, наиболее целесообразным является использование стратегической или структурно-стратегической формы индикативного планирования, представляющей собой разработку на федеральном уровне стратегического плана социально-экономического развития страны, структурированного на год, пятилетие и 15-летний период. Высказываются предложения о целесообразности в соответствии с международной практикой создания специального органа по стратегическому планированию при Правительстве РФ, возложив на него координацию деятельности по разработке долгосрочных прогнозов, стратегических и индикативных планов и мониторинг их реализации, а также Совета по прогнозированию и стратегическому планированию инновационно-технологического, социально-экономического и территориального развития, включающего представителей бизнеса, науки, федеральных, региональных и местных органов власти [15].

Как отмечают российские ученые и практики, остается актуальной и задача разработки специального Закона РФ «Об индикативном планировании и долгосрочных национальных программах социально-экономического развития» [13, с. 99]. Такая попытка была предпринята в 2000 г., когда Государственной Думой был принят в первом чтении проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный

закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», которым признавалась необходимость индикативного планирования. И хотя данный проект закона в силу необходимости его существенной доработки был отклонен, работа в этом направлении продолжается.

Представляется, что для Донецкой Народной Республики разработка с учетом накопленного зарубежного опыта теоретических положений и прикладных рекомендаций по использованию индикативного планирования, как ключевого инструмента государственного управления смешанной экономикой, и соответствующее закрепление этой формы планирования на законодательном уровне должны стать одной из приоритетных задач создания эффективного экономико-правового механизма обеспечения устойчивого хозяйственного развития.

5. Важным фактором обеспечения поступательного развития Республики является переход к инновационной модели функционирования экономики. Управление инновационной деятельностью является важной составляющей государственной социально-экономической политики и призвано способствовать укреплению инновационного потенциала страны путем освоения производства новых наукоемких, конкурентоспособных видов товаров и технологий, расширения рынков сбыта выпускаемой продукции.

Одной из основных функций государства в сфере инновационной деятельности является создание действенной, эффективной правовой базы, регулирующей отношения в области формирования и реализации государственной научной и научно-технической политики, государственная поддержка инновационной деятельности, правовая охрана результатов, полученных в процессе инновационного предпринимательства, содей-

ствие развитию современной структуры инновационной системы, укрепление международного научно-технического сотрудничества.

При этом, как показали результаты экономико-правовых исследований, выполненных в рамках Донецкой школы хозяйственного права, следует учитывать, что инновационная деятельность должна обеспечиваться всей системой правового регулирования экономики, всеми инструментами хозяйственного законодательства. Все хозяйственное законодательство должно способствовать нормальному осуществлению и развитию инвестиционной деятельности в целом и инновационной в частности. Степень соответствия законодательства этому требованию может служить одним из критериев уровня его эффективности [16, с. 14].

В этом направлении в Республике проводится определенная работа. Разработан и принят в первом чтении Народным Советом ДНР проект Закона Донецкой Народной Республики «О науке и государственной научно-технической политике», в отдельных главах которого закреплены нормы по правовому регулированию инновационной деятельности.

Следует отметить как позитивный факт предпринятую попытку на основе обобщения опыта Российской Федерации создать в республике правовую базу регулирования инновационной деятельности на комплексной, системной основе. Комплексный поход к нормативно-правовому регулированию в сфере инновационной деятельности обеспечивается тем, что законодательная база этого процесса формируется на основе Конституции ДНР, Постановлений Народного Совета ДНР и Совета Министров ДНР, указов и распоряжений Главы Республики. Реализация системного подхода характеризуется охватом в качестве важнейших компонентов системы управления

инновационной деятельности институциональной среды, инфраструктурного обеспечения, организационной, финансовой, информационной составляющих процесса развития и поддержки инновационного предпринимательства.

В проекте Закона ДНР «О науке и государственной научно-технической политике» закреплены виды инновационной деятельности, установлен перечень способов и средств государственного воздействия на ее осуществление, поддержку приоритетных направлений инновационной деятельности государственного, отраслевого, регионального и местного уровней. В законопроект включены статьи, регламентирующие полномочия субъектов государственного регулирования и управления в сфере науки, научно-технической и инновационной деятельности, интеллектуальной собственности, финансового обеспечения и стимулирования инновационного предпринимательства. Прописаны нормы, определяющие порядок разработки государственных, отраслевых, территориальных и межотраслевых научных, научно-технических, инновационных программ и проектов, способы проведения их научной и научно-технической экспертизы. Установлены нормы, определяющие условия оформления договоров на создание, передачу и использование научной и научно-технической инновационной продукции. Предусмотрен порядок правового регулирования создания, развития и поддержки функционирования современной инновационной инфраструктуры, в том числе формирование специализированных инновационных организаций (инновационных корпораций, центров трансфера технологий, консорциумов, технологических кластеров, технопарков, венчурных фондов, особых технико-внедренческих зон и др.).

Сравнительный анализ законодательства Российской Федерации и фор-

мируемой в Донецкой Народной Республике законодательной базы в сфере государственного регулирования инновационной деятельности дает основание для вывода о том, что в целях создания в Республике эффективной системы повышения заинтересованности субъектов хозяйствования в активизации инновационного предпринимательства следовало бы более широко использовать позитивный опыт России по разработке системы льготного налогообложения участников инновационного процесса. В частности, среди инструментов стимулирования инновационной активности в Российской Федерации наибольший вес занимают преференции по налогу на прибыль, освобождение от обложения налогами на имущество организаций, занимающихся инновационной деятельностью, применение пониженного тарифа страховых взносов, компенсация таможенных платежей в отношении товаров, ввозимых для строительства, оборудования и технического оснащения объектов недвижимости, необходимых участникам инновационных проектов. Кроме того, к основным формам государственной поддержки развития инновационной деятельности в Российской Федерации, которые могли бы быть использованы в ДНР, относятся: предоставление образовательных услуг; предоставление информационной и консультационной поддержки; содействие в подготовке проектной документации; формирование спроса на инновационную продукцию; финансовое обеспечение (в том числе предоставление грантов, субсидий, кредитов, займов, гарантий, взносов в уставной капитал); поддержка экспорта; инфраструктурная поддержка (аренда помещений, доступ к научно-исследовательскому оборудованию, услуги в области интеллектуальной собственности) и др.

Адаптация опыта России по формированию законодательной базы государ-

ственной поддержки развития инновационной деятельности к условиям ДНР может способствовать созданию на территории республики эффективной правовой системы управления инновационными процессами и стать решающим фактором объединения усилий всех участников хозяйственной деятельности - органов власти, промышленных предприятий, организаций науки и образования - для повышения конкурентоспособности региона, улучшения качества жизни населения.

6. Практикой стран, развивающихся по инновационному пути, подтверждается, что решение проблемы активизации инновационного развития во многом предопределяется совершенствованием системы корпоративного менеджмента. Как подчеркивает М. Портер, характер и эволюция развития всех успешных компаний в своей основе одинакова: они добиваются конкурентных преимуществ с помощью инноваций, используя для этого как новые технологии, так и новые методы работы, системные преобразования в сфере кадрового обеспечения инновационной деятельности [17].

Анализ зарубежного опыта и результаты исследований проблем формирования системы внутрифирменного управления предпринимательского типа, участия трудового коллектива в управлении производством, проводимых в рамках Донецкой школы хозяйственного права, позволяют утверждать, что для усиления инновационной активности персонала наиболее эффективным является создание в системе корпоративного менеджмента комплексно-целевой модели инновационного-кадрового менеджмента [18, с. 43-44].

Ключевыми системными блоками такой модели являются:

внедрение новых прогрессивных форм и методов труда на базе повышения технического потенциала производства;

организация корпоративной системы развития персонала, позволяющей управлять процессом инновационных перемен через изменение поведения работников, усиление их заинтересованности в инновационном труде;

обеспечение непрерывности обучения и повышения профессиональной компетенции персонала для активного использования знаний в процессе изготовления инновационной продукции;

создание условий для получения поливалентной квалификации с целью повышения мобильности рабочих кадров с учетом инновационных изменений в производстве;

формирование действенного механизма мотивации труда, его оплаты и стимулирования в контексте стратегии повышения инновационной активности персонала;

разработка комплекса мер по стимулированию инженерно-технических работников-носителей инновационного потенциала, труд которых отличается интенсивным характером и непосредственно связан с разработкой и изготовлением конкурентоспособной инновационной продукции;

совершенствование системы социальной защиты персонала предприятия.

При этом важно, чтобы весь комплекс работ по созданию модели инновационно-кадрового менеджмента рассматривался как ключевая составляющая инновационных преобразований производства, а затраты на подготовку и переобучение кадров - как долгосрочные инвестиции, необходимые для наращивания конкурентных преимуществ предприятия.

Подводя итоги вышеизложенному, можно сделать принципиально важные выводы.

Во-первых, следует еще раз подчеркнуть, что при формировании законодательной и нормативно-правовой базы

ДНР в сфере хозяйствования неправомерно не учитывать, а тем более игнорировать все то полезное, что было наработано в плане нормативно-правового регулирования хозяйственных отношений учеными Донецкой школы хозяйственного права и нашло позитивный отклик в правоприменительной практике. Именно труды юристов-хозяйственников могут послужить фундаментом для системного совершенствования хозяйственного законодательства Республики с учетом современных требований по переходу на инновационную модель развития экономики и стать решающим фактором объединения усилий всех участников хозяйственной деятельности - органов власти, промышленных предприятий, организаций науки и образования - для повышения конкурентоспособности региона, улучшения качества жизни населения.

Во-вторых, для создания на территории Республики эффективной экономико-правовой системы управления инновационными процессами может быть полезной адаптация к условиям ДНР опыта Российской Федерации по формированию законодательной базы государственной поддержки развития инновационной деятельности, практической реализации программно-целевого подхода к государственному планированию и управлению инновационным развитием, разработке системы льготного налогообложения участников инновационного процесса, созданию современной инновационной инфраструктуры.

В-третьих, как свидетельствует зарубежная практика, приоритеты в деловом мире бизнеса имеют предприятия, являющиеся генераторами новых идей и обладающие большим научно-техническим и интеллектуальным потенциалом. Чем выше инициативность и творческая активность работников, тем выше конкурентоспособность и эффективность хозяйственной деятельности. Реальным

путем решения задач на производственном уровне является разработка и внедрение на предприятиях ДНР комплексно-целевых систем инновационно-кадрового менеджмента, основные задачи реализации которых заключаются в повышении эффективности управления персоналом, мотивировании работников к высокопроизводительному труду; содействие усилению их заинтересованности в наращивании инновационного потенциала производства и его конкурентоспособности.

В-четвертых, в целях повышения результативности инновационного развития ДНР и государственного регулирования инновационной деятельностью представляется также важным восстановить практику проведения системного мониторинга этих процессов, обязав на законодательном уровне Главное управление статистики Республики обобщать информацию о результатах инновационной деятельности в разрезе отраслей и территориальных образований ДНР, подготавливать для республиканских органов управления соответствующие экономические доклады и служебные записки.

Список использованной литературы

1. Институту экономико-правовых исследований 20 лет: [брошюра] / НАН Украины, Ин-т экономико-правовых исследований. - Донецк: Юго-Восток, 2012. - 51 с.

2. Мамутов В.К. Юридическую науку - на решение проблем содействия развитию экономики / В.К. Мамутов; ИЭПИ НАН Украины. - Донецк: Юго-Восток, 1999. - 46 с.

3. Переход к рыночной экономике: темпы и возможности. Лекции Кеннета Эрроу // Проблемы теории и практики управления. - 1993. - № 5. - С. 8-13.

4. Мамутов В.К. О публичной собственности в смешанной экономике /

B.К. Мамутов // Экономика и право. -2013. - № 1 (35). - С. 5-18.

5. Цимерман Ю.С. Государственные корпорации в России: их настоящее и будущее / Ю.С. Цимерман // Роль публичной собственности в обеспечении социально-экономического развития Украины: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Донецк, 18 сентября 2012 г.); НАН Украины, Ин-т экон.-прав. исслед. - Донецк: Юго-Восток, 2012. -

C. 34-48.

6. Мамутов В.К. Юридические средства усиления заинтересованности субъектов хозяйствования / В.К. Мамутов // Экономика и право. - 2015. -№ 3 (42). - С. 3-9.

7. Роль публичной собственности в обеспечении социально-экономического развития Украины: материалы Между-нар. науч.-практ. конф. (Донецк, 18 сентября 2012 г.) / НАН Украины, Ин-т экон.-прав. исслед.; редкол. Мамутов В.К. - Донецк: Юго-Восток, 2012. -224 с.

8. Мамутов В.К. 50 лет спустя. К пятидесятилетию хозяйственно-правового движения в Донбасса / В.К. Мамутов // Экономика и право. -2008. - № 2 (22). - С. 5-13.

9. Концепция конституционного обеспечения экономической политики государства (как основы законодательного обеспечения экономической политики): [брошюра] / НАН Украины, Ин-т экон.-прав. исслед. - Донецк: Юго-Восток, Лтд, 2008. - 26 с.

10 Веленто И.М. Конституционные основы формирования права собственности / И.М. Веленто // Проблемы правового регулирования экономических отношений на современном этапе: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. -Гродно, 2007. - С. 115-125.

11. Бруссер П. Государственно-частное партнерство - новый механизм привлечения инвестиций / П. Бруссер, С. Рожкова // Рынок ценных бумаг. -2007. - № 2. - С. 29-33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Терещенко С.В. Правовое обеспечение государственно-частного партнерства и проблемы его популяризации / С.В. Терещенко // Экономика и право. -2011. - № 2 (30). - С. 111-115.

13. Дудкин В. Американский и западноевропейский подходы к индикативному планированию: возможен ли синтез на российской почве? / В. Дудкин // Российский экономический журнал. -1997. - № 10. - С. 99-101.

14. Хлынов В. Общегосударственное планирование рыночной экономики: опыт Японии / В. Хлынов // Проблемы теории и практики управления. - 1997. -№ 2. - С. 46-50.

15. Попова Е.В. Индикативное планирование как основной метод формирования долгосрочной социально-экономической стратегии России / Е.В. Попова // Инновационная Россия. Стратегия 2020. - 2008. - № 9. - С. 1527.

16. Мамутов В.К. Развитие хозяйственного законодательства и хозяйственно-правовой мысли в суверенной Украине: научный доклад / В.К. Мамутов; НАН Украины, Ин-т экон.-прав. исслед. -Донецк, 2004. - 40 с.

17. Портер М. Стратегия конкуренции. Методика анализа отраслей и деятельности конкурентов / М. Портер. -К.: Основы, 1977. - 390 с.

18. Еськов А.Л. Инновационно-кадровый менеджмент: проблемы и решения / А.Л. Еськов, Н.А. Орлова, С.Ю. Бунтовский. - К.: Наук. свгг, 2007. -74 с.

Статья поступила в редакцию 01.06.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.