Научная статья на тему 'Цифровые технологии как фактор развития региональной экономики'

Цифровые технологии как фактор развития региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТ / РЕГИОН / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / PERSONNEL / EDUCATION / PROJECT / REGION / AGRICULTURE / TECHNOLOGY / DIGITAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родина Т. Е., Лысенко А. Н.

В статье рассматриваются процессы цифровизации экономики на региональном уровне. Предметом исследования является работа региона по поиску возможностей внедрения цифровых технологий в различные сферы деятельности. Методы исследования - анализ и синтез, табличный, исторического прошлого. Обоснована значимость внедрения цифровых технологий как фактора саморазвития региона. Автор обосновывает необходимость создания условий для повышения качества образования посредством разработки онлайн-курсов в рамках проекта «Современная цифровая образовательная среда». Практическая значимость заключается в выявлении проблем и перспектив апробации цифровых технологий в развитии экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Родина Т. Е., Лысенко А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMY

The article discusses the process of digitalization of the economy at the regional level. The subject of the study is the work of the region aimed at finding opportunities for the introduction of digital technologies in various fields of activity. Research methods used by the author include tabular and historical past analysis and synthesis. The significance of introducing digital technologies as a factor in the region’s self-development is substantiated. The author substantiates the necessity to create conditions for improving the quality of education through the development of online courses within the framework of the project “Modern Digital Educational Environment.” The practical significance of the paper is centered around the identification of the problems and prospects of digital testing technologies in the development of the regional economy.

Текст научной работы на тему «Цифровые технологии как фактор развития региональной экономики»

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.95.5.051

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Научная статья

Родина Т.Е.1, *, Лысенко А.Н.2

1 ORCID: 0000-0002-4019-2663;

1 2 Брянский государственный инженерно-технологический, Брянск, Россия

* Корреспондирующий автор (rodina15[at]yandex.ru)

Аннотация

В статье рассматриваются процессы цифровизации экономики на региональном уровне. Предметом исследования является работа региона по поиску возможностей внедрения цифровых технологий в различные сферы деятельности. Методы исследования - анализ и синтез, табличный, исторического прошлого. Обоснована значимость внедрения цифровых технологий как фактора саморазвития региона. Автор обосновывает необходимость создания условий для повышения качества образования посредством разработки онлайн-курсов в рамках проекта «Современная цифровая образовательная среда». Практическая значимость заключается в выявлении проблем и перспектив апробации цифровых технологий в развитии экономики региона.

Ключевые слова: кадры, образование, проект, регион, сельское хозяйство, технологии, цифровая экономика

DIGITAL TECHNOLOGIES AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMY

Research article

Rodina T.E.1, *, Lysenko A.N.2

1 ORCID: 0000-0002-4019-2663;

1 2 Bryansk State Academy of Engineering and Technology, Bryansk, Russia

* Corresponding author (rodina15[at]yandex.ru)

Abstract

The article discusses the process of digitalization of the economy at the regional level. The subject of the study is the work of the region aimed at finding opportunities for the introduction of digital technologies in various fields of activity. Research methods used by the author include tabular and historical past analysis and synthesis. The significance of introducing digital technologies as a factor in the region's self-development is substantiated. The author substantiates the necessity to create conditions for improving the quality of education through the development of online courses within the framework of the project "Modern Digital Educational Environment." The practical significance of the paper is centered around the identification of the problems and prospects of digital testing technologies in the development of the regional economy.

Keywords: personnel, education, project, region, agriculture, technology, digital economy.

Введение

На современном этапе развития Российской Федерации вопросы экономической и финансовой безопасности регионов становятся приоритетными [1]. Развитие цифровой экономики является главным и одним из наиболее значимых трендов в современном мире. В России термин «цифровая экономика» получил официальное государственное определение в 2017 году, что нашло отражение в Стратегии развития информационного общества страны. Прежде всего, цифровая экономика рассматривается с точки зрения создания новых рынков на основе использования ИКТ, что позволит усилить рост российской экономики на базе высокотехнологичных отраслей и производственных мощностей.

Брянская область обладает достаточными стратегическими возможностями для развития в условиях цифровизации. В регионе хорошо развиты промышленность, сельское хозяйство, транспорт и телекоммуникации [2, С. 20].

Одним из региональных проектов, который был принят в соответствии с программой, является проект «Информационная инфраструктура».. В основном основные идеи этого проекта направлены на обеспечение доступа к интернету основных социально значимых учреждений: образовательных школ, ФАПов, местных администраций, где уровень связности остается достаточно низким и внедрение перспективных новых технологий невозможно из-за низкой рентабельности [7, С. 29].

Основным заказчиком таких мероприятий является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. На территории Брянской области реализацию идеи определено осуществлять ПАО «Ростелеком».

Высокие информационные технологии позволяют изменять бизнес-процессы в других отраслях экономики. По официальным данным, рынок труда испытывает дефицит работников с ИТ-навыками. В этой связи внедрение цифровых образовательных платформ является важной и актуальной задачей.

Цифровая экономика - это система экономических, социальных и культурных связей, кластер, основанный на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий [6, С. 103]. Онлайн-образование может стать как базовым, так и дополнительным, это связано с тем, что оно предполагает удобный, гибкий график и возможность проходить курсы из любой точки мира в любое время суток [8, С. 270], [4, C. 29].

Являются ли все эти тенденции преимуществами или недостатками для онлайн-образования, должен решать каждый студент самостоятельно, но очевидно, что наука и образование в онлайн-режиме значительно опережают классическое образование в технологическом плане.

Высокие информационные технологии позволяют менять бизнес-процессы в других отраслях экономики. Согласно официальным данным, рынок труда испытывает дефицит работников с ИТ-навыками. Потребность компаний в ИТ-специалистах достаточно быстро растет. Как показывают статистические данные, только за период с 2016 по 2018 год доля соответствующих объявлений на HeadHunter увеличилась на 6%. Тем не менее, спрос опережает предложение. Согласно оценок аналитиков Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий, для удовлетворения потребностей рынка в ИТ-кадрах, необходимо минимум в 2,5 раза увеличить набор и выпуск студентов соответствующих специальностей. Данную тенденцию подтверждают и цели национальных проектов. В соответсвии с поставленной задачей, к 2024 году вузы должны предложить рынку 120 тыс. выпускников в сфере ИТ, удельный вес населения, обладающего цифровыми навыками, должен составлять 40%.

По материалам федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», который является составной частью национальной программы «Цифровая экономика», общая величины затрат на освоение соответствующих мероприятий в 2019-2021 гг. составит 50,7 млрд. руб. значительную часть - свыше 46 млрд. руб. - будет обеспечена за счет средств федерального бюджета. За счет внебюджетных источников будет выполнено работ на сумму 4,5 млрд. руб. Согласно полученным данным, большая часть включенных в данный федеральный проект мероприятий, будет полностью финансироваться за счет федерального бюджета. На реализацию данного направления за счет средств федерального бюджета будет выделено 7,4 млрд. руб.

Для создания сети центров на базе образовательных организаций высшего образования, направленные на разработку моделей «Цифровой университет» с применением цифровых технологий, федеральный бюджет выделит 6,2 млрд. руб.

Затраты федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика» на реализацию отдельных задач на 2019-2021годы представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Затраты федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая

экономика» на реализацию отдельных задач на 2019-2021гг., млн рублей

Направления деятельности Общие затраты Источник федеральн ый бюджет Затраты

2019г. 2020г. 2021г.

Создание условий для поддержки и развития талантливой молодежи 22528 22528 3755 6615 12158

Создание условий в системе образования для подготовки компетентных специалистов в области цифровой экономики 7802 3402 1022 2805 3975

Внедрение системы дополнительного профессионального образования граждан 5944 5929 1615 2199 2130

Создание условий реализации ведущих образовательных проектов при поддержке венчурного фонда 5932 5932 1500 1500 2932

Обеспечение содействия граждан, в том числе старшего возраста, в освоении компетенций цифровой экономики 3034 3019 478 454 2102

Внедрение в систему образования каждого уровня требований ключевых компетенций цифровой экономики 3000 2960 1195 340 1 465

Разработка и апробирование персональных профилей компетенций граждан 874 874 501 361 12

Разработка и апробирование концепции компетенций по эффективному взаимодействию бизнеса, образования и общества 644 644 325 244 75

Обеспечение функционирования центра компетенций по решению задач федерального проекта 154 154 50 49 55

Значительное внимание уделяется реализации национальной программы «Цифровая экономика» на региональном уровне.

В Брянской области создан кластер цифровой экономики для реализации государственной политики и управления информационно-технологическими компаниями в рамках национального проекта поддержки малого и среднего предпринимательства [5].

Кластер нацелен на реализацию сложных проектов по поиску партнеров и клиентов среди участников объединения. Он обеспечивает слаженную работу, направленную на развитие цифровой экономики области, малого и среднего предпринимательства.

В развитии кластера цифровой экономики на территории Брянской области заинтересованы все желающие по реализации сложных и интересных технологий. Ими выступают представители как малого и среднего бизнеса, так и крупные компании, вузы региона. В кластере пока насчитывается десять компаний региона из числа: промышленных

структур, предприятий и организаций сферы высоких технологий, учебные заведения.

С целью интенсивного внедрения цифровых технологий и платформенных решений в аграрном секторе России Минсельхоз реализует ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство», рассчитанный на 2019-2024 годы.

В течение года Минсельхоз России планирует запустить концепцию смарт-контрактов с целью заключения контрактов с получателями грантов в ходе реализации плана на 2019-2024 годы. Кроме того, планируется широко внедрять отечественные интегрированные цифровые сельскохозяйственные решения. Среди них наиболее популярными являются «Умная теплица», «Умная ферма», «Умное поле», «Умное стадо», «Умный агроофис» [3, С. 60]. Ранее более 35 субъектов Российской Федерации активно участвовали в проекте Минсельхоза «Цифровое сельское хозяйство».

Таким образом, доступность таких программных продуктов пользуется популярностью в обществе и эффективно влияет на выполнение функций органами государственной власти, что позволяет оптимизировать работу, а также открывает доступ к необходимой информации, поэтому цифровые технологические процессы охватывают большую часть сфер жизнедеятельности страны [3].

Инновационные технологии для развития аграрного сектора предполагают, что будут использоваться информационно-коммуникационные технологии.

Для цифровых экосистем в области аграрного бизнеса ключевыми и взаимодополняющими могут стать две платформы: «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания» и «Евразийская сельскохозяйственная технологическая платформа». Кроме того, могут быть применены и другие дополняющие технологии - «Космические и геоинформациональные технологии - продукты глобальной конкурентоспособности», «Евразийская суперкомпьютерная технологическая платформа», «Фотоника» и другие.

Московская область применяет реконструкцию ферм с внедрением новейших технологий содержания, кормления и доения животных, а также внедрение энергосберегающего сельского хозяйства. Благодаря высоким технологиям стало возможным свободное содержание жилья крупного рогатого скота. Отдельные хозяйства (например, предприятия Краснодарского края, республики Татарстан, Белгородской, Ростовской, Курской и других областей) значительно преуспели в так называемом беспахотном земледелии, построив животноводческие комплексы самого высокого уровня.

В 2018 году был принят закон об органическом сельском хозяйстве, который предоставляет фермерам прекрасные возможности не только работать на внутреннем рынке, но и завоевывать иностранных потребителей.

Вывод

Таким образом, цифровизация бизнес-процессов даст возможность российскому бизнесу перейти на новый этап своего развития и обеспечить ему долгосрочные конкурентные преимущества. Кроме того, активизировались мероприятия, направленные на масштабное практическое внедрение цифровых технологий и ускорение модернизации, освоение отечественного практического опыта в приоритетных отраслях экономики.

Конфликт интересов Conflict of Interest

Не указан. None declared.

Список литературы / References

1. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-Ф3 (ред. от 05.10.2015) [Электронный ресурс]. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 187121 (дата обращения: 14.04.2020)

2. Брянская область в цифрах. 2019: крат. стат. сб. / Брянскстат. -Брянск, 2019. - 180 с.

3. Глазьев С. Ю. Великая цифровая экономика. [Электронный ресурс] / Глазьев С. Ю. URL: http://www.nlr.ru/news/20171130/glazjev.pdf/ (дата обращения: 14.04.2020)

4. Алексеева И. А. Методические аспекты инновационного управления человеческим капиталом системы высшего образования / Алексеева И. А., Трофимова Н. Н.// Актуальные проблемы экономики и управления. - 2017. - № 2 (14). - С. 29-33.

5. Сайт администрации Брянской области [сайт]: [Электронный ресурс] URL: http://www.bryanskobl.ru/ (дата обращения: 14.04.2020)

6. Тополева Т. Н. Развитие кластера как инструмент повышения конкурентоспособности региона / Тополева Т. Н., Ишманова М. С. // Проблемы региональной экономики (г. Ижевск). - 2017. - № 1-2. - С. 103-111.

7. Трофимова Н. Н. Актуальные проблемы при выборе направления инвестирования / Трофимова Н. Н. // Актуальные проблемы экономики и управления. - 2019. - № 2 (22). - С. 28-30.

8. Трофимова Н. Н.Основные проблемы и перспективы непрерывного образования в условиях кризиса и повышенных рисков / Трофимова Н. Н., Саверинская Л. Я. // Формирование электронной культуры в процессе непрерывного образования: проблемы и перспективы: сборник научных трудов участников III Международной междисциплинарной конференции. - 2017. - С. 270-279.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Federalnyi zakon «O bezopasnosti» ot 28.12.2010 № 390-FZ (red. ot 05.10.2015) [Federal Law "On Security" dated December 28, 2010 No. 390-FZ (as amended on October 5, 2015)] [Electronic resource]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 187121 (Accessed: 14.04.2020) [in Russian]

2. Bryanskaya oblast v tsifrakh. 2019: krat. stat. sb. [Bryansk Region in Numbers. 2019: Short Stat. Coll.] / Bryanskstat. -Bryansk, 2019. - 180 p. [in Russian]

3. Glazyev S. Yu. Velikaya tsifrovaya ekonomika [Great Digital Economy]. [Electronic resource] / Glazyev S. Yu.URL: http://www.nlr.ru/news/20171130/glazjev.pdf/ (Accessed: 14.04.2020) [in Russian]

4. Alekseeva I. A. Metodicheskie aspekty innovatsionnogo upravleniya chelovecheskim kapitalom sistemy vysshego obrazovaniya [Methodological Aspects of the Innovative Management of Human Capital in Higher Education] / Alekseeva I.

A., Trofimova N. N. // Aktual'nyye problemy ekonomiki i upravleniya [Topical Problems of Economics and Management]. -2017. - No.2 (14). - P. 29-33. [in Russian]

5. Sait administratsii Bryanskoi oblasti [Site of the Administration of the Bryansk Region] [сайт]: [Electronic resource] URL: http://www.bryanskobl.ru/ (Accessed: 14.04.2020)

6. Topoleva T. N. Razvitie klastera kak instrument povysheniya konkurentosposobnosti regiona [Cluster Development as a Tool to Increase the Competitiveness of the Region] / Topoleva T. N., Ishmanova M. S.// Problemy regional'noy ekonomiki (g. Izhevsk). [Problems of the Regional Economy (Izhevsk)]. - 2017. - No.1-2. - P. 103-111. [in Russian]

7. Trofimova N. N. Aktualnye problemy pri vybore napravleniya investirovaniya [Relevant Problems in Choosing Investment Direction] / Trofimova N. N. // Aktual'nyye problemy ekonomiki i upravleniya [Relevant Problems of Economics and Management]. - 2019. - No.2 (22). - P. 28-30. [in Russian]

8. Trofimova N. N. Osnovnye problemy i perspektivy nepreryvnogo obrazovaniya v usloviyakh krizisa i povyshennykh riskov [Main Problems and Prospects of Continuing Education under the Conditions of Crisis and Increased Risks] / Trofimova N. N., Saverinskaya L. Ya. // Formirovaniye elektronnoy kul'tury v protsesse nepreryvnogo obrazovaniya: problemy i perspektivy: sbornik nauchnykh trudov uchastnikov III Mezhdunarodnoy mezhdistsiplinarnoy konferentsii [Formation of Digital Culture in the Process of Lifelong Education: Problems and Prospects: a Collection of Scientific Papers of Participants of the III International Interdisciplinary Conference]. - 2017. - P. 270-279. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.