16. Полянский, В. П., Флусов, Е. В. Стрельба после физической нагрузки: разработка и научное обоснование упражнений для сотрудников ОВД // Современные технологии спорта высших достижений в профессио-
Р нальной подготовке сотрудников силовых ведомств : матер. междунар. науч. конгр. (Москва 2-4 февраля 2006
^ г.). - М.: ООО «Анита Пресс», 2006. - С. 250-263.
^ 17. Садков, А. Н. Стрелковая тренировка курсантов высших образовательных учреждений МВД России
к на основе моделирования условий и ситуаций оперативно-служебной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук: к
У 13.00.04 / Садков Алексей Николаевич. - Волгоград, 2010. - 168 с.
(£ 18. Торопов, В. А. Учись владеть с пистолетом в реальных условиях : учебное пособие / под общ. ред. В.А.
Ч Щеголева. - М.: Объединенная редакция МВД России, 2003. - 256 с.
^ 19. Ураков, И. В. Совершенствование огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных уч-
¡3 реждений МВД России (педагогический аспект) : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ураков Игорь Владимиро-
н вич. - М., 2003. - 245 с. N
^ 20. Ушаков, А. И. Обучение курсантов и слушателей учебных заведений МВД РФ скоростной стрельбе из
« пистолета Макарова в условиях, приближенных к экстремальным ситуациям : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 к
^ / Ушаков Алексей Иванович. - Калининград, 1999. - 169 с.
<2 21. Шестопалова, Е. В. Методика обучения стрельбе из пистолета Макарова, без ограничения времени на вы-
§ стрел с использованием тренажёра «СКАТТ» : учебно-методическое пособие. - М: МосУ МВД России, 2007. - 97 с.
и
а
^ © Попов А. А., Рожков А. А., Железкин Н. В., 2018
а
<и
^ УДК 159.9
£
А.А. Фомин, А.А. Дремлюга, В.А. Бугаев
® ФОМИН, Анатолий Анатольевич, профессор кафедры автомобилей, бронетанкового вооружения и тех-
Ö ники Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии РФ, кандидат военных наук. И Контактный телефон: 8-9213072982. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Адрес электронной почты: [email protected] (+ 7 (911) 8367843 Фомина Татьяна Фёдоровна - доцент кафедры юридической психологии (для связи).
FOMIN, Anatoly Anatolyevich, Professor of the Department of automobiles, armored weapons and equipment of the St. Petersburg Military Institute of the Russian National Guard, candidate of military sciences. Contact phone: 8-9213072982. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. E-mail: fatzjes@yandex. ru (+ 7 (911) 8367843 Fomina Tatyana Fyodorovna - Associate Professor of the Department of Legal Psychology (for communication).
ДРЕМЛЮГА, Алексей Анатольевич, начальник кафедры автомобилей, бронетанкового вооружения и техники Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии РФ. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Контактный телефон: 8-9217536209.
DREMLYUGA, Alexei Anatolyevich, Head of the Department of automobiles, armored weapons and equipment of the St. Petersburg Military Institute of the Russian National Guard. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Contact phone: 8-9217536209.
БУГАЕВ, Владимир Александрович, старший преподаватель кафедры автомобилей, бронетанкового вооружения и техники Санкт-Петербургского военного института национальной гвардии РФ, Кандидат педагогических наук. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Контактный телефон: +7 911-093-68-93. Адрес электронной почты: E-mail: bugaev79@ bk.ru
BUGAEV, Vladimir Alexandrovich, Senior Lecturer of the Department of automobiles, armored weapons and equipment of the St. Petersburg Military Institute of the National Guard of the Russian Federation, candidate of pedagogical sciences. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Phone: +7 911-093-68-93. E-mail: [email protected]
О перспективах профилактики дорожно-транспортных происшествий, основанных на методах психологии и педагогики
On the prospects for the prevention of road traffic accidents based on methods of psychology and pedagogy
В настоящей статье раскрыты некоторые психолого-педагогические подходы, расширяющие систему мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий в войсках Национальной гвардии (ВНГ) Россий-
ской Федерации. Целью этой деятельности является реализация Российской федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» по дальнейшему снижению ущерба наносимого стране дорожно-транспортными происшествиями.
Ключевые слова: вооружение, военная и специальная техника (ВВСТ); должностные лица воинской части; дорожно-транспортные происшествия (ДТП); состояние аварийности на личном и войсковом транспорте; безопасность дорожного движения; положения руководящих документов; психолого-педагогические методы изучения личности водителей; профессионально-психологический отбор; психологическое сопровождение процесса профессионального совершенствования водительского мастерства.
In this article, some psychological and pedagogical approaches are disclosed that expand the system of measures to prevent road accidents in the National Guard of the Russian Federation. The purpose of this activity is the implementation of the Russian Federal Targeted Program to further reduce the damage caused to the country by road accidents.
Keywords: armament, military and special equipment (AMST); officers of the military unit; road accidents (road accidents); the state of accidents on personal and military transport; road safety; the provisions of the guidance documents; psychological and pedagogical methods of studying the personality of drivers; professional-psychological selection; psychological support of the process of professional perfection of driving skills.
Поддержание установленного уровня боеготовности вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) требует выполнения комплекса организационно-технических мероприятий, обеспечивающих её надежную работу и исключающих повреждения ВВСТ в процессе эксплуатации. Одной из главных задач, стоящих перед должностными лицами воинской части, является неустанная, повседневная работа по предупреждению повреждений и дорожно-транспортных происшествий. Опыт передовых воинских частей показывает, что там, где проводится повседневная, кропотливая работа по укреплению воинской дисциплины среди водителей, где поддерживается твердый уставный порядок в парке, где в борьбе с происшествиями участвует весь личный состав, предпосылки к происшествиям с ВВСТ исключены.
Следует подчеркнуть, что целеустремлённое повседневное исполнение должностными лицами установленного порядка и правил эксплуатации ВВСТ, а также её рациональное использование с учётом времени года, суток, погодных условий и других факторов во многом способствуют предотвращению аварийности на войсковом транспорте [1, с. 3].
Немалое значение в обеспечении безопасных условий применения ВВСТ в войсках имеет безопасность дорожного движения. Необходимость разработки мер борьбы с дорожными происшествиями возрастает в связи с резким расширением парка автотранспорта как в стране, так и в войсках.
ДТП влекут за собой колоссальное количество человеческих жертв и огромный материальный ущерб. Так, ежегодно в мире в процессе эксплуатации автомототранспорта получают травмы 7,5 млн. человек. Из этого числа до 10% травм имеют смертельный исход [2, с. 6]. При этом статистика указывает, на количественную динамику жертв с неизменно нарастающим итогом, в т.ч. и в России. Так за 12 месяцев 2016 г. на территории Российской Федерации произошло 159108 ДТП, в результате которых погибли 19490 человек и 200544 человека получили ранения. При этом с участием водителей,
управлявших транспортными средствами в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, допущено 13018 ДТП, в результате которых погибло 3636 человек и получили ранения 18130 человек [5, с. 5]. В этой связи Российская федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» ставит задачу: к 2020 г. добиться снижения числа погибших в ДТП в 1,5 раза в сравнении с 2012 г.
Следует подчеркнуть, что обстановка, сложившаяся в деле обеспечения безопасности дорожного движения в ВНГ, отнюдь не располагает к благодушию. Подтверждение тому - сведения, ежегодно представляемые в «Обзоре состояния аварийности на войсковом и личном транспорте в войсках национальной гвардии Российской Федерации».
Согласно обзору, допущено:
- в 2013 г. - 18 ДТП, в которых погибли 9 и получили травмы различной степени тяжести 20 человек [2, с. 3];
- в 2014 г. - 22 ДТП, в которых погибли 4 и получили травмы различной степени тяжести 31 человек. Материальный ущерб, нанесённый государству, составил 4 млн. 653 тыс. руб. [3, с. 4];
- в 2015 г. - 14 ДТП, в которых погиб 1 и получили травмы различной степени тяжести 19 человек. Материальный ущерб, нанесённый государству, составил 21 млн. 714 тыс. руб. [4, с. 4];
- в 2016 г. - 12 ДТП, в которых погибли 2 и получили травмы различной степени тяжести 13 человек. [5, с. 4].
При этом анализ ДТП в ВНГ за первый квартал 2017 года (см. «Обзор об аварийности в ВНГ РФ за 2017 г.» в целом выйдет в свет в марте 2018 г.) указывает, что было допущено 37 ДТП, в которых погибли 15 человек и получили травмы различной степени тяжести 39 человек.
Предметом особого внимания, остаётся состояние аварийности среди военнослужащих ВНГ на личном транспорте. В статистической отчетности войск за 2015 г. учтено 82 ДТП на личном транспорте, в которых погибли 39 человек и получили трав-
о <м
£ «
«
о о
о рц
сз н <и
ё о а
<и «
«
и
^
8 а
о и
а &
а
<и н <и
И «
И
н о
<и
т
мы различной степени тяжести 74 человека [4, с. 7]. Следует отметить некоторое снижение аварийности в 2016 г. Так, по итогам прошлого года учтено 63 ДТП, в которых погибли 44 человека и получили травмы различной степени тяжести 40 человек [6, с. 1]. Однако уже в первом квартале 2017 г., на личном транспорте военнослужащих допущено 63 ДТП, в которых погиб 31 человек и травмированы 53 человека.
Таким образом, в современных условиях вопросы безопасной эксплуатации ВВСТ, исключающей гибель и травматизм, выходят на первый план.
Следует подчеркнуть, что более 70 % ДТП происходит из-за недисциплинированности водителей. Кроме того, причинами ДТП являются недостатки в работе должностных лиц, отвечающих за организацию эксплуатации ВВСТ, которые и приводят к созданию предпосылок, инициирующих ДТП.
Причинами ДТП, обусловленными упущениями в работе должностных лиц являются:
- отсутствие анализа совершённых ДТП, формальное проведение работы по предупреждению ДТП, основанной на результатах анализа;
- наличие фактов грубого нарушения установленного порядка и правил эксплуатации ВВСТ, их непродуманное использование;
- недостаточная профессиональная подготовка должностных лиц, ответственных за организацию эксплуатации ВВСТ;
- грубые нарушения в организации доподготов-ки и специальной подготовки водительского состава с отрывом водителей от занятий;
- формальное проведение инструктажей водителей и старших машин перед выездом и подготовкой машин к рейсу;
- недостаточная профилактическая работа с военнослужащими - владельцами личных транспортных средств - по предупреждению ДТП.
Исправлению ситуации призван решить перечень мер, установленных требованиями руководящих документов [1, с. 14] (перечень мер представлен в рационально сокращённом виде).
Организационный аспект.
1. Обеспечить выполнение Федеральной целевой комплексной программы по безопасности дорожного движения (ОБДД), предотвращению гибели и травматизма в/служащих, добившись устранения причин и условий, порождающих происшествия, гибель и травматизм.
2. Организовывать и руководить проведением конкурса «За обеспечение безопасности дорожного движения в ВНГ».
3. Проводить мероприятия информационного характера по повышению престижа службы военных водителей.
4. Активизировать работу ВАИ.
5. Командованиям не реже двух раз в год проверять качество организации занятий с водителями, полноту отработки программы ими.
6. В каждом периоде обучения проводить месячники безопасности дорожного движения с принятием зачетов от водителей и старших машин.
7. Ежеквартально проводить технические конференции с привлечением всего водительского состава, в т.ч. и владельцев личных транспортных средств.
По службе в парке воинской части.
1. Повысить качество проведения технических осмотров, проверок организации внутренней службы в парках в/частей, работы контрольно-технических пунктов (КТП), а также мероприятий профилактического характера, направленных на предупреждение аварийности в войсках.
2. Внутреннюю службу в парках, работу КТП привести в соответствие с требованиями устава внутренней службы. Классы (площадки) безопасности движения, инструктажа водителей, старших машин и наряда по парку оборудовать и поддерживать в соответствии с требованиями, предъявляемыми к паркам воинских частей.
3. Парковые дни планировать и проводить два раза в месяц - среда второй и четвертой недели каждого месяца. Смотры ВВСТ и парков проводить два раза в год.
4. Не прошедшую техническое обслуживание ВВСТ из парка не выпускать.
По использованию машин.
5. Обеспечить постоянный контроль, за правильностью использования ВВСТ.
6. Максимально ограничить использование ВВСТ в праздничные, выходные дни и после 18 часов.
7. При выезде подразделений на бронетанковой технике командирам машин обращать особое внимание на маршевую дисциплину.
По службе водительского состава.
8. Обеспечить тщательный подбор и подготовку водителей и старших машин [7, с. 57].
9. Для повышения профессиональной подготовки водителей установить единый день водителя -один день в неделю. Не допускать отрыва водителей от занятий.
10. Перед началом каждого периода обучения проводить всестороннюю проверку (аттестование) водителей.
11. Доподготовку водителей проводить в строгом соответствии с требованиями руководящих документов; не прошедших доподготовку в полном объёме или переподготовку на другие марки машин, к управлению ВВСТ не допускать.
12. Упорядочить служебное время водителей, обеспечить их нормальное питание и отдых (сон) с учётом специфики их военной службы.
13. Не допускать водителей к управлению транспортными средствами без разрешения медицинского работника.
14. Водителей, проявляющих недисциплинированность, замеченных в употреблении алкоголя, наркотических средств, психотропных и токсических веществ, систематически нарушающих ПДД, от управления автомобилем отстранять на весь срок военной службы.
В представленной выше системе деятельности наиболее узким местом по-прежнему остаётся пре-
словутый человеческий фактор, а ведь именно им обусловлена печальная статистика ДТП.
Важно подчеркнуть, что регламентируемый руководящими документами свод представленных выше аспектов, имеющих целью предупреждение ДТП, является чистой воды администрированием, весьма опосредовано касающимся главного - психофизиологических основ деятельности водителей, а именно водители выступают главным элементом в системе «человек - транспортное средство - дорога», где человек был и остаётся самым слабым звеном этой системы. В этой связи в деле подбора и профессиональной подготовки водителей, по нашему мнению, приоритетным должно стать самое широкое применение передовых методов и методик, успешно реализованных психолого-педагогической наукой в различных областях современности.
Исследованиями установлено, что причинами ДТП являются прежде всего ошибочное восприятие действительности водителем, в т.ч. на основе некогда неправильно сформированного «педагогами от вождения» навыка (навыков), инициирующего излишествующие действия, приводящие к потере времени для принятия решения, проявлению тревоги, волнению паники, запускающих процесс дезорганизации саморегуляции и регуляции движений, ведущих к неадекватным действиям, и, как следствие, к ДТП.
Результаты исследований указывают, что именно психология и педагогика способны дать объективные практические рекомендации о путях формирования у водителя правильных действий в системе «человек - транспортное средство - дорога», тем самым обезопасив окружающих и себя от ДТП и их последствий.
Особого внимания заслуживают прежде всего подходы, основанные на методах социально-психологического, психологического и психофизиологического изучения водителей [8, с. 57].
Основы этого подхода базируются на результатах широко проводимых передовыми мировыми школами высшего водительского мастерства исследований.
Социально-психологический метод предполагает изучение морально-деловых качеств водителя с точки зрения оценки условий его воспитания и развития, личностной направленности, организаторских способностей, коммуникативного поведения в социуме, образовательной подготовленности и проч. [9, с. 39].
Психологическое и психофизиологическое изучение водителя проводится прежде всего с целью оценить его когнитивные особенности (под когнитивными особенностями водителя понимаются его ощущения, восприятие, память, внимание, мышление, темперамент, характер, способности, свойства нервной системы). В этой связи первоочередным объектом изучения является, по нашему мнению, нервная система водителя, а именно, его сила, подвижность, лабильность, уравновешенность, динамичность, а также психо-
моторика нервно-психической устойчивости (под нервно-психической неустойчивостью понимается склонность к нарушениям психической деятельности при значительных психических и физических нагрузках) и проч. [9, с. 67].
Подобные исследования позволяют дифференцировать водителей ещё на этапе их отбора в группы кандидатов, допускаемых к обучению водительскому мастерству, в зависимости от их психологических и физиологических особенностей. Такая дифференциация в высшей мере обеспечивает реализацию индивидуального подхода в изучении личности водителя, на предмет его готовности к действиям не только в штатных, но и в экстремальных ситуациях. Это позволит обеспечить как методическую преемственность в деле реализации обучающих практик педагогами осуществляющими обучение, так и психологический комфорт для обучаемых-водителей в процессе их обучения.
Следует подчеркнуть, что наивысшего результата в профилактике ДТП удаётся добиться активным и творческим применением выше перечисленных методов в их рациональной комбинации, в полной мере учитывающей условия и факторы подбора, подготовки, а также совершенствование знаний, умений и навыков водителей.
Однако практика показывает, что данных мер недостаточно. Водитель, прошедший однажды профессионально-психологический отбор и хорошо освоивший курс водительской подготовки, может в дальнейшем совершать серьёзные ошибки, нарушения и даже правонарушения, связанные в т.ч. с употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных и токсических веществ. Опасность этих правонарушений состоит в их латентности на начальном этапе, когда ненормативные действия водителя ещё не обнаружены его командирами. Нередко бывает так, что ненормативность действий водителя вскрывается вдруг, становясь предметом разбирательства в связи с возбуждением следствия по совершённому им ДТП. Такое может быть связано с целым рядом причин: осуществлённый по формальному принципу отбор, личные жизненные обстоятельства и проблемы водителя, самочувствие, и т.п. Итогом этих причин является психологическая неготовность к нештатным ситуациям, и как следствие задержка реакции, влекущая принятие водителем ошибочных или даже алогичных решений в критических ситуациях, эволюционирующих в ДТП. Отсюда совершенно очевиден вывод о том, что профилактика ДТП не может ограничиваться лишь подбором и подготовкой водителей на начальных этапах их войсковой доподготовки и переподготовки на новые образцы ВВСТ, как того требуют ведомственные нормативные акты. Эта организационно-техническая деятельность требует наращивания усилий, в том числе в направлении психологического сопровождения процесса профессионального совершенствования водительского мастерства на протяжении всего периода военной службы водителей [10 с. 87]. Психологическое со-
22 провождение должно осуществляться квалифици-гч рованными специалистами, при этом необходимо активизировать превентивную деятельность пси-^ хологов по выявлению недисциплинированности ^ среди водителей, в особенности тех из них, кто к склонен к правонарушениям, употреблению алко-о голя, наркотических средств, психотропных и др. Рч токсических веществ [11, с. 67]. Ч Психологическое сопровождение деятельности
§ водителей должно представлять собой комплекс, ¡2 который позволил бы прежде всего контролировать ^ психофизиологическое состояние водителя, обучить ¡а, его преодолевать психологические проблемы, в т.ч. « личные, прогнозировать реакции водителя в ситу-^ ациях экстрима, развить у него навыки адекватного 2 восприятия объективной реальности в действиях на
о
« вероятных маршрутах выполнения задач как в ко-а лонне, так и в одиночном порядке. ^ Это направление должно стать предметом спе-
н циального исследования, методический аппарат С которого предложил бы стройную комплексную си-й стему действий, позволяющую посредством психо-^ логического сопровождения всех аспектов служеб-й ной деятельности военного водителя осуществлять « мониторинг его психофизиологического состояния, и и с высокой степенью вероятности прогнозировать ® его эволюцию. Целью этой деятельности является обеспечение безаварийной эксплуатации ВВСТ, а конечным итогом - выполнение Российской федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».
Таким образом, в настоящей статье поставлен вопрос о назревшей необходимости обогащения
доселе действующего административного метода борьбы за безаварийность на войсковом и личном транспорте (практика, выступающая критерием истины, свидетельствует о том, что политика администрирования в том её виде, в котором она реализована в войсках сегодня, не способна обеспечить выполнение Российской Федеральной целевой программы «Повышения безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».), передовыми методами психолого-педагогической направленности, основанными на самых современных практиках школ высшего водительского мастерства [12, с. 47]. Фундаментальной теоретической базой этих практик выступают исследования психофизиологических основ деятельности водителей, а практический прикладной смысл их выводов указывает, как именно следует осуществлять мониторинг психофизиологического состояния водителя, чтобы, основываясь на его результатах, эффективно влиять на водителя, выступающего главным элементом и самым слабым звеном в системе «человек - транспортное средство - дорога». Кроме того, в основу реализации комплекса мероприятий по предупреждению повреждений и ДТП, должны быть положены высокоответственные и профессионально квалифицированные действия должностных лиц воинской части. Творческое и целеустремлённое выполнение ими требований руководящих документов по предупреждению происшествий с ВВСТ неизменно обеспечит сохранение жизни и здоровья людей, а также предотвратит экономические потери, связанные с восстановлением ущерба, нанесённого разрушительными действиями ДТП.
Список литературы
1. Об организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения во внутренних войсках МВД России : приказ ГКВВ МВД России от 11 сентября 2015 г. № 297.
2. Обзор о состоянии аварийности на войсковом и личном транспорте во внутренних войсках МВД России в 2013 г. : распоряжение ГКВВ МВД России от 14 января 2014 г. № 4/20-183.
3. Обзор о состоянии работы по предупреждению ДТП и происшествий на войсковом транспорте во внутренних войсках МВД России в 2014 г. : распоряжение ГКВВ МВД России от 12 февраля 2015 г. № 4/20-1030.
4. О состоянии работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и происшествий на войсковом транспорте во внутренних войсках МВД России в 2015 году : распоряжение ГКВВ МВД России.
5. Обзор о состоянии аварийности на войсковом и служебном транспорте в Федеральной службе ВНГ РФ в 2016 г. : распоряжение заместителя директора Федеральной службы ВНГ РФ - ГК ВНГ РФ.
6. Обзор о состоянии аварийности на личном транспорте военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации в 2016 году.
7. Об утверждении Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооружённых Силах Российской Федерации : приказ министра обороны РФ от 26 января 2000 г. № 50 (в ред. от 12 мая 2005 г.) [Электронный ресурс] // Сайт «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_29166/ (дата обращения: 16.01.2018).
8. Дормашев, Ю. Б., Романов, В. Я. Психология внимания. - М.: Тривола, 1995. - 347 с.
9. Психологические основы деятельности водителя. - М., МААШ, 2014.
10. Фельде, Ю. В. Педагогические условия формирования готовности водителей автотранспорта к безопасному дорожному движению : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Фельде Юрий Владимирович. - Казань, 2012. - 287 с.
11. Комментарий Председателя правления НП «Гильдия автошкол» С.Ю. Лобарева [Электронный ресурс] // Сайт «Гильдия автошкол». - Режим доступа: http://www.autogild.ru/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0% ВЕ(Ш1%81(Ш1%82(Ш0%В8/5446 (дата обращения 16.01.2018).
12. Цыганков, Э. С. Скоростное руление в критических ситуациях. - М.: Транспорт, 1995. - 79 с.
© Фомин А. А., Дремлюга А. А., Бугаев В. А., 2018