Научная статья на тему 'О перспективах использования Федерального регистра сведений о населении органами внутренних дел'

О перспективах использования Федерального регистра сведений о населении органами внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
58
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
Федеральный регистр сведений о населении / органы внутренних дел / идентификация / аутентификация / биометрия / Federal register of population data / internal affairs agencies / identification / authentication / biometrics

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Валентин Васильевич Авдеев

В статье рассматриваются перспективы использования Федерального регистра сведений о населении органами внутренних дел. Отмечается необходимость объединения имеющихся информационных ресурсов органов внутренних дел, включения органов внутренних дел в число операторов Единой системы идентификации и аутентификации и Единой биометрической системы. Помимо этого, выявлена необходимость информировать граждан о возможности получения государственных услуг посредством электронного документооборота и его безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the prospects of using the Federal register of population data by internal affairs agencies

The article discusses the prospects for using the Federal register of population data by the internal affairs bodies, notes the need to combine the existing information resources of the internal affairs bodies, including the internal affairs bodies among the operators of the Unified identification and authentication system and the Unified biometric system, the need to inform citizens about the possibility of obtaining public services through electronic document management and its security.

Текст научной работы на тему «О перспективах использования Федерального регистра сведений о населении органами внутренних дел»

УДК 342.9 ББК 67.401

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10509

Административное право; административный процесс

О ПЕРСПЕКТИВАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА СВЕДЕНИЙ О НАСЕЛЕНИИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Валентин Васильевич АВДЕЕВ, адъюнкт кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: vavdeev91@mail.ru

Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

Аннотация. В статье рассматриваются перспективы использования Федерального регистра сведений о населении органами внутренних дел. Отмечается необходимость объединения имеющихся информационных ресурсов органов внутренних дел, включения органов внутренних дел в число операторов Единой системы идентификации и аутентификации и Единой биометрической системы. Помимо этого, выявлена необходимость информировать граждан о возможности получения государственных услуг посредством электронного документооборота и его безопасности.

Ключевые слова: Федеральный регистр сведений о населении, органы внутренних дел, идентификация, аутентификация, биометрия.

Annotation. The article discusses the prospects for using the Federal register of population data by the internal affairs bodies, notes the need to combine the existing information resources of the internal affairs bodies, including the internal affairs bodies among the operators of the Unified identification and authentication system and the Unified biometric system, the need to inform citizens about the possibility of obtaining public services through electronic document management and its security.

Keywords: Federal register of population data, internal affairs agencies, identification, authentication, biometrics.

Президент Российской Федерации 8 июня 2020 г. подписал Федеральный закон № 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации»1, который будет содержать достаточно обширный перечень сведений о гражданах Российской Федерации, иностранных гражданах и лицах без гражданства, временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, либо признанных беженцами или получивших временное убежище, а также об иностранных гражданах, временно пребывающих в Российской Федерации и осуществляющих в установленном порядке трудовую деятельность.

Уполномоченным органом по ведению регистра является Федеральная налоговая служба Российской Федерации.

Согласно ст. 4 данного Федерального закона сведения, содержащиеся в Федеральном регистре сведений о населении, используются в целях совершенствования представления государственных и муниципальных услуг и выполнения государственных и муниципальных функций, в том числе в электронной форме.

Как справедливо заметил Д. Подниек, рассматриваемый регистр будет способствовать более точному определению групп лиц, которым необходима адресная помощь2.

И с этим сложно не согласиться, поскольку наличие такого регистра существенным образом упростит работу органов исполнительной власти, в том числе и в сфере органов внутренних дел, выполняющих значительную часть государственных услуг.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2020

Реализация отдельных государственных услуг органами внутренних дел значительно упростилась после введения сервиса электронного документооборота, однако некоторые из них до сих пор требуют взаимодействия с иными органами исполнительной власти, которые не всегда оперативно реагируют на запросы и продолжают исполнять их в максимально возможные установленные сроки, которые могут достигать и 30 суток. Введение единого информационного регистра не потребует обращения в иные органы, а, следовательно, и упростит функционирование самих органов исполнительной власти, и повысит качество исполнения услуг.

Отметим, что существует некоторое недоверие к элементам предоставления государственных услуг органами внутренних дел посредством электронной формы.

Так, A.A. Красношлыков, анализируя практику оказания государственных услуг органами внутренних дел в Республике Крым, отмечает следующие проблемы:

■ относительно невысокая численность населения, зарегистрированных на сервисах оказания электронных государственных услуг. Это объясняется, прежде всего, развитием многофункциональных центров, преимущественно не требующих направления обращения для оказания услуги в электронной форме;

■ возрастом лиц, которые обращаются по привычке напрямую в государственные и муниципальные учреждения и не желают осваивать современные информационные системы;

■ недоверие к системе электронных услуг, заключающееся в опасениях утраты данных, хранящихся на сервисах оказания электронных услуг;

■ отсутствие информированности граждан о возможности получения услуги посредством электронного документооборота3.

В.А. Холопов также отмечает преимущественное обращение граждан с целью получения государственных услуг именно в многофункциональные центры (МФЦ), а также проблемы утери поступивших документов, незначительное сохранение коррупционных рисков при личном обращении граждан в органы исполнительной власти, что, безусловно, является деструктивным фактором и практически невозможно при подаче документов в электронной форме4.

Несмотря на то что Закон в полной мере начнет функционировать лишь с 1 января 2026 г.,

успешному его развитию будет способствовать, в первую очередь, объединение информационных ресурсов внутри системы органов внутренних дел.

Так, в настоящее время сотрудники органов внутренних дел г. Москвы, проверяя информацию о судимости лиц, вынуждены обращаться в Главный информационный аналитический центр МВД России, Зональный информационный центр Главного управления МВД России по г. Москве, Информационный центр Главного управления МВД России по Московской области, региональные информационные центры. Сведения, содержащиеся в ответах на такие запросы, зачастую содержат неполную информацию, вынуждают обращаться в суды для их проверки, что, конечно, влияет на качество оказываемых органами внутренних дел услуг.

Кроме того, имеются трудности и с проверкой привлечения лица к административной ответственности, поскольку отсутствует единая система учета административных правонарушений.

Таким образом, можно утверждать, что Единый федеральный информационный регистр (ЕФИР) будет способствовать не только упрощению оказания государственных услуг, но и структурированию имеющихся информационных ресурсов органов исполнительной власти.

Согласимся с Председателем Правительства Российской Федерации М.М. Мишустиным в том, что необходимо упрощать и ускорять работу целого ряда служб, продолжая предоставление безопасных государственных и муниципальных услуг путем удаленной идентификации их получателя без личного присутствия5.

Данному направлению развития, безусловно, будет способствовать активное взаимодействие с крупными кредитными организациями (ПАО «Промсвязьбанк», АО «Почта Банк», ПАО «Сбербанк России», ПАО «Совкомбанк», АО «Тинькофф Банк» и др.), которые постепенно внедряют возможность распознавания клиента по заранее собранным биометрическим данным (например, по лицу и голосу) через специальное мобильное приложение банка.

Несмотря на то что основными операторами Единой системы идентификации и аутентификации и Единой биометрической системы являются банки, представляется необходимым подключение к этой системе и органов внутренних дел, которые в последующем смогут дистанционно оказывать государственные услуги, идентифицируя клиентов на основе биометрических данных.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2020

В настоящее время отмечается общая тенденция низкого сбора биометрических данных сотрудниками кредитных организаций, который не обеспечивает желаемого результата развития финансовых технологий6.

Такую проблему выделяют А.В. Бутов и А.М. Карякин, полагая, что факторами, сдерживающими сбор биометрических данных, является наличие значительных затрат на организацию сбора данных, оснащение оборудованием и программным обеспечением, обучение персонала; важно, чтобы другие отрасли и сектор госуслуг тоже подключились к этому процессу, и люди могли бы при помощи биометрического шаблона получить многочисленные продукты, услуги7.

Органы внутренних дел смогут пополнять базы данных биометрических материалов, например, посредством предложения добровольного предоставления образцов голоса и сканирования лица при получении, замене паспорта либо водительского удостоверения, задержании лица после совершения преступления или административного правонарушения.

Таким образом, для успешного развития Федерального регистра сведений о населении и его использования органами внутренних дел необходимо объединить имеющиеся информационные ресурсы органов внутренних дел, включить органы внутренних дел в число операторов Единой системы идентификации и аутентификации и Единой биометрической системы, а также информировать граждан о возможности получения государственных услуг посредством электронного документооборота и его безопасности.

Библиографический список

1. Федеральный закон «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации» от 08.06.2020 г. № 168-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

2. Биометрия застряла в банках. ЦБ расширяет границы эксперимента по удаленной идентификации // Коммерсантъ. 2019. № 171. 20 сент.

3. Бутов A.B., Карякин А.М. Проблемы развития биометрии как основы цифровизации оте-

чественной экономики и пути их решения // Известия высших учебных заведений. Сер.: Экономика, финансы и управление производством. 2020. № 1 (43). С. 48-52.

4. Красношлыков A.A. Проблемные вопросы предоставления ИЦ МВД по Республике Крым государственных услуг в электронном виде // Матрица научного познания. 2019. № 3. С. 101-111.

5. Матрица с закрытой частью. Депутаты доработали проект о единой базе сведений о населении // Коммерсантъ. 2020. № 71. 20 апр.

6. Правительство упрощает порядок предоставления госуслуг // Информационное агентство ТАСС. 22.06.2020 г. // URL: https://tass.ru/ obschestvo/8786439 (Дата обращения: 22.06.2020)

7. Холопов B.A. Возможности реализации оценки регулирующего воздействия организационно-правового регулирования предоставления государственных услуг МВД РФ через МФЦ // Человек и общество в системе современных научных парадигм. 2018. № 1 (4). С. 41—43.

1 Федеральный закон «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации» от 08.06.2020 г. № 168-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

2 Матрица с закрытой частью. Депутаты доработали проект о единой базе сведений о населении // Коммерсантъ. 2020. № 71. 20 апр.

3 Красношлыков A.A. Проблемные вопросы предоставления ИЦ МВД по Республике Крым государственных услуг в электронном виде // Матрица научного познания. 2019. № 3. С. 101—111.

4 Холопов B.A. Возможности реализации оценки регулирующего воздействия организационно-правового регулирования предоставления государственных услуг МВД РФ через МФЦ // Человек и общество в системе современных научных парадигм. 2018. № 1 (4). С. 41—43.

5 Правительство упрощает порядок предоставления госуслуг // Информационное агентство ТАСС. 22.06. 2020 г. // URL: https://tass.ru/obschestvo/8786439 (Дата обращения: 22.06.2020)

6 Биометрия застряла в банках. ЦБ расширяет границы эксперимента по удаленной идентификации // Коммерсантъ. 2019. № 171. 20 сент.

7 Бутов A.B., Карякин A.M. Проблемы развития биометрии как основы цифровизации отечественной экономики и пути их решения // Известия высших учебных заведений. Сер.: Экономика, финансы и управление производством. 2020. № 1 (43). С. 48—52.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.