Научная статья на тему 'О педагогическом моделировании процесса развития профессиональной культуры будущих специалистов «Помогающих» профессий'

О педагогическом моделировании процесса развития профессиональной культуры будущих специалистов «Помогающих» профессий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PEDAGOGICAL MODELING / PROFESSIONAL CULTURE / THE EXPERTS OF "HELPING" PROFESSIONS / "HELP" ACTIVITIES / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СПЕЦИАЛИСТЫ "ПОМОГАЮЩИХ" ПРОФЕССИЙ / СОЦИОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребенников О. В., Васильева Т. В., Никишина И. Н.

В статье рассмотрены вариативные подходы к раскрытию сущности педагогического моделирования; подчеркивается необходимость обладания конкретной педагогической модели профессионально-образовательного процесса такими свойствами, как открытость и адаптивность к изменениям внешней и внутренней среды жизнедеятельности вуза, структурность и системность, воспроизводимость. Представлена авторская педагогическая модель процесса развития в вузе профессиональной культуры будущих специалистов «помогающих» профессий (специалистов по социальной работе, психологов, юристов, социальных педагогов и др.). Авторы констатируют, что педагогическая модель формирования профессиональной культуры специалистов социономических профессий, как и любая другая модель социального и образовательного процесса, должна базироваться на конкретной методологической основе (на определенной научно-теоретической концепции). В статье приводится характеристика личностно-деятельностного, культурологического, компетентностного, профессионально-контекстного, системного подходов к профессиональному образованию кадров социальных служб и организаций. Акцентировано внимание на следующей позиции: проектирование модели процесса формирования профессиональной культуры специалистов социономических профессий следует осуществлять на основе структурно-функционального и логико-конвергирующего подходов, требующих от исследователя четкого определения конечного результата, который будет получен после внедрения (апробации) модели, а также четкого определения функционального назначения каждого из модулей (блоков, компонентов) модели, определения их взаимосвязи. В статье рассмотрены принципы (принцип контекстной комплексности, принцип вариативности, принцип полифункциональности и др.) и этапы (экспликативный, квазипрофессиональный, профессионально-продуктивный) реализации данной модели. Особое внимание уделено характеристике отдельных модулей (задачно-целевой, организационно-процессуальный, ресурсно-обеспечивающий, функционально-содержательный, результативно-мониторинговый) разработанной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гребенников О. В., Васильева Т. В., Никишина И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PEDAGOGICAL MODELLING OF THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL CULTURE OF FUTURE SPECIALISTS OF "HELPING" PROFESSIONS

The article considers flexible approaches to disclosing of essence of pedagogical modeling; emphasizes the necessity of possessing a specific pedagogical model training process, properties such as openness and adaptability to changes in external and internal environments of the University; structure and consistency; reproducibility. Presents the author''s pedagogical model of the development process at the University of professional culture of future specialists of "helping" professions (social workers, psychologists, lawyers, social pedagogues, etc.). The authors concluded that the pedagogical model of formation of professional culture of specialists "help" professions, like any other model of social and educational process, should be based on a specific methodological framework based on specific scientific and theoretical concepts). The article presents personal characteristics-activity, cultural, competence-based, professionally-context, systemic approaches to professional education personnel social services and organizations. The attention is focused on the following items: design of model of formation of professional culture of specialists "help" professions should be based on structural, functional, and logical-converging approaches, which require from the researcher a clear definition of the end result, which will be obtained after implementation (testing) of the model, as well as a clear definition of the functional purpose of each of the modules (blocks, components) of the model, determining their relationship. The article considers the principles (the principle of contextual integrity, the principle of variety, the principle of multifunctional nature, etc.) and stages (explicative, quasiprofessional, vocational and productive) implementation of this model. Special attention is paid to characteristics of individual modules (task-targeted, organizational-procedural, resource-providing, functionally meaningful, productive and monitoring) of the developed model.

Текст научной работы на тему «О педагогическом моделировании процесса развития профессиональной культуры будущих специалистов «Помогающих» профессий»

УДК 37

ГРЕБЕННИКОВ Олег Владимирович Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия

ВАСИЛЬЕВА Татьяна Виталиевна

Московский государственный университет технологий и

управления имени К.Г. Разумовского

г. Москва, Россия

[email protected]

НИКИШИНА Ирина Николаевна Российскийгосударственный социальный университет г. Москва, Россия

[email protected]

О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МОДЕЛИРОВАНИИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ «ПОМОГАЮЩИХ» ПРОФЕССИЙ

В статье рассмотрены вариативные подходы к раскрытию сущности педагогического моделирования; подчеркивается необходимость обладания конкретной педагогической модели профессионально-образовательного процесса такими свойствами, как открытость и адаптивность к изменениям внешней и внутренней среды жизнедеятельности вуза, структурность и системность, воспроизводимость. Представлена авторская

педагогическая модель процесса развития в вузе профессиональной культуры будущих специалистов «помогающих» профессий (специалистов по социальной работе, психологов, юристов, социальных педагогов и др.). Авторы констатируют, что педагогическая модель формирования профессиональной культуры специалистов социономических профессий, как и любая другая модель социального и образовательного процесса, должна базироваться на конкретной методологической основе (на определенной научно-теоретической концепции). В статье приводится характеристика личностно-деятельностного, культурологического, компетентностного, профессионально-контекстного, системного подходов к профессиональному образованию кадров социальных служб и организаций. Акцентировано внимание на следующей позиции: проектирование модели процесса формирования профессиональной культуры специалистов социономических профессий следует осуществлять на основе структурно-функционального и логико-конвергирующего подходов, требующих от исследователя четкого определения конечного результата, который будет получен после внедрения (апробации) модели, а также четкого определения функционального назначения каждого из модулей (блоков, компонентов) модели, определения их взаимосвязи. В статье рассмотрены принципы (принцип контекстной комплексности, принцип вариативности, принцип полифункциональности и др.) и этапы (экспликативный, квазипрофессиональный, профессионально-продуктивный) реализации данной модели. Особое внимание уделено характеристике отдельных модулей (задачно-целевой, организационно-процессуальный,

ресурсно-обеспечивающий, функционально-

содержательный, результативно-мониторинговый)

разработанной модели.

Ключевые слова: педагогическое моделирование, профессиональная культура, специалисты «помогающих» профессий, социономическая деятельность.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -00-00

Oleg V. GREBENNIKOV

Kuban State University Krasnodar, Russia

Tatyana V. VASILYEVA

Moscow State University of Technologies and Management named after K.G. Razumovskiy Moscow, Russia [email protected]

Irina N. NIKISHINA

Russian State Social University Moscow, Russia [email protected]

ON THE PEDAGOGICAL MODELLING OF THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL CULTURE OF FUTURE SPECIALISTS OF "HELPING" PROFESSIONS

The article considers flexible approaches to disclosing of essence of pedagogical modeling; emphasizes the necessity of possessing a specific pedagogical model training process, properties such as openness and adaptability to changes in external and internal environments of the University; structure and consistency; reproducibility. Presents the author's pedagogical model of the development process at the University of professional culture of future specialists of "helping" professions (social workers, psychologists, lawyers, social pedagogues, etc.). The authors concluded that the pedagogical model of formation of professional culture of specialists "help" professions, like any other model of social and educational process, should be based on a specific methodological framework based on specific scientific and theoretical concepts). The article presents personal characteristics-activity, cultural, competence-based, professionally-context, systemic approaches to professional education personnel social services and organizations. The attention is focused on the following items: design of model of formation of professional culture of specialists "help" professions should be based on structural, functional, and logical-converging approaches, which require from the researcher a clear definition of the end result, which will be obtained after implementation (testing) of the model, as well as a clear definition of the functional purpose of each of the modules (blocks, components) of the model, determining their relationship. The article considers the principles (the principle of contextual integrity, the principle of variety, the principle of multifunctional nature, etc.) and stages (explicative, quasiprofessional, vocational and productive) implementation of this model. Special attention is paid to characteristics of individual modules (task-targeted, organizational-procedural, resource-providing,

functionally meaningful, productive and monitoring) of the developed model.

Keywords: pedagogical modeling, professional culture, the experts of "helping" professions, "help" activities

Благодарность: Статья подготовлена в рамках государственного задания Минобрнауки РФ № 2014/601, код проекта 3106.

Acknowledgement: This article was prepared under the government order of the Russian Ministry of Education and Science № 2014/601, project code 3106.

В современной науке достаточно хорошо разработаны теоретико-методологические основы педагогического моделирования.

В ряде работ педагогическое моделирование рассматривается как процедура разработки (проектирования) с последующим теоретико-методологическим и технологическим обоснованием моделей (как абстрактно-символического конструкта) педагогических систем, процессов и др. При этом сама модель понимается как представленный в символической форме аналог, условно-формализованный прообраз какого-либо процесса (явления, объекта и др.), отражающий его сущностные структурные компоненты в их функциональной взаимосвязи (взаимообусловленности, взаимодействии) [1; 4; 8].

В педагогическом моделировании существенна такая составляющая, как разработка методов (инструментария) интерпретации смыслов, которые заложены в структурные компоненты (блоки, модули) модели (например, учебного процесса, воспитательной системы, профессионально-образовательной среды и др.).

Процесс разработки педагогической модели предусматривает, с одной стороны, многофакторный (порой кластерный, сравнительно-сопоставительный) анализ имеющегося у исследователя достаточно обширного эмпирического материала с целью выявить (выделить) существенные (первостепенные) признаки, характерные необходимые черты проектируемого объекта. С другой стороны, педагогическое моделирование предполагает выявление (и отделение от первостепенных) второстепенных позиций (признаков), которые могут представлять собой следствие влияния случайных факторов, могут зависеть от случайных обстоятельств [7; 10; 11].

Педагогическое моделирование процесса развития в вузе профессиональной культуры будущих специалистов «помогающих» профессий (специалистов по социальной работе, психологов, юристов, социальных педагогов и др.) предполагает фиксацию (схематическое изображение с помощью условных обозначений, символов) особенностей соотношения структурных, содержательных, функциональных, процессуальных, по возможности, и временных (хронологических) и даже ценностных аспектов жизнедеятельности современного университета.

Педагогическая модель процесса формирования и развития профессиональной культуры будущих специалистов «помогающих» профессий должна учитывать всю совокупность функциональной направленности целостного педагогического (профессионально-образовательного) процесса университета. При проектировании модели процесса формирования профессиональной культуры специалистов социономических профессий необходимо учесть реализацию в вузе социокультурной, профессионально-воспитательной, личностно-развивающей, профориента-ционной, научно-исследовательской, профессионально-адаптационной функций профессиональной подготовки в условиях высшей школы.

Проектирование модели процесса формирования профессиональной культуры специалистов социономических профессий следует осуществлять на основе структурно-функционального и логико-конвергирующего подходов, требующих от исследователя четкого определения конечного результата, который будет получен после внедрения (апробации) модели, а также четкого определения функционального назначения каждого из модулей (блоков, компонентов) модели, определения их взаимосвязи [9; 12].

Педагогическая модель формирования профессиональной культуры специалистов соци-ономических профессий, как и любая другая модель социального и образовательного процесса, должна базироваться на конкретной методологической основе (на определенной научно-теоретической концепции). В нашем случае модель процесса формирования профессиональной культуры специалистов социономических профессий базируется на культурологическом [2; 3; 5; 6], личностно-деятельностном, компетентностном, профессионально-контекстном, системном подходах к профессиональному образованию кадров социальных служб и организаций.

Так, например, личностно-деятельностный подход предполагает, что в процессе университетского образования преподавателями (и другими субъектами целостного профессионально-образовательного процесса) максимально учитываются личностные особенности будущего специалиста «помогающего» профиля, создаются все необходимые условия для проявления субъектно-личностной активности студента в различных формах и видах учебно-познавательной, учебно-профессиональной (волонтерской, практической), учебно-исследовательской деятельности.

Реализация компетентностного подхода подразумевает то обстоятельство, что в процессе становления профессиональной культуры будущих специалистов в различных формах и видах организационно-процессуального базиса университетского профобразования осуществляется поэтапное и постепенное формирование и развитие требуемых ФГОС ВПО компетенций (общекультурных и профессиональных), а также определенных соответствующим национальным профессиональным стандартом специалиста компетенций, которые так или иначе влияют и на формирование профессиональной культуры специалистов социономических профессий [8].

Для оптимизации процесса проектирования педагогической модели формирования в вузе профессиональной культуры специалистов социономических профессий мы посчитали необходимым сначала отдельно спроектировать: а) условно-абстрактную субмодель профессионально-теоретической (междисциплинарной) подготовки в университете будущего специалиста (в частности, в ходе аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности, а также в процессе самостоятельной и самообразовательной деятельности) - в ходе процесса разработки данной субмодели мы опирались на исследования ведущих специалистов в сфере теории и методики профобразования; б) схематично-условную субмодель практической (профессионально-прикладной) подготовки будущих специалистов «помогающих» профессий на базах практики, в условиях волонтерской работы и др. (при этом мы опирались на труды ведущих специалистов в сфере профессионально-прикладной практической подготовки специалистов и в сфере волон-терства); в) функционально-структурированную субмодель содержательного и процессуально-технологического базиса проведения контрольно-оценочных, специально-диагностических, аттестационных процедур, которые позволяют объективно и адекватно выявить (определить) уровень сформированности у обучающихся основ профессиональной культуры будущего специалиста социономического профиля (при этом мы опирались на труды ведущих специалистов в сфере квалиметрии профессионального образования.

В итоге в разработанной нами модели процесса формирования в вузе профессиональной культуры специалистов социономического профиля представлены следующие взаимосвязанные структурно-функциональные модули: 1) задачно-целевой модуль, который включает в себя отражение в ООП или ОПОП профессиональной подготовки данных специалистов четко сформулированных (и поддающихся диагностированию) целей и задач в сфере сформированности у выпускников вуза профессиональной культуры, при этом обязательно учитываются требования соответствующих национальных профессиональных стандартов специалистов «помогающего» профиля (в частности, профстандарт «специалист по социальной работе», «психолог в социальной сфере» и др.), Национальных стандартов РФ, в частности ГОСТ Р 52143-2003, ГОСТ Р 52885-2007, ГОСТ Р 52888-2007, ГОСТ Р 54869-2011; ФГОС ВПО, а также учитываются особенности региональных условий социономической профессиональной работы, требования работодателей и других заинтересованных лиц в сформированности у выпускников вуза высокого уровня профессиональной культуры); 2) организационно-процессуальный модуль, который отражает следующие позиции: а) особенности планово-управленческой организации теоретической подготовки студентов в рамках образовательного процесса вуза (согласно всем нормативно-правовым документам, которые регламентируют различные стороны образовательного процесса в организациях высшего образования, в частности особенности реализации академических свобод вуза в части разработки и включения в учебный план дисциплин по выбору, факультативов, которые по проблематике отвечают запросам, требованиям будущих работодателей к качеству профессиональной подготовленности выпускника вуза, а также региональным условиям жизнедеятельности вуза и др.); б) особенности планово-управленческой организации в университете практической (профессионально-прикладной) подготовки обучающихся в рамках волонтерской работы и в различных видах практики (в данной позиции важно, как в рабочих программах различных видов практики и в формах отчетности по ним отражена проблематика формирования различных составляющих профессиональной культуры будущих специалистов, а также какова совокупность заданий на практику, которые способствуют формированию вариативных компонентов профессиональной культуры и др.); в) особенности планово-управленческой организации в университете учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей (возможно, что и с привлечением специалистов-практиков, представителей работатателей и др.); в данной позиции также учитывается специфика деятельности научных студенческих обществ, которые в той или иной степени занимаются проблематикой развития профессиональной культуры специалистов «помогающих» профессий, а также каковы особенности процедуры защиты курсовых и дипломных работ по темам, затрагивающим те или иные стороны, аспекты развития профессиональной культуры специалистов социономического профиля и др.; 3) ресурсно-обеспечивающий модуль, который включает в себя следующие составляющие: а) использование для формирования

профессиональной культуры будущих специалистов «помогающих» профессий ресурсов разработанного ППС университета учебно-методического обеспечения учебных дисциплин базовой и вариативной частей учебного плана; б) использование ресурсов библиотечно-информационного обеспечения профессионально-образовательного процесса университета; в) использование ресурсов материально-технического (в том числе и программно-компьютерного) обеспечения профессионально-образовательного процесса университета, а также использование возможностей разветвленной инфраструктуры баз практики и волонтерской работы (разнообразие представленных в данной инфраструктуре видов, типов социальных служб, учреждений и организаций позволяет будущим специалистам развивать различные составляющие профессиональной культуры); 4) функционально-содержательный модуль, который включает в себя: а) теоретико-технологический блок (предусматривает освоение студентами в ходе лекционных и интерактивных занятий по различным учебным дисциплинам теоретико-методологических междисциплинарных основ процесса формирования профессиональной культуры, при организации самостоятельной работы студентов активно использовать технологии учебного проектирования, деловые игры, кейс-метод); б) профессионально-воспитательный блок, который предусматривает активизацию органами студенческого самоуправления, кураторами студенческих групп проявления инициатив обучающихся в сфере разработки и реализации социальных проектов (с обязательной ориентацией на их реализацию); в) блок научно-педагогического обеспечения учебно-исследовательской и научно- исследовательской деятельности студентов, в частности участие мини-групп студентов (возможно, что это будут и представители разных курсов) в конкурсах студенческих проектов различного уровня: вузовского, межвузовского, регионального и др.), содействие администрации баз практики в реализации студенческих проектов, которые по результатам проведенной высококвалифицированными специалистами экспертизы позволят повысить качество предоставляемых социальных услуг конкретной социальной службой и др.; г) квалиметрический блок, включающий в себя диагностический, контрольно-оценочный инструментарий, позволяющий перманентно выявлять уровень сформированности отдельных составляющих профессиональной культуры будущего специалиста; 5) результативно-мониторинговый модуль, который включает в себя проведение системного мониторинга отдельных структурных компонентов и уровня сформированности профессиональной культуры будущего специалиста на основе метода экспертных оценок, анализа данных, полученных по результатам применения вариативных диагностических методик, и др.

Спроектированная нами модель процесса формирования в вузе профессиональной культуры будущего специалиста «помогающего» профиля не является единственно верной, поскольку в педагогической науке (в нашем случае - в теории и методике профессионального образования, в педагогике высшей школы) может существовать несколько моделей целостного профессионально-образовательного процесса.

По нашему мнению, спроектированная модель отражает логику процесса формирования в вузе профессиональной культуры будущего специалиста социономического профиля, демонстрирует взаимосвязи отдельных составляющих (частей) данного процесса, что обеспечивает его целостность. Разработанная модель показывает, что спроектированный процесс управляем (так, например, в модели присутствует мониторинговый модуль, а также блок планово-управленческой организации теоретической, практической, учебно-исследовательской подготовки будущего специалиста в рамках образовательного процесса вуза).

Также в спроектированной нами модели отражена возможность постоянной обратной связи в системах «студент - преподаватель», «студент - куратор студенческой группы», «студент - руководитель практики», «студент - специалисты и представители администрации базы практики», «студент - руководитель студенческого научного общества», «студент - куратор волонтерского студенческого объединения», «студент - участники проектной команды».

В спроектированной модели отражен многолетний опыт профессиональной деятельности ее авторов в качестве преподавателей вузов. Мы считаем, что спроектированная нами модель обладает внешней и внутренней открытостью, что в общей теории (методологии) моделирования (в том числе и педагогического моделирования) является одним из требований, которым должна отвечать любая модель процесса (явления). Действительно, модель обладает внешней открытостью, поскольку любые изменения, которые возникнут в требованиях ФГОС ВО и национальных профессиональных стандартах сразу же найдут свое отражение в задачно-целевом модуле модели, а затем, соответственно, и в других модулях.

Таким образом, внешняя открытость спроектированной модели позволяет тем или иным способом адаптировать ее модули (их сущностно-содержательные составляющие) к изменениям, происходящим во «внешней» (по отношению к модели) среде (в частности, к изменениям в законодательной базе, регламентирующей жизнедеятельность как образовательных организа-

ций профобразования, так и жизнедеятельность учреждений и организаций социальной инфраструктуры РФ), к изменениям региональной ситуации с кадрами социономического профиля.

Представленная модель обладает и внутренней открытостью, поскольку ее модули могут быть трансформированы (модифицированы) с учетом изменений, которые произошли в жизнедеятельности университета (например, изменились внутриуниверситетские требования к организации самообразовательной, учебно-исследовательской и научно-исследовательской, в том числе и проектной деятельности студентов, изменились взаимоотношения со специалистами баз практики, улучшилась материально-техническая оснащенность учебного процесса и др.).

Основными принципами, на которых базируется процесс реализации модели являются: принцип научности; принцип учета полифункционального назначения профессиональной культуры специалиста социономического профиля; принцип взаимодополнительности (взаимосвязи и сбалансированности) аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной, самообразовательной) работы будущих специалистов в процессе освоения ими содержательного и технологического базисов профессиональной культуры; принцип интегративно-синергетического социокультурного и профессионально-личностного развития будущего специалиста; принцип диалогизации и сотрудничества в системах «студент - преподаватель - студенческая учебная группа», «студент - куратор студенческой учебной группы», «студент - куратор учебной практики - специалист базы практики», «студент - тьютор волонтерского студенческого объединения»; принцип гармонизации личности обучающегося и среды (предполагает создание условий для самовыражения, самореализации личности обучающегося в образовательном микросоциуме, в условиях учебно-профессиональной (практической и волонтерской) деятельности, в творчестве, в обществе в целом); принцип субъектной сознательности и активности; принцип контекстной комплексности (означает, что при реализации учебных программ, ориентированных на формирование и развитие профессиональной культуры будущего специалиста, необходимо строить учебно-воспитательный процесс вуза таким образом, чтобы учебно-познавательная и учебно-практическая деятельность обучающихся согласовывалась со всеми сторонами их будущей профессиональной деятельности как специалиста социономического профиля); принцип вариативности (разнообразия) и целенаправленного развития форм «обратной связи» и между всеми субъектами целостного профессионально-образовательного процесса университета, который ориентирован на формирование профессиональной культуры будущего специалиста.

Этапами реализации разработанной модели в реальных условиях жизнедеятельности университета мы полагаем следующие.

Экспликативный этап (от лат. explicatio - объяснение, развертывание) соответствует младшим курсам обучения в университете. Студентов профессионально ориентируют в специфике современной социономической деятельности как одной из базовых составляющих высококвалифицированной профессионально-«помогающей» работы в системе «человек - человек». Будущим специалистам разъясняются требования, которые предъявляются профессиональными стандартами. На этом этапе студенты должны освоить базовые (программные) теоретико-методологические междисциплинарные знания в сфере основ личностной и профессиональной культуры специалиста социономического профиля. Также на данном этапе осуществляется постепенное развитие стремления у обучающихся к профессиональной самореализации. Также на этом этапе проводится определение (диагностика, выявление) базового (начально-стартового уровня) сформированности у обучающихся представлений о различных составляющих профессиональной культуры специалиста социономического профиля. В ходе данного этапа следует привлекать микрогруппы студентов младших курсов к реализации социальных проектов, которые разработаны старшекурсниками. Причем в реализации многих социальных проектов (вузовского и межвузовского уровней), как правило, участвуют студенты различных факультетов, что создает условия для понимания будущими специалистами того обстоятельства, что в реальной социальной практике для успешной реализации проекта необходима консолидация усилий специалистов-профессионалов различного профиля. На данном этапе желательно провести диагностику и самодиагностику обучающихся с целью выявления их интересов (предпочтений) в сфере будущей профессиональной деятельности, определения начального уровня сформированности профессионально важных качеств, способностей, которые особенно значимы для формирования и развития профессиональной культуры специалиста социономического профиля.

Квазипрофессиональный (quasi-professional - похожий, подобный, приблизительный, т.е. имитация профессиональной деятельности) этап связан с освоением студентами полинаучных теоретических основ профессии специалиста социономического профиля. На данном этапе желательно активное участие студенческих микрогрупп в различных конкурсах студенческих проектов. Также в процессе квазипрофессионального этапа следует активизировать потенциал научного студенческого общества, разрабатывающего проблематику профессионализма, про-

фессиональной культуры и профессиональной компетентности специалиста социономического профиля. На данном этапе приветствуется выполнение студентами курсовых работ, тематика которых так или иначе связана с теоретико-методическими проблемами формирования профессиональной культуры специалиста «помогающего» профиля. На данном этапе полезно проводить специализированные тренинги, семинары-практикумы, мастер-классы по развитию отдельных составляющих профессиональной культуры будущего специалиста. По завершении данного этапа студенты имеют достаточно полное (и даже детализированное) представление о сущности и содержательно-структурных составляющих понятия «профессиональная культура специалиста социономического профиля».

Профессионально-продуктивный этап направлен на осмысление и самоанализ студентами результатов (положительных и не очень) проявления ими в периоды практики различных сторон профессиональной культуры в реалиях жизнедеятельности конкретных социальных служб, организаций и учреждений социальной защиты и социального обеспечения населения. В период протекания продуктивно-профессионального этапа следует активизировать потенциал преддипломной практики. На данном этапе приветствуется выполнение студентами выпускных квалификационных работ (ВКР, дипломов), тематика которых так или иначе связана с теоретико-методологическими, содержательно-методическими и технологическими проблемами развития профессиональной культуры специалиста социономического профиля. Также на данном этапе происходит развитие умений и навыков студентов в сфере самообразовательной деятельности по актуальным теоретическим и прикладным проблемам профессионализма, профессиональной культуры и профессиональной компетентности специалиста социономического профиля.

В целом же разработанная модель процесса формирования профессиональной культуры будущего специалиста социономического профиля обладает такими свойствами, как открытость и адаптивность к изменениям внешний и внутренней среды жизнедеятельности социального университета, структурность и системность, воспроизводимость.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Басов Н.Ф. Инновационные подходы в профессионально-практической подготовке бакалавров социальной работы в вузе // Человеческий капитал. - 2010. - № 6(18). - С. 142-145.

2. Бондаревская Е.В. и др. Введение в педагогическую культуру. - Ростов-н/Д.: Изд-во РГПУ. - 1995.

3. Буева Л.П. К вопросу об определении антропологических оснований культуры // Психология и психотехника. -2009. - № 12(15). - С. 14-23.

4. Галкина Т.Э., Гребенникова В.М., Никитина Н.И. Моделирование процесса развития на основе деонтологического подхода профессионально-коммуникативной культуры менеджеров образования в системе повышения их квалификации // Человеческий капитал. - 2014. - № 3(63). - С. 64-71.

5. Гребенникова В.М., Никитина Н.И. Профессионально-коммуникативная культура менеджера образования: сущность, структура, уровни проявления // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 2(24). - С. 128-133.

6. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Культуроцентричность и компетентность в современном социальном образовании: коллектив. монограф. - М.: Изд-во РГСУ, 2009.

7. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2000.

8. Жукова Г.С., Комарова Е.В., Никитина Н.И. Компетентностно-ориентированная модель информационных ресурсов дистанционной профессиональной подготовки специалистов социальной сферы // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2011. - № 9. - С. 136-141.

9. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. - М.: Высшая школа, 1990.

10. Никитина Н.И., Галкина Т.Э., Комарова Е.В. Технологии и принципы реализации модели информационных ресурсов для дистанционного социального и педагогического образования // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2011. - № 9. - С. 225-229.

11. Чечель И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям. - М., 2001.

12. Nikitina N.I., Galkina T.E., Tolstikova S.N., Avtionova N.V., Volenko O.I., Grebennikova V.M. The characteristics of the model for development of communicative deontological culture of school principals in the system of their refresher training // Life Science Journal. - 2014. - Т.11. - № 12. - С. 542-546.

REFERENCES

1. Basov N.F. Innovatsionnye podkhody v professional'no-prakticheskoi podgotovke bakalavrov sotsial'noi raboty v vuze. Chelovecheskii kapital. 2010. № 6(18). Pp. 142-145.

2. Bondarevskaya E.V. i dr. Vvedenie v pedagogicheskuyu kul'turu. Rostov n/D.: Izd-vo RGPU. 1995.

3. Bueva L.P. K voprosu ob opredelenii antropologicheskikh osnovanii kul'tury. Psikhologiya i psikhotekhnika. 2009. № 12(15). Pp. 14-23.

4.

б.

9. 1Q.

11. 12.

Galkina T.E., Grebennikova V.M., Nikitina N.I. Modelirovanie protsessa razvitiya na osnove deontologicheskogo podkhoda professional'no-kommunikativnoi kul'tury menedzherov obrazovaniya v sisteme povysheniya ikh kvalifikatsii. Chelovecheskii kapital. 2014. № 3 (63). Pp. 64-71.

Grebennikova V.M., Nikitina N.I. Professional'no-kommunikativnaya kul'tura menedzhera obrazovaniya: sushchnost', struktura, urovni proyavleniya. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'. 2014. № 2 (24). Pp. 128-133. Grigor'ev S.I., Guslyakova L.G. Kul'turotsentrichnost' i kompetentnost' v sovremennom sotsial'nom obrazovanii: kollektiv. monograf. M.: Izd-vo RGSU, 2009.

Danilyuk A.Ya. Teoriya integratsii obrazovaniya. Rostov-na-Donu: Feniks, 2000.

Zhukova G.S., Komarova E.V., Nikitina N.I. Kompetentnostno-orientirovannaya model' informatsionnykh resursov

distantsionnoi professional'noi podgotovki spetsialistov sotsial'noi sfery. Uchenye zapiski Rossiiskogo

gosudarstvennogo sotsial'nogo universiteta. 2011. № 9. Pp. 136-141.

Krylova N.B. Formirovanie kul'tury budushchego spetsialista. M.: Vysshaya shkola, 1990.

Nikitina N.I., Galkina T.E., Komarova E.V. Tekhnologii i printsipy realizatsii modeli informatsionnykh resursov dlya

distantsionnogo sotsial'nogo i pedagogicheskogo obrazovaniya. Uchenye zapiski Rossiiskogo gosudarstvennogo

sotsial'nogo universiteta. 2011. № 9. Pp. 225-229.

Chechel' I.D. Pedagogicheskoe proektirovanie: ot metodologii k realiyam. M., 2001.

Nikitina N.I., Galkina T.E., Tolstikova S.N., Avtionova N.V., Volenko O.I., Grebennikova V.M. The characteristics of the model for development of communicative deontological culture of school principals in the system of their refresher training. Life Science Journal. 2014. Т.11. no. 12. С. 542-546.

Информация об авторе

information about the author

Гребенников Олег Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия

Oleg V. Grebennikov, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor , Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Kuban State University, Krasnodar, Russia

Васильева Татьяна Виталиевна, кандидат педагогических наук, руководитель отдела лицензирования и аккредитации, Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского, г. Москва, Россия [email protected]

Tatyana V. Vasilyeva, Candidate of Pedagogical Sciences, Head of Licensing and Accreditation Department, Moscow State University of Technologies and Management named after K.G. Razumovskiy, Moscow, Russia, [email protected]

Никишина Ирина Николаевна, старший преподаватель кафедры информационных систем, сетей и безопасности, Российский государственный социальный университет, Москва , Россия [email protected]

Получена:07.09.2016

Irina N. Nikishina, Senior Lecturer of Department of Information Systems, Networking and Security Russian State Social University, Moscow, Russia

[email protected]

Received: 07.09.2016

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для цитирования статьи: Гребенников О. В., Васильева Т. В., Никишина И.Н., О педагогическом моделировании процесса развития профессиональной культуры будущих специалистов «помогающих» профессий. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 5. Часть 1. с.00-00. doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00.

For article citation: GrebennikovO.V., Vasi-lyevaT.V., Nikishinal.N., O pedagogicheskom modelirovanii processa razvitija professional'noj kul'tury budushhih specialistov «pomogajush-hih» professij. [On the pedagogical modelling of the process of development of professional culture of future specialists of "helping" professions]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 5. Part. 1. Pp. 00-00.

doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.