Оригинальная статья
УДК 338.97:622.33 © О.А. Степанов, 2020
О перспективах развития надзора в угольной промышленности в условиях совершенствования законодательства о госконтроле
- DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2020-2-51-52 -
Предлагается анализ перспектив развития надзора на объектах угольной промышленности в условиях совершенствования законодательства о госконтроле. Ключевые слова: контрольно-надзорная деятельность, нормативное регулирование, высокотехнологичный надзор. Для цитирования: Степанов О.А. О перспективах развития надзора в угольной промышленности в условиях совершенствования законодательства о госконтроле // Уголь. 2020. № 2. С. 51 -52. 001: 10.18796/0041 -5790-2020-2-51 -52.
СТЕПАНОВ О.А.
Доктор юрид. наук, профессор, главный научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального законодательства, судоустройства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 117218, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
ВВЕДЕНИЕ
Контрольно-надзорная деятельность - деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О ГОСКОНТРОЛЕ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР
РАЗВИТИЯ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В целях реализации государственной политики в различных сферах деятельности в установленном порядке действуют уполномоченные органы государственного контроля (надзора), в числе которых на объектах угольной промышленности важная роль отводится деятельности Управления по надзору в угольной промышленности центрального аппарата Ростехнадзора, а также Управления горного надзора центрального аппарата Ростехнадзора.
С учетом принципа открытости и публичности контрольно-надзорная деятельность этих подразделений Ростехнадзора осуществляется открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации [1, 2, 3].
Вместе с тем при разработке перспективных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей центральному аппарату Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору важно принимать во внимание факт представления на Петербургском международном юридическом форуме в мае 2019 г. нового законопроекта о госконтроле, который, по сути? в обозримой перспективе призван стать контрольно-процессуальным кодексом. Смысл этого документа сводится к уходу от «карательной» политики контролеров и переходу к профилактике, предпочтению менее трудозатратных и более оперативных мероприятий, связанных с контролем саморегулируемых организаций за своими членами, с освобождением от контрольно-надзорных мероприятий при условии страхования рисков [4].
Концептуальная идея проекта направлена на перевод деятельности контролеров с «карательного» на превентивный подход, при котором инспекторы должны больше заниматься профилактической работой. Среди профилактических мероприятий в законопроекте называются информирование, консультирование, профилактическое сопровождение (предварительная оценка соблюдения требований и выдача контролерами рекомендаций), а также самообследование предпринимателей с помощью информационных ресурсов ведомств. При этом вводится понятие контрольно-надзорного производства - в его рамках действия инспектора должны иметь процессуальное обоснование, и только после открытия производства ведомства могут проводить контрольно-надзорные мероприятия с согласия прокуратуры - возможность сначала провести неотложные действия остаются у инспектора только в экстренных случаях [5]. Наряду с этим сохраняется идея использования риск-ориентированного подхода - госкон-
троль осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (варьируются от низких до чрезвычайно высоких), определяющего выбор мероприятий, их содержание и интенсивность.
Прогнозируется, что законопроект вступит в силу в 2021 г. К этому в ремен и прав ител ьство должно будет завершить ревизию устаревших и дублирующих требований в рамках так называемой «регуляторной гильотины», план по реализации которой был утвержден в июне 2019 г. Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым. В данном документе «в целях систематизации обязательных требований и исключения установления изъятий из гражданских прав на подзаконном уровне» прописана необходимость подготовки ряда законов в конкретных сегментах и сферах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С учетом этого Ростехнадзору важно уделять соответствующее внимание практическому воплощению идеи так называемого высокотехнологичного надзора - формированию на основе комплексной оптимизации выполнения надзорных функций единой безопасной цифровой платформы для обеспечения в сфере угольной промышленности электронного взаимодействия контрольно-надзорных органов всех уровней между собой и с другими государственными органами. Основные задачи такого надзора сводятся к совершенствованию правового, научно-методического и организационно-технологического обеспечения качества деятельности контрольно-надзорных органов, а также к
повышению эффективности надзора путем внедрения современных и перспективных информационных технологий обработки первичной информации во всех видах надзорной деятельности [6].
Список литературы
1. Степанов О.А., Нудель С.Л., Печегин Д.А. Обеспечение безопасности в системе антитеррористической защищенности объектов угольной промышленности // Уголь. 2019. № 3. С. 61-63. DOI: 10.18796/0041 -5790-2019-3-61 -63.
2. Бурцев С.В., Басыров О.Ф. Комплексный подход в области промышленной безопасности и охраны труда // Уголь. 2018. № 4. С. 26-30. DOI: 10.18796/0041-5790-2018-4-26-30. URL: http://www.ugolinfo.ru/Free/042018.pdf (дата обращения: 15.01.2020).
3. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности. «Правила безопасности в угольных шахтах». Сер. 05. Вып. 40. М.: ЗАО НТЦ ПБ, 2015. 196 с.
4. Чертеж регуляторной гильотины // Газета «Коммерсантъ». № 83 от 17.05.2019. С. 2. URL: https://www.kommersant. ru/doc/3969504 (дата обращения: 15.01.2020).
5. Степанов О.А. Криминологическая оценка потенциальных угроз безопасности объектов угольной промышленности в условиях цифровизации // Уголь. 2019. № 2. С. 47-48. DOI: 10.18796/0041 -5790-2019-2-47-48.
6. Степанов О.А., Печегин Д.А. Право как средство обеспечения безопасности объектов угольной промышленности в условиях цифровизации // Уголь. 2019. № 9. С. 54-55. DOI: 10.18796/0041 -5790-2019-9-54-55.
ECONOMIC OF MINING
Original Paper
UDC 338.97:622.33 © O.A. Stepanov, 2020
ISSN 0041 -5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Ugol' - Russian Coal Journal, 2020, № 2, pp. 51-52 DOI: http://dx.doi.org/! 0.18796/0041 -5790-2020-2-51-52
Title
on the prospects for the development of supervision in the coal industry in the context of improving legislation on state control
Authors
Stepanov O.A.1
1 Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Moscow, 117218, Russian Federation
Authors' Information
Stepanov O.A., Doctor of Law Sciences, Professor, Chief Researcher of the Department of Criminal Law, Criminal Procedure Legislation, Judicial System, e-mail: [email protected]
Abstract
The analysis of the prospects for the development of supervision at the coal industry in the context of improving legislation on state control is proposed.
Keywords
Control and supervisory activity, Normative regulation, High-tech supervision. References
1. Stepanov O.A., Nudel S.L. & Pechegin D.A. Obespechenie bezopasnosti v sisteme antiterroristicheskoj zashchishchennosti ob"ektov ugol'noj promyshlen-nosti [Ensuring security in the anti-terrorism protection system of coal industry facilities]. Ugol' - Russian Coal Journal, 2019, No. 3, pp. 61-63. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041 -5790-2019-3-61 -63.
2. Burtsev S.V. & Basyrov O.Ph. Kompleksnyj podhod v oblasti promyshlennoj bezopasnosti i ohrany truda [Integrated approach in the field of industrial safety and labour protection]. Ugol' - Russian Coal Journal, 2018, No. 4, pp. 26-30. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041-5790-2018-4-26-30. Available at: http://www. ugolinfo.ru/Free/042018.pdf (accessed 15.01.2020).
3. Federalnye normy i pravila v oblasti promyshlennoy bezopasnosti "Pravila bezopasnosti v ugolnykh shakhtakh" [Federal rules and regulations in the field of industrial safety "Coal Mine Safety Regulations"]. Series 05. Issue 40. Moscow, NTTs PB JSC Publ., 2015, 196 p.
4. Chertezh regulyatornoy gil'otiny [Drawing of a regulatory guillotine]. Gazeta "Kommersant" - Newspaper"Kommersant", No. 83, from 17.05.2019, p. 2. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/3969504 (accessed 15.01.2020). (In Russ.).
5. Stepanov O.A. Kriminologicheskaya ocenka potencial'nyh ugroz bezopasnosti ob'ektov ugol'noy promyshlennosti v usloviyah cifrovizacii [Criminological assessment of potential threats to the security of coal industry facilities in digitalization environment]. Ugol' - Russian Coal Journal, 2019, No. 2, pp. 47-48. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041-5790-2019-2-47-48.
6. Stepanov O.A. & Pechegin D.A. Pravo kak sredstvo obespecheniya bezopasnosti ob'ektov ugol'noy promyshlennosti v usloviyah cifrovizacii [Law as a means of ensuring the safety of coal industry facilities in the context of digitalization]. Ugol' - Russian Coal Journal, 2019, No. 9, pp. 54-55. (In Russ.). DOI: 10.18796/00415790-2019-9-54-55.
For citation
Stepanov O.A. On the prospects for the development of supervision in the coal industry in the context of improving legislation on state control. Ugol'- Russian Coal Journal, 2020, No. 2, pp. 51-52. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041-5790-20202-51-52.
paper info
Received October 10,2019 Reviewed November29,2019 Accepted December 20,2019