Научная статья на тему 'О педагогах, осуществляющих образовательную деятельность в Российской Федерации'

О педагогах, осуществляющих образовательную деятельность в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
173
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
законодательство / Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» / подзаконный нормативный правовой акт / педагог / образовательная деятельность / legislation / Constitution of the Russian Federation / Federal law of the Russian Federation / Federal law of the Russian Federation «On education in the Russian Federation» of December 21 / 2012 / subordinate normative legal act / teacher / educational activities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Екатерина Владиславовна Устинова

В статье на основе анализа юридической литературы, законодательства Российской Федерации о деятельности педагогов высказано несколько суждений: деятельность педагогов нуждается в правовом регулировании; нормативным правовым актом, специально предназначенным для регулирования деятельности педагогов, является Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г.; правовое регулирование деятельности педагогов должно носить общий характер и соответствовать статусу государства, определенному в Конституции РФ; подмена Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г. ведомственными подзаконными нормативными правовыми актами недопустима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the Teachers Engaged in Educational Activities in Russian Federation

In the article on the basis of the analysis of legal literature, the legislation of the Russian Federation on the activities of teachers made several judgments: the activities of teachers need legal regulation; regulatory legal act specifically designed to regulate the activities of teachers is the Federal law of the Russian Federation «On education in the Russian Federation» of December 21,2012; legal regulation of teachers should be of a General nature and comply with the status of the state, as defined in the Constitution of the Russian Federation; substitution of the Federal law of the Russian Federation «On education in the Russian Federation» of December 21, 2012 departmental subordinate normative legal acts is unacceptable.

Текст научной работы на тему «О педагогах, осуществляющих образовательную деятельность в Российской Федерации»

УДК 37 ББК 74

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10168

О педагогах, осуществляющих образовательную деятельность в Российской Федерации

About the Teachers Engaged in Educational Activities in Russian Federation

Екатерина Владиславовна УСТИНОВА,

профессор Центра лингвистики и профессиональной коммуникации Института права и национальной безопасности

Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

E-mail: ekau7@yandex.ru

Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы, законодательства Российской Федерации о деятельности педагогов высказано несколько суждений: деятельность педагогов нуждается в правовом регулировании; нормативным правовым актом, специально предназначенным для регулирования деятельности педагогов, является Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г.; правовое регулирование деятельности педагогов должно носить общий характер и соответствовать статусу государства, определенному в Конституции РФ; подмена Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г. ведомственными подзаконными нормативными правовыми актами недопустима.

Ключевые слова: законодательство, Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», подзаконный нормативный правовой акт, педагог, образовательная деятельность

Abstract. In the article on the basis of the analysis of legal literature, the legislation of the Russian Federation on the activities of teachers made several judgments: the activities of teachers need legal regulation; regulatory legal act specifically designed to regulate the activities of teachers is the Federal law of the Russian Federation «On education in the Russian Federation» of December 21, 2012; legal regulation of teachers should be of a General nature and comply with the status of the state, as defined in the Constitution of the Russian Federation; substitution of the Federal law of the Russian Federation «On education in the Russian Federation» of December 21, 2012 departmental subordinate normative legal acts is unacceptable.

Key words: legislation, Constitution of the Russian Federation, Federal law of the Russian Federation, Federal law of the Russian Federation «On education in the Russian Federation» of December 21, 2012, subordinate normative legal act, teacher, educational activities

Предметом данной статьи является деятельность педагогов в Российской Федерации.

A.A. Дорская подчеркнула значимость использования опыта сравнительного правоведения при подготовке научно-педагогических кадров1.

И.И. Аминов сфокусировал внимание на «педагогической функции правосудия, которую выполняют следователь и прокурор»: «2. Личное педагогическое воздействие следователя, прокурора на обвиняемого может осуществляться в

самых различных формах и преследовать конкретные цели. Важно возбудить у обвиняемого чувство вины за совершенные преступные действия. Любое следственное действие даст больший эффект, если будет сочетаться с воспитательным влиянием на обвиняемого. Надо убеждать обвиняемого в ошибочности его расчетов на безнаказанность, опровергать его доводы об ошибочных причинах, приведших его к совершению преступления, произвести детальный разбор его образа жизни, систему социальных связей, потребностей, привычек, самого процесса подготов-

ки, совершения, сокрытия следов преступления и т.д.»2.

По мнению С.П. Постылякова, педагогический работник, как и любой гражданин, имеет юридически закрепленное положение личности в обществе, т.е. обладает правовым статусом3.

И.И. Мацкевич заострил внимание на роли ВАК при Министерстве науки и высшего образования РФ при подготовке научно-педагогических кадров4. «Необходимо приложить максимум усилий, чтобы ученые занимались делом, а не поиском средств существования. В этом свете очевидно, что работа не только руководителей ВАКа, но и членов экспертных советов должна оплачиваться. Экономия на науке недопустима. Странно требовать от ученого, выступающего экспертом по работе, представленной, например, крупным бизнесменом, чиновником, политиком, максимально жесткой объективной оценки и при этом не замечать его удивление, когда его вопросы об оплате произведенного им труда никто как будто не слышит»5. На это обращают внимание и иные ученые6.

Л. Куревина обосновала суждение, что основным требованием к квалификации педагогов являются профессиональные стандарты педагогической деятельности: «...посоветуем работодателям сразу руководствоваться профессиональными стандартами, поскольку именно они выступают инструментом повышения качества образования в целом, призваны мотивировать педагогических работников к труду и повышению качества образования и являются объективным способом установления квалификации педагогов»7.

Авторы-единомышленники Н.Д. Эриашвили, А.М. Осавелюк и В.Н. Галузо взаимоувязали образование и воспитание8.

Не столь совершенные результаты научных изысканий о деятельности педагогов предопределяют и несовершенство законодательства об образовании в Российской Федерации. В первую очередь обращаемся к нормативному правовому акту, по юридической силе приравненному к федеральному закону РФ, специально предназначенному для регулирования отношений в сфере образования. Это Федеральный закон от 21 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»9, в котором имеется гл. 5 «Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (ст. 46—51). Так, в ст. 47 Федерального закона РФ от 21 декабря 2012 г. фактически урегулирован правовой статус педагогических работников. («1. Под правовым статусом

педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. 2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда»).

Положения Федерального закона РФ от 21 декабря 2012 г. детализированы в подзаконных нормативных правовых актах.

Так, постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 67810 утверждена Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, в которой предусмотрено несколько рубрикаторов: «I. Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»; «1. Должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу»; «2. Должности иных педагогических работников»; «II. Должности руководителей образовательных организаций»; «1. Должности руководителей»; «2. Должности заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, иные должности руководителей».

Приказом Минобрнауки РФ от 3 июня 2014 г. № 62011 установлено «соответствие должностей педагогических и научно-педагогических работников, установленных Кабинетом Министров Украины, номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной в Российской Федерации».

Приказом Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 утвержден Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятель-ность12.

Приказом Минобрнауки РФ от мая 2016 г. № 53613 утверждены Особенности режима рабо-

2019 / № 3 Образование. Наука. Научные кадры

191

чего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Приказом Минобрнауки РФ от 31 мая 2016 г. № 64414 утвержден Порядок предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года.

Приказом Россвязи РФ № 276/1 от 14 декабря 2017 г.15 утвержден Регламент работы Аттестационной комиссии по аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в ведении Федерального агентства связи.

Таким образом, деятельность педагогов многообразна, а потому предпринимаются усилия подвергнуть ее детальному правовому регулированию.

Изложенное позволяет высказать несколько суждений.

1. Деятельность педагогов нуждается в правовом регулировании.

2. Нормативным правовым актом, специально предназначенным для регулирования деятельности педагогов, является Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г.

3. Правовое регулирование деятельности педагогов должно носить общий характер и соответствовать статусу государства, определенному в Конституции РФ.

4. Подмена Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г. ведомственными подзаконными нормативными правовыми актами недопустима.

1 См.: Дорская А.А. Научно-педагогическая деятельность И.К. Блюнчли и ее значение для развития науки международного права и юридического образования в России // История государства и права. 2008. № 11.

2 См.: Аминов И.И. Педагогическая деятельность ор-

ганов следствия и прокуратуры // Юридическое обра-

зование и наука. 2007. № 1.

3 См.: Постыляков С.П. Правовой статус педагогических, руководящих и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность // Публично-правовые исследования: электрон. журн. 2015. № 3. С. 156—182.

4 См.: Об утверждении Положения о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации: Постановление Правительства РФ № 237 от 26 марта 2016 г. // СЗ РФ. 2016. № 14. Ст. 1996.

5 См.: Мацкевич И.М. Проблемы подготовки научно-педагогических кадров в свете деятельности Высшей аттестационной комиссии // Юридическое образование и наука. 2008. № 3.

6 См. об этом, например: Галузо В.Н. Юридическая наука в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Социально-гуманитарное знание как катализатор общественного развития: Сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. 31 мая 2019 г. В 2-х ч. Ч. II / Под общ. ред. Е.П. Ткачевой. Белгород: АПНИ, 2019. С. 33—40; Батюк В.И., Галу-зо В.Н. О допустимости «инноваций» в юридической науке Российской Федерации (отклик на результат деятельности диссертационного совета Д. 212.081.26 при федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет») // Образование и право. 2018. № 1. С. 165—173.

7 См.: Куревина Л. Профессиональные стандарты педагогической деятельности // Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. 2016. № 10. С. 67—76.

8 См.: Эриашвили Н.Д., Осавелюк А.М., Галузо В.Н. Образование и воспитание и Российской Федерации // Государственная служба и кадры. 2015. № 1. С. 71—75.

9 СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. I). Ст. 7598; ...; 2019. № 25. Ст. 3160.

10 СЗ РФ. 2013. № 33. Ст. 4381.

11 Российская газета. 2014. 15 июля.

12 Российская газета. 2014. 4 июня.

13 Российская газета. 2016. 16 июня.

14 Российская газета. 2016. 13 июля.

15 В официальных источниках не публиковался.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.