Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1006
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / искусственный интеллект / противодействие коррупции / коррупционные преступления / задачи / органы внутренних дел / corruption / artificial intelligence / anti-corruption / corruption crimes / tasks / internal affairs bodies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Николай Александрович Кузьмин

Исследуются современные возможности использования искусственного интеллекта в противодействии коррупции. Рассматривается развитие системы искусственного интеллекта в разнообразных сферах деятельности нашей страны и ее актуальности в борьбе с коррупцией. Выделяются задачи, решаемые при использовании искусственного интеллекта в противодействии коррупции. Анализируется положительный зарубежный опыт по использованию искусственного интеллекта в выявлении коррупционных проявлений, а также затрагиваются проблемные моменты его использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE USE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN COMBATING CORRUPTION

Modern possibilities of using artificial intelligence in combating corruption are explored. The development of artificial intelligence system in various spheres of activity of our country and its relevance in the fight against corruption are considered. The tasks solved by the use of artificial intelligence in combating corruption are highlighted. The positive foreign experience in the use of artificial intelligence in the detection of corrupt practices is analyzed, and the problematic aspects of its use are touched upon as well.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 343.985.7:004.048 ББК 67

DOI 10.24412/2073-0454-2021 -3-154-156 © Н.А. Кузьмин, 2021

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ

Николай Александрович Кузьмин, начальник кафедры оперативно-розыскной деятельности и специальной техники, кандидат юридических наук, доцент

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]

Аннотация. Исследуются современные возможности использования искусственного интеллекта в противодействии коррупции. Рассматривается развитие системы искусственного интеллекта в разнообразных сферах деятельности нашей страны и ее актуальности в борьбе с коррупцией. Выделяются задачи, решаемые при использовании искусственного интеллекта в противодействии коррупции. Анализируется положительный зарубежный опыт по использованию искусственного интеллекта в выявлении коррупционных проявлений, а также затрагиваются проблемные моменты его использования.

Ключевые слова: коррупция, искусственный интеллект, противодействие коррупции, коррупционные преступления, задачи, органы внутренних дел.

PROSPECTS FOR THE USE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN COMBATING CORRUPTION

Nikolay A. Kuzmin, Head of the Department of Operational and Investigative Activities and Special Techniques, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]

Abstract. Modern possibilities of using artificial intelligence in combating corruption are explored. The development of artificial intelligence system in various spheres of activity of our country and its relevance in the fight against corruption are considered. The tasks solved by the use of artificial intelligence in combating corruption are highlighted. The positive foreign experience in the use of artificial intelligence in the detection of corrupt practices is analyzed, and the problematic aspects of its use are touched upon as well. Keywords: corruption, artificial intelligence, anti-corruption, corruption crimes, tasks, internal affairs bodies.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Кузьмин Н.А. Перспективы использования искусственного интеллекта в противодействии коррупции. Вестник Московского университета МВД России. 2021 ;(3):154—156.

В настоящее время современное развитие науки и техники неминуемо влечет за собой изменение средств и методов борьбы с преступностью. Не исключением в этой связи является совершенствование вопросов противодействия коррупции, которая продолжает оставаться серьезной угрозой для поступательного развития России. Коррупция сегодня относится к универсальным общественно опасным явлениям, негативно влияющим на государственное устройство и различные сферы общественной жизни в нашей стране, подрывающим уверенность граждан в способности государства обеспечить эффективную защиту их прав и законных интересов.

По данным официальной статистики МВД России в последние годы, доля преступлений коррупционной направленности в общей структуре преступности составляет около 1,5-2%', при этом следует учитывать, что большая часть таких преступлений находится вне

рамок статистики из-за большой их латентности. Наблюдаются стабильно высокие показатели выявляемых преступлений коррупционной направленности. Так, в январе-декабре 2018 г. отмечался прирост регистрации преступлений коррупционной направленности на 2,9%, что составило 30 495 преступлений по сравнению с 2017 г. (29 634). В 2019 г. количество зарегистрированных коррупционных преступлений увеличилось на 1,6% до 30 991преступлений. В 2020 г. число преступлений коррупционной направленности сократилось всего на 0,6% и осталось на высоком уровне 30 813 зарегистрированных преступлений2.

Приведенные масштабные цифры делают борьбу с коррупционными преступлениями одним из прио-

1 Состояние преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2017-2020 гг. // URL://https://xn--b1aew.xn--р1аШШег/101761

2 Там же.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ритетных направлений деятельности органов внутренних дел России.

Развитие системы искусственного интеллекта в разнообразных сферах деятельности нашей страны, показывает возрастающую ее актуальность, эффективность, и как следствие — востребованность для использования органами внутренних дел в противодействии в том числе и коррупции.

В Национальной Стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 г., утвержденной Указом Президента РФ В.В. Путиным от 10 октября 2019 г., под искусственным интеллектом понимается комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когниктивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека3.

Искусственный интеллект — это вычислительная платформа для выполнения конкретных, заранее заданных функций и решения задач, устройство превращения любой — визуальной, акустической, текстовой и т.п. — информации в цифру, обработка этой цифры методами статистики и дискретной вычислительной математики и получение ответа в интуитивно понятном для человека виде4. Именно искусственный интеллект является основой для сбора, хранения и обработки информации.

Бесспорно, что системы искусственного интеллекта в скором времени будут выступать локомотивом для развития различных секторов и отраслей экономики, финансов, общественной жизни, государственного управления и национальной безопасности. От их применения будет зависеть конкурентоспособность учреждений, предприятий и организаций, а также отдельных групп граждан. Особняком стоит вопрос использования системы искусственного интеллекта органами внутренних дел в борьбе с преступностью.

На фоне продолжающегося распространения коррупционных преступлений искусственный интеллект становится действенным инструментарием для противодействия деятельности нечистых на руку чиновников. Это, в первую очередь, обусловлено, тем, что искусственный интеллект невозможно подкупить, скрыть выявленное коррупционное правонарушение или убедить его в чем-то. Принимаемые им

решения обусловлены конкретными алгоритмами, которые тяжело изменить или перенастроить.

Можно с уверенностью сказать, что при использовании искусственного интеллекта в противодействии коррупции решается целый ряд важнейших задач:

Первая задача—это предупреждение коррупционных преступлений и правонарушений. Определяя признаки коррупции, искусственный интеллект позволяет не только выявить коррупционеров и пресечь их деятельность, но и оказать весьма ощутимое воздействие на чиновников с целью их отказа от противоправной коррупционной деятельности, а также побудить их не заниматься ею вовсе.

Вторая задача — это повышение уровня доверия населения к деятельности органов государственной власти по противодействию коррупции, существующей системе контроля, а также деятельности государственных органов в целом. Представляется, что зная о работе эффективной системы искусственного интеллекта для противодействия коррупции будет расти как уровень доверия граждан к власти, так и их уверенность в способность государства защитить их интересы от преступных посягательств.

Третья задача — это автоматизация системы борьбы с коррупцией, позволяющая обеспечить оперативный сбор интересующей информации и обеспечить ее незамедлительную реализацию в целях противодействия коррупции.

Четвертая задача — создание прозрачного механизма в борьбе с коррупцией, позволяющего ей эффективно противодействовать, который будет минимально зависеть от человеческого фактора.

Пятая задача — интеграция имеющихся ресурсов государственных и негосударственных структур, предприятий и организаций в противодействии коррупции.

Сегодня программы, работающие с использованием искусственного интеллекта, позволяют не только определять по подозрительной банковской активности потенциальную взятку, но и прогнозировать развитие коррупции задолго до ее появления. Искусственный интеллект также помогает найти в различного рода документации, прежде всего финансового, бухгалтерского характера сведения, свидетельствую-

3 Национальная Стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 г., утвержденная Указом Президента РФ В.В. Путина от 10 октября 2019 г. // СПС «КонсультантПлюс».

4 Овчинский В.С., Ларина Е.С. Искусственный интеллект. Большие данные. Преступность. («Коллекция Изборского клуба»). М.: Книжный мир, 2018. С. 4.

№ 3 / 2021

Вестник Московского университета МВД России

155

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

щие о причастности отдельных лиц к совершению коррупционных преступлений, либо иную информацию, указывающую на коррупционные факты, а также противоправные действия чиновников.

Подобные системы уже показали свою эффективность в других странах. В этом направлении ценен опыт Китая. Развернутая в пилотном варианте система искусственного интеллекта «Zero Trust» позволила выявить тысячи коррупционеров и получить конкретные доказательства их преступной деятельности.

Работа данной системы была построена на основе сопоставления множества баз данных федерального и регионального уровней с доходами и расходами государственных служащих. Это позволило с высокой долей эффективности выявлять наиболее характерные и распространенные коррупционные правонарушения, связанные с незаконной передачей прав собственности на имущество, со злоупотреблениями в сфере земельных отношений, махинациями при проведении различного рода тендеров и т.д. Безусловно, что при обра-б отке большого количеств а р азличных данных систем а искусственного интеллекта «Zero Trust» не могла однозначно указывать на совершение коррупционного преступления или правонарушения, и решающий вывод был за оператором. В этой связи можно сделать вывод о том, что искусственный интеллект, обрабатывая большие объемы данных, дает возможность оператору сосредоточиться на важных, имеющих значение деталях, позволяющих свидетельствовать о наличии или отсутствии признаков коррупционных преступлений.

Наряду с высокой эффективностью подобных программ для борьбы с коррупцией, их использование вызывает и ряд вопросов. Очевидно, что для определения фактов коррупции, в основе которых лежит сопоставление сведений о доходах и расходах чиновников и информации, содержащейся в различных базах данных, искусственному интеллекту потребуется анализировать информацию, находящуюся не только в государственных органах, но и в других организациях, в том числе банках. В этой связи неминуемо возникают вопросы правового характера. Так, согласно ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов5. Закономерно встает вопрос о доступе системы искусственного интеллекта к данным

таких организаций, без каких-либо ограничений. Этот вопрос представляется чрезвычайно важным, поскольку сегодня продолжаются тенденции уменьшения доли наличных денежных средств при каких либо действиях коррупционеров по легализации преступно нажитых денежных средств (операциях по купле-продаже товаров и услуг, недвижимости и т.д.). Системы отслеживания транзакций интересующих фигурантов, ввода и вывода денежных средств при помощи искусственного интеллекта могут охватить практически все траты конкретного лица. И если раньше такие мероприятия требовали использования значительных ресурсов для проверки сведений о доходах и расходах чиновников, путем направления запросов в различные ведомства, то теперь искусственный интеллект может существенно ускорить время проведения таких проверок. В результате чего для анализа оператору будут попадать совершенно конкретные факты свидетельствующие, например, о том, что чиновник совершает траты значительного количества денежных средств, их переводы, либо получает на свой счет необоснованные суммы денеги.

Бесспорно, что при создании подобной системы искусственного интеллекта в России, органы внутренних дел смогут получить дополнительный инструментарий для противодействия коррупционным преступлениям, что позволит своевременно реагировать на имеющуюся информацию и предпринимать необходимые меры. Стоит заметить, что для реализации подобных предложений в России уже проделана значительная работа. Сегодня удалось сформировать основные контуры сотрудничества компаний в финансовой сфере. К примеру, платформа обмена данными о ки-беругрозах, реализованная под эгидой Ассоциации банков России, сегодня объединяет порядка 70 финансовых организаций, включая крупнейшие финансовые институты страны. Представляется, что использование данных платформ при создании системы искусственного интеллекта для противодействия коррупции позволит в кратчайшие сроки объединить имеющиеся ресурсы органов внутренних дел, иных государственных и негосударственных предприятий и учреждений и создать принципиально новую систему, которая будет содержать в себе большой объем различных данных, позволяющих решать задачу по противодействию коррупции.

5 Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (последняя редакция) // СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.