Научная статья на тему 'О ПЕРСПЕКТИВАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ'

О ПЕРСПЕКТИВАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
117
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
государство / местное самоуправление / муниципальная служба / коррупция / борьба с коррупцией / реформы / искусственный интеллект / меры по борьбе с коррупцией / причины коррупции / профилактика и предупреждение коррупции.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ерёмина Т.Ю., Алешин Е.А.

Развитие системы искусственного интеллекта в разнообразных сферах деятельности нашей страны, показывает возрастающую ее актуальность, эффективность, и как следствие — востребованность для использования органами внутренних дел в противодействии в том числе и коррупции. В настоящее время современное развитие науки и техники неминуемо влечет за собой изменение средств и методов борьбы с преступностью. Не исключением в этой связи является совершенствование вопросов противодействия коррупции, которая продолжает оставаться серьезной угрозой для поступательного развития России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ерёмина Т.Ю., Алешин Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПЕРСПЕКТИВАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ»

Ерёмина Т.Ю. студент магистратуры факультет управления РАНХиГС Владимирский филиал Алешин Е.А. студент магистратуры юридический факультет РАНХиГС Владимирский филиал

О ПЕРСПЕКТИВАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО

ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

Аннотация. Развитие системы искусственного интеллекта в разнообразных сферах деятельности нашей страны, показывает возрастающую ее актуальность, эффективность, и как следствие — востребованность для использования органами внутренних дел в противодействии в том числе и коррупции. В настоящее время современное развитие науки и техники неминуемо влечет за собой изменение средств и методов борьбы с преступностью. Не исключением в этой связи является совершенствование вопросов противодействия коррупции, которая продолжает оставаться серьезной угрозой для поступательного развития России.

Ключевые слова: государство, местное самоуправление, муниципальная служба, коррупция, борьба с коррупцией, реформы, искусственный интеллект, меры по борьбе с коррупцией, причины коррупции, профилактика и предупреждение коррупции.

Eremina T. Yu. graduate student Management department RANEPA Vladimir branch Aleshin E.A. graduate student Faculty of Law RANEPA Vladimir branch

ON THE PROSPECTS OF USING ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN COMBATING CORRUPTION IN THE MUNICIPAL SERVICE

Abstract. The development of the artificial intelligence system in various fields of activity in our country shows its increasing relevance, effectiveness, and as a result, its relevance for use by internal affairs agencies in countering corruption, among other things. Currently, the modern development of science and technology inevitably entails a change in the means and methods of combating crime. No exception in this regard is the improvement of anticorruption issues, which continues to be a serious threat to the progressive development of Russia.

Keywords: state: local government, municipal service, corruption, anticorruption, reforms, artificial intelligence, anti-corruption measures, causes of corruption, prevention and prevention of corruption.

Коррупция сегодня относится к универсальным общественно опасным явлениям, негативно влияющим на государственное устройство и различные сферы общественной жизни в нашей стране, подрывающим уверенность граждан в способности государства обеспечить эффективную защиту их прав и законных интересов[1].

В Национальной Стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 г., утвержденной Указом Президента РФ В.В. Путиным от 10 октября 2019 г., под искусственным интеллектом понимается комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когниктивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека[2].

Искусственный интеллект - это вычислительная платформа для выполнения конкретных, заранее заданных функций и решения задач, устройство превращения любой - визуальной, акустической, текстовой и т.п. - информации в цифру, обработка этой цифры методами статистики и дискретной вычислительной математики и получение ответа в интуитивно понятном для человека виде[3]. Именно искусственный интеллект является основой для сбора, хранения и обработки информации.

Бесспорно, что системы искусственного интеллекта в скором времени будут выступать локомотивом для развития различных секторов и отраслей экономики, финансов, общественной жизни, государственного управления и национальной безопасности. От их применения будет зависеть конкурентоспособность учреждений, предприятий и организаций, а также отдельных групп граждан. Особняком стоит вопрос использования системы искусственного интеллекта органами внутренних дел в борьбе с преступностью.

На фоне продолжающегося распространения коррупционных преступлений искусственный интеллект становится действенным инструментарием для противодействия деятельности нечистых на руку чиновников. Это, в первую очередь, обусловлено, тем, что искусственный интеллект невозможно подкупить, скрыть выявленное коррупционное правонарушение или убедить его в чем-то. Принимаемые им решения обусловлены конкретными алгоритмами, которые тяжело изменить или перенастроить.

Можно с уверенностью сказать, что при использовании искусственного интеллекта в противодействии коррупции решается целый ряд важнейших задач, среди которых:

1. предупреждение коррупционных преступлений и правонарушений. Определяя признаки коррупции, искусственный интеллект позволяет не только выявить коррупционеров и пресечь их деятельность, но и оказать весьма ощутимое воздействие на чиновников с целью их отказа от противоправной коррупционной деятельности, а также побудить их не заниматься ею вовсе.

2. повышение уровня доверия населения к деятельности органов государственной власти по противодействию коррупции, существующей системе контроля, а также деятельности государственных органов в целом. Представляется, что, зная о работе эффективной системы искусственного интеллекта для противодействия коррупции будет расти как уровень доверия граждан к власти, так и их уверенность в способность государства защитить их интересы от преступных посягательств.

3. автоматизация системы борьбы с коррупцией, позволяющая обеспечить оперативный сбор интересующей информации и обеспечить ее незамедлительную реализацию в целях противодействия коррупции.

4. создание прозрачного механизма в борьбе с коррупцией, позволяющего ей эффективно противодействовать, который будет минимально зависеть от человеческого фактора.

5. интеграция имеющихся ресурсов государственных и негосударственных структур, предприятий и организаций в противодействии коррупции.

Сегодня программы, работающие с использованием искусственного интеллекта, позволяют не только определять по подозрительной банковской активности потенциальную взятку, но и прогнозировать развитие коррупции задолго до ее появления. Искусственный интеллект также помогает найти в различного рода документации, прежде всего финансового, бухгалтерского характера сведения, свидетельствующие о причастности отдельных лиц к совершению коррупционных преступлений, либо иную информацию, указывающую на коррупционные факты, а также противоправные действия чиновников.

Подобные системы уже показали свою эффективность в других странах. В этом направлении ценен опыт Китая. Развернутая в пилотном варианте система искусственного интеллекта «Zero Trust» позволила выявить тысячи коррупционеров и получить конкретные доказательства их преступной деятельности.

Работа данной системы была построена на основе сопоставления множества баз данных федерального и регионального уровней с доходами и расходами государственных служащих. Искусственный интеллект, обрабатывая большие объемы данных, дает возможность оператору сосредоточиться на важных, имеющих значение деталях, позволяющих свидетельствовать о наличии или отсутствии признаков коррупционных преступлений.

Наряду с высокой эффективностью подобных программ для борьбы с коррупцией, их использование вызывает и ряд вопросов правового характера. Так, согласно ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов[4]. Закономерно встает вопрос о доступе системы искусственного интеллекта к данным таких организаций, без каких-либо ограничений. Этот вопрос представляется чрезвычайно важным, поскольку сегодня продолжаются тенденции уменьшения доли наличных денежных средств при каких-либо действиях коррупционеров по легализации преступно нажитых денежных средств (операциях по купле-продаже товаров и услуг, недвижимости и т.д.).

Бесспорно, что при создании подобной системы искусственного интеллекта в России, органы внутренних дел смогут получить дополнительный инструментарий для противодействия коррупционным преступлениям, что позволит своевременно реагировать на имеющуюся информацию и предпринимать необходимые меры.

Для реализации подобных предложений уже сделано немало. Так, платформа обмена данными о киберугрозах, реализованная под эгидой Ассоциации банков России, сегодня объединяет порядка 70 финансовых организаций, включая крупнейшие финансовые институты страны.

Представляется, что использование данных платформ при создании системы искусственного интеллекта для противодействия коррупции позволит в кратчайшие сроки объединить имеющиеся ресурсыгосударственных и муниципальных органов власти и создать принципиально новую систему, которая будет содержать в себе большой объем различных данных, позволяющих решать задачу по противодействию коррупции.

Использованные источники:

1. Кузьмин, Н.А. Перспективы использования искусственного интеллекта в противодействии коррупции// Вестник Московского университета МВД России. - 2021. - № 3. - С. 154—156.

2. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (ред. от 04.08.2023)// Российская газета. - N 27. - 1996.

3. Национальная Стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 г.: Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. N 490// Собрание законодательства РФ. 2019. N 41, ст. 5700.

4. Овчинский, В.С., Ларина, Е.С. Искусственный интеллект. Большие данные. Преступность. («Коллекция Изборского клуба»). - М.: Книжный мир, 2018. - С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.