Научная статья на тему 'О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ В УЧЕБНОЙ И СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ В УЧЕБНОЙ И СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая поддержка / педагогическое сопровождение / личность военнослужащего / профессиональное становление / учебная деятельность курсантов / pedagogical support / pedagogical support / the personality of a serviceman / professional development / educational activities of cadets

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барангов Аюка Оконович, Федосеева Ирина Александровна

Данная статья представляет исчерпывающий анализ роли и важности педагогической поддержки для курсантов военных институтов в контексте их учебной и служебно-боевой деятельности. Рассматривается сущность педагогической поддержки и ее влияние на мотивацию, и эффективность обучения курсантов. Статья фокусируется на практической реализации педагогической поддержки, представляя разнообразные методы и инструменты, которые позволяют повысить уровень поддержки и успешность учебного процесса. Особое внимание уделяется роли педагогических работников военных институтов в создании психологического комфорта и адаптации курсантов к служебно-боевой деятельности. Статья также исследует влияние педагогической поддержки на формирование профессиональных навыков и качеств будущих офицеров. Кроме того, в работе рассматриваются вызовы и трудности, с которыми сталкиваются педагогические работники, а также отличительные особенности педагогической поддержки и педагогического сопровождения молодых лейтенантов в их служебно-боевой деятельности. Исследование включает анализ результатов исследований и предоставляет данные социологического опроса современной молодежи об отношении к смыслам и ценностям России. Подчеркивается значение развития лидерских качеств у будущих офицеров. Выявлены условия влияния цифровизации, технократизации жизни, снижения культурного уровня общества и воспитательной функции институтов социализации на гражданское и профессиональное становление будущих офицеров. Завершая статью, делаются выводы о важности педагогической поддержки для успешного обучения и служебно-боевой деятельности будущих офицеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барангов Аюка Оконович, Федосеева Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article presents an exhaustive analysis of the role and importance of pedagogical support for cadets of military institutes in the context of their educational and service-combat activities. The essence of pedagogical support and its impact on the motivation and effectiveness of cadets' training are considered. The article focuses on the practical implementation of pedagogical support, presenting a variety of methods and tools that can increase the level of support and the success of the educational process. Special attention is paid to the role of teaching staff of military institutes in creating psychological comfort and adaptation of cadets to service and combat activities. The article also explores the influence of pedagogical support on the formation of professional skills and qualities of future officers. In addition, the paper examines the challenges and difficulties faced by teaching staff, as well as the distinctive features of pedagogical support and pedagogical support of young lieutenants in their service and combat activities. The study includes an analysis of research results and provides data from a sociological survey of modern youth about their attitude to the meanings and values of Russia. The importance of developing leadership qualities in future officers is emphasized. The conditions of the influence of digitalization, technocratization of life, reduction of the cultural level of society and the educational function of socialization institutions on the civil and professional development of future officers are revealed. Concluding the article, conclusions are drawn about the importance of pedagogical support for successful training and service and combat activities of future officers.

Текст научной работы на тему «О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ В УЧЕБНОЙ И СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

педагогов вне зависимости от технической оснащенности учебных классов и степени квалификации педагога английского

Литература:

1. Дабиева, У.М. О педагогическом мастерстве и личности педагога / У.М. Дабиева // Экономика и социум. - 2017. -№3 (34). - С. 1810-1813

2. Клюева, М.И. Значение игры и ее использование при обучении младших школьников иностранному языку / М.И. Клюева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №75-4. - С. 125-128

3. Корчагина, М.И. Психологические требования к личности педагога / М.И. Корчагина // Научные исследования в образовании. - 2008. - №4. - С. 34-36

4. Крюкова, И.В. Обучение английскому языку сегодня: комплексный и коммуникативный подходы / И.В. Крюкова // Проблемы современного педагогического образования. -2018. -№ 59-1. - С. 192-195

5. Оберемко, О.Г. Обучение иностранному языку на начальном этапе в контексте междисциплинарной интеграции / О.Г. Оберемко // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72-3. - С. 248-250

6. Плотникова, Н.Н. Отношение младших школьников к изучению иностранного языка в общеобразовательной школе / Н.Н. Плотникова // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - 2014. - №2 (4). - С. 80-84

7. Фролова, Н.Х. Эффективное использование метода "Modelling in English" на уроках английского языка в младшем школьном возрасте / Н.Х. Фролова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - №5-4 (107). -С. 146-151

8. Хитрова, Г.В. Психолого-педагогические условия развития лингвистических способностей младших школьников / Г.В. Хитрова // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 4,- С. 242-246

9. Allan, J. 18 Inclusive School Development: The First Years of an English Free School / J. Allah 11 Verlag Barbara Budrich. -2021.-№14,-P. 329-344

10. Chen, Ch.-H. Influences of Integrating Dynamic Assessment into a Speech Recognition Learning Design to Support Students' English Speaking Skills, Learning Anxiety and Cognitive Load / Ch.-H. Chen 11 Educational Technology & Society. -2022.-№1.-P. 1-14

11. Chen, X. Twenty Years of Personalized Language Learning / X. Chen 11 Educational Technology & Society. - 2021. -№1. -P. 205-222

12. Dong, D. Characteristics of Foreign Language Education in Italy and Implications / D. Dong, Yu. Tan 11 Politeja. - 2021. -№72. -P. 171-188

13. Galindo-Dominguez, H. Flipped Classroom in the Educational System / H. Galindo-Domingez 11 Educational Technology & Society. -2021. -№3. - P. 44-60

14. Lamb, M. The Impact of School on EFL Learning Motivation: An Indonesian Case Study / M. Lamb 11 TESOL Quarterly. -2007. -№4. - P. 757-780

15. Sundh, S. Exploring Language Education: Global and Local Perspectives / S. Sundh 11 Stockholm University Press. - 2022. -№14.-P. 225-228

16. Norman Unrau, N. Motivation and Its Relationship with Reading Achievement in an Urban Middle School / N. Norman Unrau, J. Schlackman 11 The Journal of Educational Research. -2006. -№2. - P. 81-101

17. Wingfield, A. The Development of Children's Motivation in School Contexts / A. Wingfield 11 Review of Research in Education. -1998. - №23. - P. 73-118

Педагогика

УДК 378+316.7

адъюнкт адъюнктуры (очного и заочного обучения) факультета (подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования) Барангов Аюка Оконович

Санкт-Петербургский военный ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Санкт-Петербург); доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики непрерывного профессионального образования факультета (подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования) Федосеева Ирина Александровна Санкт-Петербургский военный ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Санкт-Петербург)

О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ В УЧЕБНОЙ И

СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Данная статья представляет исчерпывающий анализ роли и важности педагогической поддержки для курсантов военных институтов в контексте их учебной и служебно-боевой деятельности. Рассматривается сущность педагогической поддержки и ее влияние на мотивацию, и эффективность обучения курсантов. Статья фокусируется на практической реализации педагогической поддержки, представляя разнообразные методы и инструменты, которые позволяют повысить уровень поддержки и успешность учебного процесса. Особое внимание уделяется роли педагогических работников военных институтов в создании психологического комфорта и адаптации курсантов к служебно-боевой деятельности. Статья также исследует влияние педагогической поддержки на формирование профессиональных навыков и качеств будущих офицеров. Кроме того, в работе рассматриваются вызовы и трудности, с которыми сталкиваются педагогические работники, а также отличительные особенности педагогической поддержки и педагогического сопровождения молодых лейтенантов в их служебно-боевой деятельности. Исследование включает анализ результатов исследований и предоставляет данные социологического опроса современной молодежи об отношении к смыслам и ценностям России. Подчеркивается значение развития лидерских качеств у будущих офицеров. Выявлены условия влияния цифровизации, технократизации жизни, снижения культурного уровня общества и воспитательной функции институтов социализации на гражданское и профессиональное становление будущих офицеров. Завершая статью, делаются выводы о важности педагогической поддержки для успешного обучения и служебно-боевой деятельности будущих офицеров.

Ключевые слова: педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение, личность военнослужащего, профессиональное становление, учебная деятельность курсантов.

Annotation. This article presents an exhaustive analysis of the role and importance of pedagogical support for cadets of military institutes in the context of their educational and service-combat activities. The essence of pedagogical support and its impact on the motivation and effectiveness of cadets' training are considered. The article focuses on the practical implementation of pedagogical support, presenting a variety of methods and tools that can increase the level of support and the success of the educational process. Special attention is paid to the role of teaching staff of military institutes in creating psychological comfort and adaptation of cadets to service and combat activities. The article also explores the influence of pedagogical support on the formation of professional skills and qualities of future officers. In addition, the paper examines the challenges and difficulties faced by teaching staff, as well as the distinctive features of pedagogical support and pedagogical support of young lieutenants in their service and combat activities. The study includes an analysis of research results and provides data from a sociological survey of modern youth about their attitude to the meanings and values of Russia. The importance of developing leadership qualities in future officers is emphasized. The conditions of the influence of digitalization, technocratization of life, reduction of the cultural level of society and the educational function of socialization institutions on the civil and professional development of future officers are revealed. Concluding the article, conclusions are drawn about the importance of pedagogical support for successful training and service and combat activities of future officers.

Key words: pedagogical support, pedagogical support, the personality of a serviceman, professional development, educational activities of cadets.

Введение. Профессиональное становление выпускника военного института является важной проблемой в современном военном образовании, поскольку стоит проблема формирования новой личности военнослужащего российской армии. Ожидаемый результат подготовки выпускника военного института, связан не только с объёмом усвоенных знаний, но и с личностной зрелостью, формированием комплекса личностных и профессиональных качеств - активности, работоспособности, инициативности, нравственности и других важных качеств будущего офицера.

Изложение основного материала статьи. Подтверждению вышеизложенному является анализ поступивших из войск отзывов на выпускников Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации (СПВИ ВНГ РФ). Так, по результатам исследования было выявлено, что в большинстве выпускники с соответствующими знаниями (80%) и успешно справляются со своими обязанностями. Однако каждый третий выпускник (35%) молодых лейтенантов испытывают трудности в деятельности, где необходимо проявить свои организаторские и лидерские качества (способность руководить людьми), при этом сохраняя высокую работоспособность в условиях действия неблагоприятных факторов. Ещё 13% выпускников СПВИ ВНГ РФ имеют не достаточный уровень мотивации и 24% низкий уровень готовности к выполнению задач в повседневной служебно-боевой деятельности.

Исходя из этого, возникает задача решения противоречия необходимости формирования новой личности офицера и отсутствия у молодых офицеров в процессе профессиональной деятельности самостоятельности, инициативности, творчества, умения обучать и воспитывать подчиненных. В этом случае «педагогическая поддержка» является тем инструментом, который способен оказать помощь в профессиональном становлении будущего офицера.

Термин «педагогическая поддержка» не имеет однозначного толкования. Так, Д.И. Фельдштейн рассматривает его «как деятельность профессиональных педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи обучаемым в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением» [11, С. 32]. Такой взгляд на педагогическую поддержку сегодня актуален в период проведения специальной военной операции (СВО) на Украине.

С целью изучения мнения молодёжи по вопросам отношения к смыслам и ценностям России в апреле 2023 г. проводился опрос студентов Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ), курсантов Новосибирского военного ордена Жукова института имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (НВН ВНГ РФ) и курсантов СПВИ ВНГ РФ. Приведём некоторые выдержки исследования.

На вопрос: «Считаете ли Вы себя патриотом России?». Результаты исследования (курсанты - студенты) отражают то, что каждый третий опрашиваемый гражданской молодежи (34%) не считает себя патриотом своей страны или затрудняется ответить на данный вопрос, тогда как у курсантов в преобладающем большинстве противоположное мнение (91% считают себя патриотом своей страны).

На вопрос: «Считаете ли Вы службу в российской армии священным и почетным долгом гражданина России?», ответы тоже зеркальны. Курсанты 93% положительных ответов, в то время как 50% студентов - отрицают службу в российской армии.

Такое различие объясняется тем, что гражданская молодёжь не может самостоятельно разобраться в событиях, критически оценить происходящие процессы в стране. На наш взгляд, это вызвано тем, что длительное время образование являлось услугой. К тому же, начиная с 1990-х годов, когда государству было не до образования из воспитания ушла «духовно-нравственная» составляющая. Образовавшийся вакуум заполнялся западной моделью прагматизма и потребительства, формированием ценностей иного порядка.

Несколько иной подход в разъяснении педагогической поддержки встречаем у И. Фрумина, который трактует педагогическую поддержку как «педагогические действия, ставящие своей целью помощь школьникам в саморазвитии и в решении различных жизненных, образовательных проблем» [12, С.48]. Ведь в виртуальном поле цифровые устройства, изменяя формы взаимодействия с внешним миром и стремительно внедряясь во все сферы жизни общества, дают не только новые возможности, но и новые риски.

В современных условиях глобализации возрастает значимость образовательной среды, которая могла бы дать каждому обучаемому реализоваться как самостоятельный и полноценный субъект общества, и свободно раскрыть свои природные наклонности и качества в творчестве. В этом контексте уместно привести высказывания О.С. Газмана, который делает акцент на стратегию сотрудничества и сотворчества педагога и обучающихся, рассматривая педагогическую поддержку как совместное с обучающемся определение его жизненных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и достичь позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни [5, С. 58].

А.В. Мудрик, психолого-педагогическую поддержку рассматривает как направленность на создание условий адресного развития духовного пути и ценностей человека. Данные условия достигаются при взаимодействии отдельных лиц, групп и социальных субъектов одновременно в трех близких и независимых областях: индивидуальная поддержка, организация социального опыта и образование. А.В. Мудрик считал, что индивидуальная поддержка образования требует поиска методологических решений, собственных теоретических исследований и соответственно распространения в образовательной практике, а также независимой от других видов педагогической деятельности. По его словам, личная помощь должна быть оказана тем, кому трудно решать возрастные проблемы и справляться с возрастными рисками [9, С. 155].

По словам H.H. Михайловой и С.М. Юсфина, педагогическая поддержка рассматривается как «проводник», обеспечивающий ребенку и учителю взаимовлияние, а также взаимодействие в процессах социализации и индивидуального развития [8, С. 86]. Речь идет о том, что педагогическая поддержка способствует формированию успешности личности, как качество необходимое в жизни. Белошицкий A.B. в своих трудах уточняет, что педагогическая поддержка состоит из целенаправленной работы преподавателя-офицера и обучаемых, которая пропорционально зависит от подготовки преподавателей и командиров подразделений, а также от их обоюдного внимания с учащимися. Эффективная педагогическая работа достигается при высоком уровне психолого-педагогических компетенций, что выражает главное требование к личности военного педагога [1,С. 38].

Педагогическая поддержка с позиции Бондаревской Е.В. - это метод, выражающий суть гуманного отношения учителя к учащимся. Осознав ответственность за своё эмоциональное благополучие, развитие, здоровье и жизнь ученик будет ощущать чувство естественной уверенности при обращении за помощью к учителю. Бондаревская считает, что жизненные ситуации и создание благоприятной обстановки для самостоятельной реализации учащегося как личности, а также повышения его статуса являются неотъемлемыми факторами для организации педагогической поддержки [4, С. 88]. В этом определение выделяется важность развития гуманизма - очеловечивания современной молодёжи, что является необходимостью в настоящее время, в период проведения СВО. Дело в том, что в век технократизации доминирующими характеристиками личности становятся агрессивность и жестокость, что не свойственно для русского (российского) человека. В «забвенье» уходят милосердие и сострадание, которые всегда считались основной чертой России. Подтверждение выше изложенного тезиса являются слова великого русского полководца A.B. Суворова: «Благость и милосердие потребны героям» и «Милосердие покрывает строгость. При строгости надобна милость, а иначе строгость -тиранство» Г131.

Л.В. Мардахаев рассматривает «социально-педагогическую поддержку» - как целенаправленную работу социального педагога, суть которой заключается в оказании помощи ребенку и его семье путем создания условий для поддержки, а также стимулирования желания самостоятельно преодолевать свои трудные ситуации и разобраться в их причинах. Иначе говоря, при поддержке ребёнка социальный педагог развивает в нем способность справиться с проблемой собственными усилиями [6, С. 737].

Таким образом, педагогическая поддержка рассматривается как помощь, как процесс и метод обучения, как условие для целенаправленного развития духовно-нравственных ориентаций ученика, как деятельность педагога, «проводник» к ученику и т.д.

Наряду с понятием «педагогическая поддержка» в литературе используется понятие близкое по смысловому значению «педагогическое сопровождение». Педагогическое сопровождение - это вид образовательной деятельности, суть которой заключается в профилактическом обучении ребенка самостоятельно решать проблемы, организовывать жизнедеятельность и планировать индивидуальную образовательную траекторию и жизненный путь. В качестве средств и методов педагогической поддержки можно выделить средства и методы индивидуального обучения, которые заключаются в свободном выборе индивидуальной образовательной траектории на основе личных предпочтений и интересов [10].

Сопровождение развития в образовании по Бережновой Л.Н. представляет собой «субъект-субъектное взаимодействие, направленное на помощь сопровождаемому в разрешении актуальных для него проблем развития, обусловленных образовательной деятельностью. Педагогические проекты субъект-субъектного взаимодействия опираются на определенную последовательность шагов, что позволяет нам сопровождение в образовании рассматривать как технологию разрешения проблем развития» [2]. Итак, актуальность сопровождения в образовании обусловлена широкой общественной и научной востребованностью. Проходящая в настоящее время в России модернизация образования подводит к необходимости рассмотрения проблемы сопровождения в педагогическом ключе. Основное предназначение сопровождения в образовании, субъектами которого выступают учащиеся и педагоги общеобразовательных учреждений, студенты и преподаватели вузов, соискатели и научные руководители диссертационных исследований, состоит в том, чтобы посредством педагогического влияния содействовать успешному разрешению проблем развития [3].

В.А. Митрахович рассматривает педагогическое сопровождение формирования профессионализма у солдат-контрактников в воинской части как весьма перспективное направление с точки зрения понимания целей и задач конкретной модели образовательной деятельности для командиров и руководителей различных уровней командования, офицеров воинских частей, которая может быть эффективно реализована и внедрена не в единичной авторской реализации, а как коллективная технология социально-воспитательной работы [7, С. 444].

Выводы. В результате проведённого исследования можно сделать вывод, что в условиях цифровизации, технократизации жизни, снижения культурного уровня общества, воспитательной функции институтов социализации необходима работа по повышению самостоятельности курсантов, формированию таких качеств, как ответственность, инициативность и саморегуляция. В этих условиях «педагогическая поддержка» является важным фактором в подготовке и становлении будущего офицера, формирования его «нового облика».

Литература:

1. Белошицкий, A.B. Становление субъектности будущих офицеров в военном вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук /

A.B. Белошицкий. - Воронеж, 2009. - 44 с.

2. Бережнова, Л.Н. Сопровождение в образовании как технология разрешения проблем развития / Л.Н. Бережнова,

B.И. Богословский // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -№12.-2005

3. Бережнова, Л.Н., Богословский В.И., Семикин В.В. Сопровождение личностно-профессионального развития студентов в педагогическом вузе: научно-методическое пособие / Л.Н. Бережнова, В.И. Богословский, В.В. Семикин. -СПб., 2002

4. Бондаревская, Е.В. Воспитание как встреча с личностью (Избранные педагогические труды в двух томах) / Е.В. Бондаревская. - Т. 2. - Ростов-на-Дону, 2006

5. Газман, О.С. Педагогика свободы путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О.С. Газман // Классный руководитель. - 2000. - № 3. - С. 6-33

6. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник для бакалавров / Л.В. Мардахаев. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2020. -817 с,- Серия: Бакалавр. Углубленный курс.

7. Митрахович, В.А. Педагогическое сопровождение формирования профессионализма у военнослужащих контрактной службы / В.А. Митрахович // Ученые записки Орловского государственного университета. - Воронеж, 2009. - 44 с.

8. Михайлова, H.H. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие / H.H. Михайлова, С.М. Юсфин. - М.: Мирос, 2002.-208 с.

9. Мудрик, A.B. Социальная педагогика / A.B. Мудрик. - М.: Академия, 2000. - 200 с.

10. Сиверская, У.П. Педагогическая поддержка как технология деятельности учителя по обеспечению успешности учения подростков: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / У.П. Сиверская. - Владикавказ, 2014. - 192 с.

П.Фельдштейн, Д.П. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды / Д.И. Фельдштейн. - М.: МПСИ, 1999. - 672 с.

12. Фридман, Л.М. Педагогический опыт глазами психолога / Л.М. Фридман. - М., 1987. - С. 56.

13. Цитаты Суворова: сайтБуридо. - URL: https://burido.ru/748-tsitaty-suvorova (дата обращения: 30.04.2023)

Педагогика

УДК 372.893

кандидат исторических наук, доцент Башкирева Наталья Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет» (г. Воронеж); кандидат исторических наук, доцент Кудинова Юлия Валерьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет» (г. Воронеж)

ИНТЕГРАЦИЯ КРАЕВЕДЕНИЯ В КУРС «ИСТОРИЯ РОССИИ»: ИЗУЧЕНИЕ СРАЖЕНИЯ ЗА ВОРОНЕЖ

Аннотация. В статье анализируются основания и возможности интеграции краеведческого материала в содержание учебного курса «История России» на ступени основного и среднего общего образования. На примере изучения Сражения за Воронеж в годы Великой Отечественной войны авторы раскрывают активные и интерактивные формы, методы и приемы включения истории родного края в систему школьного исторического образования в рамках системно-деятельностного подхода. Сделан вывод о том, что освещение событий общероссийской истории через призму региональной истории обладает большим воспитательным потенциалом.

Ключевые слова: учебный курс «История России», история родного края, Сражение за Воронеж, активные и интерактивные методы обучения.

Annotation. The article analyzes the foundations and possibilities of integrating local history material into the content of the course «History of Russia» at the stages of basic and secondary general education. Using the example of studying the Battle for Voronezh during the Great Patriotic War, the authors reveal active and interactive forms, methods and techniques for including the history of the native land in the school historical education system within the framework of a system-activity approach. It is concluded that the coverage of the events of all-Russian history through the prism of regional history has great educational potential.

Key words: training course «History of Russia», history of the native land, Battle for Voronezh, active and interactive teaching methods.

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках выполнения государственного задания в сфере науки (номер темы QRPK-2023-0021)

Введение. Современная система российского школьного исторического образования в качестве важной составляющей включает краеведческий компонент. Нормативно-правовая база, регламентирующая содержание учебного курса «История России» в общеобразовательных организациях на ступени основного и среднего общего образования, ориентирует на необходимость освещения истории родного края при изучении событий, явлений, процессов общероссийского масштаба. В первую очередь этот постулат отражен в Федеральных государственных образовательных стандартах (далее - ФГОС), обеспечивающих единство образовательного пространства в образовательных организациях Российской Федерации. Так, ФГОС основного общего образования (далее - ФГОС ООО) в качестве предметных результатов по учебному предмету «История» среди прочих определяет умения «соотносить события истории родного края и истории России»; «рассказывать на основе самостоятельно составленного плана об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного края»; «находить и критически анализировать для решения познавательной задачи исторические источники разных типов (в том числе по истории родного края)» [15]. ФГОС среднего общего образования (далее - ФГОС СОО) также предусматривает изучение региональной истории - в числе предметных результатов освоения базового курса истории обозначены умения «составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края», а также «соотносить события истории родного края и истории России в XX - начале XXI века» [14]. В Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы указано, что учебный курс «История России» сочетает историю Российского государства и населяющих его народов, историю родного края, при этом подчеркивается необходимость обращения обучающихся к изучению локальной истории (прошлого родного села, города, региона) [10]. Введенные с 1 сентября 2023 года в качестве обязательных федеральные рабочие программы по учебному предмету «История» (уровень основного общего и среднего общего образования) содержат разделы, посвященные региональной истории, синхронизированные с изучаемыми событиями общероссийской истории: «Наш край с древнейших времен до конца XV в.» (6 класс), «Наш край в XVI-XVII вв.» (7 класс), «Наш край в XVIII в.» (8 класс), «Наш край в XIX - начале XX в.» (9 класс) [201, «Наш край в 1914-1922 гг.», «Наш край в 1920-1930-е гг.», «Наш край в 1941-1945 гг.» (10 класс), «Наш край в 1945-1991 гг.», «Наш край в 1992-2022 гг.» (11 класс) [21]. Интеграция краеведческого материала в содержание соответствующих разделов позволяет обучающимся глубже понять и оценить изучаемый материал, «пропустив» его через историю своей малой Родины. Вместе с тем, в настоящее время ощущается определенный дефицит научно- и учебно-методического сопровождения изучения региональной истории (в частности, истории Воронежского края) в рамках учебного курса «История России», что обуславливает актуальность исследования форм, методов, приемов интеграции краеведческого материала в школьный курс истории.

Изложение основного материала статьи. «Любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции» - такова одна из важнейших личностных характеристик выпускника средней школы в соответствии с ФГОС. Гражданское и патриотическое воспитание определяются как ключевые направления воспитательной деятельности, способствующие достижению личностных результатов освоения основной образовательной программы -сформированности гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России. Кроме того, важным направлением патриотического воспитания является формирование ценностного отношения к государственной символике, традициям, памятникам, достижениям России в различных областях и сферах деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.