Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА «ПОСЕЙДОН»: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА «ПОСЕЙДОН»: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1835
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА BLOCKCHAIN / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фарахиев Динар Минзеферович

Рассматривается актуальная проблема коррупции. За последние пять лет, количество зарегистрированных преступлений коррупционной направленности увеличилось на 15 %. При этом, следует учитывать, что множество коррупционных фактов не отражаются в официальной статистике, поскольку коррупции свойственен высокий уровень латентности. На основе имеющихся проблем противодействия коррупции государство применяет предупредительные меры социально-правовой направленности: в 2020 г. принят Федеральный закон № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; в 2022 г. вступил в силу Федеральный закон № 44-ФЗ, который внес изменения в Федеральные законы «О банках и банковской деятельности» и «О противодействии коррупции»; в 2022 г. Президент РФ подписал Указ № 232 «О государственной информационной системе в области противодействия коррупции «Посейдон» и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации». Представлен современный взгляд на принятие государственной информационной системы «Посейдон» в целях противодействия коррупции в процессе цифровизации. На основе проведенного исследования делается вывод, что система Посейдон весьма эффективно отразится на общей картине коррупционной составляющей в России. Предлагается использовать систему Посейдон совместно с системой blockchain.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фарахиев Динар Минзеферович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE INFORMATION SYSTEM «POSEIDON»: A MODERN VIEW ON COMBATING CORRUPTION

The actual problem of corruption is considered. Over the past five years, the number of registered corruption-related crimes has increased by 15%. At the same time, it should be borne in mind that many corruption facts are not reflected in official statistics, since corruption is characterized by a high level of latency. Based on the existing problems of combating corruption, the state applies preventive measures of a socio-legal orientation: in 2020 Federal Law No. 259-FZ «On Digital Financial Assets, Digital Currency and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» was adopted; Federal Law No. 44-FZ entered into force in 2022, which amended the Federal Laws «On Banks and Banking Activities» and «On Combating Corruption»; In 2022, the President of the Russian Federation signed Decree No. 232 «On the State information system in the field of anti-corruption «Poseidon» and amendments to Certain Acts of the President of the Russian Federation». A modern view of the adoption of the state information system «Poseidon» in order to counter corruption in the process of digitalization is presented. Based on the conducted research, it is concluded that the Poseidon system will very effectively affect the overall picture of the corruption component in Russia. It is proposed to use the Poseidon system in conjunction with the blockchain system.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА «ПОСЕЙДОН»: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 343.85

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1 -250-254 NIION: 2003-0059-1/23-583 MOSURED: 77/27-003-2023-01-782

Динар Минзеферович Фарахиев

Управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД

по Республике Татарстан, Казань, Россия, [email protected]

Аннотация. Рассматривается актуальная проблема коррупции. За последние пять лет, количество зарегистрированных преступлений коррупционной направленности увеличилось на 15 %. При этом, следует учитывать, что множество коррупционных фактов не отражаются в официальной статистике, поскольку коррупции свойственен высокий уровень латент-ности. На основе имеющихся проблем противодействия коррупции государство применяет предупредительные меры социально-правовой направленности: в 2020 г. принят Федеральный закон № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; в 2022 г. вступил в силу Федеральный закон № 44-ФЗ, который внес изменения в Федеральные законы «О банках и банковской деятельности» и «О противодействии коррупции»; в 2022 г. Президент РФ подписал Указ № 232 «О государственной информационной системе в области противодействия коррупции «Посейдон» и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации».

Представлен современный взгляд на принятие государственной информационной системы «Посейдон» в целях противодействия коррупции в процессе цифровизации. На основе проведенного исследования делается вывод, что система Посейдон весьма эффективно отразится на общей картине коррупционной составляющей в России. Предлагается использовать систему Посейдон совместно с системой ЫоскЛат.

Ключевые слова: преступность, коррупция, противодействие, инновационные технологии, система ЫоскЛат, циф-ровизация

Для цитирования: Фарахиев Д. М. Государственная информационная система «Посейдон»: современный взгляд на противодействие коррупции // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 1. С. 250-254. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1-250-254.

Dinar M. Farakhiev

Department of Economic Security and Anti-Corruption of the Ministry of Internal Affairs

for the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia, [email protected]

Abstract. The actual problem of corruption is considered. Over the past five years, the number of registered corruption-related crimes has increased by 15%. At the same time, it should be borne in mind that many corruption facts are not reflected in official statistics, since corruption is characterized by a high level of latency. Based on the existing problems of combating corruption, the state applies preventive measures of a socio-legal orientation: in 2020 Federal Law No. 259-FZ «On Digital Financial Assets, Digital Currency and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» was adopted; Federal Law No. 44-FZ entered into force in 2022, which amended the Federal Laws «On Banks and Banking Activities» and «On Combating Corruption»; In 2022, the President of the Russian Federation signed Decree No. 232 «On the State information system in the field of anti-corruption «Poseidon» and amendments to Certain Acts of the President of the Russian Federation».

A modern view of the adoption of the state information system «Poseidon» in order to counter corruption in the process of digitalization is presented. Based on the conducted research, it is concluded that the Poseidon system will very effectively affect the overall picture of the corruption component in Russia. It is proposed to use the Poseidon system in conjunction with the blockchain system.

Keywords: crime, corruption, counteraction, innovative technologies, blockchain system, digitalization

For citation: Farakhiev D. M. State information system «Poseidon»: a modern view on combating corruption. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(1):250-254. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1-250-254.

© OapaxHeB M., 2023

Государственная информационная система «Посейдон»: современный взгляд на противодействие коррупции

Original article

State information system «Poseidon»: a modern view on combating corruption

JURISPRUDENCE

Коррупция во все времена была одним из негативных и общественно опасных социальных явлений, подрывающих все сферы жизнедеятельности общества. Согласно исследованиям Всероссийского центра изучения общественного мнения (далее — ВЦИОМ), коррупция является самым осуждаемым из аморальных поступков, после наркомании [11].

В настоящее время государством применяется множество мер противодействия преступлениям, однако, в век высоких технологий, на современном этапе развития общества преступность трансформируется. Большим модификациям в процессе цифро-визации подвергаются способы, средства и механизмы совершения преступлений. Преступления коррупционной направленности не являются исключением.

В целях эффективного противодействия коррупции необходимо использовать инновационные технологии. Большое внимание при противодействии коррупции в настоящее время уделяется именно инновационным технологиям. К примеру: 1) система Ь1ос-кЛат, является эффективным средством противодействия коррупции, которое в будущем может быть использовано в России. Однако, в целях ее благополучной реализации следует принимать во внимание специфику функционирования правовой системы страны и тенденции распространения коррупции в отдельных сферах экономики и государственного управления, особенно наличие современных информационно-коммуникационных технологий [2, с. 86]; 2) искусственный интеллект и его возможности; 3) краудсорсин-говые антикоррупционные платформы и др.

Государством разрабатываются новые меры противодействия преступлениям коррупционной направленности и коррупции в целом. Так, 25 апреля 2022 г. Президент Российской Федерации подписал Указ № 232, регламентирующий деятельность государственной информационной системы в области противодействия коррупции «Посейдон» (далее — Посейдон) [6]. Указом от 25 апреля 2022 г. № 232, подписанным Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным, закреплено, что координатором Посейдона является Администрация Президента; оператор системы — Федеральная служба охраны РФ (далее — ФСО России); оказание методической помощи и рекомендаций осуществляет Министерство труда и социальной защиты РФ (далее — Минтруд) [6]. Однако, в Указе от 25 апреля 2022 г. № 232 не говорится об основном субъекте

противодействия коррупции — Министерстве внутренних дел РФ (далее — МВД России), что на наш взгляд, является упущением. Наделение полномочиями сотрудников подразделений органов внутренних дел в рамках реализации системы Посейдон является необходимым элементом эффективной борьбы с коррупцией в России, поскольку различные аспекты противодействия коррупции закреплены в обязанностях подразделений в приказе МВД России от 17 января 2006 г. № 19 [7].

Также в Указе от 25 апреля 2022 г. № 232 не говорится о Генеральной прокуратуре РФ (далее — Генпрокуратура России). По мнению Президента РФ В. В. Путина: «Одна из ваших приоритетных задач — противодействие коррупции, экстремизму и другим видам преступлений. Именно прокуратуре доверена координация действий всех правоохранительных органов в борьбе с криминальной угрозой. И надо эффективнее использовать представленные вам широкие полномочия на всех этапах: от профилактики и выявления преступлений до поддержания обвинений в суде, действовать грамотно, твердо, последовательно» [10].

Согласно Указу Президента РФ от 25 апреля 2022 г. № 232 следует, что Посейдон предназначен для информационно-аналитической деятельности органов государственной власти России, ее субъектов, Банка России и иных субъектов по противодействию преступлениям коррупционной направленности. Также в данном Указе закреплено, что Посейдон применяется в целях проведения анализа и проверок по соблюдению запретов и ограничений в процессе осуществления своих профессиональных полномочий и компетенций в соответствии с законодательством России. По смыслу предписаний следует, что Посейдон хранит в себе сведения, получаемые системой ранее в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством, в том числе сведения о должностных лицах, которые соблюдают или не соблюдают ограничения и запреты, которые возложены на них законодательными актами нашей страны [6].

Сведения коррупционной направленности могут поступать от субъектов, прямо указанных в Указе от 25 апреля 2022 г. № 232, а также иных лиц, которые определяются Администрацией Президента РФ. Следует отметить, что на субъекты противодействия коррупции возлагаются профессиональные компетенции, которые закреплены в Указе от 25 апреля

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

2022 г. № 232. На наш взгляд, в список субъектов противодействия коррупции необходимо внести институты гражданского общества, поскольку одним из направлений, закрепленным в Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 гг., является «Применение дополнительных мер по расширению участия граждан и институтов гражданского общества в реализации государственной политики в области противодействия коррупции» [8].

К основным задачам Посейдона законодатель отнес:

1) автоматизацию приема сведений, предоставляемых субъектами противодействия коррупции, которые непосредственно закреплены в Указе от 25 апреля 2022 г. № 232, в систему; собирание, учет, хранение, анализ и предоставление коррупционных сведений, которые содержатся в системе;

2) информационно-аналитическое обеспечение деятельности внутренних и внешних пользователей системы по анализу и проверке соблюдения запретов и ограничений в процессе осуществления своих профессиональных полномочий и компетенций, возложенных на них законодательством;

3) формирование и ведение статистической отчетности и информационно-аналитических материалов по вопросам противодействия коррупции;

4) взаимодействие Посейдона с иными системами, в которых хранятся сведения, позволяющие эффективно бороться с коррупцией.

Посейдон состоит из трех неотъемлемых элементов.

1. Программно-аппаратный комплекс центрального сегмента системы.

Данный комплекс необходим в целях автоматизации деятельности внутренних и внешних субъектов Посейдона, связанных с профилактическими мероприятиями по отношению к преступлениям коррупционной направленности.

2. Программно-аппаратный комплекс многоцелевого назначения.

Данный комплекс необходим для обеспечения работы внутренних и внешних субъектов Посейдона с программно-аппаратным комплексом центрального сегмента системы, а также для автоматизированного ввода, учета и хранения справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

3. Специальное программное обеспечение «Справки БК».

Данное программное обеспечение направлено на автоматизацию процесса оформления (заполнения) и перевода в машиночитаемый формат данных о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Как справедливо указывает Иван Бегтин, долгое время для заполнения отчетных документов государственные служащие и должностные лица используют программу «Справка БК», однако, сформированные документы о доходах госслужащих и их расходах, включая всех членов семьи, необходимо распечатывать, подписывать и передавать ответственным подразделениям [9]. Использование специального программного обеспечения «Справки БК» — в сущности исполнение предписаний Указа от 25 апреля 2022 г. № 232 — должно сократить время на проверку сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также упростить проверку сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера должностных лиц.

Председатель Национального антикоррупционного комитета К. В. Кабанов объяснил принцип работы системы Посейдон: «Она работает сразу с несколькими базами, объединенными в единое целое: база ФНС, база Росфинмониторинга, база Росимуще-ства, а также информация из соцсетей. Посейдон позволяет создать цифровой портрет проверяемого человека и узнать, нет ли у него пересечения интересов, неформального общения с людьми, в котором могут быть скрыты коррупционные отношения» [4]. По мнению, члена Совета по правам человека, с использованием системы Посейдон возможно сформировать информационный портрет преступника-коррупционера, что позволит отслеживать вероятные преступные (коррупционные) связи должностных лиц.

Как ранее нами уже было отмечено, МВД России не является ни координатором, ни оператором инновационной системы Посейдон. Однако, сотрудники органов внутренних дел могут предоставлять коррупционные сведения в Посейдон и направлять запросы в целях проверки лиц, склонных или заподозренных в коррупционном проявлении и поведении. Запрос на проверку следует направлять координатору или оператору1 системы Посейдон. Конфи-

1 В Управление Президента РФ по вопросам противодействия коррупции или в ФСО России.

JURISPRUDENCE

денциальность системы подтверждается высоким уровнем проверяемых лиц в системе Посейдон.

На наш взгляд, система Посейдон является системой с функцией Big Data, поскольку предназначена для обработки большого массива данных. В. Б. Батоев под инновационной технологией «Big Data» понимает: «совокупность структурированной и неструктурированной информации, генерируемой и поступающей из различных источников в объеме, не позволяющим ее обработать вручную, при этом обрабатываемой автоматизированным путем, хранящейся и передаваемой в электронно-цифровой форме» [1, с. 12]. Несомненно, с совершенствованием информационной инфраструктуры деятельность оперативных подразделений, системные особенности взаимодействия субъектов общественных отношений становятся все более прозрачными. Посредством использования массивов «больших данных» появляется возможность реализации антикоррупционного контроля за деятельностью должностных лиц, поскольку Big Data дает возможность использовать фрагментированные сведения в целях получения общей картины системной коррупционной активности [3, с. 66].

Кроме того, с внедрением системы Посейдон появляется возможность оперативного и автоматизированного сбора статистических данных по большому количеству параметров коррупционных отношений: о наиболее вероятных коррупционных отношениях; о вновь возникающих динамических рисках коррупции; и в определенной степени о статистике преступлений коррупционной направленности. Это дает возможность объективно оценивать коррупционные риски отдельных должностных лиц в зависимости от их местонахождения, социально-экономических условий, а также культурно-исторических признаков того или иного субъекта.

Таким образом, борьба с коррупцией и преступлениями коррупционной направленности с использованием системы Посейдон будет усовершенствована и эффективна во всех аспектах. На наш взгляд, использование данной технологии — это всестороннее исследование информационного пространства, включая социальные сети, в целях выявления скрытых коммуникативных возможностей государственных служащих и должностных лиц в области коррупционной составляющей. По мнению автора, эффективным направлением в процессе противодей-

ствия коррупции является взаимодействие системы Посейдон с системой blockchain, которая позволит не только сделать все покупки прозрачными, но и в процессе применения смарт-контрактов ограничит возможность теневого вмешательства в ценообразование. Так, в Дании система blockchain используется правоохранительными органами для надзора за корпорациями (организациями), правительствами и заинтересованными группами, вследствие чего разрушаются многие коррупционные связи [5].

Посейдон — эффективная инновационная система, направленная на информационно-аналитическую деятельности правоохранительных органов в борьбе с коррупцией, структура которой обусловлена тремя элементами (Посейдон, Посейдон-Р, Справки БК). Механизм совершения коррупционных преступлений за последние годы значительно трансформировался (к примеру, предмет коррупционного преступления передается посредством использования электронных кошельков, банковских карт и систем денежных переводов (WestemUnion, CONTACT) и др.). Внедрение в деятельность государственных органов и служб системы Посейдон в процессе противодействия коррупции на современном этапе развития общества является первым шагом информационной борьбы с преступлениями коррупционной направленности в процессе цифровизации.

Список источников

1. Батоев В. Б. «Большие данные (Big Data)» и предиктивная аналитика в оперативно-разыскной деятельности: проблемы использования и пути решения // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2020. № 1 (52). С. 11-17.

2. Гумаров И. А., Фарахиев Д. М. Технология blockchain как средство противодействия коррупции // Научный компонент. 2022. № 1 (13). С. 81-87.

3. Иванова А. А. Программирование противодействия коррупции: региональный аспект // Юридическая наука и практика. 2012. № 20. С. 64-68.

4. Как работает кремлевский антикоррупционный проект «Посейдон» // URL://https://ura.news/ar-ticles/1036284502.

5. Министерство в Дании рассказало, как блок-чейн победит коррупцию // URL://https://clck.ru/ao632.

6. Указ Президента РФ от 25 апреля 2022 г. № 232 «О государственной информационной системе в области противодействия коррупции «По-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

сейдон» и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2022. № 18. Ст. 3053.

7. Приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» // СПС «Консультант-Плюс».

8. Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы» // СЗ РФ. 2021. № 34. Ст. 6170.

9. «Посейдон» выловит коррупционеров // URL:// https://www.kommersant.ru/doc/5329955.

10. Путин назвал приоритетные задачи прокуратуры // URL://https://ria.ru/20220112/prokuratura-17 67479171.html.

11. Россияне определились с моралью. Топ-5 аморальных поступков // URL://https://clck.ru/qTj9m.

Reference

1. Batoev V. B. «Big Data» and predictive analytics in operational investigative activities: problems of use and solutions // Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 1 (52). Р. 11-17.

2. Gumarov I. A., Farakhiev D. M. Blockchain technology as a means of countering corruption // Scientific component. 2022. No. 1 (13). Р. 81-87.

3. Ivanova A. A. Anti-corruption programming: a regional aspect // Legal Science and Practice. 2012. No. 20. P. 64-68.

4. How the Kremlin anti-corruption project «Poseidon» works // URL://https://ura.news/articles/1036284502.

5. The Ministry in Denmark told how the blockchain will defeat corruption // URL://https://clck.ru/ ao632.

6. Decree of the President of the Russian Federation No. 232 dated April 25, 2022 «On State information system in the field of anti-corruption «Poseidon» and amendments to some acts of the President of the Russian Federation» // SZ RF. 2022. No. 18. St. 3053.

7. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated January 17, 2006 No. 19 «On the activities of internal affairs bodies for the prevention of crimes» // SPS «ConsultantPlus».

8. Decree of the President of the Russian Federation dated August 16, 2021 No. 478 «On the National AntiCorruption Plan for 2021-2024» // SZ RF. 2021. No. 34. St. 6170.

9. «Poseidon» will catch corrupt officials // URL:// https://www.kommersant.ru/doc/5329955.

10. Putin named the priority tasks of the prosecutor's office // URL://https://ria.ru/20220112/prokura-tura-1767479171.html.

11. Russians have decided on morality. Top 5 immoral acts // URL://https://clck.ru/qTj9m.

Информация об авторе

Д. М. Фарахиев — оперуполномоченный Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике Татарстан.

Information about the author

D. M. Farakhiev — Detective of the Department of Economic Security and Anti-Corruption of the MIA for the Republic of Tatarstan.

Статья поступила в редакцию 19.08.2022; одобрена после рецензирования 27.09.2022; принята к публикации 02.12.2022.

The article was submitted 19.08.2022; approved after reviewing 27.09.2022; accepted for publication 02.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.