Научная статья на тему 'Основные направления развития концепции цифрового профиля. Зарубежный опыт и перспективы развития'

Основные направления развития концепции цифрового профиля. Зарубежный опыт и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
946
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БИОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ / ОБСЛУЖИВАНИЕ ГРАЖДАНИНА / ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ / ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ / СИСТЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ И АУТЕНТИФИКАЦИИ / СОГЛАСИЕ ГРАЖДАНИНА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВОЙ ПРОФИЛЬ ГРАЖДАНИНА / BIOMETRIC DATA / CITIZEN CONSENT / CITIZEN SERVICE / DIGITALIZATION / DIGITAL CITIZEN PROFILE / IDENTIFICATION AND AUTHENTICATION SYSTEM / PERSONAL DATA / PROVISION OF INFORMATION SERVICES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бадьина А. В., Орешина М. Н.

Описан подход к решению непростой и актуальной задачи, стоящей перед государственными и окологосударственными структурами: предоставить востребованные современные услуги гражданам, одновременно снизив эксплуатационные расходы, возникающие в результате применения цифровых технологий для улучшения обслуживания гражданина и разработки более эффективных способов работы. На данный момент это достижимо через разработку единой информационной базы предоставления государственных услуг на основе создания цифрового профиля гражданина. Представлен сравнительный обзор международного опыта в сфере цифровизации процесса взаимодействия граждан и государственных структур. В соответствии с программами цифровизации общества, запущенными во многих странах практически одновременно, развивается множество проектов коммерческого и социального назначения. Все они становятся доступны при использовании сложных аналитических инструментов обработки больших данных и единой системы идентификации и аутентификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF THE DIGITAL PROFILE CONCEPT DEVELOPMENT. FOREIGN EXPERIENCE AND DEVELOPMENT PROSPECTS

An approach to solving a comlex and urgent problem facing state and near-state agencies has been described: to provide popular modern services to citizens, while reducing operating costs through the use of digital technologies to improve citizen service and develop more effective ways to work. At the moment, this is achievable by developing a unified information base for the provision of public services, based on the creation of a digital citizen profile. A comparative review of international experience in the field of digitalization of the process of interaction between citizens and government structures has been presented. In accordance with the digitalization programs launched in many countries almost simultaneously, many commercial and social projects are being developed. All of them become available when using complex analytical tools for processing Big data and a Unified identification and authentication system.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития концепции цифрового профиля. Зарубежный опыт и перспективы развития»

СТРАТЕГИИ И ИННОВАЦИИ

УДК 004.91 JEL M15 DOI 10.26425/1816-4277-2020-7-28-35

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ ЦИФРОВОГО ПРОФИЛЯ. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация. Описан подход к решению непростой и актуальной задачи, стоящей перед государственными и окологосударственными структурами: предоставить востребованные современные услуги гражданам, одновременно снизив эксплуатационные расходы, возникающие в результате применения цифровых технологий для улучшения обслуживания гражданина и разработки более эффективных способов работы. На данный момент это достижимо через разработку единой информационной базы предоставления государственных услуг на основе создания цифрового профиля гражданина. Представлен сравнительный обзор международного опыта в сфере цифровизации процесса взаимодействия граждан и государственных структур. В соответствии с программами цифровизации общества, запущенными во многих странах практически одновременно, развивается множество проектов коммерческого и социального назначения. Все они становятся доступны при использовании сложных аналитических инструментов обработки больших данных и единой системы идентификации и аутентификации.

Ключевые слова: биометрические данные, обслуживание гражданина, персональные данные, предоставление информационных услуг, система идентификации и аутентификации, согласие гражданина, цифровизация, цифровой профиль гражданина.

Цитирование: Бадьина А.В., Орешина М.Н. Основные направления развития концепции цифрового профиля. Зарубежный опыт и перспективы развития//Вестник университета. 2020. № 7. С. 28-35.

THE MAIN DIRECTIONS OF THE DIGITAL PROFILE CONCEPT DEVELOPMENT. FOREIGN EXPERIENCE AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Abstract. An approach to solving a comlex and urgent problem facing state and near-state agencies has been described: to provide popular modern services to citizens, while reducing operating costs through the use of digital technologies to improve citizen service and develop more effective ways to work. At the moment, this is achievable by developing a unified information base for the provision ofpublic services, based on the creation of a digital citizen profile. A comparative review of international experience in the field of digitalization of the process of interaction between citizens and government structures has been presented. In accordance with the digitali-zation programs launched in many countries almost simultaneously, many commercial and social projects are being developed. All of them become available when using complex analytical tools for processing Big data and a Unified identification and authentication system. Keywords: biometric data, citizen consent, citizen service, digitalization, digital citizen profile, identification and authentication system, personal data, provision of information services.

For citation: Badina A.V., Oreshina M.N. (2020) The main directions of the digital profile concept development. Foreign experience and development prospects. Vestnik universiteta. I. 7, pp. 28-35. DOI: 10.26425/18164277-2020-7-28-35

Цифровизация общества требует реализации полностью скоординированной программы оцифровки, которая максимизирует возможности подключения, оптимизирует онлайн-сервисы и посредством облака превращает данные, аналитику и социальное сканирование в экономически эффективные, удобные решения,

© Бадьина А.В., Орешина М.Н., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Бадьина Анна Викторовна

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация

ORCID: 0000-0001-7292-5115 e-mail: [email protected]

Орешина Марина Николаевна

д-р техн. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-8569-0896 e-mail: [email protected]

Badina Anna

Candidate of Economic Sciences, State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0001-7292-5115 e-mail: [email protected]

Oreshina Marina

Doctor of Engineering, State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0001-8569-0896 e-mail: [email protected]

полностью персонализированные с учетом потребностей и способностей пользователей [9]. Понятие «цифровой сервис», «интернет-сервис» наряду с такими понятиями, как «интернет-компания», «цифровое предприятие», отечественные и зарубежные исследователи нередко используют в качестве синонимов для обозначения организаций, оказывающих цифровые услуги потребителям (пользователям) [11].

В такой среде, как государственный сектор, которая может подвергаться частым и быстрым изменениям и реорганизации, любые цифровые решения должны быть гибкими и масштабируемыми, легко обновляемыми [8].

На сегодняшний момент информация о гражданах хранится во многих информационных системах, порой состав хранимых данных дублируется либо данные противоречат друг другу. При этом обмен данными между их держателями может не осуществляться, а необходимость в таком обмене имеется [7].

Первостепенной, безусловно, является задача обеспечения доступа самих граждан к своим данным и информационным услугам, предоставляемым государственным сектором. Особенно важно реализовать поставленные задачи в отношении категорий маломобильных и граждан из удаленных районов.

Решить подобную задачу призвана единая цифровая платформа, которая обеспечит обмен информацией между государством, гражданами, организациями (в том числе коммерческими). Это следует из проекта паспорта национальной программы «Цифровая экономика» [6].

Информация о физических и юридических лицах, хранящаяся в государственных информационных системах и предоставляемая данным лицам по запросу и (или) с их разрешения с использованием специализированных информационных технологий в цифровом виде получило название цифрового профиля. Цифровой профиль можно назвать «мегапрофилем» гражданина. Это данные о человеке, которые хранятся в виде ссылок на юридически значимые записи в электронных госреестрах.

Обмен информацией между органами государственной власти и местного самоуправления, организациями и гражданами должен быть реализован посредством создания инфраструктуры, обеспечивающей доступ к цифровому профилю. Инфраструктура будет формироваться на базе Единой системы идентификации и аутентификации (далее - ЕСИА). Система цифровых профилей получит статус государственной информационной системы. Ее создание является приоритетной задачей в рамках указанной выше национальной программы.

В свое время реальность требовала оперативного предоставления информации, поэтому разные ведомства создавали собственные аналитические инструменты, дублируя друг друга и официальную статистику. Поэтому Министерством экономического развития было поручено разработать национальную систему управления госданными на базе Росстата. Создание этой системы призвано было решить исторически сложившуюся проблему дублирования информации и отсутствия эталонных государственных данных [10].

Уже сейчас на портале госуслуг gosuslugi.ru предоставляется большое количество сервисов различных органов власти, и система справляется с задачей без критичных проблем. В цифровом профиле хранится информация, состав которой (около 50 видов сведений) определяется правительством. Это только основные сведения (какие и сколько, специально не обозначено для обеспечения безопасности), остальные данные будут доступны по запросу гражданина.

Рассмотрим базовые технологические принципы использования нового сервиса.

1. Организация доступа.

Для доступа к цифровому профилю россиянам понадобятся электронные удостоверения личности ГО, которые являются уникальными обозначениями, присвоенными сведениями о конкретном лице, и будут использованы не только для доступа к информационным системам, но и для получения государственных услуг, а также совершения гражданско-правовых сделок. Вместо паспорта и иного документа, удостоверяющего личность гражданина будет использоваться его ГО.

Определенным прообразом цифрового профиля является, подтвержденная учетная запись в ЕСИА, представленная на рисунке 1.

2. Согласие гражданина.

В число сервисов цифрового профиля входят прикладные сервисы, среди которых также реестр цифровых согласий. Через этот сервис гражданин сможет узнать, каким государственным информационным системам было дано согласие на обработку его персональных данных. Посредством данного сервиса можно будет отозвать это согласие [14].

3. Идентификация пользователей

ID - идентификационное удостоверение личности; ЮЛ - юридическое лицо; ИП - индивидуальный предприниматель Реестровая запись: содержит актуальные и проверенные данные о гражданине. Источники этих данных: ЕРН, ЕСИА и иные ГИС. Источник: [14]

Рис. 1. Сервисы цифрового профиля в ЕСИА

Сервис по управлению согласиями - обеспечивает управление цифровыми согласиями на обработку персональных данных.

Распределенная структура данных - содержит ссылки на данные, которые хранятся в соответствующих государственных реестрах.

Оператор персональных данных также должен будет получать согласие гражданина на их обработку. Вместе с этим вносится предложение упростить порядок получения этого согласия. Граждане смогут выражать свое согласие с помощью sms или по электронной почте, также можно будет давать согласие нескольким операторам и на обработку данных в нескольких целях сразу. Кроме того, у пользователей появится возможность регулировать объем данных о себе, которые могут обрабатываться различными организациями.

Без согласия персональные данные можно будет использовать только в сферах отношений, которые связаны с трудовыми, но трудовыми не являются. Сюда относится, например, оформление командировок, обеспечение пропускного режима, направление на обучение.

Предоставление сведений из цифрового профиля может осуществляться и без согласия гражданина, но исключительно в четко установленных законом случаях [15]. В настоящее время четко определены, например, условия обработки персональных данных гражданина без его согласия (п. 2-11, ч. 1 ст. 6; п. 2-10, ч. 2, ст. 10, ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» [3]).

Чтобы обеспечить минимальность объема запрашиваемых данных без разрешения гражданина потребовалась соответствующая корректировка действующего законодательства. Рассмотрим правовые основы использования нового сервиса и изменение законодательства.

На обсуждении и принятии с настоящий момент в Государственной Думе Российской Федерации (далее - РФ) находится ряд законопроектов, а именно - о цифровом профиле, обработке персональных данных и использовании электронной подписи. Также предлагается законодательно закрепить деперсонализацию (обезличивание) данных.

Первый законопроект призван юридически закрепить в России понятия цифрового профиля и электронного удостоверения личности гражданина, которое будет необходимо для получения доступа к профилю. Кроме того, проект содержит рамочные указания по регулированию дистанционной идентификации и аутентификации граждан.

Второй законопроект предусматривает введение понятия обезличенных данных, которые создаются на основе персональных данных посредством деперсонализации. Предлагается законодательно закрепить процесс аноними-зации данных, после чего их можно будет свободно использовать, не нарушая закон «О персональных данных».

Законопроект об электронной подписи содержит предложения по регулированию удостоверяющих центров, где выдается электронная подпись. Также должна быть решена проблема невозможности использовать один единый сертификат ключа проверки усиленной квалифицированной электронной подписи при взаимодействии пользователя с различными ведомствами.

Изменение в действующем законодательстве также произойдет после принятия ряда законопроектов о внесении поправок в текущие редакции законов [13].

Федеральный закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации)», находящийся в проектной стадии, призван внести поправки в:

1) Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [5; 2]. Изменения коснутся отношений, связанных с использованием информационных технологий для идентификации и аутентификации. Будут введены понятия: «порядок идентификации и аутентификации лица», «цифровой профиль», «инфраструктура цифрового профиля», а также определен порядок использования инфраструктуры, режим предоставления и обновления сведений, хранящихся в инфраструктуре цифрового профиля;

2) Статью 9 Федерального закона РФ «О персональных данных», которая будет дополнена пунктом, касающимся согласия на обработку персональных данных в инфраструктуре цифрового профиля в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, а также отзыва данного согласия. Ряд изменений коснется и текста Федерального закона РФ от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» [4];

3) Проект Федерального закона РФ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О персональных данных» и статью 39.1 закона РФ «О защите прав потребителей» установит правила оказания услуг, прежде всего, медицинских, а также иных, связанных с использованием и обращением генетического и биологического и материала [3; 1]. Это будут дополнительные меры по защите граждан от неконтролируемого распространения таких сведений, которые имеют личный характер [12].

Перечисленные выше нововведения соответствуют требованиям международного законодательства (Европейский союз, США, Великобритания, Австралия, Германия) и нормам правового регулирования в области обращения биологического материала и содержащейся в нем информации.

Рассмотрим перспективы совершенствования и эксплуатации системы.

На текущий момент очевидным является то, что механизмы хранения, передачи, актуализации и предоставления для использования данных в цифровом формате, а также отзыв согласия, необходимо основательно проработать.

Если ввод цифровых профилей граждан в промышленную эксплуатацию пройдет успешно, то в дальнейшем предполагается разработка подобной инфраструктуры для цифровых профилей юридических лиц. При этом к формированию совокупности предоставляемых сведений присоединятся дополнительные поставщики и пользователи данных из финансовых и экономических структур.

Плюсом является и то, что данные эти берутся из первоначальных источников. Таким образом, сокращается вероятность фальсификации или ошибки.

Важным этапом развития программы также станет организация доступа к цифровому профилю коммерческих организаций. В перспективе цифровой профиль даст возможность гражданам увидеть полную информацию о себе в своем аккаунте на портале госуслуг, а ведомства, в свою очередь, через систему смогут в автоматическом режиме предлагать конкретному гражданину подходящие именно ему государственные и соцуслуги.

Планируется поэтапное внедрение цифрового профиля по мере перевода всех госуслуг на реестровую модель с обеспечением юридической значимости электронных госреестров взамен бумажных свидетельств.

В ближайшее время при оформлении кредитов, полисов ОСАГО и КАСКО более десятка представителей сфер страхования и финансирования смогут получать из цифровых профилей граждан, естественно,

с их согласия, сведения о них. Данные сведения будут поступать из информационных баз государственных налоговых органов, Росреестра, Министерства внутренних дел и Пенсионного фонда России.

В перспективе также предоставление, так называемых, проактивных государственных и муниципальных услуг. Предполагается, что на основании содержащихся в цифровом профиле данных будет осуществляться не только уведомление лица о полагающихся ему льготах, субсидиях, необходимости замены документов (паспорта, например, или водительского удостоверения), но и автоматическое оформление заявки на получение соответствующей услуги. Система будет сама предлагать услуги, которые гражданину положены по закону, например, налоговые вычеты, о которых гражданин мог не знать.

Доступность цифровых сервисов для граждан в отдаленных регионах и маломобильного населения будет реализовано с помощью механизма удаленной идентификации физлица посредством внедренной и уже используемой Единой биометрической системы.

На сегодняшний день имеется серьезный дефицит кадров в области цифровой экономики, особенно на уровне органов местного самоуправления и на предприятиях, наблюдается неэффективное использование высокопроизводительного оборудования. Поэтому не последним пунктом в списке стоит задача обеспечения достаточного уровня цифровой грамотности населения в целом. Последнее возможно достичь в результате разворачивания соответствующих программ, основанных на продвижении лучших практик, методического обеспечения и тесного сотрудничества между региональными участниками программы цифровизации.

Что касается опыта и перспектив внедрения системы в зарубежных странах, практика создания подобных цифровых сервисов имеется во многих из них. Но на лицо разный подход и отношение к внедрению и эксплуатации подобных систем у граждан государств. Рассмотрим опыт внедрения в ряде зарубежных стран.

1. Китайская народная республика.

Система Социального Кредита (англ. Social Credit System, далее - SCS), внедренная и проходящая этап апробации в Китайской народной республике является схожей с цифровым профилем. Уже к концу 2020 г. система (эксперимент) должна охватить всю страну. Каждый гражданин КНР получит персональный электронный идентификатор с 18-разрядным кодом.

Отличие SCS от подобных систем (экспериментов), запущенных в других странах в том, что кроме официальных стандартных данных о гражданине, в данной системе будет аккумулироваться информация о взятых кредитах, собственности, образе жизни и проявлении в социуме, а также нюансы личной, семейной и интимной жизни.

Эта система позволяет выстроить (заработать) каждому гражданину Китая определенный рейтинг. Заработать своим исключительно положительным поведением определенные общественные блага, предоставляемые через разрешительные и поощрительные действия (механизмы) государственных структур.

Безусловно, это исключительный опыт. Ни у одной из мировых информационных систем подобного рода нет прямого воспитательного назначения.

2. Соединенные штаты Америки.

В США в 2020 г. будет запущена федеральная платформа Data Services Hub. Data Services Hub будет аккумулировать и хранить у себя всю информацию о лицах, проживающих на территории США. Как и у нас, основой Data Services Hub станет электронный идентификатор на каждого американца с набором сведений: фамилия, имя, дата рождения, пол, этническая принадлежность, статус налогоплательщика, номер социальной страховки, адрес постоянного проживания, электронной почты и номер мобильного телефона, по которым с гражданином можно оперативно связаться. В системе также будут отражены данные о доходах, кредитная история, предусмотренная законодательством информация о состоянии здоровья, образовании и т. д.

Информацией Data Services Hub смогут пользоваться правительственные организации, а также частный бизнес, имеющий лицензии на получение сведений, связанных с конкретным видом его деятельности.

Наличие электронного идентификатора, а также аккумулированных в одном месте многочисленных сведений, делают данную систему схожей с российской и китайской. Но коренное отличие ее от китайской SCS состоит в том, что эта база будет полностью отделена от баз ФБР, АНБ и полиции. Она будет гражданской.

3. Универсальный цифровой профиль. Вопросы конфиденциальности. Европейский опыт.

Общеизвестно, что европейцы, как правило, больше заботятся о конфиденциальности, чем некоторые другие страны. Нарушения конфиденциальности, которые имели место, несли катастрофические

последствия. Кульминацией этого явилось новое общеевропейское положение о конфиденциальности (англ. General Data Protection Regulation, далее - GDPR).

Основным принципам обработки персональных данных по статье 5 Регламента Европейского союза относятся:

1) ограничение цели. Данные должны обрабатываться исключительно в тех целях, которые заявлены при сборе данных;

2) минимизация данных. Нельзя собирать личные данные в большем объеме, чем это необходимо для целей обработки.

3) ограничение срока хранения. Личные данные должны храниться в форме, которая позволяет идентифицировать субъекта данных в течение срока, необходимого для целей обработки.

Одним из ключевых вопросов является право на перенос персональных данных и передачу своих личных данных другому поставщику и в его формате запроса. Это касается в основном социальных сетей.

По мере того, как этот универсальный цифровой профиль начинает становиться одним из основных направлений глобальной цифровизации, возникает совершенно новая экономика - от облаков персональных данных до агрегаторов персональных данных или платформ монетизации данных.

Это серьезное решение для сети «Интернет» и граждан Европы и, безусловно, одно из самых глубоких воздействий GDPR на цифровую жизнь и нашу «цифровую свободу передвижения».

Нельзя не затронуть тот факт, что европейское общество неоднозначно приняло идею разработки единых цифровых платформ и сосредоточения большого количества информации о гражданах в одном месте.

В Англии изначально было сделано то, что сейчас делают в Российской Федерации - отдельный реестр для биометрии, другой - для прочих данных, как ЕСИА. Регистр был внедрен в 2006 г. Однако спустя 4 года было принято решение об отказе от ID-карт и связанного с ним реестра граждан, поскольку было признано, что это нарушение неприкосновенности частной жизни и угроза безопасности.

Подводя итоги, можно тезисно указать, что реально практического внесет цифровой профиль в нашу жизнь (практическая значимость):

- цифровой профиль позволит ведомствам более эффективно обмениваться информацией о гражданине;

- государственные услуги для граждан по возможности станут проактивными;

- сведения (документы) из цифрового профиля будут обладать юридической значимостью (силой), то есть их не надо будет подтверждать какими-то бумажными документами;

- электронный паспорт будет выглядеть как пластиковая карточка с микрочипом, вроде обычной банковской;

- для идентификации и авторизации будут использоваться, в том числе биометрические данные владельца (отпечатки пальцев, трехмерный слепок лица или голос), что обеспечит безопасность персоналии.

На сегодняшний день единый цифровой профиль позволяет безопасно и эффективно управлять различными категориями информационных объектов, содержащих сведения о гражданине, что необходимо для улучшения уровня жизни населения и повышения качества оказания государственных и негосударственных услуг. В настоящее время государством законодательно предоставлено гражданам право управлять своими персональными данными, а это означает, что субъект персональных данных может разрешать их обработку, контролировать, а также требовать прекращения обработки и удаления обработанных данных. Безусловно, многие государства, нацеленные на реализацию программ универсального цифрового профиля, исходят из внутренней национальной специфики, собственных требований, условий и даже устоев. Но рано или поздно, по мнению авторов, формирование единого мирового информационного пространства, а также глобализация информационных процессов приведут к ее унификации.

Библиографический список

1. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300- 1 (ред. от 18.07.2019) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения: 08.04.2020).

2. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 03.04.2020) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 08.04.2020).

3. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07. 2006 № 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ (дата обращения: 14.04.2020).

4. Федеральный закон «О связи» от 07.07. 2003 (ред. от 07.04.2020) № 126-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43224/ (дата обращения: 08.04.2020).

5. Проект Федерального закона от 25.03.2019 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации)» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=182825#02072582531504623 (дата обращения: 13.04.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Национальная программа «Цифровая экономика» от 24.12.2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government. ru/rugovclassifier/614/events/ (дата обращения: 14.04.2020).

7. Грибанов, Ю. И. Цифровая трансформация социально-экономических систем на основе развития института сервисной интеграции: дис. канд. эконом. наук: 08.00.05; науч. рук. М.Н. Руденко; ФГБОУ ВО СПГЭУ - Санкт-Петербург, 2019. - 361 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://unecon.ru/sites/default/files/dissgribanovui.pdf (дата обращения: 15.04.2020).

8. Губанов, А. В. Социально-сетевое управление публичными коммуникациями региона: дис.канд.социолог.наук: 22.00.08; науч.рук. В. В. Зотов; ФГБОУ ВО РАНХиГС филиал. - Орел, 2019. - 245 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/sotsialno-setevoe-upravlenie-publichnymi-kommunikatsiyami-regiona/read (дата обращения: 20.04.2020).

9. Макафи, Э., Бриньолфссон, Э. Машина, платформа, толпа. Наше цифровое будущее; пер. с англ. А. Паникарова. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. - 320 с.

10. Начевский, М. В., Бессмертная, М. М., Воронина, Е. С. Развитие цифровой экономики в Российской Федерации. Университет как агент глобальной цифровизации общества. - М.: ГУУ 2018. - 70 с.

11. Храмов, М. Ю. Разработка моделей оценки эффективности управления цифровым сервисом: дис. канд. экон. наук: 08.00.13; науч. рук. А. И. Уринцов; ФБОУ ВО РЭУ им. Плеханова. - М., 2019. - 186 с.

12. Амелин, Р. В. Богатырева, Н. В. Волков, Ю. В. [и др.]. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/57737482 (дата обращения: 03.04.2020).

13. Войниканис, Е. А. Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху: парадигма баланса и гибкости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/57650744 (дата обращения: 18.04.2020).

14. Костылева, Т. Цифровой профиль гражданина - что известно на сегодняшний день [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://d-russia.ru/tsifrovoj-profil-grazhdanina-chto-izvestno-na-segodnyashnij-den.html (дата обращения: 12.04.2020).

15. Шувалова, М. Минкомсвязь России: закон о цифровом профиле граждан и организаций должен быть принят в этом году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/77526217 (дата обращения: 18.04.2020).

References

1. Zakon RF "O zashchite prav potrebitelei" ot 07.02.1992 № 2300-1 (red. ot 18.07.2019) [Law of the Russian Federation "On Protection of Consumer Rights" No. 2300-1, dated on July 7, 1992 (As amended, dated on July 18, 2019)]. Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (accessed 08.04.2020).

2. FederaFnyi zakon "Ob informatsii, informatsionnykh tekhnologiyakh i o zashchite informatsii" ot 27.07.2006 № 149-FZ (red. ot 03.04.2020) [Federal law "On Information, Information Technologies and Information Protection" No.149-FZ, dated on July 27, 2006 (as amended, dated on April 3, 2020)]. Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (accessed 07.04.2020).

3. Federab'nyi zakon "O personal'nykh dannykh ot 27.07. 2006 № 152-FZ (red. 31.12.2017) [Federal law "On Personal Data" No. 152-FZ, dated on July 27, 2006 (as amended, dated on December 31, 2017)]. Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ (accessed 14.04.2020).

4. Federal'nyi zakon "O svyazi" ot 07.07. 2003 № 126-FZ (red. ot 07.04.2020) [Federal law "About communications" No. 126-FZ, dated on July 7, 2003 (as amended, dated on April 7, 2020)]. Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43224/ (accessed 08.04.2020).

5. Proekt FederaTnogo zakona ot 25.03.2019 "O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty (v chasti utochneniya pro-tsedur identifikatsii i autentifikatsii)" [Federal law project "On Amendments to Certain Legislative Acts (In Terms of Clarifying Identification and Authentication Procedures)", dated on March 25, 2019]. Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=182825#02072582531504623 (accessed 13.04.2020).

6. Natsional'naya programma "Tsifrovaya ekonomika" ot 24.12.2018 [National program "Digital Economy", dated on December 24, 2018]. Available at: http://government.ru/rugovclassifier/614/events/ (accessed 14.04.2020).

7. Gribanov Yu. I. Tsifrovaya transformatsiya sotsial'no-ekonomicheskikh sistem na osnove razvitiya instituta servisnoi integratsii [Digital transformation of socio-economic systems based on the development of service integration institute]: dis. kand. ekonom. nauk: 08.00.05, nauch. ruk. M. N. Rudenko, FGBOU VO SPGEU. St. Petersburg, 2019. 361 p. Available at: https://unecon.ru/ sites/default/files/dissgribanovui.pdf (accessed 15.04.2020).

8. Gubanov A. V Sotsial'no-setevoe upravlenie publichnymi kommunikatsiyami regiona [Social network management of public communications of the region]: dis.kand.sotsiolog.nauk: 22.00.08, nauch.ruk. V V. Zotov, FGBOU VO RANKhiGS filial. Orel, 2019. 245 p. Available at: https://www.dissercat.com/content/sotsialno-setevoe-upravlenie-publichnymi-kommunikatsiyami-re-giona/read (accessed 20.04.2020).

9. McAfee E, Brynjolfsson E. Mashina, platforma, tolpa. Nashe tsifrovoe budushchee [Machine, platform, crowd. Our digital future], per. s angl. A. Panikarova. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber, 2019. 320 p.

10. Nachevskii M. V., Bessmertnaya M. M., Voronina E. S. Razvitie tsifrovoi ekonomiki v Rossiiskoi Federatsii. Universitet kak agent global'noi tsifrovizatsii obshchestva [Digital economy development in the Russian Federation. University as an agent of global digitalization of society]. Moscow, GUU, 2018. 70 p.

11. Khramov M.Yu. Razrabotka modelei otsenki effektivnosti upravleniya tsifrovym servisom [Development of models for evaluating the effectiveness of digital service management]: diss. kand. ekon. nauk: 08.00.13, nauch. ruk. A.I. Urintsov, FBOU VO REU im. Plekhanova. Moscow, 2019. 186 p.

12. Amelin R.V, Bogatyreva N.V, Volkov Yu.V [et al.] Kommentarii k Federal'nomu zakonu ot 27 iyulya 2006 g. № 152-FZ "O per-sonal'nykh dannykh" [Commentary to the Federal law "On Personal Data" No. 152-FZ, dated on July 27, 2006]. Available at: http://ivo.garant.ru/#/document/57737482 (accessed 03.04.2020).

13. Voinikanis E.A. Pravo intellektual'noi sobstvennosti v tsifrovuyu epokhu: paradigma balansa i gibkosti [Digital intellectual property law: a paradigm of balance andflexibility]. Available at: http://ivo.garant.ru/#/document/57650744 (accessed 18.04.2020).

14. Kostyleva T. Tsifrovoi profil' grazhdanina - chto izvestno na segodnyashnii den' [Digital citizen profile- what is known today]. Available at: http://d-russia.ru/tsifrovoj-profil-grazhdanina-chto-izvestno-na-segodnyashnij-den.html (accessed 12.04.2020).

15. Shuvalova M. Minkomsvyaz' Rossii: zakon o tsifrovom profile grazhdan i organizatsii dolzhen byt' prinyat v etom godu [Ministry of Communications of Russia: the law on the digital profile of citizens and organizations should be adopted this year]. Available at: http://ivo.garant.ru/#/document/77526217 (accessed 18.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.