УДК 37 ББК 74
DOI 10.24411/2073-3305-2019-10167
Педагогика и юриспруденция в Российской Федерации: поиск оптимального сочетания
Pedagogy and Law in the Russian Federation: Finding the Best Combination
Екатерина Владиславовна УСТИНОВА,
профессор Центра лингвистики и профессиональной коммуникации Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства о сочетании педагогики и юриспруденции в Российской Федерации высказано несколько суждений: педагогика как общественное отношение регулируется нормативными правовыми актами, в первую очередь — Федеральным законом от 21 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»; приемы педагогики используются в юриспруденции при осуществлении юридического образования (Указ Президента РФ от 26 мая 2009 г. № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации»); приемы педагогики используются в юриспруденции при осуществлении правоприменительной деятельности (в частности, при всех пяти видах судопроизводства).
Ключевые слова: законодательство, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», подзаконный нормативный правовой акт, Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации», педагогика, юриспруденция, образовательная деятельность, высшее юридическое образование
Abstract. The article on the basis of the analysis of legal literature and legislation on the combination of pedagogy and law in the Russian Federation made several judgments: pedagogy as a public attitude is regulated by normative legal acts and, first of all, by the Federal law of the Russian Federation "On education in the Russian Federation" of December 21, 2012; pedagogy techniques are used in jurisprudence in the implementation of legal education (Decree of the President of the Russian Federation "On measures to improve higher legal education in the Russian Federation" № 599 of May 26, 2009); pedagogy techniques are used in jurisprudence in the implementation of law enforcement activities (in particular, in all five types of legal proceedings).
Key words: legislation, Federal law "On education in the Russian Federation", subordinate normative legal act, Decree of the President of the Russian Federation "On measures to improve higher legal education in the Russian Federation", pedagogy, law, educational activities, higher legal education
Предметом данной статьи является поиск оптимального сочетания педагогики и юриспруденции в Российской Федерации.
Первоначально о состоянии теории.
Так, научное обоснование использования термина «юридическая педагогика» дано A.M. Сто-ляренко: «Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования выступает система правоохранительной деятельнос-
ти органов внутренних дел, управления ею и обеспечения в соответствии с современными вызовами времени. Предмет — педагогические феномены, закономерности, механизмы в системе МВД, их влияние на ее функционирование, возможности их учета и изменения в интересах повышения эффективности решения стоящих перед ней задач», в том числе и в виде одного научного положения: «обоснование и разработка теоретико-методологических основ новой облас-
ти педагогического знания — юридико-педаго-гического, ее объекта, предмета, цели, задач, системы»1.
В последующем вышли в свет учебники, названные как «Юридическая педагогика», в рамках курса «Педагогика высшей школы»2.
Группой авторов-единомышленников (руководители — В.Я. Кикоть и A.M. Столяренко) в учебной публикации удалось представить «полную систему накопленных научных знаний о специфике проблем юридической педагогики в органах МВД»3.
К.С. Вельский и Л.А. Зайцева при рассмотрении методов обучения сформулировали следующие обобщающие суждения: «Таковы основные методы обучения в российской национальной системе высшего образования, в том числе в системе юридического образования. Не совсем правильно какой-либо метод обучения выделять как универсальный, так как каждый из них имеет важное значение, и все они только во взаимодействии дают педагогический эффект. При этом каждый метод тяготеет к какому-либо виду педагогического процесса: словесно-объяснительный метод — к лекционному виду учебных занятий, эвристический метод — к семинарскому занятию и т.д.»; «Присоединение Российской Федерации к Волонской декларации в 2003 г. не привело к обезличиванию российской национальной системы высшего образования с ее методами обучения, которые складывались в нашей стране в течение нескольких столетий»4.
В.А. Чернушевич исследовал «проблему формирования компетенций в условиях традиционного учебного процесса и нетипизированных содержаний компетенций, представленных в стан-дарте»5.
Р.О. Вуряковский обосновал следующее суждение: «Таким образом, юридическая педагогика оценивает образованность не по диплому, не как социально-демографическое, но как педагогическое свойство, как цивилизованное, просвещенное, находящееся на уровне достижений современного человеческого знания понимание данным человеком окружающего мира и себя в нем»6.
Вероятно, не столь совершенные результаты научных изысканий предопределяют и несовершенство законодательства об образовании в Российской Федерации. В первую очередь обратимся к нормативному правовому акту, по юридической силе приравненному к федеральному закону РФ, специально предназначенному для регулирования отношений в сфере образования. Речь идет о Федеральном законе от
21 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»7. «1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование ... 2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования» (ст. 1).
Федеральному закону РФ от 21 декабря 2012 г. корреспондируют и подзаконные нормативные правовые акты: указы Президента РФ от 26 мая 2009 г. № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации»8, от 8 октября 2009 г. № 1129 «О высшей юридической премии «Юрист года»»9: «Придавая большое значение общественному признанию заслуг высокопрофессиональных юристов в формировании правового государства, укреплении законности и правопорядка, защите прав и свобод граждан, постановляю...».
Таким образом, педагогика и юриспруденция как самостоятельные сферы деятельности могут взаимодополнять друг друга.
Иначе говоря, результаты научных исследований представителей педагогической науки могут использоваться и в правоприменении10. В частности, при всех пяти видах судопроизводства, перечисленных в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. «1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. 2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. 3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается» (ст. 118). В первую очередь обратим внимание на уголовное судопроизводство, при котором осуществляется комплекс процессуальных действий. Так, производство следственных (судебных) действий не только предполагает, но и обязывает управо-моченных представителей процессуальных органов использовать достижения педагогики (осмотр; задержание подозреваемого; допрос; очная
188
Образование. Наука. Научные кадры 2019 / № 3
ставка; обыск; выемка; освидетельствование; предъявление для опознания; следственный эксперимент; получение образцов для сравнительного исследования; эксгумация трупа; назначение экспертизы; контроль и запись переговоров; наложение ареста на почтово-телеграфные отправления; наложение ареста на имущество).
Изложенное позволяет высказать несколько суждений.
1. Педагогика, как общественное отношение, регулируется нормативными правовыми актами, в первую очередь Федеральным законом от 21 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приемы педагогики используются в юриспруденции при осуществлении юридического образования (Указ Президента РФ от 26 мая 2009 г. № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации»).
3. Приемы педагогики используются в юриспруденции при осуществлении правоприменительной деятельности (в частности, при всех пяти видах судопроизводства).
1 Столяренко А.М. Юридическая педагогика в системе МВД (методология, теория, практика): Дис. в форме научного доклада на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 1999. С. 5, 7.
2 См. об этом: Левитан К.М. Юридическая педагогика: Учебник. М.: Норма, 2008; Он же. Юридическая педагогика: Учебник. М.: Норма; ИНФРА-М, 2015; Он же. Юридическая педагогика: Учебник. 2-е изд., изм. и доп. М.: Норма; ИНФРА-М, 2016.
3 См.: Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: Учебник для курсантов и слуша-
телей образовательных учреждения МВД РФ / Под ред. В.Я. Кикотя, A.M. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С. 2.
4 См.: Вельский К.С., Зайцева Л.А. Педагогический процесс в юридическом вузе (цикл материалов по вузовской педагогик) // Юридическое образование и наука. 2009. № 1.
5 Чернушевич ВА. Проблемы формирования компетенций при подготовке по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» // Юридическая психология. 2013. № 1. С. 24—26.
6 Вуряковский P.O. Юридическая педагогика — особая область научного педагогического знания // Юридический мир. 2012. № 4. С. 66—68.
7 См.: СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. I). Ст. 7598; ...; 2019. № 18. Ст. 2209.
8 См.: СЗ РФ. 2009. № 22. Ст. 2698.
9 См.: СЗ РФ. 2009. № 41. Ст. 4735.
10 О правоприменении подробнее см., например: Га-лузо В.Н. О некоторых проблемах комплексного правоприменения в сфере образования в Российской Федерации // Научно-практический журнал «Диалог». 2017. № 2. С. 28—37; Ватюк В.И., Галузо В.Н. О допустимости «инноваций» в юридической науке Российской Федерации (отклик на результат деятельности диссертационного совета Д. 212.081.26 при федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет») // Образование и право. 2018. № 1. С. 165—173; Галузо В.Н. «Научные школы» в юриспруденции Российской Федерации: реальность или иллюзия? // Образование и право. 2018. № 4. С. 42—51; Ватюк В.И., Галу-зо В.Н. «Прикладная юриспруденция» или комплексное правоприменение в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2018. № 9. С. 47—53.