Научная статья на тему 'О ПЕРСПЕКТИВАХ ОЦЕНИВАНИЯ ВЕРОЯТНОСТИ ПОВТОРНОГО СОВЕРШЕНИЯ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ'

О ПЕРСПЕКТИВАХ ОЦЕНИВАНИЯ ВЕРОЯТНОСТИ ПОВТОРНОГО СОВЕРШЕНИЯ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
86
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА / ЗАЩИТНОЕ ПРЕДПИСАНИЕ / УСТАНОВЛЕНИЕ ОСОБЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПОВЕДЕНИЮ / ОЦЕНКА РИСКОВ / ОЦЕНИВАНИЕ ВЕРОЯТНОСТИ СОВЕРШЕНИЯ НАСИЛИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Акимжанов Ерик Серикович

Актуальность: специфика домашнего насилия, определяемая особенностями межличностных отношений и стремлением к внутрисемейному урегулированию, связана с повторяемостью его совершения. Этим обосновывается значимость осуществления оценки рисков рецидива насильственных действий в семейно-бытовых отношениях как фактора целесообразности принятия специальных мер административно-правовой защиты от домашнего насилия (прежде всего, вынесения защитного предписания и установления особых требований к поведению правонарушителя). Постановка проблемы: обозначается проблематика реализации профилактических мероприятий для предупреждения повторного совершения домашнего насилия, разрешение которой представляется возможным посредством обращения к зарубежному опыту. Определяются следующие актуальные для возможного заимствования положения: функционирование специальных государственно-властных органов - судов, спецподразделений полиции и прочее (Великобритания, Германия и др.); использование специальных ограничивающих свободу субъекта домашнего насилия цифровых устройств, включая электронные браслеты (США, Канада, Франция и др.); применение скоординированной системы реагирования государственно-властных органов на случай домашнего насилия, позволяющей оценивать риски повторного совершения насильственных действий в семейно-бытовых отношениях для принятия мер по противодействию исследуемому противоправному деянию (Польша). Цель исследования: обозначить проблемные аспекты и определить перспективы оценивания вероятности повторного совершения домашнего насилия (оценка рисков) как направления реализации административно-правовой защиты от домашнего насилия в Республике Казахстан. Методы исследования: методы анализа, синтеза; функциональный, системно-структурный, формально-логический методы. Результаты и ключевые выводы: автором обозначается значимость реализуемой в Польше процедуры «Синяя карта», предусматривающей оценивание рисков продолжаемого или повторного совершения домашнего насилия. Обосновывается недостаточность конкретизации и стандартизации оценивания таковых рисков в Республике Казахстан, в связи с чем отмечается необходимость алгоритмизации оценочной деятельности для соблюдения принципов пропорциональности и обоснованности мер воздействия. Раскрывается содержание предложенных автором «Методических рекомендаций для сотрудников органов внутренних дел по предотвращению домашнего насилия» в части оценивания рисков повторного совершения домашнего насилия (оценка рисков) как направления реализации административно-правовой защиты от домашнего насилия в Республике Казахстан. Констатируется вывод о том, что предложенные меры будут способствовать повышению эффективности профилактических мероприятий, а также послужат задаче процессуальной экономии в производстве по делам об административных правонарушениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Акимжанов Ерик Серикович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROSPECTS OF ASSESSING THE LIKELIHOOD OF REPEATED COMMITTING DOMESTIC VIOLENCE: INTERNATIONAL EXPERIENCEOF ADMINISTRATIVE AND LEGAL PROTECTION

Relevance: the specificity of domestic violence, determined by the peculiarities of interpersonal relationships and the desire for intra-family settlement, is associated with the repeatability of its commission. This substantiates the importance of assessing the risks of relapse of violent acts in family and domestic relations as a factor of the expediency of taking special measures of administrative and legal protection from domestic violence (first of all, issuing a protective order and establishing special requirements for the behavior of the offender). Problem statement: the problems of the implementation of preventive measures to prevent the re-commission of domestic violence are identified, the resolution of which is possible by referring to foreign experience. The following relevant provisions for possible borrowing are determined: the functioning of special state authorities - courts, special police units, etc. (Great Britain, Germany, etc.); the use of special digital devices restricting the freedom of the subject of domestic violence, including electronic bracelets (USA, Canada, France, etc.); the use of a coordinated system of response of state authorities to cases of domestic violence, which allows assessing the risks of repeated violent acts in family and domestic relations to take measures to counteract the illegal act under investigation (Poland). The purpose of the study: to identify problematic aspects and determine the prospects for assessing the likelihood of repeated domestic violence (risk assessment) as directions of implementation of administrative and legal protection from domestic violence in the Republic of Kazakhstan. Research methods: methods of analysis, synthesis; functional, system-structural, formal-logical methods. Results and key conclusions: the author identifies the significance of the "Blue Card" procedure implemented in Poland, which provides for assessing the risks of continued or repeated domestic violence. The insufficiency of concretization and standardization of assessment of such risks in the Republic of Kazakhstan is substantiated, in connection with which the need for algorithmization of evaluation activities to comply with the principles of proportionality and reasonableness of impact measures is noted. The author reveals the content of the "Methodological recommendations for employees of internal affairs bodies on the prevention of domestic violence" proposed by the author in terms of assessing the risks of repeated domestic violence (risk assessment) as directions of implementation of administrative and legal protection from domestic violence in the Republic of Kazakhstan. The conclusion is stated that the proposed measures will contribute to improving the effectiveness of preventive measures, and will also serve the task of procedural economy in the proceedings on administrative offenses.

Текст научной работы на тему «О ПЕРСПЕКТИВАХ ОЦЕНИВАНИЯ ВЕРОЯТНОСТИ ПОВТОРНОГО СОВЕРШЕНИЯ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ»

ТРИБУНА

молодого ученого

Акимжанов Ерик Серикович,

адъюнкт* 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров), Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: Er.ema @bk .ru

DOI 10.24412/2072-9391-2023-165-138-144

Дата поступления: 12 декабря 2022 г.

Дата принятия статьи в печать: 10 марта 2023 г.

Erik Serikovich Akimzhanov,

Adjunct** of the 3rd Faulty

(Training of Sсientifiс and Pedagogkal Staff),

Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia,

Russian Federation, 125171, Moscow,

Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

E-mail: Er.ema @bk .ru

Scientific specialty: 5.1.2. Public Law (State Law) Sciences

Научная специальность: 5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки

УДК 342

О перспективах оценивания вероятности повторного совершения домашнего насилия: международный опыт административно-правовой защиты

On the Prospects of Assessing the Likelihood of Repeated Committing Domestic Violence: International Experience of Administrative and Legal Protection

Аннотация

Актуальность: специфика домашнего насилия, определяемая особенностями межличностных отношений и стремлением к внутрисемейному урегулированию, связана с повторяемостью его совершения. Этим обосновывается значимость осуществления оценки рисков рецидива насильственных действий в семейно-бытовых отношениях как фактора целесообразности принятия специальных мер административно-правовой защиты от домашнего насилия (прежде всего, вынесения защитного предписания

Abstract

Relevance: the specificity of domestic violence, determined by the peculiarities of interpersonal relationships and the desire for intra-family settlement, is associated with the repeatability of its commission. This substantiates the importance of assessing the risks of relapse of violent acts in family and domestic relations as a factor of the expediency of taking special measures of administrative and legal protection from domestic violence (first of all, issuing a protective order and establishing special requirements for the behavior of the

* Ранее - начальник учебно-методического центра Коста-найской академии МВД Республики Казахстан имени Шракбека Кабылбаева.

** Previously, he was the head of the training and methodological center of the Kostanay Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan named after Shrakbek Kabylbayev.

и установления особых требований к поведению правонарушителя).

Постановка проблемы: обозначается проблематика реализации профилактических мероприятий для предупреждения повторного совершения домашнего насилия, разрешение которой представляется возможным посредством обращения к зарубежному опыту. Определяются следующие актуальные для возможного заимствования положения: функционирование специальных государственно-властных органов - судов, спецподразделений полиции и прочее (Великобритания, Германия и др.); использование специальных ограничивающих свободу субъекта домашнего насилия цифровых устройств, включая электронные браслеты (США, Канада, Франция и др.); применение скоординированной системы реагирования государственно-властных органов на случай домашнего насилия, позволяющей оценивать риски повторного совершения насильственных действий в семейно-бытовых отношениях для принятия мер по противодействию исследуемому противоправному деянию (Польша).

Цель исследования: обозначить проблемные аспекты и определить перспективы оценивания вероятности повторного совершения домашнего насилия (оценка рисков) как направления реализации административно-правовой защиты от домашнего насилия в Республике Казахстан.

Методы исследования: методы анализа, синтеза; функциональный, системно-структурный, формально-логический методы.

Результаты и ключевые выводы: автором обозначается значимость реализуемой в Польше процедуры «Синяя карта», предусматривающей оценивание рисков продолжаемого или повторного совершения домашнего насилия. Обосновывается недостаточность конкретизации и стандартизации оценивания таковых рисков в Республике Казахстан, в связи с чем отмечается необходимость алгоритмизации оценочной деятельности для соблюдения принципов пропорциональности и обоснованности мер воздействия.

Раскрывается содержание предложенных автором «Методических рекомендаций для сотрудников органов внутренних дел по предотвращению домашнего насилия» в части оценивания рисков повторного совершения домашнего насилия (оценка рисков) как направления реализации административно-правовой защиты от домашнего насилия в Республике Казахстан.

Констатируется вывод о том, что предложенные меры будут способствовать повышению эффективности профилактических мероприятий, а также послужат задаче процессуальной экономии в производстве по делам об административных правонарушениях.

offender).

Problem statement: the problems of the implementation of preventive measures to prevent the re-commission of domestic violence are identified, the resolution of which is possible by referring to foreign experience. The following relevant provisions for possible borrowing are determined: the functioning of special state authorities - courts, special police units, etc. (Great Britain, Germany, etc.); the use of special digital devices restricting the freedom of the subject of domestic violence, including electronic bracelets (USA, Canada, France, etc.); the use of a coordinated system of response of state authorities to cases of domestic violence, which allows assessing the risks of repeated violent acts in family and domestic relations to take measures to counteract the illegal act under investigation (Poland).

The purpose of the study: to identify problematic aspects and determine the prospects for assessing the likelihood of repeated domestic violence (risk assessment) as directions of implementation of administrative and legal protection from domestic violence in the Republic of Kazakhstan.

Research methods: methods of analysis, synthesis; functional, system-structural, formal-logical methods.

Results and key conclusions: the author identifies the significance of the "Blue Card" procedure implemented in Poland, which provides for assessing the risks of continued or repeated domestic violence. The insufficiency of concretization and standardization of assessment of such risks in the Republic of Kazakhstan is substantiated, in connection with which the need for algorithmization of evaluation activities to comply with the principles of proportionality and reasonableness of impact measures is noted.

The author reveals the content of the "Methodological recommendations for employees of internal affairs bodies on the prevention of domestic violence" proposed by the author in terms of assessing the risks of repeated domestic violence (risk assessment) as directions of implementation of administrative and legal protection from domestic violence in the Republic of Kazakhstan.

The conclusion is stated that the proposed measures will contribute to improving the effectiveness of preventive measures, and will also serve the task of procedural economy in the proceedings on administrative offenses.

Ключевые слова: домашнее насилие; административно-правовая защита; защитное предписание; установление особых требований к поведению; оценка рисков; оценивание вероятности совершения насилия.

Keywords: domestic violence; administrative and legal protection; protective order; establishment of special requirements for behavior; risk assessment; assessment of the likelihood of violence.

140

Введение. Реализация административно -правовой защиты от домашнего насилия в Республике Казахстан, как и в любом правовом демократическом социальном государстве, ориентирована прежде всего не на прекращение непосредственного осуществления текущего акта домашнего насилия и привлечение виновного к ответственности, а на предупреждение насильственных действий в будущем.

Актуально указанное и для ситуаций, когда имеется вероятность повторения неправомерного поведения субъекта. В целях определения целесообразности принятия специальных мер административно-правовой защиты от домашнего насилия, наиболее распространенной из которых является вынесение защитного предписания, должен проводиться комплекс диагностических мероприятий, позволяющих оценить риски рецидива насильственных деяний. Такой опыт реализован в Польше в рамках пресечения преступлений, связанных с насильственными действиями в семейно-бытовых отношениях, и представляется применимым для казахстанской системы противодействия таковым правонарушениям средствами административного права.

Учитывая изложенное, представляется обоснованным определить перспективные направления внедрения системы оценивания вероятности повторного совершения домашнего насилия (оценка рисков) как направления реализации административно-правовой защиты от домашнего насилия в Республике Казахстан.

Казахстанская система профилактики насильственных правонарушений в семейно-бы-товой сфере. В серии более ранних публикаций автором неоднократно раскрывались вопросы осуществления административно -правовой защиты от домашнего насилия в Республике Казахстан, в том числе в контексте реализации специальных мер противодействия насильственным действиям в семейно-бытовых отношениях. К их числу относятся предусмотренные Законом Республики Казахстан от 4 декабря 2009 г. № 214-ГУ «О профилактике бытового насилия»1 (далее — За-

1 О профилактике бытового насилия [Электронный ресурс]:

кон РК № 214) вынесение защитного предписания (ст. 20), административное задержание (ст. 21), установление особых требований к поведению правонарушителя (ст. 22).

Наибольшую эффективность в контексте превентивного воздействия демонстрируют вынесение органами внутренних дел Республики Казахстан (далее — ОВД РК) защитного предписания для немедленного прекращения домашнего насилия, недопущения его продолжения или повторного совершения, а также установление особых требований к поведению правонарушителя, реализуемое совместно с первой мерой. В то же время соблюдение принципа пропорциональности и обоснованности мер воздействия требует, чтобы применение упомянутых специальных мер административно-правовой защиты от домашнего насилия ОВД РК реализовывалось в отношении лица, совершившего домашнее насилие и не желающего прекращать проявления насильственных действий, либо от которого исходит угроза совершения таковых в будущем.

Исходя из вышеизложенного, при осуществлении административно-правовой защиты от домашнего насилия сотрудники ОВД РК должны качественно и объективно оценивать риски продолжаемого или повторного совершения домашнего насилия с целью обеспечения безопасности жертвы. Однако в казахстанском законодательстве отсутствуют критерии такого оценивания, а также методические рекомендации или обобщение правоприменительной практики для выработки подходов к определению вероятности возобновления противоправного поведения, в связи с чем обоснованным представляется обращение к зарубежному опыту для заимствования соответствующих решений.

Отдельные направления реализации предупреждения домашнего насилия в зарубежных государствах. В ходе подготовки диссертационного исследования, посвященного административно-правовой защите от домашнего насилия в Республике Казахстан, автором были проанализированы законодательство

Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2009 г. № 214-IV (с изм. и доп. по сост. на 24 ноября 2021 г.). URL: https://adilet.zan.kz/rus/ docs/Z090000214_/z090214.htm (дата обращения: 23.11.2022).

и правоприменительная практика, а также выделены наиболее интересные для внедрения направления:

1) Великобритания, Германия реализуют противодействие домашнему насилию посредством создания специальных государственно-властных органов (судов, спецподразделений полиции и прочих) [1, с. 236; 7, р. 48];

2) в США, Канаде, Франции широко распространено использование электронных браслетов, с помощью которых полиция может отслеживать и оперативно реагировать на приближение субъекта домашнего насилия к потерпевшему лицу, тем самым контролируя эффективность исполнения особых требований к поведению правонарушителя [2, с. 98; 5];

3) в Польше действует скоординированная система реагирования государственно-властных органов на случаи домашнего насилия, именуемая «Синяя карта», которая позволяет по усмотрению сотрудников правоохранительных органов оценивать риски повторного совершения насильственных деяний в семей-но-бытовых отношениях для принятия мер по противодействию исследуемому противоправному деянию [3, с. 24].

В контексте актуальных для Республики Казахстан проблем с обеспечением административно-правовой защиты от домашнего насилия интерес представляет последнее направление, связанное с осуществлением оценивания рисков повторного совершения домашнего насилия, реализуемое посредством применения специальных мер административно-правовой защиты.

Опыт Польши по профилактике преступлений, связанных с насильственными действиями в семейно-бытовых отношениях, посредством оценивания рисков («Синяя карта»). Как отмечалось выше, в Польше используется передовая система оценивания рисков рецидива насильственных действий в семейно-бытовых отношениях. Следует отметить, что, согласно польскому законодательству, защита от домашнего насилия осуществляется преимущественно уголовно-правовыми средствами — декриминализация домашнего насилия там не происходила.

В Польше в 2010 г. был принят Закон «О противодействии преступлениям в семье», в котором предусмотрена процедура, направленная на противодействие противоправным насильственным проявлениям в брачно-семейных отношениях, получившая название «Синяя карта» [8]. Она была разработана еще в 1998 г. и реализовывалась исключительно полицией, а с 2010 г., после реформы законодательства в исследуемой

сфере в осуществление противодействия домашнему насилию с использованием упомянутого варианта были вовлечены и иные государственно-властные органы и специализированные организации (учреждения социальной помощи, учебные и медицинские заведения, органы местного самоуправления). Посредством применения процедуры обеспечивается скоординированное реагирование различных служб и институций на случаи домашнего насилия [8], при этом для инициализации «Синей карты» согласие потерпевшего не требуется.

Полицейский, прибывший по вызову на инцидент, характеризующийся проявлениями домашнего насилия, заполняет лист А «Синей карты», указывая информацию о жертве насилия, о личности правонарушителя, осмотре места происшествия, контактных данных свидетелей. Часть карты остается у пострадавшего, в ней последний может найти описание своих прав и контакты учреждений, куда можно обратиться за помощью, что позволяет проинформировать жертву домашнего насилия о способах получения юридической защиты, а также об организациях и учреждениях, оказывающих юридическую, медицинскую (в том числе психологическую), социальную и иные виды помощи [6, 8. 73].

Сотрудник полиции информирует об установленном факте междисциплинарный комитет, который координирует систему противодействия насилию в семье на уровне органов местного самоуправления. На основании решения этого учреждения принимается график посещения пострадавшего лица представителями правоохранительных органов и социальных служб, которые обязаны в письменной форме предоставить отчет о предпринятых мерах профилактики домашнего насилия, а также принятых действиях [8]. Указанные действия фиксируются в листе В «Синей карты».

Дальнейшие посещения сотрудником полиции пострадавшего носят превентивный характер и нацелены на предотвращение повторения насилия. После анализа ситуации может быть принято решение об обращении в прокуратуру, управомоченную обязать субъекта правонарушения участвовать в коррекци-онных программах. Кроме того, в рамках реализации процедуры принимаются специальные меры превентивного воздействия на нарушителя и его поведение в отношении жертвы насилия [10].

Процедура «Синяя карта» считается завершенной, когда контролирующие органы, проанализировав ситуацию, решают, что в семье отсутствуют проявления насилия и субъ-

142

ект правонарушения больше не представляет угрозу для потерпевшего [9, 8. 41].

В качестве недостатка процедуры следует отметить бюрократизацию обмена информацией — закон устанавливает 10-дневный срок для передачи исходной документации (листа А «Синей карты») органам, вовлеченным в противодействие проявлениям насилия, что может замедлять реагирование на противоправные деяния. Другая проблема заключается в том, что, хотя процедура и предусматривает проведение по усмотрению сотрудника полиции оценки риска повторного совершения домашнего насилия, однако она не содержит стандартизированного инструмента такой оценки, что может привести к возникновению пробелов при реализации помощи потерпевшим.

Перспективы внедрения процедуры оценивания вероятности повторного совершения домашнего насилия (оценка рисков) в Республике Казахстан. Проанализированный опыт Польши позволяет высоко отметить организацию воздействия на субъекта, допустившего домашнее насилие, и его дальнейшее поведение в случае, если были выявлены основания для оценки рисков рецидива насильственного поведения в семейно-бытовых отношениях как превышающих норму. В то же время для обеспечения соблюдения принципа пропорциональности и обоснованности мер воздействия на правонарушителя требуется не только упорядочить межведомственное взаимодействие при работе с нарушителем и жертвой домашнего насилия, но и разработать стандартизированный механизм оценивания рисков его повторного совершения для определения целесообразности применения специальных мер административно-правовой защиты.

Автором статьи были разработаны «Методические рекомендации для сотрудников органов внутренних дел по предотвращению домашнего насилия» (далее — Методические рекомендации), включая форму оценивания вероятности продолжения или повторного совершения домашнего насилия (оценка рисков). Эта форма позволяет оценивать вероятность продления или повторного совершения домашнего насилия, наступления тяжких или особо тяжких последствий его совершения, а также смерти пострадавшего.

В предложенном в рамках Методических рекомендаций варианте сотрудник ОВД РК проводит оценку рисков путем общения/беседы с пострадавшим лицом или его представителем, выяснения обстоятельств конфликта и выявления факторов и условий, создающих или могущих создавать опасность для этого лица.

Оценка рисков проводится по факторам опасности повторного совершения домашнего насилия, предусмотренным в форме. Указанные факторы определяются по результатам оценки действий лица, совершившего домашнее насилие, и представлены в виде вопросов, на которые отвечает сотрудник ОВД по результатам общения с пострадавшим и общей оценки ситуации совершения домашнего насилия с целью выявления вероятности продолжения или повторного совершения домашнего насилия, наступления тяжких или особо тяжких последствий его совершения, а также смерти такого лица.

Кроме того, Методические рекомендации содержат «Памятку для лиц, пострадавших от домашнего насилия» и «Памятку для сотрудников полиции при работе с лицами, пострадавшими от домашнего насилия», в которых в конкретизированном виде представлены алгоритмы действий соответствующих субъектов в ситуации домашнего насилия. Их использование также в некоторой мере созвучно польской процедуре «Синяя карта», в том числе и в отношении передачи пострадавшему карточки с описанием прав потерпевшего и контактов кризисных центров, а также иных органов и служб, куда можно обратиться за помощью.

Предложенная автором процедура, основанная на концепции польской «Синей карты», представляется более детализированным способом обеспечения административно-правовой защиты от домашнего насилия, а также базисом для принятия решения о реализации специальных мер таковой защиты.

Кроме того, внедрение представленных направлений совершенствования административно-правовой защиты от домашнего насилия позволит повысить эффективность профилактических мероприятий, что соответствует задачам законодательства об административных правонарушениях, приведенным в ч. 1 ст. 6 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях2, включая предупреждение совершения нарушений закона в сфере семейно-бытовых отношений.

Как отмечают В. В. Кирюхин, А. Г. Николаев, А. С. Ускова, А. В. Семенистый, «...привлечение к административной ответственности должно быть оперативным. Экономия времени позволяет обеспечить предупреждение правонарушений, уделить больше внимания профилактическим мероприятиям, а так-

2 Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (с изм. и доп. по сост. на 18 ноября 2022 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000235 (дата обращения: 23.11.2022).

же оптимизировать властно-принудительные процессы, соблюсти процессуальные сроки, минимизировать риски при применении мер административного принуждения, дисциплинировать должностных лиц ОВД (полиции) при осуществлении административно-юрис-дикционной функции» [4, с. 76]. Соответственно, совершенствование административно-правовой защиты от домашнего насилия посредством реализации предложенных мер, направленных на внедрение системы оценки рисков повторного совершения домашнего насилия, позволит не только повысить эффективность профилактических мероприятий, но и послужит задаче процессуальной экономии.

Выводы. Подводя итог проведенному анализу, следует обозначить целесообразность внедрения в казахстанскую систему админи-

стративно-правовой защиты от домашнего насилия методики оценивания рисков повторного совершения насильственных действий в семейно-бытовых отношениях, что позволит разрешить вопрос о необходимости принятия специальных мер таковой защиты. Прежде всего, речь идет о вынесении защитного предписания либо установлении особых требований к поведению правонарушителя.

Оценка рисков даст возможность систематизировать и унифицировать деятельность сотрудников ОВД по предупреждению домашнего насилия, в том числе в контексте определения ситуаций, требующих вынесения защитного предписания, что позволяет повысить эффективность реализации указанной специальной меры административно-правовой защиты от домашнего насилия органами внутренних дел Республики Казахстан.

Список литературы:

1. Архипова А. С. Международный опыт противодействия семейному насилию // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 7.

2. Баранов М. Н, Жумжаева А. Е. Зарубежный опыт применения электронных средств слежения в деятельности службы пробации // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. 2013. № 1-2 (29).

3. Дюбан Э. Исследование по вопросам предотвращения и борьбы с насилием в отношении женщин и домашним насилием, в том числе в ситуациях социального неблагополучия, в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://rm.coe.int/ publication-research-on-vaw-and-dv-in-situations-of-social-disavantage/16809e4a05 (дата обращения: 23.11.2022).

4. Совершенствование системы административных наказаний и порядка их назначения: учебное пособие / А. В. Шевцов, А. В. Семенистый [и др.]. Москва, 2020.

5. Тимофеева Е. А, Мотин О. А. К вопросу о зарубежной практике применения системы электронного мониторинга подконтрольных лиц // Пенитенциарная наука. 2014. № 4 (28).

6. Dudzik I., Bielecka G. Przejawy przemocy domowej w Polsce // Panstwowa Wyzsza Szkola Techniczno-Ekonomiczna im. ks. Bronislawa Markiewicza w Jaroslawiu. 2020. T. 2.

7. Groves N, Thomas T. Domestic Violence and Criminal Justice. London: Routledge, 2014.

8. Implementing a comprehensive and coordinated approach — An assessment of

References:

1. Arkhipova A. S. Mezhdunarodnyj opyt pro-tivodejstviya semejnomu nasiliyu // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnykh i estestven-nykh nauk. 2018. № 7.

2. Baranov M. N., Zhumzhaeva A. E. Zarubezh-nyj opyt primeneniya jelektronnykh sredstv slezheniya v deyatel'nosti sluzhby probatsii // Vestnik Instituta zakonodatel'stva i pravo-voj informatsii Respubliki Kazakhstan. 2013. № 1-2 (29).

3. Dyuban Je. Issledovanie po voprosam predot-vrashcheniya i bor'by s nasiliem v otnoshe-nii zhenshchin i domashnim nasiliem, v tom chisle v situatsiyakh sotsial'nogo neblagopo-luchiya, v Rossijskoj Federatsii [Jelektronnyj resurs]. URL: https://rm.coe.int/publication-re-search-on-vaw-and-dv-in-situations-of-social-disavantage/16809e4a05 (data obrashcheniya: 23.11.2022).

4. Sovershenstvovanie sistemy administrativnykh nakazanij i poryadka ikh naznacheniya: ucheb-noe posobie / A. V. Shevtsov, A. V. Semenistyj [i dr.]. Moskva, 2020.

5. Timofeeva E. A., Motin O. A. To the question about foreign practice of electronic monitoring of controlled persons // Penitentiary Science. 2014. № 4 (28).

6. Dudzik I., Bielecka G. Przejawy przemocy domowej w Polsce // Panstwowa Wyzsza Szkola Techniczno-Ekonomiczna im. ks. Bronislawa Markiewicza w Jaroslawiu. 2020. T. 2.

7. Groves N, Thomas T. Domestic Violence and Criminal Justice. London: Routledge, 2014.

8. Implementing a comprehensive and coordinated approach — An assessment of Poland's response to prevent and combat gender-based vi-

Poland's response to prevent and combat gender-based violence [Электронный ресурс]. URL: https://rm.coe.int/168064ecd8 (дата обращения: 23.11.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Kruszynski P., Wlazlak K. Przeciwdzialanie przemocy w rodzinie na tle porownawczym // Prokuratura i Prawo. 2017. № 5.

10. PORADNIK — Jak przeciwdzialac przemocy w rodzinie? Przeciwdzialanie przemocy w rodzinie [Электронный ресурс]. URL: https:// cloud-7.edupage.org/cloud/PORADNIK_ przemoc_w_rodzinie.pdf?z:pyZYPBlORS%2B/ Spojvpu5QwxgdWFvBsA0rHKHj5Yydn2RE7a BUzRoKGCDTftzaR%2Bj (дата обращения: 23.11.2022).

olence [Jelektronnyj resurs]. URL: https:// rm.coe.int/168064ecd8 (data obrashcheniya: 23.11.2022).

9. Kruszynski P., Wlazlak K. Przeciwdzia anie przemocy w rodzinie na tle por wnawczym // Prokuratura i Prawo. 2017. № 5.

10. PORADNIK — Jak przeciwdziala przemocy w rodzinie? Przeciwdzialanie przemocy w rodzinie [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cloud-7. edupage.org/cloud/PORADNIK_przemoc_w_ rodzinie.pdf?z:pyZYPBlORS%2B/Spojvpu 5QwxgdWFvBsA0rHKHj5Yydn2RE7aBUz RoKGCDTftzaR%2Bj (data obrashcheniya: 23.11.2022).

Для цитирования:

For citation:

О —

О X ü У

ъ

о —

о

Акимжанов Ерик Серикович. О перспективах оценивания вероятности повторного совершения домашнего насилия: международный опыт административно-правовой защиты // Труды Академии управления МВД России. 2023. № 1 (65). С. 138—144.

Erik Serikovich Akimzhanov. On the Prospects of Assessing the Likelihood of Repeated Committing Domestic Violence: International Experience of Administrative and Legal Protection // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. № 1 (65). P. 138-144.

<

X

■л S a E-

144

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.